Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация студентов технических вузов: опыт эмпирического исследования в ИРНИТУ'

Профессиональная мотивация студентов технических вузов: опыт эмпирического исследования в ИРНИТУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
студенческая молодежь / мотивация / профессиональная мотивация / student youth / motivation / professional motivation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Наталья Васильевна, Струк Елена Николаевна, Ван Хао

Для молодых людей выбор профессиональной карьеры является необходимым условием качественного развития той деятельности, которую они предполагают осуществлять. При этом он представляет собой один из важных факторов, имеющих наибольший вес в процессах адаптации и закрепления в высшем образовании. Цель настоящего исследования – выявить особенности профессиональной мотивации студентов ИРНИТУ. Проведенное анкетирование позволило констатировать, что для молодого поколения важны не только материальные ценности, но и возможность реализации собственных интересов и способностей, а критериями привлекательности профессии являются интересный процесс трудовой деятельности, стабильность, высокая заработная плата и условия труда. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты ИРНИТУ имеют высокий уровень профессионального самоопределения и ответственно подошли к выбору своей специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сидорова Наталья Васильевна, Струк Елена Николаевна, Ван Хао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES: THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH AT IRNTU

For young people, choosing a professional career is a necessary condition for the qualitative development of the activities they intend to carry out. At the same time, it is one of the important factors that have the greatest weight in the processes of adaptation and consolidation in higher education. The purpose of this study is to identify the features of the professional motivation of IRNTU students. The conducted survey allowed us to state that not only material values are important for the younger generation, but also the possibility of realizing their own interests and abilities, and the criteria for the attractiveness of the profession are an interesting work process, stability, high wages and working conditions. The data obtained indicate that IRNTU students have a high level of professional self-determination and responsibly approached the choice of their specialty.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация студентов технических вузов: опыт эмпирического исследования в ИРНИТУ»

Профессиональная мотивация студентов технических вузов: опыт эмпирического исследования в ИРНИТУ

Сидорова Наталья Васильевна,

к.соц.н., доцент, доцент кафедры социологии и психологии Иркутского национального исследовательского технического университета E-mail: S509771@yandex.ru

Струк Елена Николаевна,

д.ф.н., доцент, зав. кафедрой социологии и психологии Иркутского национального исследовательского технического университета E-mail: struken@rambler.ru

Ван Хао,

аспирант кафедры социологии и психологии Иркутского национального исследовательского технического университета E-mail: soc_sor@ex.istu.edu

Для молодых людей выбор профессиональной карьеры является необходимым условием качественного развития той деятельности, которую они предполагают осуществлять. При этом он представляет собой один из важных факторов, имеющих наибольший вес в процессах адаптации и закрепления в высшем образовании. Цель настоящего исследования - выявить особенности профессиональной мотивации студентов ИРНИТУ. Проведенное анкетирование позволило констатировать, что для молодого поколения важны не только материальные ценности, но и возможность реализации собственных интересов и способностей, а критериями привлекательности профессии являются интересный процесс трудовой деятельности, стабильность, высокая заработная плата и условия труда. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты ИРНИТУ имеют высокий уровень профессионального самоопределения и ответственно подошли к выбору своей специальности.

Ключевые слова: студенческая молодежь, мотивация, профессиональная мотивация.

Введение

Выбор профессии в современном обществе представляет собой сложное занятие, так как только в России приходится выбирать из 251 271 профессии [7]. Основу выбора составляет мотивация, являющаяся необходимым условием существования человека, и движущей силой его деятельности [1, 3, 4, 5, 6, 8]. Профессиональная мотивация формирует цель, которая непосредственно «запускает» механизм практической деятельности человека, направляет её к достижению планируемого результата [2, с. 32]. При этом для успешной карьеры, по Парсон-су Т., необходимо знание собственных особенностей, достоинств и недостатков, их соответствие требованиям и возможностям потенциального места работы [Цит. по 9, р. 3-4]. В связи с этим исследования связанные с анализом профессиональной мотивации студентов, становятся все более важным, так как обучение в вузе напрямую влияет на предрасположенность обучающихся к усвоению профессиональных знаний. Известно, что высокая позитивная мотивация к профессиональной деятельности во время обучения может компенсировать недостаток способностей к той или иной профессии, но обратная зависимость не наблюдается: высокий уровень развития способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [10]. Т.е., когда профессия выбирается ответственно, и является результатом принятия личной позиции в этом процессе, это дает возможность успеха в учебе и обеспечивает в дальнейшем лучшее выполнение профессиональных обязанностей. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять исследованию профессиональной мотивации студентов направленной на выявление позиции, которую занимают студенты в профессиональном выборе. Целью настоящего

133

исследования является анализ особенностей профессиональной мотивации студентов ИРНИТУ.

