Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как элемент системы формирования квалифицированных рабочих кадров сельского хозяйства'

Профессиональная ориентация как элемент системы формирования квалифицированных рабочих кадров сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
407
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пузачева Н. В.

Статья содержит анализ состояния и проблем профессиональной ориентации в сельских школах как одного из элементов системы формирования квалифицированных рабочих кадров сельского хозяйства. Определены основные направления по совершенствованию профессиональной ориентации в сельских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пузачева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career-guidance as part of the system of skilled personnel for agriculture training

The article comprises an analysis of career-guidance state and problems in rural schools as part of the system of training skilled manpower for agriculture. Basic directions for improvement the career guidance in rural schools have been determined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как элемент системы формирования квалифицированных рабочих кадров сельского хозяйства»

Профессиональная ориентация как элемент системы формирования квалифицированных рабочих кадров сельского хозяйства

Н. В. Пузачева, аспирантка,

Всероссийский НИИ ЭСХ, г. Москва

Сложившаяся региональная организация аграрного производства Российской Федерации не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива страны — человеческих ресурсов. В период постепенного выхода АПК из кризиса без создания условий для эффективного формирования и использования квалифицированных рабочих кадров и современных механизмов стимулирования аграрного труда дальнейшее успешное развитие отрасли становится проблематичным.

Система формирования квалифицированных рабочих кадров рассматривается как пятизвенная структура: демографическая ситуация — профессиональная ориентация — подготовка кадров — распределение — мобильность и закрепление работников.

Вторым элементом системы формирования квалифицированных рабочих кадров является профессиональная ориентация, которая стала неотъемлемой частью развития системы профессионального образования.

Будущее села, состояние и использование рабочей силы в значительной степени зависят от притока молодежи, которая в силу возрастных, социально-психологических особенностей тяготеет к новым производствам, видам деятельности, сравнительно легче овладевает сложными профессиями [1]. Это в свою очередь определяется числом контингента в учреждениях профессионального образования, которое зависит от эффективности профессиональной ориентации в сельских школах.

Современный сельский рынок труда на протяжении последних нескольких лет испытывает дефицит в квалифицированных рабочих кадрах, их постарение, снижение уровня квалификации, падение престижа сельскохозяйственных рабочих профессий для сельской молодежи.

Причины, вызывающие эти негативные явления, весьма многообразны. Это и депопуляция населения, возрастающий дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу, низкая цена труда основных категорий работников и разрыв в оплате труда между сельским хозяйством и другими отраслями, деиндустриализация сельскохозяйственного производства в большинстве сельскохозяйственных предприятий, неблагоприятные условия труда и прочее.

Система образования призвана обеспечить условия для обучения в действующей сети всех заинтересованных граждан, создать предпосылки для успешного трудоустройства и трудовой адаптации молодежи, предоставить возможность дальнейшего повышения квалификации и переподготовки работающего населения на фоне быстроизменяющейся конъюнктуры рынка.

В настоящее время далеко не все работодатели готовы осуществлять подбор кадров своими силами на достаточно высоком профессиональном уровне [2].

Требования, предъявляемые к квалифицированным рабочим кадрам, не могут быть удовлетворены в полной мере. Это связано с тем, что учреждения начального профессионального образования (НПО) в основном комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Положение усугубляется тем, что большая часть старшеклассников ориентирована на поступление в вузы.

В Калужской области, где автор провел в 2007 г. исследование, на подготовку в учреждениях начального профессионального образования ориентировано 19,4% выпускников средних школ, из них на базе основного общего образования — 25,3% и на базе среднего (полного) общего образования — 7,7%; в учреждениях среднего профессионального образования — 22,9%; в вузы идут более 57% учащихся по окончании школы.

Специфика сельского рынка рабочей силы характеризуется ограниченностью сферы приложения труда и возможности территориального перемещения [3].

В связи с этим возникает острая необходимость ориентации на гибкие формы и виды сельской занятости: получение новой профессии, обучение навыкам поиска работы. Отсюда следует, что основная цель профориентации заключается в реализации таких социальных функций, как подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии, целенаправленная подготовка к труду, эффективное планирование оптимальной профессиональной карьеры. Однако профориентационная работа в школах поставлена таким образом, что ее социальные функции практически не реализуются.

