Научная статья на тему 'Инновационные подходы к подготовке специалистов для строительной отрасли Кузбасса в ресурсном центре новых строительных технологий Новокузнецкого строительного техникума'

Инновационные подходы к подготовке специалистов для строительной отрасли Кузбасса в ресурсном центре новых строительных технологий Новокузнецкого строительного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к подготовке специалистов для строительной отрасли Кузбасса в ресурсном центре новых строительных технологий Новокузнецкого строительного техникума»

Исполнительный директор ООО «Новые зори» Прибора Вячеслав Михайлович в своем интервью подтвердил вышесказанное: «С училищем мы сотрудничаем очень активно, 80 % работающих сегодня - это выпускники профессионального училища № 78, мы заинтересованы в качестве профессиональной подготовки, поэтому принимаем участие в составлении рабочих учебных программ по спецпредметам и производственному обучению, создаем условия в период производственной практики для выполнения всех видов учебно-производственных работ, принимаем на стажировку мастеров производственного обучения, своих рабочих направляем в ОУ на повышение квалификации. Работу строим на договорной основе. Лично меня часто приглашают для участия в совещаниях, мастер-классах, которые проводятся на базе училища, я с удовольствием это делаю, так как заинтересован в стабильности и совершенствовании учебно-производственного комплекса училища. Мы обеспечили софинансирование инновационной образовательной программы, передав современную технику училищу безвозмездно в пользование сроком на 5 лет на 13, 6 млн рублей.»

В базовых предприятиях практика оплачивается, успешно обучающимся назначается одна дополни-

тельная ежемесячная стипендия в размере 300 рублей. Передовые хозяйства района, области координируют и обеспечивают стажировки мастеров и преподавателей профтехцикла.

Совместно решаем проблему комплектования училища. За последние 3 года количество учащихся из сельских территорий возросло с 29 до 41 %.

Развитие в агропромышленных предприятиях социальной сферы позволит сделать более привлекательным село для трудоустройства и закрепления выпускников.

Средства господдержки, выделенные на развитие нашему ОУ, потрачены на приобретение учебно-методического, учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования. Обновленная учебно-материальная база (приобретены комбайн «ДОН-15 00; зерноуборочный комбайн «Енисей-1200»; кормоуборочный комбайн «ДОН-680»; 2 автомобиля «КАМАЗ»; 2 трактора «МТЗ - 82»; зерносушильный комплекс «АЛ-З1»; 2 зерноуборочных комбайна «ВЕКТОР») позволила создать в нашем училище ресурсный центр для учреждений профессионального образования области и на высоком профессиональном уровне в полном объеме выполнять все задачи инновационной образовательной программы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОКУЗНЕЦКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ТЕХНИКУМА

И. В. Корнеева, руководитель ресурсного центра новых строительных технологий ФГОУ СПО

«Новокузнецкий строительный техникум»

ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» - многопрофильное, многоуровневое, многофункциональное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного профессионального образования.

Подготовка специалистов включает ступени НПО и СПО, что позволяет прослеживать развитие профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли с начальной ступени подготовки и продолжать ее в рамках последующего обучения на уровне среднего профессионального образования. Кроме того, техникум развивает активное взаимодействие с общеобразовательными школами, лицеями, училищами по предпрофильному обучению и знакомству обучающихся с наиболее востребованными профессиями строительной отрасли Кузбасса.

С 1 ноября 2007 года основная задача подготовки специалистов в соответствии с современными тре-

бованиями строительного комплекса Кузбасса, повышения квалификации, дополнительного образования реализуется путем создания ресурсного центра новых строительных технологий, одним из приоритетов которого является привлечение к сотрудничеству новаторов строительного рынка, инвестирующих в образование.

Развитые партнерские отношения с отраслевыми предприятиями, профессиональные педагогические кадры, авторитет строительного техникума в регионе привлекли внимание компании КНАУФ. Преподаватели и мастера производственного обучения постоянно проходят обучение в учебных центрах компании и внедряют полученные знания в учебный и производственный процесс. Все студенты строительного отделения во время учебной производственной практики, факультативных занятий овладевают техноло-

