Научная статья на тему 'Профессиональная направленность при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования'

Профессиональная направленность при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования»

- ИП Боброва Л. Г. поощряет обучающихся за хорошую и отличную учебу денежными премиями по итогам первого и второго полугодия;

- ИП Тюхтинова Т. В. выделяет спортивный инвентарь и форму для участия в спортивных мероприятиях;

- ИП Бабанакова О. П. предоставила ценный подарок финалисту областного конкурса «Лучший преподаватель 2010 года»;

- ООО «Зодчий» (в лице Фофановой В. Н.) оказало спонсорскую помощь в строительстве учебного магазина;

- ИП Алентьев В. Л. оказывает материальную помощь училищу для участия в областных и городских конкурсах.

Наши соц. партнеры принимают участие во внеклассных мероприятиях училища. С 2005 года в училище работает клуб «Меркурий», на заседание которого приглашаются руководители (соц. Партнеры); выпускники, открывшие свое дело; представители трудовых династий. Клуб быстро завоевал популярность у обучающихся. Между

обучающимися и гостями ведется диалог, в результате которого обучающиеся получают массу информации для себя. Работа клуба способствует повышению престижа профессии, трудоустройству выпускников, вовлечению новых членов из числа работодателей в попечительский совет.

В конце учебного года на итоговую аттестацию обучающихся и на торжественное вручение дипломов приглашаются представители предприятий-работодателей, где лично вручают рабочую путевку тем выпускникам, которых трудоустраивают на своих предприятиях.

Лучший социальный партнер и самый активный член попечительского совета Фофанова В. Н. - руководитель ООО «Зодчий» - была награждена благодарственным письмом от губернатора Кемеровской обл. Тулеева А. Г.

Совместная деятельность училища и предприятий-заказчиков предполагает реализацию новой парадигмы профессионального образования: «Работодатель определяет чему учить, образовательное учреждение - как учить».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

З. И. Лежнева, преподаватель математики ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»

Определившись с выбором профессии и поступив туда, где смогут овладеть желаемой специальностью, учащиеся часто искренне начинают считать большинство общеобразовательных предметов незначительными для их личного профессионального и карьерного роста, увлекаясь исключительно дисциплинами профильными.

В отличие от математики в средней школе, где ребенок получает общие знания без профессиональной окраски, и математики в вузе, где студент имеет сильную мотивацию и приходит с уже заложенным осознанием взаимосвязи общих и профессиональных знаний, перед преподавателем математики в учреждении среднего профессионального образования стоит задача - разъяснить и на практике показать связь уровня владения профессией и базовых математических знаний. Общие фразы и утверждения «Без математики невозможно выжить в современном мире цифровых технологий, высоких скоростей, мобильных тарифных ставок, кредитования и изменения курсов валют» или «Математика -основа и царица всех наук» не работают.

Конечно, рано или поздно, почти все профессионально ориентированные студенты приходят к ясному пониманию необходимости математических навыков для того, чтобы стать конкурентоспособным специалистом. Но часто это происходит уже тогда, когда молодой человек имеет четкое представление обо всех аспектах и тонкостях своей профессии и в процессе практической деятельности убеждается, как не хватает ему математических навыков и основ. А это значит, что время, увы, упущено. Таким образом, для педагога-математика в сфере специального образования на первый план выходит задача: с первых дней обучения показать ученику практическое применение математики именно в данной конкретной специальности, при выполнении конкретных профессиональных заданий и, если можно так сказать, удивить студента, насколько быстрее и проще становится его деятельность в случае, когда он в рабочих ситуациях применяет наработанные математические навыки.

Подборка математических задач и заданий со специальным уклоном входит в обязанности преподавателя математики. Существует два метода

вписать профессионально ориентированные задания в общеобразовательную программу.

Метод первый - дедуктивный (от частного к общему) - заключается в немедленной постановке конкретной профессиональной задачи, необходимость выполнения которой очевидна каждому учащемуся, но справиться с которой без владения программной темой невозможно.

Рассмотрим пример применения дедуктивного метода в теме «Объем тел» для молодых людей, получающих профессии «повар», «парикмахер» и «визажист» на отделениях «Технология продукции общественного питания» и «Косметика и визажное искусство».

Учащимся предлагается рассчитать объем конкретного сосуда цилиндрической формы (кастрюли, ванночки для смешивания краски для волос) для того, чтобы будущие повара и технологи могли определить, подходит ли данная посуда для приготовления блюда заданной в тех-карте массы, а будущие визажисты - определить соотношение объема и цены и выгодность приобретения того или иного равноэффективного средства. В процессе обсуждения данной ежедневной рабочей задачи преподаватель вместе со студентами приходит к выводу, что все упирается в формулу объема цилиндра (объема тела вращения).

Разработав и проведя занятия по теме «Объем тел» в дедуктивном ключе, я убедилась в безусловной эффективности данного метода. У студентов появляется естественный азарт и гордость от осознания собственных конкурентных преимуществ. Необходимости подыскивать подходящие примеры и объяснять важность формул объемов других геометрических тел у меня больше не было: учащиеся сами завалили меня задачами и сами привели примеры из бытовой и профессиональной жизни для конусов и полушаров, усеченных конусов и тел комбинированной формы.

Дедуктивный метод является наилучшим и наиболее действенным при изучении таких тем на базе неполной средней школы, как нахождение площади поверхности, объем тел, степени и корни, показательная и логарифмическая функции, графики функций. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и при подаче темы «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» (для студентов направлений «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» и «Автоматизация технологических процессов и производств»).