По мнению И.А. Агринской, система профессиональной ориентации призвана обеспечить профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его

жизни и может выступать определенной формой социальной гарантии в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности [4].

К сожалению, профориентационная работа в сельских школах поставлена таким образом, что большинство молодых людей не имеют представления о реальном спросе на профессиональные кадры. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, что, в свою очередь, влечет значительные личностные и социальные издержки. Теряется вера в свои силы, а главное — время.

Кризисные явления переходного периода усилили противоречивость, «разорванность» молодежного сознания вообще и их профориентации в особенности. У юношей и девушек нередко происходит выбор не специальности, а работы с более высокой заработной платой. Достижение же профессионального статуса откладывается «на потом».

Как показывают результаты опроса выпускников сельских школ, менее половины из них считают, что школа влияет на выбор профессии.

При проведении опроса выпускников сельских школ Калужской области были получены результаты оценки степени влияния профессиональной ориентации на выбор профессии (табл. 1).

Анализ табл. 1 показывает, что среди 9-клас-сников 45,5% юношей и 39,5% девушек говорят о сильном влиянии профессиональной ориентации на выбор профессии. В 11-х классах проценты существенно ниже и составляют 12,5% и 23,5% соответственно. В среднем в 11-х классах только 18,2% респондентов считают, что школа сильно влияет на выбор профессии, в то время как в 9-х классах этот процент составляет 41,5%.

Молодежь, в силу отсутствия у нее профессионального образования, не может конкурировать с кадровыми работниками и совсем не адаптиро-

вана к производственным условиям. Одной из основных причин такого положения является то, что профориентационной работой преимущественно занимаются работники служб занятости, к решению проблемы практически не привлекаются руководители сельскохозяйственных организаций и других структур управления.

Следует отметить, что для сравнения был проведен опрос рабочих массовых профессий и руководителей сельскохозяйственных организаций.

Среди рабочих кадров сельскохозяйственных организаций 29,0% мужчин и 41,9% женщин считают, что школа помогает в выборе профессии, а 38,7% и 30,2% соответственно — что не помогает. При этом мнения рабочих кадров сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм разнятся, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Как показывают данные табл. 2, только в СПК свыше 50,0% рабочих кадров считает, что профориентация в школе влияет на выбор профессии и 25,0% — что не влияет. На втором месте находятся сельскохозяйственные артели, в которых 40,0% рабочих кадров говорят о влиянии школы на выбор профессии, а в обществах с ограниченной ответственностью, колхозах и открытых акционерных обществах — около 30,0%. Максимальное число рабочих кадров (64,3%) в колхозах полагают, что профориентация в школе не влияет на выбор профессии.

Полученные результаты еще раз подтверждают факт неэффективности профессиональной ориентации в школах. Более того, предлагаемые программы профессиональной ориентации в большей степени ориентированы на получение высшего образования или несельскохозяйственной профессии. Желание приобрести неаграрные профессии вполне закономерно и отражает процессы урбанизации и стремление молодежи к получению наиболее престижной профессии (специальности).

1. Оценка степени влияния профориентации на выбор профессии

Структура, в % от общего числа опрошенных В среднем

9 класс 11 класс

мужской женский мужской женский 9 класс 11 класс

Сильно влияет 45,5 39,5 12,5 23,5 41,5 18,2

Не оказывает влияния - 4,7 18,8 11,8 3,1 15,2

Оказывает незначительное влияние 27,3 11,6 18,8 23,5 16,9 21,2

Затрудняюсь ответить 27,3 44,2 50,0 41,2 38,5 45,5

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

2. Оценка влияния профессиональной ориентации на выбор профессии, в % от общего числа опрошенных

ООО СПК Колхоз ОАО СХА В среднем

Влияет 27,0 55,0 28,6 30,0 40,0 35,3

Не влияет 18,9 25,0 64,3 50,0 20,0 47,4

Затрудняюсь ответить 54,1 20,0 7,1 20,0 40,0 17,2

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

3. Оценка необходимости развития профессиональной ориентации в школах, в % от общего числа опрошенных

