Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харитонова О.И., Потеряева Е.Л., Кругликова Н.В.

В статье приводятся сведения о заболеваемости членов экипажей воздушных судов (ВС) гражданской авиации (ГА) профессиональной нейросенсорной тугоухостью (ПНСТ). Проведенное исследование выявило высокий уровень нейросенсорной тугоухости у членов экипажей ВС, в структуре ПНСТ среди лиц «шумоопасных» профессий, которая составляла в среднем 50,8%. 12 Наиболее распространенной сопутствующей патологией у членов экипажей ВС ГА с ПНСТ являлась артериальная гипертензию (АГ), которая встречалась у 47,5% обследованных пациентов, что дает основание расценивать АГ как фактор прогрессирования ПНСТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харитонова О.И., Потеряева Е.Л., Кругликова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATIONAL NEUROSENSORY DEAFNESS IN CIVIL AIRCRAFT CREW MEMBERS

The article covers data on prevalence of neurosensory deafness among civil aircraft crew members. The study revealed high level of neurosensory deafness in civil aircraft crew members, averaging to 50.8% in neurosensory deafness structure among noise-related occupations. Arterial hypertension appeared to be the most prevalent concurrent disease in civil aircraft crew members with neurosensory deafness, found in 47.5% of the patients examined - that considers arterial hypertension as a factor of neurosensory deafness progression.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

при нагрузочных пробах вследствие патологических влияний со стороны позвоночника на периферические вегетативные структуры. Вторую группу составили 72 человека (26,1%) с преобладанием симпатических влияний и выраженной дисфункцией надсегментарно-го аппарата автономной нервной системы, что позволяет предполагать высокую значимость психовегетативных изменений в формировании ПД у данной категории пациентов. 3. Изучение функциональных специфических интервалов подтверждает результаты общепринятого спектрального анализа вариабельности ритма сердца: во второй группе пациентов наблюдается напряжение надсегментарного аппарата и симпатоадреналовых механизмов регуляции, в первой группе выявляется гиперактивация шейных вегетативных ганглиев и барорецепторов дуги аорты на фоне снижения показателя симпатоадреналовой системы. 4. Лица с преобладанием парасипатических механизмов вегетативной регуляции имеют более серьезный прогноз в связи со снижением возможности организма противостоять воздействию вредных производственных факторов на рабочем месте, что проявляется достоверно большей частотой тяжелых дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника. 5. Наиболее информативным нагрузочным тестом для выявления вегетативной дисфункции у пациентов с профессиональными дорсопатиями является сгибательная проба.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES пп. 5)

1. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. — Иваново, 2002. — 200 с.

2. Патент — 2315557 РФ. Способ экспресс-диагностики патологических состояний человека / А.А. Синицкий; А.Т. Быков, А.А. Синицкий, О.В. Гринева, Н.В. Назарова. — № 2006139417; Заяв. 07.11.2006 г.; Опубл. 27.01.2008 г.

3. Попелянский Я. Ю. Ортопедическая неврология (Верте-броневрология). — М., 2003. — 672 с.

4. Профессиональная патология: национальное руководство/ под ред. Н.Ф. Измерова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 784 с.

REFERENCES

1. Mikhailov V.M. Variability of heart rhythm. Practical experience with the method. — Ivanovo, 2002. — 200 p. (in Russian).

2. A.T. Bykov, A.A. Sinitskiy, O.V. Grineva, N.V. Nazarova. Method for express diagnosis of human pathologic states. Patent RF 2315557, № 2006139417, 2006 (in Russian).

3. Popelianskyi Ya. Yu. Orthopedic neurology (vertebro-neurology). — Moscow, 2003. — 672 р. (in Russian).

4. N.F. Izmerov, ed. Occupational diseases: national manual. — Moscow: GEOTAR-Media, 2011. — 784 р. (in Russian).

5. Task Force of the European of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability. Standarts of Measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use. Circulation. — 1996. — V. 93 — Р. 1043-1065.