Метод второй - индуктивный (от общего к частному) - применяется при изучении тем, проистекающих одна из другой, где овладение мате-

матическим навыком требует долгого закрепления на множестве разнообразных профессиональных задач.

Индуктивный метод, в отличие от дедуктивного, требует от преподавателя скрупулезной работы по адаптации текстов уже существующих программных задач таким образом, чтобы в самой формулировке задачи прослеживалась ее необходимость для данной профессии, а также поиска и разработки дополнительных заданий в рамках общеобразовательной программы, затрагивающих узкоспециальные интересы обучающихся.

Рассмотрим пример индуктивного метода в теме «Производная» для молодых людей, обучающихся дизайну, а также для будущих технологов продукции общественного питания.

Безусловно, перед тем, как приступить к объяснению этой объемной темы, стоит отметить ее важность при решении профессиональных задач по экономии расходных материалов, вычислении угла зрения и расчета минимального времени на технологический процесс, в то же время нужно подчеркнуть, что для решения этих задач необходимы математические навыки, которые позволят будущему профессионалу спокойно и без паники взглянуть на поставленные перед ним сложные творческие задания по специальности.

Итак, рассматриваем пример задачи номер 32.28 из задачника по алгебре и началам математического анализа за 10-11-й класс (редакция А. Г. Мордкович и др.), решением которой будет являться составление функции у=^х) (где х -сторона прямоугольника, у - периметр прямоугольника) и исследование этой функции на наименьшее значение с помощью производной.

В случае адаптации данной программной задачи для обучающихся дизайну показательной и непосредственно затрагивающей их сферу деятельности будет следующая формулировка:

Имеется возможность приобрести часть офисного помещения для последующего переоборудования его в кабинет арт-директора площадью 25 кв.м. Каковы должны быть размеры помещения, чтобы на обработку стен ушло наименьшее количество дорогой венецианской штукатурки?

Для будущих технологов продукции общественного питания эта же задача выглядит так:

Антипригарное дно прямоугольной формочки для мини-пирожного должно быть площадью 25 кв.см. Каковы должны быть размеры пирожного, чтобы на его борта ушло как можно меньше марципановой массы?

Как мы видим даже из этого примера, для того, чтобы обеспечить студента уже готовыми вариантами профессиональных задач, решаемых

при помощи производной, педагогу нужно разобраться в специфике данной деятельности. Тут остается пожелать легких контактов и сотрудничества с коллегами, преподающими спецдисциплины, и благословить существование интернета, обеспечивающего яркие, наглядные и интересные примеры профессиональных задач.

К использованию индуктивного метода при разработке профессионально ориентированных заданий и задач очень располагают темы «Производная и первообразная», «Решение дифференциальных уравнений», «Тригонометрия и элементы теории вероятности».

В заключение хотелось бы заметить, что выбор подхода определяется самим преподавателем, возможны комбинации методов в зависимости от будущей специальности наших обучаю-

щихся. Но как бы много сил и творческих способностей мы ни применяли для оптимизации процесса обучения, как бы сильно ни любили мы свой предмет, в сфере среднего профессионального обучения стоит трезво взглянуть на цели и задачи математики. Нужно строить занятия таким образом, чтобы сложная, нелюбимая в школе, для многих сухая математика, не пугала наших студентов. При разработке планов занятий и заданий во главу угла мы должны ставить будущую профессию наших обучающихся, а не священную для нас, преподавателей, великую науку-математику - вещь в себе, и подавать ее как важный инструмент, как помощь в освоении профессии, как средство достижения более быстрых результатов и дополнительный плюс в достижении успехов в выбранном деле.

УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ - ПОЛЕЗНО И ИНТЕРЕСНО!

М. П. Скворцова, руководитель Центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10», г. Новокузнецк

С 9 по 11 ноября 2011 года в Новокузнецке в здании бизнес-центра «Сити» проходил XVIII Сибирский промышленный форум и специализированные выставки-ярмарки «Машиностроение. Автоматизация», «Промышленная и коммунальная энергетика», «Вентиляция. Водоснабжение. Теплоснабжение. Кондиционирование», «Экология Сибири».

Основные задачи Форума - пропаганда новейших достижений производителей в области энерго- и ресурсосбережения, природоохранных достижений современных промышленных гигантов, в первую очередь металлургических - основных потребителей энергии.

В экспозиционной части Форума было представлено 50 предприятий из Москвы, Новосибирска, Томска, Бийска, Новокузнецка, Кемерово, Междуреченска, Прокопьевска. Они продемонстрировали свои технологии и оборудование, а также услуги поставщиков электроэнергии, материалы и оборудование для водоподготовки и водоочистки, вентиляции, кондиционирования и охлаждения воздуха, а также природоохранные технологии, продукты переработки отходов производства и др.

Коллектив ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10» был приглашен для участия в Форуме как крупнейшее образовательное учреждение начального профессионального образования Новокузнецка, осуществляющее подготовку рабочих кадров для предприятий города.

Для педагогических работников профессионального лицея «Кузбасская ярмарка» - это всегда событие, которое мы ценим за праздничную и в то же время деловую атмосферу, хорошую организацию, создание комфортных условий для общения и работы. Творческая группа лицея приложила усилия для достойного оформления нашей экспозиции на ярмарке.

Презентацию лицея на Форуме проводили и обучающиеся - раздавали рекламные листовки, рассказывали о своём образовательном учреждении, профессиях.

Коллектив лицея, кроме оформления экспозиции, принял участие в научно-деловой программе Форума. Старший мастер Зайцев Владимир Иванович провел для участников и гостей ярмарки, педагогов образовательных учреждений и обучающихся семинар-презентацию «Маркетинговый подход к организации произ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.