Потеряева Елена Леонидовна (Poteriaeva ЕХ.);
проректор по лечеб. работе, зав. каф. неотл. терапии с эндокринологией и профпатологией ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, рук. отд. мед. труда и пром. экологии ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспо-
требнадзора, засл. врач РФ, д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected].
Кругликова Наталья Валерьевна (Kruglikova NV.);
гл. врач клиники профпатологии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотреб-надзора, канд. мед. наук. E-mail: [email protected].
УДК 616.28-008.14:613.6-036]:629.7-051
Н.В. Кругликова1, В.Л. Ромейко1, Т.И. Бекенева2, О.И. Харитонова1
КЛИНИКО — ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1 ФБУН Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Роспотребнадзора, ул. Пархоменко, д. 7, Новосибирск,
Россия, 630108
2 ГБОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, ул. Красный Проспект, д. 52,
Новосибирск, Россия, 630091
В статье рассмотрены вопросы реализации положений нормативно-правового регулирования в сфере профилактики рисков неблагоприятного воздействия шума на летный состав гражданской авиации (ГА). Проанализированы истории болезней пациентов летного состава ГА, прошедших обследование в клинике профессиональных заболеваний, которым впервые был установлен диагноз профессиональной нейросенсорной тугоухости.
Ключевые слова: нейросенсорная тугоухость, летный состав, акустическая нагрузка, медицинские осмотры (обследования), центр профпатологии.
N.V. Kruglikova1, V.L. Romeiko1, T.I. Bekenevа2, O.I. Kharitonova1. Clinical and hygienic aspects of occupational neurosensory deafness in civil aviation flight personnel
1FBUN Novosibirsk research Institute of hygiene, house 7, street Parhomenko, Novosibirsk, Russia, 630108
2 HBO of higher professional education Novosibirsk state medical University Ministry of health of Russia, house 52, Krasny Prospekt, Novosibirsk, Russia, 630091
The article covers implementation of regulatory and legal concepts in prevention of risk caused by hazardous effects of noise in civil aviation flight personnel. The authors analyzed case histories of civil aviation flight personnel patients examined in occupational diseases clinic, with first diagnosed occupational neurosensory deafness.
Key words: neurosensory deafness, flight personnel, acoustic load, medical examinations, occupational pathology center.
Среди важнейших приоритетов государственной стратегии национальной безопасности России особое место занимает проблема профессиональной заболеваемости работающего населения с ее негативными последствиями экономического, морального и социального характера. В современных условиях, несмотря на спад экономического производства и сокращение численности рабочих мест, контингент лиц, подвергающихся вредному воздействию производственного шума, по-прежнему остается достаточно высоким. В связи с этим проблема профессиональной тугоухости в настоящее время приобретает все большую актуальность в медицинском и социальном аспектах, значительно ухудшая качественный потенциал трудовых ресурсов страны.
Следует отметить, что на протяжении последних пяти лет в России наибольший удельный вес занима-
ют заболевания, связанные с воздействием физических факторов производства, причем ведущей нозологической формой в этой группе заболеваний в настоящее время является нейросенсорная тугоухость, на долю которой приходится более 50%, а в общей структуре профессиональных заболеваний удельный вес этой патологии достигает 25,6% [5]. Такое положение связано с тем, что в настоящее время остается значительное число видов экономической деятельности, работники которых трудятся в условиях шума, превышающего предельно допустимые уровни (ПДУ). При этом одной из существующих проблем является высокий удельный вес профессиональной нейросенсорной тугоухости (ПНСТ), впервые выявленной у летного состава гражданской авиации (более 30% всех пациентов, которым установлен данный диагноз). Шумовые нагрузки на этот персонал гражданской авиации
формируются с учетом акустической нагрузки, состоящей из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена. В 2013 г. доля рабочих мест на воздушных судах, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, составила более 50%, что влечет высокий уровень регистрируемой ПНСТ. В летном составе гражданской авиации за 2011-2013 гг. впервые выявлена профпатологиея у 1760 человек [6].