Поступила 22.04.2015

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Люткевич Анна Александровна (Liutkevich A.A.);

доц. каф. неотл. терапии с эндокринологией и профпатологи-ей ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, ст. науч. сотр. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотреб-надзора, канд. мед. наук. E-mail: lutkevichann@yandex.ru Несина Ирина Алексеевна (Nesina I.A.);

проф. каф. неотл. терапии с эндокринологией и профпато-логией ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, вед. науч. сотр. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, д-р мед. наук. E-mail: nesinairina@ngs.ru.

УДК 616.28-008.14:613.6]:629.7-051

О.И. Харитонова1, Е.Л. Потеряева12, Н.В. Кругликова1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ У ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

2ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск, Россия, 630108 2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Красный проспект, д. 52,

Новосибирск, Россия, 630091

В статье приводятся сведения о заболеваемости членов экипажей воздушных судов (ВС) гражданской авиации (ГА) профессиональной нейросенсорной тугоухостью (ПНСТ). Проведенное исследование выявило высокий уро-

вень нейросенсорной тугоухости у членов экипажей ВС, в структуре ПНСТ среди лиц «шумоопасных» профессий, которая составляла в среднем 50,8%. Наиболее распространенной сопутствующей патологией у членов экипажей ВС ГА с ПНСТ являлась артериальная гипертензию (АГ), которая встречалась у 47,5% обследованных пациентов, что дает основание расценивать АГ как фактор прогрессирования ПНСТ.

Ключевые слова: профессиональная нейросенсорная тугоухость, гражданская авиация, производственный шум.

O.I. Kharitonova1, E.L. Poteriaeva12, N.V. Kruglikova1. Occupational neurosensory deafness in civil aircraft crew members

1FBUN «Novosibirsk scientific research institute of Hygiene» of Rospotrebnadzor, house 7, street Parhomenko, Novosibirsk, Russia, 630108

2SEI VPO NGMU Minzdrava Rossii, house 52, street Krasny prospect, Novosibirsk, Russia, 630091

The article covers data on prevalence of neurosensory deafness among civil aircraft crew members. The study revealed high level of neurosensory deafness in civil aircraft crew members, averaging to 50.8% in neurosensory deafness structure among noise-related occupations. Arterial hypertension appeared to be the most prevalent concurrent disease in civil aircraft crew members with neurosensory deafness, found in 47.5% of the patients examined — that considers arterial hypertension as a factor of neurosensory deafness progression.

Key words: occupational neurosensory deafness, civil aviation, occupational noise.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость (ПНСТ), в силу ее высокой распространенности и недостаточной эффективностью лечебно-реабилитационных мероприятий [2,8], является одной из важнейших социальных проблем. В формировании ПНСТ основным этиологическим фактором является производственный шум.

По данным Е.Н. Илькаевой, ПНСТ занимает первое место (73,3%) в структуре причин снижения слуха в трудоспособном возрасте [4].

По данным Т.А. Азовсковой с соавторами, в большинстве случаев ПНСТ выявляется в профессиях, которые связаны с управлением транспортными средствами (пилоты, машинисты, водители и др.) [1]. При этом максимальная доля выявления ПНСТ в последние годы приходится на авиационную отрасль. В связи с этим требуется углубленное изучение факторов риска, внедрение методов дифференциальной диагностики, а также дальнейшее исследование клини-ко-физиологических особенностей развития ПНСТ у членов экипажей ВС ГА [6]. Необходимо проведение эффективных профилактических мероприятий, которые направлены на предотвращение развития и про-грессирования ПНСТ [3].

Цель работы — характеристика ПНСТ у членов экипажей ВС ГА в зависимости от профессии и стажа работы.

