6. Никитин, Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития) [Текст]: учебное пособие / Э. М. Никитин. - М., РИПКРО, 1995. - 194 с.
7. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
8. Санжиева, Я. Б. Профессиональное развитие педагогов в условиях последипломного образования (на материале Иркутской области) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. / Я. Б. Санжиева - М., 2002. - 328 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / [сост. А. Л. Грекулова и др.]; редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989.
УДК 316.444.5-057.875;378;159.923
Мищенко Владимир Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», [email protected], Ханты-Мансийск
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА)
Mishchenko Vladimir Alexandrovich
Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, GOU VPO «Ugra State University», [email protected], Khanty-Mansiysk
PROFESSIONAL MOBILITY OF UNIVERSITIES GRADUATES IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT - UGRA
Само понятие «профессиональной мобильности» возникло на Западе еще в первой половине XX в. и явилось отражением тех, в первую очередь, социально-экономических процессов, которые обусловили развитие сначала западной, а потом и всей мировой цивилизации за последнее столетие. В наши дни проблема профессиональной мобильности становиться особенно актуальной как для неустойчивых, так и для быстро растущих экономик. В первом случае это связано с необходимостью поиска значительной частью активного населения любых форм новой работы. Во втором случае, профессиональная мобильность оказывается востребованной с появлением спроса на все новые престижные и хорошо оплачиваемые профессии и специальности, многие из которых требуют интегрированных знаний из различных областей науки.
Профессиональная мобильность - достаточно сложное и многоаспектное явление. Его содержание различными авторам трактуется по разному в зависимости от тех элементов этого феномена, на которые они обращают особое внимание. С позиций психологии, профессиональная мобильность, прежде всего, - это способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [1, с. 1]. В свою очередь, с позиций социологии профессиональная мобильность может рассматриваться как смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами (такими как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т. д.) В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям [2, с. 10].
В наиболее общем виде профессиональную мобильность можно рассматривать как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии, качество, обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни, и его социализацией, включая и направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах.
Подобное определение позволяет рассматривать профессиональную мобильность как интегративное качество личности, объединяющее в себе:
- сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности. Она включает в себя стремление к эффективному карьерному росту на основе полученных в вузе знаний из различных областей науки и полноценную профориентацию студентов и выпускников (мотивационный компонент);
- способности и когнитивную основу профессиональной мобильности. Это качество непосредственно связано с умением выпускников самостоятельно овладевать различными видами профессиональных знаний. Весьма полезным для формирования профессиональной мобильности может оказаться и знакомство с некоторыми основами психологии, полученное как в процессе обучения, так и путем личного социального опыта (когнитивнокомпетентно стный компонент);
- самоосознание личностью потенциала своей профессиональной мобильности, сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Необходимо отметить, что это качество тесно связано с предыдущим.
Каждая из этих составляющих профессиональной мобильности включает в себя подструктуры, связанные с выработкой различных личностных качеств, развитие которых и приводит в конечном итоге к её целостному формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию, установки на оптимистическое восприятие действительности, смены специальности или, даже, профессии. Способности к профессиональной мо-232
бильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивергентность, критичность мышления. Когнитивная основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний [1; 3].
Некоторые авторы полагают, что одним из важнейших факторов в сфере формирования профессиональной мобильности студентов является необходимость эффективной работы по их профессиональной ориентации. В процессе профориентации студенты получают как основные сведения о приобретении необходимых для занятия той или иной профессиональной деятельностью знаний, так и особые психологические требования к подобной профессии. Таким образом, они могут сделать выводы о личной пригодности к профессиональным требованиям в различных областях человеческой деятельности и выбрать для себя наиболее подходящие профессии, как правило, не одну, а несколько.
Н. М. Зверева [3] видит основной путь к ускорению становления профессиональной мобильности студентов различных вузов в изменении их учебных программ. Автором предлагается включение в учебные планы, как новых фундаментальных предметов, так и курсов по дополнительным специальностям. Кроме того, автор указывает на важность самостоятельной творческой работы студентов и усиления значения их практик в конкретных организациях и предприятия.
В свою очередь, В. И. Шаповалов [4] наряду с использованием уже упоминавшихся профессиональной ориентации и углубления межпредметных связей в процессе обучения, считает необходимым обратить внимание на психолого-педагогическую подготовку учащихся к их будущей профессиональной деятельности. Подобная подготовка, называемая автором психоло-го-педагогической поддержкой, связана с групповой и индивидуальной работой преподават елей со студентами, направленной на формирование у них не только профессиональных знаний и умений, но и социально-значимых психологических качеств, необходимых для будущей успешной работы.
Подобные подходы к изучению профессиональной мобильности выпускников учреждений профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нашли подтверждение в результатах научно-исследовательского проекта «Проведение исследований и разработка предложений но повышению профессиональной мобильности на рынке труда», проведенного в регионе в декабре 2007 г. [5]. Опрос проводился на базе следующих высших учебных заведений: Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Сургутский государственный университет, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Югорский государственный университет.