Основными причинами ПНСТ явились длительная эксплуатация устаревших воздушных судов, высокие уровни шума, достигающие в кабинах транспортных самолетов 95-100 дБА, в вертолетах 112-118 дБА, что не соответствует международным стандартам уровней шума двигателей. Также превышается норма полетных часов. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствуют сведения о величине внутрикабинного уровня шума для воздушных судов иностранного производства (типов Боинг, Аэробус и пр.). Данные сведения доступны только владельцам авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда, что создает дополнительные сложности в проведении экспертизы связи нейросенсор-ной тугоухости летного состава с профессиональной деятельностью и порождает конфликтные ситуации между работодателем и Центром профпатологии в случаях признания заболевания профессиональным; работником и Центром профпатологии, если таковой диагноз не устанавливается. В связи с этим все конфликтные случаи рассматриваются Новосибирским областным экспертным советом по профпатологии, в состав которого входят специалисты-профпатоло-ги Новосибирска и Новосибирской области, представители Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, бюро Медико-социальной экспертизы; приглашаются представители работодателя — владельца авиакомпании.
Целью работы явилось выяснение обстоятельств сложившегося положения с профессиональной заболеваемостью от воздействия шума летного персонала гражданской авиации, проблем нормативно-правового регулирования и возможных путей их решения.
Материалы и методы. Исследования включали анализ нормативно-методической документации, используемой при расчете шумовой нагрузки на пилотов и получаемые фактические данные в сопоставлении с правовыми нормами действующего законодательства при организации и проведении медицинских осмотров летного состава гражданской авиации (ГА). Объектами исследований послужили материалы историй болезней летного состава ГА, направленных в клинику профессиональных заболеваний Новосибирского НИИ гигиены — территориальный Центр профпатологии для экспертизы связи нейросенсорной тугоухости с профессией за последние 10 лет.
Результаты исследований. Проведен анализ 287 историй болезней летного состава ГА, прошедших обследование в клинике профзаболеваний и в 80,8%
случаев был установлен диагноз профессиональной нейросенсорной тугоухости (ПНСТ). Такой высокий процент обусловлен тем, что большинство пациентов направляются в клинику после прохождения врачебной летно-экспертной комиссии в связи с наличием нейросенсорной тугоухости различной степени выраженности.
За 2003-2013 гг. впервые выявлена профессиональная патология органа слуха у 232 работников летного состава гражданской авиации. Наибольшее число диагнозов было поставлено в 2007 (27 случаев), 2008 (38 случаев), 2009 (39 случаев) годах. Это связано с массовым сокращением штатов в одной из авиакомпаний страны. Отмечено, что с 2010 г. в клинику направлялись пациенты преимущественно с первой степенью нейросенсорной тугоухости, соответственно в структуре ПНСТ преобладает первая (легкая) степень ПНСТ. С данной степенью тугоухости, согласно регламенту Федеральных авиационных правил, лица летного состава продолжают трудовую деятельность. В предыдущие годы при установлении ПНСТ преобладали вторая и третья степени тугоухости.
Среди летного состава профессиональные заболевания выявлялись в 75,3% случаев у пилотов и командиров воздушных судов; 16% составили бортмеханики и бортинженеры и 8,7% — штурманы. Возраст обследуемых колебался от 41 до 64 лет (средний возраст составил 53,24 года). Стаж работы в условиях воздействия акустических нагрузок на момент экспертизы связи заболевания с профессией варьировал от 13 до 41 года (в среднем 34 года); налет — от 6301 до 20462 часов (в среднем 14716, 98 часов).
Выявлено, что при поступлении наиболее характерными были жалобы на ухудшение разборчивости речи, снижение слуха, шум в ушах.
При анализе данных аудиометрических исследований в представленных летных книжках отмечено, что первые признаки нарушения слуха — «признаки воздействия шума» (снижение остроты слуха на высоких частотах 4000 и 6000 Гц) выявлялись при стаже работы от 7 до 25 лет. Формирование нейросенсорной тугоухости чаще всего возникало через 5 лет от появления первых признаков нарушения слуха.