гиями КНАУФ, получают навыки работы с профессиональным и электроинструментом, а успешно сдавшие экзамены по теоретическому и практическому обучению получают сертификаты компании КНАУФ, которые дают дополнительные преференции выпускникам при трудоустройстве. Дальнейшее творческое развитие этого направления реализуется в организации и проведении межрегионального конкурса профессионального мастерства среди учащихся начального и среднего профессионального образования. Традиционно конкурс проходит при поддержке вице-губернатора Кемеровской области по строительству. В конкурсе, прошедшем 1-2 декабря 2009 года, приняли участие 14 команд из Омска, Новосибирска, Ачинска, Белова, Иркутска, Читы, Кемерова, Барнаула, а также команды Республики Казахстан, из городов Астана и Алматы. Все предыдущие конкурсы были посвящены формированию навыков работы с гипсокарто-ном, электроинструментом, а последний - работе со строительными смесями компании КНАУФ, знанию основных теоретических составляющих данной технологии. Организаторы конкурса приглашают к участию и молодых рабочих строительных предприятий, но, как показывают итоги конкурса, студенты лучше владеют не только теорией, а также практическими навыками, демонстрируют более интересные решения при выполнении творческих заданий.

Другим интересным направлением в деятельности техникума и ресурсного центра новых строительных технологий является выставочная деятельность -долговременное сотрудничество с компанией «Кузбасская ярмарка». Например, в рамках Сибирского строительного форума Кузбасской ярмарки проводится Межрегиональный молодежный конкурс архитектурно-дизайнерских проектов в номинациях: «Общественное здание», «Благоустройство территорий (внутридворовые и дворовые пространства)», «Интерьер общественных зданий», «Индивидуальный жилой дом». Ознакомиться с проектами конкурса могут все желающие, посетители ярмарки, а студенты -продемонстрировать свои работы профессионалам, потенциальным работодателям, инвесторам. В составе жюри конкурса работают ведущие архитекторы города, руководители авторских архитектурных мастерских, которые не только дают профессиональную оценку работ, но и рекомендации по профессиональному росту, проводят мастер-классы для конкурсантов и преподавателей - руководителей проектов. Техникум гордится работами своих студентов, чьи проекты нашли реализацию в озеленении улицы Спартака, остановочных комплексов города, Монумента железнодорожной славы, в реконструкции памятника погибшим в Великой Отечественной войне в поселке Садопарк.

Приоритетом в работе педагогического коллектива является воспитание физически и нравственно здоро-

вой личности профессионала, руководствующейся в своей деятельности общечеловеческими принципами, культурными ценностями, осознающей свою ответственность перед семьей, обществом и государством.

На протяжении многих лет эта цель реализуется через различные формы воспитательной и научно-практической деятельности, в том числе участие в ярмарке «Образование и карьера», по результатам которой техникум награжден серебряной и золотой медалями «Кузбасской ярмарки», медалью Томской образовательной ярмарки.

Другое направление работы ресурсного центра новых строительных технологий - это организация курсов дополнительного образования для работников предприятий строительства, для желающих получить дополнительные и новые знания, для студентов техникума. Например, когда появилась востребованность в специалистах по монтажу фасадов с воздушным зазором, а в программах стандарта по этому направлению информации недостаточно, поиск ее начали с производителей этих работ, но, как оказалось, они сами не всегда имеют обученных специалистов. Тогда пришлось обратиться за помощью к руководителю предприятия, которое по договору с производителем вентфасадов осуществляет шефконтроль монтажа на строительных объектах города. Руководитель компании ООО «Ренессанс» Рыжков Ф. Н. помог с организацией практического и теоретического обучения преподавателей техникума, предоставил учебные макеты, литературу, а преподаватели разработали на основе этих материалов и практики учебную программу, пособия, практические задания на примере типовых ошибок и трудностей монтажа. Теперь эти курсы востребованы и отвечают необходимым требованиям, которые предъявляют работодатели.

Курсы обучения по технологиям КНАУФ проходят традиционно на высоком уровне, несмотря на то, что компания постоянно предъявляет достаточно жесткие требования к организации обучения: создание, оснащение аудиторий, мастерских, организация практического обучения и оценка полученных знаний, умений и навыков.

Систематически на базе компании ООО «КНАУФ МАРКЕТИНГ НОВОСИБИРСК» (директор Абрахин В. О.) проводится обучение для преподавателей, мастеров производственного обучения, мастер-классы. Знания и навыки, полученные на семинарах, затем внедряются в работу с обучающимися на курсах. Такое сотрудничество дает свои положительные результаты: студенты строительного техникума побеждают на региональных конкурсах профессионального мастерства, а мастер производственного обучения Морозов А. В. стал победителем среди мастеров производственного обучения в Сибирском федеральном округе и вторым на всероссийском конкурсе в городе Москве.

