Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДИКТОРОВ-ПИЛОТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНТЕРЕСАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДИКТОРОВ-ПИЛОТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНТЕРЕСАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОТ / РЕЧЬ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / АВТОМАТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Иванов Александр Иванович, Корсун Олег Николаевич, Большакова Виктория Алексеевна, Меркулова Анастасия Геннадьевна

Проведено сравнительное экспериментальное исследование характеристик речи дикторов с нормальным слухом и дикторов-пилотов с нарушением слуха в форме нейросенсорной тугоухости. В качестве критериев оценки использовались длительность, громкость произнесения, спектральные характеристики слов. Основным отличием речи пилотов с нарушением слуха является более высокая вариативность её характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Иванов Александр Иванович, Корсун Олег Николаевич, Большакова Виктория Алексеевна, Меркулова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SPEECH CHARACTERISTICS IN HEARING-IMPAIRED PILOT SPEAKERS FOR CREATION OF VOICE-ACTIVATED SYSTEM OPERATING AIRBORNE EQUIPMENT

Comparative experimental study covered speech characteristics in speakers with normal hearing and pilot speakers with neurosensory deafness. Evaluation criteria were duration, speech volume, spectral characteristics of words. Main difference of speach in pilot speakers with hearing disorders was higher variability of its characteristics.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДИКТОРОВ-ПИЛОТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНТЕРЕСАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

Выводы. 1. Качество восприятия и надежность считывания значений параметров полета, отображаемых на экране жидкокристаллического индикатора, зависят от частоты обновления информации и скорости изменения параметра. 2. При частоте обновления информации на экране МФИ менее 70 Гц выявлены визуальные искажения, затрудняющие восприятие и оценку параметров по угловым и линейным перемещениям шкал или отсчет-ных элементов, которые проявляются: дискретностью изменения положения индицируемых элементов; «мультиплицированием» (расщеплением, удвоением и т.п.) символов, особенно имеющих большие линейные размеры (стрелки, символ силуэта самолета, отсчетные линии шкалы тангажа); размытостью контуров элементов индикации; стробоскопическим эффектом (иллюзией «обратного» движения шкалы и оцифровки) на всех типах шкал. Степень проявления отмеченных искажений зависит от скорости изменения параметра, возрастая от минимальной к максимальной. 3. Качество и надежность восприятия параметров, индицируемых цифровыми счетчиками, не зависят от частоты обновления информации на экране МФИ, о чем свидетельствуют высокие субъективные оценки операторов во всем диапазоне исследуемых частот. 4. При энергичном маневрировании с большими угловыми скоростями изменения параметров крена и тангажа наиболее высокое качество восприятия их значений отмечается при частоте обновления информации 80-100 Гц. Визуальные искажения, связанные с недостаточной частотой обновления информации, приводят к ухудшению качества пилотирования и являются фактором риска снижения безопасности полета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аеаее А.Л., Морин С.Ф., Коваленко П.А. // Авиакосмич. приборостроение. — 2003. — №1. — С.43-48.

2. Боровицкий Д. // Зарубежное военное обозрение. — 2005. — №2. — С. 42-48.

3. Давыдов В.В., Иванов А.И., Лапа В.В., Лемещенко Н.А., Рябинин В.А., Чунтул А.В. // Вестн. Межд. академии проблем человека в авиации и космонавтике. — 2007. — №3 (26) . — С. 40-50.

4. Луизов А.В. Инерция зрения. — М.: Оборонгиз, 1961. — С. 60.

REFERENCES

1. Avaev A.L., Morin S.F., Kovalenko P.A. // Aviakosmicheskoe priborostroenie. — 2003. — 1. — Р. 43-48 (in Russian).

2. Borovitskiy D. // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. — 2005.

— 2. — Р. 42-48 (in Russian).

3. Davydov VV., Ivanov A.I., Lapa VV., Lemeshchenko N.A., Ryabinin V.A., Chuntul AV. // Vestnik Mezhdunarodnoy akademii problem cheloveka v aviatsii i kosmonavtike. — 2007. — 3 (26).

