ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМИ БУХГАЛТЕРАМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ
КОЛЛЕДЖЕ Кублик Г.Е.
Кублик Галина Евгеньевна - магистр, преподаватель математики, цикловая методическая комиссия общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Орден Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж им. Э.А. Верновского (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени
В.И. Вернадского», г. Симферополь
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной направленности изучения математики будущими бухгалтерами в агропромышленном колледже. Наиболее эффективным способом реализации профессиональной направленности изучения математики будущими экономистами является создание дидактического комплекса, состоящего из блоков, включающих в себя теоретическую основу отдельных разделов математики и практических блоков, несущих профессионально важную информацию о деятельности бухгалтера.
Ключевые слова: математика, студенты среднего профессионального образования, прикладная направленность обучения, экономико-математическая компетентность выпускника, бухгалтер.
УДК 331.225.3
Математические знания важны только тогда, когда они воспринимаются студентами с уверенностью, что обязательно будут применены в процессе своей будущей профессиональной деятельности. Отсюда, главная задача преподавателя математики, работающего в системе среднего профессионального образования, - усилить прикладную направленность обучения математике, в том числе и будущих бухгалтеров. Конечной целью математического образования в агропромышленном колледже будущими бухгалтерами является формирование экономико-математической компетентности выпускников.
Наиболее эффективный путь реализации профессиональной направленности изучения математики в агропромышленном колледже будущими бухгалтерами - создание дидактического комплекса, состоящего из блоков, включающих в себя теоретические основы отдельных разделов математики, и блоков практико -ориентированных заданий, несущих профессионально значимую информацию по работе бухгалтера.
Для создания такого дидактического комплекса необходимо выполнить два условия. Во-первых, внести изменения в структуру изучения двух дисциплин (математики и бухучета) таким образом, чтобы связанные друг с другом темы этих дисциплин изучались параллельно. Так, например, после повторения процентов и выполнения расчетных заданий разобрать задачи на учет и расчеты наличных и безналичных денежных средств. После изучения элементов линейной алгебры (матрица, система линейных уравнений, метод Гаусса) ввести понятия «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка», разобрать задачи на нахождение валовых выпусков отраслей на планируемый период при заданной технологии производства, заданном потреблении на предстоящий промежуток времени. После повторения систем неравенств изучить основы линейного программирования, симплекс-метод, транспортную задачу. После изучения дробно-рациональной функции привести пример зависимости себестоимости продукции от объема произведенной продукции. После изучения показательной функции привести пример зависимости капитала, пущенного в оборот, от числа равных промежутков времени, рассмотреть задачи финансовых вычислений по сложной процентной ставке. После изучения тригонометрических функций привести примеры зависимости периодических колебаний величин от времени. После изучения производной рассмотреть задачи по ее применению при нахождении роста производительности труда, максимальная прибыль предприятия, скорость износа материальных ресурсов, рассмотреть графики и диаграммы темпов роста функций экономического содержания. После введения понятия определенного интеграла познакомить с экономической интерпретацией этого понятия: определение объема продукции, произведенной за данный промежуток времени по функции, характеризующей изменения производительности труда за данный промежуток времени и т.д.
Вторым условием создания дидактического комплекса, состоящего из блоков, включающих в себя теоретические основы отдельных разделов математики, и блоков практико - ориентированных заданий, несущих профессионально значимую информацию по работе бухгалтера, является применение активных методов обучения, которые направлены на овладение студентами компетенциями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Среди активных методов можно выделить следующие: кейс-стадии и игровое проектирование, реализуемые на исполнительском, управленческом и стратегическом уровнях; методы моделирования; деловые игры, тренинги; проблемные лекции и семинары; творческие проекты; интеллект-карты, алгоритмы, схемы, тесты, творческие задания и т.д. Любой из методов применяется на основе ИКТ.
От качества математической подготовки в агропромышленном колледже в значительной степени зависит уровень компетентности будущих бухгалтеров. Обучение математике должно быть ориентировано на профессиональное образование с помощью математики. Реализовать это можно в предложенном
дидактическом комплексе, состоящем из блоков, включающих в себя теоретические основы отдельных разделов математики, и блоков практико - ориентированных заданий на профессию бухгалтера.
Список литературы
1. Аргунова Л.Г. Применение практико-ориентированных задач при обучении математике. [Электронный ресурс] //URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-100680.html.
2. Зеленина Н.А., Крутихина М.В. Прикладные и учебно-прикладные задачи в обучении математике в классах химико-биологического профиля. [Электронный ресурс] //URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17739973.
3. Иванова Т.А. Современный урок математики: теория, технология, практика: Книга для учителя. - Н. Новгород: НГПУ, 2010.
4. Мышкис А.Д. О прикладной направленности школьного курса элементов математического анализа. // Математика в школе. - 1990. - № 6. - С. 7-11.
5. Чикунова О.И., Бобровская А.В. Обучение методу математического моделирования при решении задач с практическим содержанием// Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 131-135.
6. Юрочкина Е.П. Практико-ориентированный подход в обучении математике. [Электронный ресурс] //URL: https://edudocs.info/praktiko--orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-matematike.html.