№ 2 - 2007 г.
19.00.00 психологические науки
УДК 378:159.9]-057.875
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
И. Н. Тимченко, Л. И. Кунц
Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск)
Профессия психолога получила свое распространение и признание в постсоветский период и профессионально психологическая деятельность оказалась недостаточно разработанной. Образ профессиональной деятельности формируется именно в период профессионального обучения, расширяясь затем в различных аспектах в процессе реализации самой профессиональной деятельности. Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без волевых намерений не даст необходимого результата в будущей профессиональной деятельности, затрудняет становление образа будущей профессиональной деятельности. В соответствии с видами профессиональной деятельности психолога - практической, педагогической (образовательной) и исследовательской (научной) можно выделить три вида профессиональной направленности: практическую (психолог-практик); педагогическую (педагог-психолог); исследовательскую (психолог-исследователь, ученый). Соответствие эмоциональнооценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным.
Ключевые слова: психологическая деятельность, профессиональная направленность, эмоциональный и когнитивный компоненты
Проблема общей направленности тесно связана с проблемой профессиональной направленности личности, и, в частности, профессионально-педагогической направленности.
Профессионально-педагогическая направленность рассматривается в работах многих ученых (Н. Ф. Гоноболин, 1975; Н. В. Кузьмина, 1993; В. А. Сластенин, 1976; П. А. Просецкий, 1981; В. А. Крутецкий, 1980; Г. А. Томилова, 1975; Т. В. Ермолаева, 1994 и др.).
Н. В. Кузьмина рассматривает педагогическую направленность как систему педагогических умений, имеющих целый ряд внутренних взаимосвязанных компонентов: гностический, проективный, конструктивный, организационный и коммуникативный.
1. Гностический компонент включает в себя умение усваивать новые знания,
систематизировать их в соответствии с педагогическими целями, анализировать
педагогическую ситуацию, достоинства и недостатки в деятельности учащихся и своей собственной, умение формулировать педагогические задачи.
2. Проективный - включает умения в области перспективного планирования содержания и способов деятельности своей и учащихся на длительный срок.
3. Конструктивный - включает умения в области композиции учебной информации, деятельности учащихся и своей на предстоящем занятии.
4. Организационный - включает в себя умения, связанные с организацией деятельности учащихся и своей собственной в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
5. Коммуникативный - включает умения устанавливать взаимоотношения с учащимися, коллегами по работе и администрацией [2, с. 138].
В. А. Сластенин, изучая формирование личности учителя, анализируя педагогическую деятельность, разработав модель, профессиограмму современного учителя, выделяет свойства личности, необходимые учителю:
1. Социальные потребности, моральные и ценностные ориентации.
2. Профессионально-педагогическая направленность, интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.
3. Познавательная направленность: научная эрудиция, духовные, прежде всего познавательные, потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию. Автор выделяет центральным звеном направленности иерархическую систему устойчиво доминирующих мотивов личности [5, с. 28].
В педагогической литературе есть работы, посвященные исследованию путей формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза: формирование профессионально-педагогической направленности через усовершенствование учебного процесса; усовершенствование внеучебной воспитательной работы; организация тренинга профессиональных качеств личности будущего учителя.
В профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя Е. М. Никиреев выделяет три вида ее сформированности:
1. Собственно-педагогическая, в основе которой лежат мотивы - "общественная важность труда учителя", "привлекательность работы с детьми, молодежью", "убежденность в способности к данной профессии", "подражание или рекомендации любимого учителя", "семейные традиции", "опыт работы в школе".
2. Направленность на предмет, в основе которой лежит мотив - "возможность заниматься любимым предметом".
3. Ситуативная направленность, определяемая такими мотивами, как "стремление получить высшее образование", "стечение обстоятельств". На основании этого выделяется три уровня профессионально-педагогической направленности:
о высокий уровень, характеризующийся оптимальным сочетанием
собственно-педагогической и предметной направленности при ведущем значении собственно педагогической направленности;
о средний уровень, характеризующийся значительным преобладанием предметной направленности над собственно педагогической; о низкий уровень, характеризующийся наличием двух видов направленности: предметной и ситуативной. Собственно педагогическая направленность отсутствует [3, с. 28].
В психолого-педагогической литературе широко представлен анализ профессиональнопедагогической направленности. Педагогическая профессия в широком смысле слова имеет сходные черты с профессиональной деятельностью психолога. Однако рассмотрение профессиональной направленности на примере педагогической деятельности не исчерпывает всех моментов, касающихся профессиональной деятельности психолога. Разработка понятия педагогической направленности велась в отечественной психологии в советское время, что и обусловило идеологизированность некоторых теоретических концепций. Профессия психолога получила свое распространение и признание в постсоветский период и профессионально психологическая деятельность оказалась недостаточно разработанной. Вследствие этого предмет профессиональной направленности психологов потребовал дальнейшего изучения. В соответствии с видами профессиональной деятельности психолога -практической, педагогической (образовательной) и исследовательской (научной) можно выделить три вида профессиональной направленности: практическую (психолог-практик); педагогическую (педагог-психолог); исследовательскую (психолог-исследователь, ученый).