— Р. 40-50 (in Russian).

4. Luizov AV. Vision inertia. — Moscow: Oborongiz, 1961.

— 60 p. (in Russian).

Поступила 02.12.2013

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лемещенко Николай Александрович,

вед. науч. сотр. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, канд. мед. наук. Тел.: 8(495) 612-83-12. Иванов Александр Иванович,

вед. науч. сотр. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, д-р мед. наук. Тел.: 8(495) 612-83-12. Лапа Виталий Васильевич,

гл. науч. сотр. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, д-р мед. наук. Тел.: 8(495) 612-83-12. Давыдов Валентин Васильевич,

ст. науч. сотр. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, канд. мед. наук. Тел.: 8(495) 612-83-12. Желонкин Владимир Иванович,

ст. науч. сотр. ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, канд. техн. наук. Тел.: 8 (495) 556-42-88. Рябинин Вадим Александрович,

нач. отд. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, канд. мед. наук. E-mail- tentoria72@mail.ru Голосов Сергей Юрьевич,

зам. нач. отд. НИИЦ (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ МО РФ, канд. мед. наук. E-mail- seregavmola@mail.ru.

УДК 629.7.07:534.78:616.28-008.1

А.И. Иванов1,О.Н. Корсун2, В.А. Большакова1, А.Г. Меркулова1

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДИКТОРОВ-ПИЛОТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНТЕРЕСАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ*

ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва, 2ФГУП «ГосНИИАС», Москва

Проведено сравнительное экспериментальное исследование характеристик речи дикторов с нормальным слухом и дикторов-пилотов с нарушением слуха в форме нейросенсорной тугоухости. В качестве критериев оценки

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант РФФИ 13-08-00530.

использовались длительность, громкость произнесения, спектральные характеристики слов. Основным отличием речи пилотов с нарушением слуха является более высокая вариативность её характеристик.

Ключевые слова: пилот, речь, нарушение слуха, автоматическое распознавание речи.

A.I.Ivanov1, O.N.Korsun2, V.A.Bolshakova1, A.G.Merkulova1. Study of speech characteristics in hearing-impaired pilot speakers for creation of voice-activated system operating airborne equipment

1FSBI "RIOH"MMS, Moscow

2FSUE «State scientific research Institute of aviation systems», Moscow

Comparative experimental study covered speech characteristics in speakers with normal hearing and pilot speakers with neurosensory deafness. Evaluation criteria were duration, speech volume, spectral characteristics of words. Main difference of speach in pilot speakers with hearing disorders was higher variability of its characteristics.

Key words: pilot, speech, hearing disorders, automatic speech recognition.

Системы распознавания речевых команд (СРРК) рассматриваются как альтернативное средство, снижающее рабочую нагрузку на операторов критичных по безопасности систем управления. К таким системам можно отнести практически все виды транспорта и в особенности военные и гражданские летательные аппараты. Одной из проблем при создании СРРК является изменчивость характеристик речи человека, а также воздействие факторов внешней среды, оказывающих помеховое действие. Для повышения эффективности существующих и создания новых высоконадежных интерфейсов СРРК необходимо исследование вероятностных характеристик речи при воздействии внешних факторов и в зависимости от функционального состояния диктора.

В настоящее время исследовано влияние основных факторов авиационного полета — гипоксия, пониженное барометрическое давление, пилотажные перегрузки, утомление — на спектральные, временные и энергетические характеристики речи пилотов [2,5,12]. В этих исследованиях показано, что изменения речи пилотов при воздействии факторов полета связаны как с преимущественным механическим затруднением артикуляции (пилотажные перегрузки), так и с изменением функционального состояния центральной нервной системы (гипоксия, гипоба-рия, утомление).

Одним из отрицательных профессиональных факторов летной деятельности является шум. На современных летательных аппаратах, особенно вертолетах, уровни этого физического фактора могут существенно превышать предельно допустимые значения. Большим количеством исследований показано, что длительное воздействие интенсивного шума приводит закономерному нарушению функции слуха [1,4,6,11,13].

