Научная статья на тему 'Профессиональная направленность личности'

Профессиональная направленность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4700
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONALITY ORIENTATION / ACCENTUATION OF A CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пец О.И.

Рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения; подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation of a personality

The article is devoted to the influence of personality traits on the process of professional self-determination. The author underlines, that personality orientation acts as a quality, which plays a significant role in a life of a human being.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

| ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

О.И. Пец*

Аннотация. Рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения; подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, направленность личности, акцентуации характера.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF A PERSONALITY

O.I. Pets

Abstract. The article is devoted to the influence of personality traits on the process of professional self-determination. The author underlines, that personality orientation acts as a quality, which plays a significant role in a life of a human being. Keywords: professional self-determination, personality orientation, accentuation of a character.

Научная специальность 19.00.07 — Педагогическая психология

В последние годы появилось множество различных форм и методов профессионального обучения молодежи, а также целый ряд новых направлений профессиональной подготовки и специализаций. Кроме этого, в современном российском обществе наблюдается быстрое обновление ранее существующих видов деятельности. Нередко система образования не успевает за подобными изменениями, происходящими в практической деятельности людей.

В этой связи возникает проблема отбора будущих кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда и быстро овладевающих новыми профессиями, востребованными на рынке труда. Повышается необходимость углубления понятия о закономерностях процесса профессионального самоопределения молодежи, связанной с разработкой критериев его успешности, что является основным условием эффективного управления этим процессом, в том числе в ходе профессиональной ориентации и профессионального обучения. Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной низкой удовлетворенности людей выбранной профессией, что приводит к сниже-

нию эффективности деятельности и негативно сказывается на психическом здоровье человека.

В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и др. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. В другой работе можно найти аналогичное мнение: «.. .развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности».

Все, что не нашло решения в этом возрасте, остается травмирующим шрамом на всю последующую жизнь человека. Что, в свою очередь, подчеркивает важность

© Пец О.И., 2014

* ПЕЦ ОЛЬГА ИВАНОВНА,

заведующая кафедрой психологии

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: Pets-07@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

изучения проблем этого возраста для понимания всего происходящего с подростком и определения путей компенсации этих проблем [1, с. 402, 403].

Жизненные планы и ценностные ориентации молодежи могут находиться под негативным влиянием известной неопределенности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) и ее связи с особенности протекания процесса профессионального самоопределения.

Так, М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

1) наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:

• сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация);

• самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2) наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

• личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в подростковом возрасте;

• собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени [2, с. 43—52]. Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, что выводит на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

По утверждению И.С. Кона, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадо-

бятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности» [7].

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова отмечают, что «выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития» [8]. До того, как человек не проверит свои возможности в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно.

В ходе формирования профессионального самосознания выделяются «идентичные профессионалы либо профессиональные маргиналы». Маргиналу соответствует позиция внутренней непричастности к сообществу своей профессии, а его система ценностей не ориентирована на достижение профессиональных целей. О профессиональной идентичности можно говорить, «если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала, как исполнителя» [3].

К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализую-щего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека в работах В. Франкла, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.

Так, говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно -исторической (социально -экономической) ситуации» [12].

В работах Е.А. Климова самоопределение понимается не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важный момент психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника «сообщества профессионалов». В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [5].

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений) [5].

Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, «как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса» [8]. Это позволило ввести понятие уровня профессионального самоопределения, показателем которого считается сфор-мированность профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами и успешность профессионального обучения (на этапе профессиональной подготовки).

Таким образом, можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

1) высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);

2) средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);

3) низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии) [11, с. 28—38].

В юношеском возрасте ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Такая деятельность дает «не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях» [4]. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания.

Личность является предметом специальных исследований Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.В. Петровского, К.К. Платонова и многих других ученых.

Направленность является ведущим структурным элементом личности, определяющим ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях. Известный отечественный психолог В.С. Мерлин отмечал, что самое существенное и основное в характеристике личности человека — это ее направленность, т.е. то, от чего зависит общее направление его жизни и всей его активной творческой деятельности. От направленно-

сти зависят свойства характера личности и развитие ее способностей, социальная и нравственная ценность [10].

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация» сущностных сил человека (А.С. Прангишвили) и т.д.

А.Н. Леонтьев называет направленность ядром личности, представляющим собой систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности [9].

Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в психолого-педагогической литературе практически не встречается. При этом, во всех приведенных определениях подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность, т.е. направленность рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Все структурные компоненты направленности личности: и потребности, и мотивы, и интересы — тесно связаны между собой.

Понятие «направленность личности», введенное С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая, гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией.

Исследование перечисленных компонентов профессиональной направленности предполагает наличие и использование соответствующих методов исследова-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния. В психологической литературе в настоящее время существует ряд методик, имеющих отношение к исследованию различных составляющих профессиональной направленности [6].

Потребности людей тесно связаны с их интересами. Однако существующая взаимообусловленность интересов и потребностей еще не дает оснований ставить между ними знак равенства. С позиции С.Л. Рубинштейна, интерес — это направленность помыслов и мыслей; потребность — направленность желаний, влечений. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес — стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интересов — стимул их дальнейшего совершенствования и углубления.