Материалы и методы исследования

Методом получения первичных эмпирических данных исследования выступает анкетирование. Опрос проводился в Иркутском национальном исследовательском техническом университете в ноябре-декабре 2023 года.

Расчет объема выборки производился с учетом доверительного интервала 95%, и предельной ошибкой выборки, то есть отклонение по контрольным признакам составляет 5%, стандартное для нормального распределения. Выборочная совокупность при данных условиях для нашей генеральной совокупности студентов составила 385 человек (Ядов В.Я.). Общая численность студентов 8 институтов ИРНИТУ составляла на 1 декабря 2023 года 8978 человек.

Результаты

В начале исследования были рассмотрены факторы мотивации, которые влияют на достижение поставленных целей. Большинство студентов выбрали вариант саморазвитие (51,6%). 39,7% утверждают, что стремление к достижению цели определяется повышением социального статуса. При этом получение образования является главной мотивацией для 33,7%, профессиональное развитие выбрали 32,4%, 18,4% - потребность в общении, творчество - 18,5%.

Доминирующим мотивом выбора профессии у 41,5% обучающихся является востребованность профессии на рынке труда и высокая зарплата. Так же при выборе профессии студенты руководствовались следующими факторами: интерес и способности к профессии - 18,3%, совет родителей и родственников - 19,5%. При этом 1,2% продолжают семейную традицию. 13,4% выбрали вариант ответа: «подходили экзамены, которые я сдавал в школе», а 2,4% доверились мнению друзей или рекламы в СМИ - 2,4%. Ответы на данный вопрос демонстрируют, что, с одной стороны, для молодого поколения важны материальные ценности,

с другой стороны, реализация собственных интересов и способностей. Поэтому в своей будущей профессии студенты видят как возможность получать достойную оплату своего труда, так и возможность реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

Отвечая на вопрос о выборе критериев привлекательности профессии,обучающиеся в качестве приоритетного выбрали стабильность - 64,6%, то есть выбранная профессия стойко ассоциируется у респондентов с постоянством в оплате труда и занятостью. Так же важны для респондентов: высокая заработная плата - 57,3% и сам процесс трудовой деятельности - 56,1%.

Далее участникам опроса было предложено оценить по 5-и балльной шкале удовлетворенность своей специальностью, где 1 балл - это не удовлетворен, а 5 баллов - полностью удовлетворен. Удовлетворены своей специальностью 67% студентов, не удовлетворены 24%, из них не удовлетворены полностью -2,3% опрошенных.

Ожидание от выбранной специальности влияет на формирование у студентов желания или не желания по ней работать. 54,4% участвовавших в опросе отметили соответствие выбранной специальности их ожиданиям. Ответ «нет, не соответствуют» отметили 24,9% студентов.

При этом на вопрос о соответствии личным интересам избранной специальности 60,4% респондентов уверенно заявили о таком соответствии, а 13,5% высказались о несогласованности личных интересов и выбранной профессии. Для достижения жизненного успеха к определенному виду деятельности необходимо учитывать собственные интересы, так, как только тогда работа будет приносить удовольствие.

96% студентов, принимавших участие в опросе, считают, что выбранная ими профессия актуальна на рынке труда. Из них 40,1% указали вариант ответа, согласно которому востребованность связана с получением дополнительного образования по смежной специальности. Таким образом, ответившие счита-

ют, что эффективная профессиональная деятельность в современном обществе требует, помимо конкретных профессиональных знаний,так же знаний,которые выражены в других профессиях (управленческих, психологических и т.д.).