Нарушение слуха может быть обусловлено патологическим процессом, влияющим на различные звенья слухового анализатора, включающие в себя элементы звукопроведения (наружный слуховой проход, среднее ухо, перелимфа внутреннего уха) и структуры, ответственные за звуковосприятие. К последним относятся периферический отдел слуховой системы — орган

Корти со слуховыми рецепторами и центральные слуховые образования, заканчивающиеся в височной доле мозга (извилина Гешле). Для шумового воздействия характерно нарушение в первую очередь зву-ковоспринимающего звена в форме нейросенсорной тугоухости (НСТ).

Статистические данные показывают, что наиболее уязвимой с точки зрения развития НСТ является группа командиров воздушных судов, которые несут основную нагрузку по обеспечению безопасности полета [10,11].

В процессе индивидуального развития человека нормальное формирование речи происходит только при полной сохранности слуховой функции. Доказанным является факт деградации речевой функции при врожденных нарушениях и нарушениях слуха на ранних этапах развития человека [3,7,8]. Есть основания предполагать влияние нарушения слуха на речевую функцию и у взрослых людей, так как слух выполняет функцию обратной биологической связи в контроле за речью. Однако степень этого влияния в настоящее время практически не исследована.

В связи с этим целью работы явилось изучение характеристик речи пилотов гражданской авиации с клинически подтвержденной тугоухостью, вызванной длительным воздействием высоких уровней профессионального авиационного шума.

Материал и методики. Клиническое обследование пилотов и запись образцов речи выполнены на базе отделения оториноларингологии клиники ФГБУ «НИИ МТ» РАМН в специальной шумоизолированной камере с шумовым фоном не более 40-50 дБ.

Исследование слуха включало:

— сбор анамнеза (определение наличия снижения слуха, его возможной связи шумовым воздействием);

— осмотр ЛОР-органов и отомикроскопия при помощи отоскопа фирмы WelchAllynCompany (США);

— определение расстояния восприятия шепотной речи;

— камертональное обследование;

— аудиометрическое исследование в диапазоне 125-16000 Гц на клиническом аудиометре SD-50 (Германия, Siemens).

По данным ЛОР-исследования давалось заключение о типе и степени нарушения слуховой функции.

Запись образцов речи пилотов выполнялась на стандартном переносном компьютере УЛЮ VGN-SZ7RXN/C с микрофоном компьютерной аудиогар-нитуры Sehnheiser 350. В качестве тестовых использовались слова из авиационной лексики — «масштаб», «навигация», «пилотаж», которые произносились дикторами изолированно с паузами между словами 10-15 с для исключения влияние контекста. Порядок произнесения слов был случайным. Записывалось по 50 реализаций каждого слова.

В качестве характеристик речи дикторов использовались:

— длительность произнесения слова;

— интенсивность, произнесения слова, для описания которой вычислялось среднеквадратическое отклонение (с) амплитуды слова;

— вероятность правильного автоматического распознавания слова.

Для статистического сравнения параметров речи дикторов с нормальным слухом и с нарушением слуха использовался непараметрический метод Манна-Уит-ни, связь выраженности изменений речи с индивидуальным состоянием слуха оценивалась ранговым коэффициентом корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди обследованного летного состава выявлено 9 человек с нарушением слуха, имевшим четкую связь с воздействием профессионального шумового фактора (табл. 1).

Средний возраст пациентов составил 54,4±1,7 лет (48-64 года). Все пилоты имели большой стаж летной работы — 29,2±2,8 лет (15-40 лет). Длительность нарушения слуха составила 3,3±0,3 года (2-5 лет). Все пациенты предъявляли жалобы на снижение слуха и разборчивости речи. У всех пациентов выявлено нарушение восприятия шепотной речи. Анализ аудиограмм выявил двусторонне повышение порогов звуковосприятия различной выраженности в области высоких частот (4 кГц).