Вклад ученых, рассматривавших профессионально-педагогическую направленность, может быть использован при определении сформированности профессиональной направленности психолога.
В период обучения в вузе профессиональную направленность студентов-психологов можно рассматривать как несколько вариантов:
1. собственно психологическую (практическую, педагогическую и исследовательскую);
2. предметную направленность (интерес к науке психологии);
3. ситуативную (неустойчивую).
Специфика становления профессиональной направленности личности заключается в следующих особенностях:
• интересе, проявляющимся к профессиональной сфере и в профессиональной сфере;
• отношении к профессиональной деятельности в целом и к конкретной профессии, а также к процессу профессионализации;
• характере и содержании профессиональных представлений, включающих представление о профессиональной деятельности в целом, о конкретных профессиях (их компонентах, условиях протекания, коллективном характере, требованиях к профессионалу) и о себе как потенциальном или актуальном представителе определенной профессии.
Эта специфика обусловлена возрастом человека [4, с. 268].
Основные характеристики профессиональной направленности можно сформулировать следующим образом:
• профессиональная направленность выступает системообразующим свойством, определяющим весь психологический склад человека как субъекта труда;
• ориентирует деятельность человека в профессиональном пространстве;
• побуждает к активности в профессионально-трудовой сфере, когда человек не только приобщается к продуктам труда, созданным другими людьми, но и сам участвует в преобразовании действительности;
• придает деятельности в профессиональной сфере устойчивость к внешним факторам;
• отражает и обусловливает цели, мотивы труда и отношение к действительности, опосредованные трудовым процессом.
Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: "это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения" [1, с. 19].
Образ профессии начинает формироваться у личности еще в дошкольном возрасте в процессе различных сюжетно-ролевых игр, в это же время возникают интересы, склонности к игровой, учебной и трудовой деятельности. Формируется общая направленность личности, а профессиональная направленность существует в зачаточном виде и наполняется конкретным содержанием в период выбора профессии. В старшем школьном возрасте, особенно у выпускников средних образовательных учреждений складываются различные образы профессий. Но образ профессиональной деятельности формируется именно в период профессионального обучения, расширяясь затем в различных аспектах в процессе реализации самой профессиональной деятельности. Следовательно, процессы формирования профессиональной направленности и образа будущей профессиональной деятельности на стадии оптации идут параллельно. Образ профессии наиболее емким по содержанию становится, когда профессиональная направленность переходит на качественно новый уровень, характеризующийся профессиональными целями, идеалами, и он выступает регулятором профессиональной деятельности личности.
Акцент в содержании направленности, в частности, профессиональной направленности многие исследователи делают на мотивационной сфере. Чем более личность замотивирована на получение конкретной профессии, чем более актуализированы мотивы учебно-профессиональной деятельности и сформированы мотивы реализации приобретаемой профессии, тем образ будущей профессиональной деятельности становится более выраженным. Можно сделать вывод, что мотивационная сфера, являющаяся ядром профессиональной направленности, определяет характер формирования профессионального образа <Я> и образа профессии.
Не подлежит сомнению важность специальных знаний в области профессий для формирования профессиональной направленности. Однако таких знаний явно недостаточно. Знания о профессиях непременно должны быть соотнесены с представлением о своих возможностях, способностях, интересах и пр.
Сформированная за время учебы профессиональная мотивация без соответствующих волевых намерений не даст необходимого результата в будущей профессиональной деятельности. Неоформленная профессиональная направленность затрудняет становление образа будущей профессиональной деятельности. Содержание регулятивного компонента
профессиональной направленности позволяет оценить собственные возможности и перспективы с требованиями профессии, отражаясь в степени соответствия профессионального "Я" образа и образа профессионала.
Образ будущей профессии включает эмоциональный и когнитивный компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач, уход от проблем, их игнорирование и т. д.
Типы эмоциональной направленности связаны с видом профессиональной направленности психолога, что находит свое выражение в особенностях образа будущей профессиональной деятельности. Особенно это заметно, если речь идет об альтруистической, коммуникативной и гностической эмоциональной направленностях. Альтруистическая, коммуникативная направленности в большей степени выражены у психолога практика и педагога. Психологу с исследовательской профессиональной направленностью более свойственна гностическая ориентация.
Список литературы
1. Афонькина, Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю. А. Афонькина. - Мурманск, 2001.
2. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1967.
3. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы ее исследования / Е. М. Никиреев. - М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 192 с.
4. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности / А. П. Сейтешев. -Алма-Ата, 1990.
5. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с.