Одной из задач этого исследования являлось определение готовности студентов и молодых специалистов к смене своей профессии и уровню их профессиональной подготовки в целом.
Обработка статистических данных, полученных в процессе опросов студентов, молодых специалистов, преподавателей и работодателей дала достаточно интересные результаты. Они приведены в следующих таблицах 1-3.
Таблица 1 - Ответы респондентов на вопрос «Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять для модернизации системы профессионального обучения»?
Категории опрошенных
Преподаватели Учащиеся Работодатели Работаю- щие
Усилить связь обучения с практической деятельностью 27,2 24,1 29,7 32,4
Ориентировать обучение на развитие аналитических навыков 15,0 11,9 14,5 10,5
Глубже знакомить с современными технологиями, применяемыми в Вашей профессии 24,3 27,7 23,3 25,5
Улучшить учебно-методическую оснащенность обучения (в том числе на электронных носителях) 17,2 16,0 13,4 14,2
Расширить применение компьютерных технологий в учебном процессе 14,8 14,4 10,5 13,8
Другое 0,4 0,8 4,1 1,1
Затрудняюсь ответить 1,1 5,1 4,7 2,5
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0
Результаты опроса показывают, что все категории респондентов очень большое внимание уделяют связи обучения с реальной профессиональной деятельностью, что может осуществляться различными способами и относится к компетентностной компоненте профессиональной мобильности описанной выше. Не вызывает сомнения, что подобная тесная связь, в том числе, способствует формированию профессиональной мобильности за счет знакомства студентов с условиями производства, в котором участвуют представители разных профессий. Учащиеся могут предварительно «подобрать» себе специальности или, даже, профессии, наиболее их уст-234
раивающие. Высокое значение мотивационной и рефлексивно-оценочной компонент можно отследить, глядя на ответы всех респондентов по поводу углубленного знакомства с современными технологиями, применяемыми в профессии.
Обратимся теперь к оценке содержания профессионального образования и качеству обучения в контексте формирования профессиональной компетентности и профессиональной мобильности с позиций современного преподавателя, так как это наиболее объективный эксперт во данным вопросам, (табл. 2, табл. 3).
Таблица 2 - Ответы преподавателей на вопрос «Как Вы считаете, разработан ли в Вашем учебном заведении для подготовки специалиста, способного к профессиональной мобильности, концептуальные основы и методический материал?»
Концептуальные основы Методический материал
В полной мере разработан 33,0 30,5
Частично разработан 52,4 52,5
Совсем не разработан 5,6 4,5
Затрудняюсь ответить 9,0 12,6
Итого 100,0 100,0
Большинство преподавателей считает, что концептуальные основы и методический материал для подготовки специалиста, способного к профессиональной мобильности, разработаны «частично» (соответственно 52,4% и 52,5%). Однако около трети преподавателей утверждают, что все разработано «в полной мере».
Таблица 3 - Ответы преподавателей на вопрос «Как Вы считаете, в какой мере программа, по которой обучаются студенты, соответствует содержанию их профессиональной деятельности?»
Преподаватели
Полностью соответствует 21,4
Скорее соответствует 62,4
Скорее не соответствует 9,8
Затрудняюсь ответить 6,4
Итого 100,0
Результаты опроса свидетельствуют, что, по мнению самих молодых специалистов, учебные заведения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры формируют выпускников, которые не в полной мере готовы к профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что общий уровень развития и личностные качества для работодателя важнее глубины и актуальности знаний по специальности. Таким образом, можно сделать вывод, что и работодатели заинтересованы в подготовке специалистов, способных гибко реагировать на меняющиеся условия труда и обладающих высокой профессиональной и, особенно, внутрипрофессиональной, мобильностью.
Библиографический список
1. Зверева, Н. М. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности [Текст] / Н. М. Зверева [и др.] // Высшее образование в России. -2006,-№6.-С. 89-93.
2. Неделько, Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук / Е. Г. Неделько. - Магнитогорск, 2007.
3. Нужиова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс] / С. В. Нужнова // Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе : тез. [конф.]. Секция 4. Проблемы подготовки специалистов / Троицкий фил. Челябинского гос. ун-та. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html. -Загл. с экрана.
4. Проведение исследования и разработка предложений по повышению профессиональной мобильности на рынке труда [Текст]: отчет по научно-исследовательскому проекту. - Ханты-Мансийск, 2007. - 101 с.
5. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность специалиста [Текст] / В. И. Шаповалов // Высшая школа в России. - 2005. - № 10. - С. 96-100.
УДК 373.3
Скрипова Надежда Евгеньевна
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования, государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Челябинск
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Skripova Nadezhda Evgenyevna
Distinguished Teacher of the Russian Federation, Ph.D., head of the department ofprimary education, state educational institution of additional vocational education «Chelyabinsk Institute of retraining and training of education workers, Chelyabinsk
THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE INITIAL GENERAL EDUCATION AND OPERATING SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL
В чём состоит проблема при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) для нас - системы повышения квалификации? Нас ждёт очень непростая работа, связанная с переходом учителя начальной школы из знани-236