Далее были рассмотрены навыки и качества, которые, по мнению студентов, помогут реализоваться в жизни. 75% студентов отметили, что личные качества и способности играют наиболее важную роль и могут помочь в реализации в жизни. 44,9% выбрали вариант знания, полученные по профессии. Здоровье и внешние данные отметили 18%. Моральная поддержка родителей важна для 13%. 25,1% в данном вопросе выбрали вариант: «способность расставлять приоритеты». Такое качество как инициативность указали 31,3%. Умение анализировать свои действия указали 29%. 19% из всех респондентов ответили, что знакомства и связи могут помочь им реализовать себя в жизни и профессии.

Мы спросили мнение респондентов, о том какие личностные качества они считают важными для своей будущей специальности. 74% ответивших выбрали трудолюбие и активность в профессиональной деятельности. Следующим по популярности вариантом ответа является целеустремленность - 46%. Спокойствие и стрессоустойчивость отметили 34%, умение работать в команде - 25%, настойчивость - 17%. Честность и порядочность важны в выбранной профессии для 17%. Отзывчивость и требовательность выбрали по 11% опрошенных.

В следующем вопросе были рассмотрены аспекты, которые привлекают опрошенных студентов в выбранной профессии. Процесс трудовой деятельности является важным показателем для 47,8%, высокая заработная плата -44,6%, условия труда - 27,3%, стабильность - 24,1%, самостоятельное принятие решений - 13,7%. Возможность раскрытия своих творческих способностей в выбранной профессиональной деятельности привлекает 18,7%; 10,1% человек выбрали вариант спокойная работа.

Из всего массива обследованных 87,8% опрошенных планируют работать

по специальности, по которой они обучаются в ИРНИТУ. И только 12,2% не видят себя в будущей профессии.

При выборе места трудоустройства большинство респондентов основным критерием считают высокий уровень оплаты труда - 72%, а также стабильность/устойчивость компании - 61%. Весомым критерием при подборе места работы 68,3% опрошенных назвали перспективы карьерного роста (продвижение по карьерной лестнице, увеличение зарплаты), перспективы личностного роста (профессиональное развитие, возможность корпоративного обучения) -19,5%. Гарантии сохранения жизненного баланса (отсутствие помех для личной/ семейной жизни) отметили как значимый критерий 7,3% респондентов. При этом организационно-управленческие критерии выбора не очень интересуют студентов. Так, возможность участия в планировании работы и управлении не отметил ни один респондент. Интересные задачи выбрали 8,5% участников опроса, а 13,4% студентов отметили важность комфортной психологической атмосферы и 9,8% - важность имиджа/репутации компании, её корпоративной культуры.

В профессиональной деятельности обучающиеся считают важным: возможность карьерного роста - 85% и интересную работу - 57,5%, социально-психологическую комфортность атмосферы в трудовом коллективе - 38,8%, размер заработной платы - 32,5%.

Заключение

Рассматривая причины выбора специальности студентами, можно сделать вывод о том, что они в основном поступили на выбранную специальность по собственному желанию, также на некоторых студентов оказали влияние родители, многие поступили из-за наличия бюджетного места, и востребованности профессии на рынке труда. Выбранные ответы демонстрируют, что, с одной стороны, для молодого поколения важны материальные ценности, но с другой стороны, востребована реализация собственных интересов и способностей. Поэтому в своей будущей профессии студенты

135

В*1

И-ЕпСИ-И

видят возможность получать достойную оплату своего труда и возможность реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

Вуз оказывает активное влияние на формирование профессионального самоопределения студентов, через уровень преподавания дисциплин, организацию учебного процесса, эффективную организацию производственной практики, материально-техническая среда вуза также имеет значение для профессиональной мотивации.

У половины опрошенных студентов ожидания от выбранной специальности оправдались, треть студентов все же затрудняются с ответом на данный вопрос. Больше половины студентов удовлетворены своей специальностью и считают, что получают для этого в вузе достаточно знаний. Наиболее важными качествами для профессиональной деятельности опрошенные выделяют трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, спо-койность и стрессоустойчивость.

В выбранной профессии студенты выделили критерии ее привлекательности. К ним относятся: процесс трудовой деятельности, стабильность, высокая заработная плата, условия труда.

Большинство студентов считают выбранную профессию востребованной на рынке труда и планируют в дальнейшем работать по выбранной специальности.