Но сегодня мы видим и проблемы, с которыми сталкивается учебное заведение при подготовке специалистов:

• проблема в формировании преподавательских кадров. Сложно проходит поиск и привлечение на работу молодежи - это и низкая заработная плата, и временные рамки роста профессиональной квалификации, а также отсутствие возможности получения жилья, иных социальных стимулов. А имеющиеся кадры преподавателей с большим стажем работы недостаточно мобильны в освоении и овладении новыми технологиями. Решение этой проблемы кроется в том, что достаточно сложно сегодня организовать хорошую стажировку на современном предприятии, с возможностью формирования практических навыков по всей технологической цепочке производственного процесса. Кроме того, важно, чтобы такая стажировка приравнивалась к повышению квалификации и закреплялась получением соответствующих сертификатов.

• Литературу по современным технологиям найти стало достаточно просто, владея навыками работы в «сети», но содержание и требования образовательного стандарта не позволяют менять те требования и нормы, которые в них отражены, поэтому снова мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Оказывается невозможным соединить требования стандарта и востребованность наших выпускников работодателями с теми современными навыками, на освоение которых стандарт не отводит времени. Иных вариантов пока никто не может предложить, и трудоустройство выпускников обуславливается теми надпрофессиональными и человеческими качествами, которые воспитываются творческим потенциалом всего педагогического коллектива нашего техникума.

• Строительные технологии, «внедряемые» в России, по факту давно отстают от таких стран, как Германия, Турция, Китай и т. д. А образовательные стандарты, по которым учатся наши студенты, не успевают за развитием производства, техники, технологий, тех процессов, которые происходят в строительной отрасли и об-

ществе в целом. Поэтому здесь видится необходимость большей мобильности и самостоятельности в изменении программ внутри регионов, субъектов федераций с учетом их развития и потребностей рынка труда. Преподаватель должен фактически знать теорию и обязательно владеть практическими навыками, иначе он просто не интересен для коллег, работодателей - партнеров учебного заведения и самих студентов.

• Проблемой для образовательного учреждения является оснащение учебного процесса современным инструментом, приспособлениями (достаточно дорогостоящими) и возможность формирования у студентов навыков работы с ними. Но в рамках учебных программ на это нет времени и получается, что наши выпускники не отвечают тем требованиям, которые предъявляют к ним потенциальные работодатели.

Проблемы эти не новы, и, думаю, многие учебные заведения находят собственные пути и варианты их решений. Нам видится решение проблемы внедрения современных технологий в образовательный процесс и более качественную подготовку специалистов в следующем: преподаватели спецдисциплин обязательно должны проходить ежегодные стажировки на высотехнологичных предприятиях, на предприятиях, осуществляющих функции шеф-контроля. Получать документ (свидетельство, сертификат) об овладении современными технологиями, необходимыми производственными навыками, знакомиться с новыми инструментами и приспособлениями непосредственно на самом предприятии.

Возможно, нужно найти иной вариант взаимоотношений образовательных учреждений с социальными партнерами, который привел бы к взаимовыгодному сотрудничеству между учебными заведениями и работодателями как потребителями наших выпускников, будущих профессионалов и руководителей строительного комплекса Кузбасса и России в целом.

Время сегодня очень быстротечно, но все мы заинтересованы в одном - быть взаимовыгодными друг другу - учебное заведение и работодатели, в этом поиске наше развитие, наши новые проекты и победы.

ИНВЕСТИЦИИ В ПОДГОТОВКУ КАДРОВ -ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Н. В. Масленникова, заведующая учебно-методическим отделением ГОУ НПО ПЛ № 10

В настоящее время профессиональное образование находится в зоне приоритетного внимания. Предприятия сталкиваются не просто с недостатком, а отсутствием квалифицированных рабочих кадров. Эта ситуация усугубляется демографическим спадом численности молодого поколения, и по прогнозу на предстоящее десятилетие обстановка не улучшится. Вот почему успешность образовательного учреждения на

рынке образовательных услуг, адекватность программы его развития потребностям социальной среды привлекают внимание работодателя, соответствуют его требованиям к современному работнику.

В профессиональном лицее № 10 ведется подготовка по рабочим профессиям, востребованным предприятиями «ЕвразХолдинга»: наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования, наладчик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.