Материалы и методы. На базе клиники профессиональных заболеваний ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новосибирский областной центр профпатологии) обследован 61 пациент с ПНСТ. Профессиональный состав обследованных — командиры ВС, пилоты, штурманы, бортмеханики, бортинженеры, которые во время работы подвергались воздействию постоянного производственного шума от авиационных двигателей. Все пациенты — мужчины в возрасте от 32 до 56 лет (средний возраст 53,4 ± 0,7 лет). Общий стаж работы в группе

обследованных в среднем составил 31,6 ± 0,5 лет (стаж в авиационной профессии — от 16 до 36, в среднем 29,9±0,9 лет). Всем пациентам с целью диагностики ПНСТ и сопутствующей патологии проведено комплексное обследование, включающее клинические и инструментальные методы, в том числе МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головы и шеи, аку- и аудио-метрическое исследование.

Для оценки степени снижения слуха при ПНСТ использовались гармонизированные критерии, основанные на количественных показателях степени снижения слуха от воздействия производственного шума, сопоставимые с международными и медико-социальными критериями [5].

Результаты и обсуждение. Среди обследованных членов экипажей ВС ГА (61 человек) пилоты составляли 38 человек, бортинженеры и бортмеханики 12 человек, штурманы 9 человек, бортоператоры 2 человека.

Все обследованные имели стаж работы в контакте с производственным шумом более 15 лет. Среди членов экипажей ВС ГА (61 человек) стаж работы составлял: 16-25 лет у 14 пациентов, 26-35 лет — у 39 пациентов, 36 лет и более — у 8 пациентов.

У всех обследуемых выявлена двусторонняя ПНСТ различной степени тяжести. ПНСТ I степени обнаружена у 28 пациентов, ПНСТ II степени — у 14 пациентов, ПНСТ III степени — у 14 пациентов. Чаще встречалась ПНСТ I степени: у 53,6% командиров ВС, у 33% штурманов, у 40% пилотов, а также у 83,3% бортмехаников.

Наряду с этим, у 8,1% обследованных выявлены признаки воздействия производственного шума на орган слуха (ПВШ), что при проведении тональной пороговой аудиометрии характеризовалось увеличением порогов звукопроведения и звуковосприятия в области речевых и средних частот (250, 500, 1000 и 2000 Гц) на 11 и более дБ, на частоте 4000 Гц — до 50 дБ. У 45,9% пациентов было обнаружено повышение порогов зву-копроведения и звуковосприятия в области речевых и

средних частот (250, 500, 1000 и 2000 Гц) от 16 до 40 ДБ, на частоте 4000 Гц — до 65 дБ, при шепотной речи до 4,0 м была диагностирована ПНСТ I степени. В 23% случаев обнаружено повышение порогов звуковоспри-ятия и звукопроведения в области восприятия речевых и средних частот (250, 500, 1000 и 2000 Гц) в среднем от 41 до 55 дБ, а на частоте 4000 Гц — до 70 дБ, при шепотной речи до 4,0 м диагностировалась ПНСТ II степени. В 23% случаев в области восприятия речевых и средних частот (250, 500, 1000 и 2000 Гц) было обнаружено повышение порогов звукопроведения и звуко-восприятия более 55 дБ, а на частоте 4000 Гц — более 70 дБ, при шепотной речи до 2,0 м, что явилось основанием для постановки диагноза ПНСТ III степени.

При гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, дополнительно к производственному шуму у членов экипажей ВС ГА регистрировалась повышенная напряженность труда (согласно Р 2.2.2006-05 уровень соответствовал классу 3.2) [7].

Так как шум является общебиологическим раздражителем, кроме нарушений слуха, он оказывает влияние на целый ряд органов и систем, в первую очередь, на сердечно-сосудистую систему (ССС). Большой интерес представляет анализ сопутствующих заболеваний ССС у членов экипажей ВС ГА с ПНСТ.

У 29 пациентов из 61 обследованных лиц с ПНСТ выявлена артериальная гипертония (АГ) разной степени тяжести. Среди командиров ВС АГ выявлена у 12 пациентов, среди них у 3 пациентов диагностирована I степень ПНСТ, у 5 — III степень ПНСТ. Среди пилотов АГ выявлена у 6 пациентов. Из них у 2 ПВШ, и у 2 пациентов — I и II степень ПНСТ. Обнаружено 4 случая АГ у бортинженеров. Необходимо отметить, что АГ наиболее часто выявлялась у членов экипажей ВС ГА со стажем работы в условиях воздействия производственного шума от 16 до 25 лет.