Часть студентов осведомлена о том, какой уровень подготовки должен быть у них при трудоустройстве. Это говорит о том, что у студентов ИРНИТУ довольно высокий уровень профессионального самоопределения. Все полученные данные свидетельствуют о том, что студенты подошли ответственно к выбору своей специальности, но хотели бы внести свои коррективы в организацию учебного процесса.

Литература

1. Астахова В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности // Alma mater. 2010. № 8. С. 60-63.

2. Гендин А.М., Дроздов Н.И., Валя-ева Е.В. Образовательные ценности старшеклассников и социокуль-

турный контекст их формирования и реализации: монография / отв. ред. М.И. Сергеев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 288 с.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: Социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 592 с.

4. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 132-135.

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хох-лушкина Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодёжи. - М.: ЦСПиМ. 2011. - 296 с.

6. Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Спб.: Питер, 2005. - 304 с.

7. Сколько всего профессий на сегодня? Сайт Центра научных исследований в сфере профориентации и психологии труда [электронный ресурс]. - URL: https://crcg.ru/skolko-vsego-professiy-v-mire/ (дата обращения: 07.12.2023).

8. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 2008. - 276 с.

9. Brown D. and assoc. Career choice and development / 4th ed. San Francisco. -CA: Jossey-Bass, 2002. - 556 p.

10. Ryan A.M.; Gheen M.H.; Midgley C. Why some students avoid asking for help: an examination of the interplay among students' academic efficacy, teachers' socialemotional role, and the classroom goal structure // Journal of educational psychology (Washington, DC). 1998. V 90. № 3. Р. 528-535.

PROFESSIONAL MOTIVATION

OF STUDENTS OF TECHNICAL

UNIVERSITIES: THE EXPERIENCE OF

EMPIRICAL RESEARCH AT IRNTU

Sidorova N.V., Struk E.N., Wang Hao

Irkutsk National Research Technical University

136

For young people, choosing a professional career is a necessary condition for the qualitative development of the activities they intend to carry out. At the same time, it is one of the important factors that have the greatest weight in the processes of adaptation and consolidation in higher education. The purpose of this study is to identify the features of the professional motivation of IRNTU students. The conducted survey allowed us to state that not only material values are important for the younger generation, but also the possibility of realizing their own interests and abilities, and the criteria for the attractiveness of the profession are an interesting work process, stability, high wages and working conditions. The data obtained indicate that IRNTU students have a high level of professional self-determination and responsibly approached the choice of their specialty.

Keywords: student youth, motivation, professional motivation.

References

1. Astakhova V.I. Student of the XXI century: his essential features and characteristic features // Alma mater. 2010. No. 8. P. 60-63.

2. Gendin A.M., Drozdov N.I., Valyae-va E.V. Educational values of high school students and the sociocultural context of their formation and implementation: monograph / rep. ed. M.I. Sergeev; Krasnoyarsk state ped. University named after V.P. As-tafieva. - Krasnoyarsk, 2012. - 288 p.

3. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: Sociological portrait. - M.: TsSPi M. 2011. - 592 p.

4. Didkovskaya Y.V. Dynamics of professional self-determination of students // Sociological studies. 2001. No. 7. P. 132-135.

5. Konstantinovsky D.L., Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A., Khokhlushki-na F.A. Educational and life trajectories of young people. - M.: TsSPiM, 2011. - 296 p.

6. Kuzmina N.V. Problems of professional training of specialists in universities / Problems of selection and professional training of specialists in universities. - St. Petersburg: Peter, 2005. - 304 p.

7. How many professions are there today? Website of the Center for Scientific Research in the Field of Career Guidance and Occupational Psychology [electronic resource]. - URL: https://crcg.ru/skolko-vsego-professiy-v-mire/ (Date of access: 12/07/2023).

8. Cherednichenko G.A., Shubkin V.N. Youth enters life (sociological studies of the problems of choosing a profession and employment). - M.: Thought, 2008. - 276 p.

9. Brown D. and associates. Career choice and development / 4th ed. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. - 556 p.

10. Ryan A.M.; Gheen M.H.; Midgley C. Why some students avoid asking for help: an examination of the interplay among students' academic efficacy, teachers' socialemotion-al role, and the classroom goal structure // Journal of educational psychology (Washington, DC). 1998. V 90. No. 3. P. 528-535.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.