Эмоциональная окрашенность потребностей и интересов, по мнению С.Л. Рубинштейна, также различна: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда же нет интересов или они не получают пищу, жить скучно [13, с. 112].

Таким образом, направленность личности играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Направленность личности в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма. Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

В психике человека существует такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности. Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной структурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в дея-

тельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, «характерный» для него стиль.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1) отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям;

2) отношение человека к самому себе его самосознание. Самосознание имеет свою структуру систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию;

3) отношение к труду и другим видам деятельности;

4) отношение к вещам как продуктам человеческого труда.

Развитие же самосознания в подростковом и юношеском возрастах начинается с формирования «Я»: оценки тела, внешности, поведения, способностей по определенным критериям, которые не всегда являются реалистичными [1, с. 402, 403].

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д.

По К. Леонгарду акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудли-вость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистиче-ский) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Акцентуация предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

В России получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным психиатром профессором А.Е. Личко. По его мнению, акцентуации характера имеют сходство с психопатиями, но не являются основными причинами патологического формирования личности, хотя могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. По мнению Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Акцентуации рассматриваются как временные особенности характера, сглаживающиеся при взрослении, смягчаются и в большинстве случаев можно наблюдать успешную социальную адаптацию. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация — эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

В жизни молодого человека бывает период, когда акцентуации еще значительно влияют на предпочтения при выборе своей профессиональной карьеры. Профессиональные предпочтения тесно связаны с формированием непротиворечивой системы ценностных ориента-ций; определением в ближней и дальней перспективе будущего условий и способов реализации промежуточных и конечных жизненных и профессиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного плана и включения в него плана профессионального; формированием в сознании индивида целостного образа «Я», в том числе и образа профессионала. Профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в отрыве от жизненного и личностного.

Содержательное наполнение ценностных ориента-ций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит эмоциональное переживание внешней ситуации, в значительной степени связанное с направленностью личности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Конечно, становление профессиональных предпочтений предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков. Важное место принадлежит и поведенческому элементу, который представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций, которые формируются в том числе и под воздействием особенностей характера личности.

В профессиональном самоопределении молодого человека проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей [3, с. 69—78].

Как отмечают психологи и педагоги, становление у молодых людей ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности личности, критерии оценок и самооценок, активизируется именно в подростковом возрасте и становится значимым в юности, когда основной жизненной целью становится профессиональная социализация, связанная с получением высшего профессионального образования.

При этом многообразие общественных явлений приобретает обобщенный характер и отражается в сознании молодого человека в виде предпочтений и ценностей. Именно в этот период направленность личности оказывает существенное влияние на формирование социально ценных отношений молодых людей, на выбор ими профессиональной деятельности после, на формирование их нравственной активности.

Рассматривая теоретические положения по проблемам развития личности, влияющим на ее профессиональное самоопределение, и в частности, на выбор первого в жизни профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни молодого человека, а особенно абитуриента и недавнего выпускника школы, так как оно совпадает с серьезными переменами в жизни, которые обусловлены началом самостоятельной, так называемой «взрослой» жизни.

Во-вторых, выбор первой в жизни профессии определяется ценностными ориентациями и представлениями о ней молодого человека, которые складываются под влиянием многих факторов социально-культурного характера, например таких как: семейные традиции, средства массовой информации, друзья и круг общения и т.д.

В-третьих, развитие личности в ходе профессионального становлении связана не только с познавательной деятельностью и интересами, связанными с развитием профессионализма, но с таким существенным фактором как соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

В-четвертых, акцентуации характера, будучи хорошо изученным феноменом личности, обычно учитываются только при профессиональном отборе к практической трудовой деятельности, однако им уделяется мало внимания при выборе молодым человеком высшего профессионального образования, т.е. целенаправленной учебной деятельности для освоения конкретной профессии, определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, для успешного освоения профессиональных знаний и навыков в ходе профессионального образования, что является важным условием профессионального успеха в дальнейшем, необходимо создать студенту условия для обеспечения возможности скорректировать свой выбор и черты характера на этапе профессиональной подготовки к практической деятельности.

Литература

1. Волжина Ж.А. Влияние «Образа тела» на формирование личности подростка: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития современной науки: экономика, политика и право». М., 2014.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.

3. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007.

6. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.

8. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность; 2-е изд. М., 1977.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. М., 2009.

11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

УДК 159.9

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ПЕДАГОГОВ

Н.В. Угрюмова*

Аннотация. Высокие требования к индивидуальному, психологическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и эмоциональному развитию каждой личности и социально-экономические, культурологические преобразования условий жизни ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи, одной из которых является развитие личности будущего специалиста как субъекта творчества. Речь должна идти о развитии и творческом использовании в профессиях со-циономического типа всех ресурсов и возможностей личности.

Ключевые слова: эмоциональная креативность, психология, развитие, социальные профессии.

© Угрюмова Н.В., 2014

* УГРЮМОВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА,

аспирант

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: nata1626@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.