На основании указанных данных пациентам был поставлен диагноз двусторонняя нейросенсорная тугоухость, связанная с воздействием профессионального авиационного шума.

В табл. 2 представлены значения длительности произнесения слов дикторами с нормальным слухом и пилотами с диагнозом НСТ.

Длительность произнесения слов зависела от длины слова (количества слогов). Наибольшая длительность отмечалась при произнесении слова «навигация», состоящего из трех слогов, по сравнению с двухсложными словами «масштаб» и «пилотаж». Эта тенденция имела место в обеих группах независимо от состояния слуха дикторов. Сравнение средних значений длительности произношения слов не выявило достоверной связи этого показателя с состоянием слуха дикторов. Однако обращает на себя внимание факт более высо-

кой вариативности в группе дикторов с нарушением слуха (среднеквадратические отклонения с длительностей произнесения слов в этой группе возрастают в 1,8...2,6 раза). Увеличение вариативности длительности произношения слов связано с расширением выборки в сторону как низких, так и высоких значений. В табл. 3 представлены значения громкости произнесения слов.

По показателю громкости отмечаются достоверные (р<0,01) различия между группами. Средняя громкость произношения тестовых слов в группе пилотов с нарушением слуха была в 4,2-6 раз выше по сравнению с нормально слышащими дикторами. Изучение индивидуальных данных выявило у 2-х пилотов (НРС, СМП) значительное превышение уровней громкости произнесения тестовых слов по сравнению с групповой средней величиной. Анализ, проведенный с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена, не выявил связи громкости произнесения тестовых слов с индивидуальным состоянием слуха пилотов, оцениваемым по показателю восприятия шепотной речи.

Таким образом, результаты проведенного сравнительного анализа показывают, что основным отличием речи пилотов с нарушениями слуха от речи дикторов с нормальным слухом является более высокая вариабельность её характеристик.

Указанные особенности речи пилотов могут существенно сказаться на надежности её автоматического распознавания. В связи с этим полученные образцы речи были подвергнуты анализу с помощью алгоритма распознавания речевых команд [12], в котором автоматическое распознавание слов выполнялось путем сравнения параметрических портретов слов с эталоном. Для формирования параметрического портрета (образа слова) использовался спектрально-временной алгоритм, заключающийся в последовательном выполнении следующих операций. Вначале речевой фрагмент, записанный с частотой дискретизации 22 кГц, делился на кадры длительностью 20-40 мс и взвешивался при помощи окна Хэмминга [9,14]. Далее для каждого кадра вычислялся модуль Фурье — образа анализируемого сигнала с помощью процедуры быстрого преобразования Фурье. Затем весь диапазон частот, ограниченный частотой Найквиста, которая в данном случае составляла 11 кГц, делился на заданное количество полос (15-35) и для каждой полосы вычислялась средняя амплитуда. В качестве характеристики для каждого кадра использовался логарифм средней амплитуды. В итоге получалась матрица параметров, характеризующая изменение частотного спектра сигнала во времени.

Эталон по каждому слову создавался как среднее параметрических портретов 15 реализаций данного слова у избранного диктора. Реализации выбирались так, чтобы их длительности были наиболее близки к средней для данного диктора длительности слова. В качестве критерия соответствия выбирался коэффициент корреляции между параметрическими портретами слов и эталонами.

Таблица 1

Характеристики нарушений слуха у пилотов

Инициалы пилота Возраст, лет Летный стаж, лет Жалобы на снижение слуха, разборчивости речи, анамнез Восприятие шепотной речи, м Диагноз: двусторонняя нейро-сенсорная тугоухость Профессия, должность

ЛАН 50 28 в течение 2 лет 3/3 с умеренной степенью снижения слуха (2А ст.) бортинженер МИ-8

ФМК 48 15 в течение 4 лет 2/2 с умеренной степенью снижения слуха (2Б ст.) штурман ТУ-134