У 31 пациента диагностирован церебральный атеросклероз (ЦА) в доклинической стадии. Среди пилотов ЦА выявлен у 7 пациентов. У бортинженеров ЦА выявлен у 12,9%, что выше, чем у штурманов и бортмехаников, но ниже, чем у командиров ВС, у них данная патология составляет 45,2%.

Выводы. 1. Проведенное исследование обнаружило высокий уровень ПНСТ у членов экипажей ВС ГА, который составлял в среднем 50,8% в общей структуре первично выявленной ПНСТ у лиц «шумоопасных» профессий. 2. У членов экипажей ВС ГА в 23% случаев имеет место поздняя первичная диагностика ПНСТ (при III степени развития ПНСТ). 3. У членов экипажей ВС ГА с ПНСТ выявлен высокий уровень АГ (у 47,5% обследованных) и ЦА (по данным МРТ, у 50,8% обследованных), что требует оптимизации лечебно-реабилитационных мероприятий с целью профилактики прогрессирования ПНСТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азоескоеа Т.А. // Мед. науки. — 2012. — № 3. — С. 19-24.

2. Иванец И.В. // Вестник оториноларингологии. — 2001. — № 5. — С. 11-16.

3. Изотов В.В. // Рос. оториноларингология. — 2009. — Т. 41. — № 4. — С. 64-68.

4. Илькаева Е.Н. // Мед. труда и пром. экология. — 2009. — № 12. — С. 32-38.

5. МР «Диагностика, экспертиза трудоспособности и профилактика профессиональной сенсоневральной тугоухости», МЗ РФ — М., 2012.

6. Патякина О.К. // М-алы докл. VIII научно-практич. конф. оториноларингологов Москвы. — 1998. — С. 77-78.

7. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: руководство: Р 2.2. 2006.05. — М., 2005. — С. 144.

8. Слесарева Н.В., Потеряева Е.Л., Исайченко Л.Н., Добрин-ская Г.В., Александрова И.В., Смирнова Е.Л., Ивлева Т.П., Харитонова О.И. // М-алы 111 городской научно-практич. конф. врачей «Актуальные проблемы профилактики, диагностики, диагностики и лечения болезней внутренних органов». — Новосибирск, 2009. — С. 251-253.

REFERENCES

1. Azovskova T.A. // Med. nauki. — 2012. — 3. — Р. 19-24 (in Russian).

2. Ivanets IV. // Vestnik otorinolaringologii. — 2001. — 5. — Р. 11-16 (in Russian).

3. Izotov VV. // Ros. otorinolaringologiya. — 2009. — v. 41. — 4. — Р. 64-68 (in Russian).

4. Il'kayeva E.N. // Industr. med. — 2009. — 12. — Р. 32-38 (in Russian).

5. Methodic Recommendations «Diagnosis, examination of work capacity and prevention of occupational neurosensory deafness», RF Health Ministry. — Moscow, 2012 (in Russian).

6.Patyakina O.K. Proc. of VIII scientific and practical conference of ENT-professionals in Moscow. — 1998. — Р. 77-78 (in Russian).

7. Manual on hygienic evaluation of working environment and working process factors. Criteria and classification of work conditions: manual: R 2.2.2006.05. — Moscow, 2005. — 144 p (in Russian).

8. Slesareva NV., Poteryaeva E.L., Isaychenko L.N., Dobrinskaya GV., Aleksandrova IV., Smirnova E.L., Ivleva G.P., Kharitonova O.I. Materials of 111 municipal scientific and practical conference of doctors «Topica problems of prevention, diagnosis and treatment of internal diseases». — Novosibirsk, 2009. — Р. 251-253 (in Russian).

Поступила 22.04.2015

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Харитонова Ольга Иосифовна (Kharitonova O.I.);

врач-оториноларинголог-сурдолог клиники профпатоло-

гии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский

институт гигиены» Роспотребнадзора, канд. мед.наук.

E-mail: ngi@niig.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.