ООО СПК Колхоз ОАО СХА В среднем

Да, надо развивать 100,0 100,0 75,0 50,0 100,0 90,0

Нет, не надо развивать - - - - - -

Затрудняюсь ответить - - 25,0 50,0 - 10,0

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

По мнению большинства руководителей сельскохозяйственных организаций (90,0%), необходимо развивать профессиональную ориентацию в общеобразовательных учреждениях (табл. 3).

Данные табл. 3 показывают, что в ООО, СХА и СПК все респонденты выступают за развитие профессиональной ориентации в школах. В колхозах 75,0%, а в ОАО только 50,0% опрошенных считают необходимым развитие профориентации в школах. Затруднились с ответами 25,0% и 50,0% респондентов соответственно.

Несмотря на столь высокий процент опрошенных, поддерживающих необходимость развития профессиональной ориентации в школах, только 10,0% руководителей сельскохозяйственных организаций участвуют в проведении профориентационных занятий. Однако эти занятия осуществляются по недостаточно проработанной программе и, кроме того, не обеспечивают знаний о ситуации на рынке труда, о профессиях (специальностях), наиболее востребованных у работодателей, и требованиях, предъявляемых к ним.

Следует отметить, что в итоге отсутствие полноценных связей общеобразовательных учреждений с учреждениями начального профессионального образования, с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными к современным требованиям, предъявляемым тенденциями и закономерностями развития АПК.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования необходимо совершенствовать систему профориентации, которая обеспечивала бы повышение престижности нужных сельскохозяйственному производству профессий, а также социальную защищенность и профессиональное продвижение молодежи.

При этом в первую очередь необходимо учитывать интересы сельских девушек и юношей, желающих остаться в сельской местности. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дать молодежи возможность максимально реализовать свои профессиональные и жизненные планы.

В концепции Федеральной целевой программы развития образовании на 2006—2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ, определены программные мероприятия по основным направлениям решения стратегической задачи совершенствования содержания и технологии образования [5]. Одним из таких направлений

является введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана. Возможно, такой подход в дальнейшем и будет способствовать более эффективному выбору учащимися будущей профессии. Однако этот вопрос требует значительной проработки и адаптации к современным условиям хозяйствования.

Наиболее актуальны разработка и внедрение «Программы профориентации», которая включала бы методические разработки для проведения классных часов, тематических занятий и профориентационных игр, а также подборку бланковых методик для профессионального самоопределения учащихся. Первостепенное значение при этом имеет активное привлечение работодателей к проведению профориентационных занятий, особенно работодателей — участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Именно слаженное сотрудничество общеобразовательных учреждений с работодателями, министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, научными и образовательными учреждениями, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения является залогом успешного развития системы образования в целом, что в свою очередь обеспечит эффективное формирование квалифицированных рабочих кадров.

Литература

1. Кудрявцева, О.В. Подготовка и закрепление квалифицированных кадров в сельском хозяйстве тверской области // Социально-трудовая сфера российского села: проблемы и пути их решения. М.: ФГУП «ВО Минсельсхоза России», 2006. С. 187-191.

2. Барков, С.В. Актуальные проблемы профессиональной ориентации, социальной адаптации, трудоустройства граждан сельской местности и пути их решения // Занятость на селе — индикатор экономического благополучия региона: информационный сборник материалов международного семинара-совещания. Курск: Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Курской области, 2005. С. 126—130.

3. Панков, Б.П. Региональные проблемы занятости и рынка труда на селе / Б.П. Панков, Е.А. Цырендоржиева. М.: Компания Спутник+, 2006. 149 с.

4. Агригинская, И.А. Профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация граждан, проживающих в сельской местности // Занятость на селе — индикатор экономического благополучия региона: информационный сборник материалов международного семинара-совещания. Курск: Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Курской области, 2005. С. 100—108.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы от 3 сентября 2005 года № 1340-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.