В большинстве случаев прогрессирование нейросенсорной тугоухости отмечалось у лиц с появлением сердечно-сосудистой патологии (в первую очередь артериальной гипертензии и церебрального атеросклероза). Это связано с тем, что в патогенезе ПНСТ важную роль играет сосудистый фактор. В тоже время артериальная гипертензия у этих пациентов формируется также под воздействием шума.
Следует отметить, что во всех санитарно-гигиенических характеристиках условий труда имеется указание на превышение норм полетных часов в определенные годы, что способствует вероятности развития заболевания. Обращают на себя внимание разные сведения об уровнях шума на однотипных марках воздушных судов (ТУ 204, А 310) от 84 до 77 дБА в
последние три года. В МУК 4.3.2231-07 «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации» [1] отсутствуют сведения о величине внутрикабинного уровня шума для воздушных судов иностранного производства, поэтому достоверных данных по шумовой нагрузке за весь период летной работы в настоящее время получить практически невозможно, что приводит к трудностям при экспертизе связи ПНСТ у лиц летного состава гражданской авиации и спорным ситуациям.
Дело в том, что персонал гражданской авиации относится к особым видам шумоопасных профессий, на которых шум действует непостоянно, создавая сложности при определении стажевых экспозиций. При анализе профмаршрутов в санитарно-гигиенических характеристиках условий труда летных экипажей обращает на себя внимание то, что практически все в первые 10-15 лет работали на воздушных суднах с уровнем шума в кабинах значительно превышающим ПДУ (80 дБА) с использованием авиагарнитур АГ-2, АГ-3, усиливающих шумовые нагрузки. Санитарными правилами СанПин 2.5.1.2423-78 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» (п. 2.3.2.) [7] предусматривается оценивать акустическую нагрузку по эквивалентному уровню звука, состоящему из внутри-кабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого обмена. Эксплуатируемые в последнее время современные зарубежные самолеты — аэробусы А-310. -319, -320 с уровнем шума в кабине 70-75 дБА и применяемыми авиагарнитурами НМЕ 45 СА не снижают потенциального риска воздействия шума для членов экипажа, т. к. их заявленная эффективность (-0,7 дБА) является только паспортной характеристикой, реальная гораздо ниже. Это приводит к недооценке действующих уровней, исключает возможность индивидуальной оценки шумовой нагрузки члена экипажа. По литературным данным уровни шума под авиагарнитурой могут достигать 110 дБА с характерным импульсным воздействием (треск, щелчки и т. п.), наиболее неблагоприятным для органа слуха [5]. Кроме того, в качестве базовых шумовых характеристик самолетов в расчетах за основу приняты уровни шума во время крейсерского полета, без учета уровней шума при маневрировании на поле аэродрома, взлете и посадке воздушного судна, его осмотре перед и после завершения полета.
Проблема установления первичной ПСНТ обсуждается во всех регионах РФ [6] и отражена в протоколе Всероссийского совещания специалистов Ро-спотребнадзора «О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации» от 20.06.2014, Москва. В данном документе обращается повышенное внимание на необходимость актуализации действующих документов по расследованию и учету профессиональных заболе-
ваний летного состава, представление объективных данных об акустической нагрузке на рабочих местах членов экипажей летного состава воздушных судов зарубежного производства, разработке программ расчета акустической нагрузки у летного состава за весь период летной деятельности, разработке профилактических клинико-гигиенических мероприятий.
Заключение. Существующая организация и качество проведения медицинского освидетельствования работников летных профессий в соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП),утвержденными приказом Минтранса России от 22.04.2002 [3] не обеспечивает достижения их конечной цели: раннего выявления негативного воздействия производственного шума на здоровье летного состава ГА. Продолжение работы в летной профессии в условиях шумового фактора, объективного снижения слуховой функции до ограничений, предусмотренных ФАП, способствует возникновению и развитию ПНСТ. В связи с этим необходимо привести Федеральные авиационные правила в соответствие с действующим порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, регламентированных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н [2] с обязательным углубленным обследованием группы риска летного персонала в территориальном Центре профпатологии не реже 1 раза в 5 лет.