НРС 52 25 в течение 3 лет 2/2 с умеренной степенью снижения слуха (2Б ст.) бортмеханик ТУ-134

ПВИ 56 34 в течение 3 лет 2/2 с умеренной степенью снижения слуха (2Б ст.) командир вертолета МИ-8

СПМ 64 40 в течение 5 лет 2/2 со значительной степенью снижения слуха (3ст.) командир АН-24

КСД 50 24 в течение 3 лет 1/1 со значительной степенью снижения слуха (3ст.) командир-инструктор вертолета МИ-8Т, МИ-8 АМТ

КСВ 55 22 в течение 3 лет 0,5/0,5 со значительной степенью снижения слуха (3ст.) бортмеханик вертолета МИ-8, МИ-26

ГВА 60 37 в течение 3 лет 0,5/0,5 со значительной степенью снижения слуха (3ст.) пилот-конструктор МИ-8, МИ-26

СГЮ 55 39 в течение 4 лет 2/2 со значительной степенью снижения слуха (3ст.) второй пилот

Таблица 2

Статистические показатели длительности произнесения слов дикторами с нормальным слухом и пилотами с диагнозом НСТ, с

Группа Статистический показатель Слово

«масштаб» «навигация» «пилотаж»

Дикторы с нормальным слухом M 0,68 0,86 0,67

ff 0,042 0,036 0,03

min-max 0,48-0,96 0,67-1,16 0,48-0,93

Пилоты с диагнозом НСТ M 0,62 0,82 0,76

ff 0,076 0,079 0,078

min-max 0,36-0,97 0,51-1,21 0,46-1,08

Примечания: М — средняя арис шетическая времени произнесения слова, а — среднее квадратическое отклонение времени

произнесения слова, шт-шах — диапазон минимального и максимального времени произнесения слова.

Таблица 3

Показатели громкости произнесения слов дикторами с нормальным слухом и пилотами с диагнозом НСТ, отн.ед.

Группа Статистический показатель Слово

«масштаб» «навигация» «пилотаж»

Дикторы с нормальным слухом M 0,0024 0,0020 0,0031

ff 0,0024 0,0016 0,0030

min-max 0,0001-0,0090 0,0003-0,0080 0,0001-0,0110

Пилоты с диагнозом НСТ M 0,010 0,012 0,013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ff 0,001 0,001 0,001

min-max 0,001-0,1420 0,001-0,139 0,001-0,143

Примечания: М — средняя арифметическая времени произнесения слова, а — среднее квадратическое отклонение времени произнесения слова, шт-шах — диапазон минимального и максимального времени произнесения слова.

Для распознавания были взяты записи летчиков с наибольшей (ГВА), наименьшей (ПВИ) и средней (КСД и ЛАН) длительностями произнесения слов. В рамках исследования использовалось несколько эталонов: эталон, соответствующий речи диктора с нормальным слухом, а также эталоны, сформированные по записям каждого из исследуемых летчиков. При распознавании входными данными являлись записи слов и эталон, выходными — доля ошибок в общем количестве распознаваемых слов каждого диктора, выраженная в процентах. Результаты распознавания слов дикторов с НСТ относительно различных эталонов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Доля ошибок при автоматическом распознавании слов пилотов с диагнозом НСТ по различным эталонам, %

Дикторы с НСТ Эталоны

ГВА ПВИ КСД ЛАН Диктор с нормальным

слухом

ГВА 15,1 58,2 41,3 58,2 47,1

ПВИ 44,2 3,3 26,0 8,7 21,3

КСД 29,3 26,7 2,0 12,7 19,3

ЛАН 39 12,6 20,0 7,3 14,7

Табл. 4 показывает, что процент ошибок распознавания для всех рассмотренных эталонов изменяется в очень широких пределах, но в среднем является очень высоким (20...58%).

Для сравнения отметим, что для дикторов с нормальным слухом (табл. 5) доля ошибок распознавания не превышала 1,4%, за исключением диктора САК, для которого процент ошибок возрастал до 5,9%. В последнем столбце табл. 5 помещены результаты распознавания в случае, когда в качестве эталона был выбран диктор с диагнозом НСТ. Высокий процент ошибок указывает на существенные различия в характеристиках речевых сигналов между диктором с НСТ и всеми исследованными дикторами с нормальным слухом.

Таблица 5

Доля ошибок при автоматическом распознавании слов дикторов с нормальным слухом по различным эталонам, %

Дикторы с нормальным слухом Эталоны

НАМ САК ФИМ НФИ Диктор ПВИ с диагнозом НСТ

НАМ 0,0 0,0 0,0 0,0 26,2

САК 0,7 2,0 5,9 4,0 18,1

ФИМ 0,0 0,0 0,0 0,0 16,4

НФИ 0,0 1,4 1,4 0,7 21,5

Возвращаясь к дикторам с диагнозом НСТ, заметим, что относительно небольшой уровень оши-

бок 2-15,1% имеет место только в случаях, когда речь диктора распознается по индивидуальному эталону (диагональные элементы таблицы), то есть когда особенности его речи учитываются при распознавании.

В целом данные табл. 4 и 5 подтверждают ранее сделанный вывод о повышении вариабельности характеристик речи пилотов с диагнозом НСТ, поскольку высокая доля ошибок распознавания при любом эталоне свидетельствует о существенных отклонениях параметров речи от любого фиксированного образца.

Таким образом, результаты проведенного сравнительного анализа по таким характеристикам как длительность произнесения слов, громкость, доля ошибок при автоматическом распознавании показывают, что основным отличием речи пилотов с нарушениями слуха от речи дикторов с нормальным слухом является более высокая вариабельность её характеристик.

Выводы. 1. Высокая вариативность характеристик речи пилотов с НСТ является причиной сниже ния надежности автоматического распознавания их речи по сравнению с дикторами, обладающими нормальным слухом. 2. Удовлетворительные показатели надежности автоматического распознавания речи пилотов с НСТ обеспечиваются только при использовании в качестве эталона индивидуальных образцов их речи, что не требуется в случае дикторов с нормальным слухом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES пп. 12-14)

1. Белл А. Шум //Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: пер. с англ. — М.: Профиздат, — 1998. — Т. 4. — ч. 2. — С. 2946-2949.

2. Бондарос Ю.Г., Иванов А.И., Тищенко А.А. // 3-й международный семинар «Анализ разговорной речи» . — С-Пб: 26-27 августа 2009 г. — С. 68-73.

3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

4. Денисов Э.И., Илькаева Е.Н. // Профессиональный риск для здоровья работников. (Руководство) / Под ред. Н.Ф. Из-мерова и Э.И. Денисова. — М.: Тровант, 2003. — С. 114-124.

5. Иванов А.И., Корсун О.Н., Красавин И.В., Чучупал В.Я., Филатов В.Н. //Вестн. Компьют. и информ. технологий. — 2012. — №6. — С. 3-7.

6. Измеров Н.Ф., Суворов ГЛ., Прокопенко Л.В. Человек и шум. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М.: «Просвещение», 1991.

8. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.

9. Корсун О.Н., Финаев И.М. // 7-й межд. Аэрокосмич. конгресс IAC'2012. Сб. научн. тр. — М., 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), гос. рег. № 0321303652.

10. Козин О.В. // Научно-практические аспекты отиатрии. — М.: 1981. — С. 30-32.

11. Илькаева Е.Н., Пиктушанская Т.Е. // Мед. труда. — 2009. — № 11. — С. 27-36.

REFERENCES

1. Bell A. Noise. Encyclopedia on safety and occupational hygiene: translated from English. — Moscow: Profizdat, 1998.

— V. 4. — part 2. — H/ 2946-2949 (in Russian)/

2. Bondaros Yu.G., Ivanov A.I., Tishchenko A.A. // Proc. of 3rd International seminar «Analysis of informal speech» 26-27 August 2009, St.Petersburg. — P. 68-73 (in Russian).