Существующий метод расчетов эквивалентного уровня шума, действующего на летный экипаж воздушных судов в полете, с учетом дополнительной акустической нагрузки необходимо дорабатывать в контексте объективного учета всех факторов, влияющих на величину индивидуальной шумовой нагрузки за все полетное время.
Учитывая введение с 01.01.2014 г. Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [8] и методики ее проведения [4], необходимо предусмотреть реализацию особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов ГА в составлении объективных санитарно-гигиенических характеристик условий труда и совершенствовании механизма осуществления производственного контроля соблюдения санитарных правил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. МУК 4.3.2231-07 (в ред. изм. и доп. №1, утвержденных Роспотребнадзором 23.04.2009 г.) «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации».
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2001 г. №302 н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров
(обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
3. Приказ Минтранса России от 22.04.2002 г. №50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и командиров, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»
4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. №33 н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
5. Прокопенко Л.В., Кравченко А.К. Курьеров Н.Н. Гигиенические аспекты установления связи заболевания с профессией у пилотов гражданской авиации // М-алы XII Всерос. конгресса «Профессия и здоровье» и V Всерос. съезда врачей-про-фпатологов». — Москва, 2013. — С. 395-399.
6. Протокол Всерос. совещания специалистов Роспотреб-надзора «О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации» от 20.06.2014 г. №1. — Москва, 7 с.
7. СанПин 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации».
8. Федеральный закон от 28.12.2013 №426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда»
REFERENCES
1. MUK 4.3.2231-07 (edition of changes and additions № 1, approved by Rospotrebnadzor 23.04.2009) «Evaluation of acoustic load in cabins of aircraft crew for sanitary hygienic characteristic of work conditions for civil aviation flight personnel».
2. Order of Russian Health and Social Development Ministry on 12.04.2001 № 302n «On approval of Lists of hazardous and (or) dangerous occupational factors and works, that require mandatory preliminary and periodic medical examinations (investigations), and Procedure of mandatory preliminary and periodic examinations (investigations) for workers exposed to heavy work and to hazardous and (or) dangerous work conditions».
3. Order of Russian Transport Ministry on 22.04.2002 № 50 «On approval of Federal aviation rules «Medical examination of
flight personnel, dispatchers, flight attendants, military students and commanders of civil aviation training schools».
4. Order of Russian Labour Ministry on 24.01.2014 № 33n «On approval of Method of special evaluation of work conditions, classifier of hazardous and (or) dangerous occupational factors, report form on special evaluation of work conditions and instructions on its completion».
5. Prokopenko LV., Kravchenko A.K., Kurerov N.N. Hygienic aspects of connection between disease and occupation in civil aviation pilots. Materials of XII Russian congress «Occupation and health» and V Russian Congress of occupational therapists», Moscow, 2013; 395-399 (in Russian).
6. Protocol of Russian conference of Rospotrebnadzor specialists «On state of work conditions and occupational morbidity among civil aviation flight personnel» on 20.06.2014, № 1. — Moscow. — 7 p (in Russian).
7. Sanitary Rules and Regulations 2.5.1.2423-08 «Hygienic requirements to work and rest conditions for civil aviation flight personnel».
8. Federal Law on 28.12.2013 426 — FZ «On special evaluation of work conditions».
Поступила 22.04.2015
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кругликова Наталья Валерьевна (Kruglikova N.V..);
гл. врач клиники профпатологии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотреб-надзора, канд. мед. наук. E-mail: [email protected] Ромейко Валерий Леонидович (Romeiko V.L.);
вед. науч. сотр. отдела мед. труда и пром. экологии ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, канд. мед. наук. E-mail: [email protected]. Бекенева Тамара Ивановна (Bekeneva T.I.);
доц. каф. неотл. терапии с эндокринологией и профпатоло-гией ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинскмй университет» Минздрава России, канд. мед. наук. E-mail: [email protected]. Харитонова Ольга Иосифовна (Kharitonova O.I.);
врач-оториноларинголог-сурдолог клиники профпатологии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора. E-mail: [email protected].