3. Boskis R.M. Deaf and hearing-impaired children. — Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1963 (in Russian).

4. Denisov E.I., Il'kaeva E.N. Occupational risk for workers' health. Manual. Izmerov N.F., Denisov E.I., eds. — Moscow: Trovant, 2003. — P. 114-124 (in Russian).

5. Ivanov A.I., Korsun O.N., Krasavin IV., Chuchupal VYa., Filatov V.N. // Vestnik komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy. — 2012. — 6. — P. 3-7 (in Russian).

6. Izmerov N.F., Suvorov GL., Prokopenko LV // Human and noise. — Moscow: GEOTAR-MED, 2001 (in Russian).

7. Leongard E.I., Samsonova E.G. Development hearing-impaired children in family surroundings. — Moscow: «Prosveshchenie», 1991 (in Russian).

8. Rau F.F. Spoken language of deaf. — Moscow: Pedagogika, 1973 (in Russian).

9. Korsun O.N., Finaev I.M. // Proc. of 7th international aerospace congress IA.C'2012. — Moscow, 2013. — CD-ROM № 0321303652 (in Russian).

10. Kozin O.V. // Scientific and practical aspects of otology.

— Moscow. — 1981. — P. 30-32 (in Russian).

11. Il'kaeva E.N., Piktushanskays T.E. // Industrial medicine. — 2009. — 11. — Р. 27-36 (in Russian).

12. Bondaros Yu., Ivanov A.I., Kostyuk A.I., Shishov A.A. // SPECOM 2009. St. Peterburg. — P. 318-323.

13. Begault D.R., Wenzel E.M., Tran L.L., Anderson M.R. // Percept Mot Skills.1998. — V. 86. — № 1. — Р. 258.

14. Peinado A.M., Segura J.C. Speech Recognition over Digital Channels: Robustness and Standards:John Wiley&Sons. 2006.

Поступила 15.04.2014

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванов Александр Иванович,

вед. науч. сотр. ФГБУ «НИИ МТ» РАМН. E-mail: manaton2011@yandex.ru. Корсун Олег Николаевич,

нач. лаб. ФГУП «ГосНИИАС», д-р техн. наук. E-mail: marmottoduo@yandex.ru. Большакова Виктория Алексеевна,

зав. конс.-поликлинич. отд. ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, канд. мед. наук. E-mail: niimt@niimt.ru. Меркулова Анастасия Геннадьевна,

мл. науч. сотр. ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, аспирант. E-mail: anastasia.merkoulova@gmail.com.

УДК 616.839:656.071.13:656.71

С.К.Солдатов, С.Д.Чистов, В.Н.Зинкин, С.П.Рыженков, Н.М.Поляков

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ У ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА АЭРОДРОМА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНА СЛУХА ОТ ШУМА

Научно-исследовательский испытательный центр (авиационно-космической медицины и военной эргономики) 4 ЦНИИ

Минобороны России, Москва

Исследована вариабельность сердечного ритма и гемодинамические параметры у авиационно-технического персонала в условиях воздействия авиационного шума и применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) от него. Применение СИЗ устраняет неблагоприятное стрессорное экстраауральное действие шума, что проявляется в стабилизации показателей активности симпатической нервной системы.

Ключевые слова: авиационный шум, вариабельность сердечного ритма, гемодинамика, средства индивидуальной защиты.

S.K.Soldatov, S.D.Tchistov, V.N.Zinkin, S.P.Ryzhenkov, N.M.Polyakov. Vegetative reactivity of airfield technical personnel using individual protective means against noise

Scientific research testing center of aerospace medicine and military ergonomics 4 th Research Institute of Defense Ministry, Moscow

The study covered cardiac rhythm variability and hemodynamic parameters in airfield technical personnel under exposure to aviation noise and with use of individual protective measures against noise. Individual protective means remove unfavorable stressful external effects of noise — that is manifested by more stable parameters of sympathetic nervous system activity.

Key words: aviation noise, cardiac rhythm variability, hemodynamic, individual protective means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.