Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мобильности в СССР в послевоенный период'

Развитие профессиональной мобильности в СССР в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мищенко Владимир Александрович

В статье рассматриваются основные направления развития профессиональной мобильности в Советском Союзе в 50-е-70-е гг. XX в. и ведущие факторы, повлиявшие на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мобильности в СССР в послевоенный период»

раздел VI

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 316.444.5;37(091)

Мищенко Владимир Александрович

Декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», к. п. н., доцент, vam@ugrasu.ru, Ханты-Мансийск

развитие профессиональной мобильности

В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Mishchenko Vladimir Alexandrovich

Dean of the Faculty of Humanities, Chair of Pedagogy and Psychology State educational institution of higher education «Yugra State University, candidate of pedagogical sciences, docent, vam@ugrasu.ru, Khanty-Mansiysk

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY IN THE USSR IN THE POSTWAR PERIOD

В современной отечественной педагогической литературе под профессиональной мобильностью обычно понимается «интегральное качество личности, выражающее способность и готовность индивида к изменениям своей профессиональной позиции, статуса и к перемещениям в профессиональной сфере на основе определенных мировоззренческих представлений и ценностной ориентации, личностных качеств, знаний и в соответствии с личностными потребностями» [1, с. 128]. В советской педагогике определение этого понятия звучало несколько по-другому и трактовалось как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [2, с. 467].

Различие этих определений во многом объясняется тем, что в условиях социалистической экономики смена профессии нередко являлась вынужденной или полупринудительной и во многом контролировалась государством. Следует отметить, что профессиональная мобильность в Советском Союзе была явлением уникальным по своим особенностям и масштабам. Во всей истории человечества в ХХ столетии ее можно сравнить только с аналогичным процессом, происходившим в Китайской Народной Республике после прихода в Китае к власти коммунистов.

Во второй половине ХХ в. характер профессиональной мобильности в СССР заметным образом изменился по сравнению с довоенными годами, что, в первую очередь, было связано с появлением новых и новейших технологий во многих отраслях промышленности и, в меньшей степени, сельского хозяйства. Это произошло под влиянием целого ряда факторов, к которым, в первую очередь, можно отнести:

1. Заметное расширение и укрепление всей системы образовательных учреждений профессиональной подготовки молодежи, по сравнению с довоенным периодом. Так, если в 1940 г. в советских техникумах различного профиля обучалось немногим менее миллиона человек, то в 1960 г. их было уже 2,4 миллиона студентов [3, с. 384]. Таким образом, отпадала необходимость в профессиональном переучивании значительного числа низко квалифицированных работников по новым профессиям.

2. Постепенное исчезновение «классового» подхода к подбору кадров, что обеспечивало представителям различных социальных групп возможности выбора по собственному желанию и потенциальным возможностям учебного заведения и соответственно, - профессии. Разумеется, на практике отдельные социальные и, отчасти, национальные, ограничения выбора профессии сохранялись. Но это касалось, в первую очередь, самых престижных профессий или профессий, связанных с секретными оборонными или иными особо важными для государства видами трудовой деятельности.

3. Возникновение новых профессий, обусловленное научно-технической революцией, происходившей в ведущих странах мира во второй половине ХХ века. К таким профессиям можно, например, отнести профессии программистов ЭВМ; различных специалистов в ядерной, космической и радиоэлектронной отраслях, в производстве синтетических материалов и др. Ускорившийся научно-технический прогресс, а также усилившаяся экономическая и военная конкуренция между разными странами не позволяли «терять время» на длительную подготовку специалистов такого профиля в высших учебных заведениях, и лишь затем использовать их в науке и на производстве. Тем более, что это требовало создания новых специальных вузов и факультетов. В подобной ситуации в этих отраслях стали широко использовать уже имевших иное профильное высшее образование специалистов, обучая их «без отрыва» от новой работы. Дополнительной мотивацией к подобной смене профессий и специальностей послужило и заметное увеличение заработной платы во вновь возникших научных и производственных структурах.

4. Резкое повышение значимости некоторых традиционных отраслей народного хозяйства, в первую очередь нефтедобычи и газодобычи. Оно было обусловлено как ростом внутренних потребностей страны, так и заметно улучшившейся конъюнктурой на это сырье на мировом рынке. В подобных условиях в СССР быстро увеличивалось количество предприятий по добыче этих видов сырья, а также соответствующей инфраструктуры, что вызвало повышенную потребность в рабочей силе. Квалифицированных нефтяников, газовиков и строителей нефтепроводов и газопроводов не хватало и поэтому пришлось переучивать рабочих иных профессий на новые. Желающих приобрести профессии в этой отрасли было много, поскольку расценки на работу в этих отраслях народного хозяйства были очень высокими, особенно если новые предприятия располагались в отдаленных районах со сложными климатическими условиями.

5. Промышленное и сельскохозяйственное освоение новых малозаселенных территорий. К таким территориям можно, в первую очередь, отнести Северный Казахстан (Целина), а также Западную Сибирь (крупнейшие нефтяные и газовые месторождения) и Крайний Север (месторождения цветных и редких металлов).

Одной из тенденций развития профессиональной мобильности в нашей стране в послевоенный период стал также постепенный отказ от ее «мобилизационного» характера и переход на принцип добровольности (или полу-добровольности) при смене профессий. Впрочем, в ряде случаев государство достаточно жестко, хотя и косвенным путем, регламентировало это явление.

Обратимся сначала к профессиональной мобильности в различных видах оборонной и смежных с ней отраслей промышленности. На это явление значительный отпечаток наложила так называемая «холодная война» и сопутствующая ей гонка вооружений. Создание новых видов вооружений потребовало перестройки целого ряда отраслей отечественной промышленности и разработки и внедрения новейших технологий в этой области. При этом заметно возросла потребность в таких профессиях, как программисты, специалисты в различных сферах разработки и производства радиоэлектронных устройств, специалисты-ядерщики и т. п. В условиях крайне сжатых сроков, отпущенных на изготовление новейших вооружений, прежде всего, ядерных зарядов и их различных наземных, морских и воздушных средств доставки, соответствующими специалистами в этих областях становились инженеры и техники, прежде занимавшиеся другими видами работы. Так, изготовлением ядерных боезарядов стали заниматься физики и химики; ракетостроением и созданием космических летательных аппаратов - специалисты в области машиностроения и самолетостроения; разработкой радиоэлектронных устройств для авиации, ракет, спутников и средств ПВО - радиоинженеры, прежде занимавшиеся разработкой и изготовлением наземных средств связи. Первоначально в этой сфере наблюдалось определенное «сращивание» прежде чисто военных и чисто гражданских специальностей. Многие талантливые профессиональные офицеры из соответствующих родов войск направлялись (при формальном сохранении статуса военнослужащих) в научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, а гражданские инженеры призывались офицерами в военные структуры. Равным образом, при создании различных новых НИИ, КБ и НПО туда в полупринудительном порядке могли направляться специалисты из различных «традиционных» отраслей науки и промышленности.

Следует отметить, что подобная профессиональная мобильность в оборонных отраслях во многом определялась самим характером работы в этих структурах. Новейшие военные технологии требовали от специалистов широких интегративных познаний в различных областях науки и техники. Так, например, квалифицированный специалист по изготовлению качественно новых радиоэлектронных устройств для космических летательных

аппаратов, включавших в себя разнообразную элементную базу (от металлических изделий до интегральных гибридных микросхем) должен был иметь познания собственно в радиоэлектронике, в механике, в материаловедении, в химии, а также в ряде специальных прикладных наук. Эта специфика профессиональной деятельности косвенно способствовала повышению профессиональной мобильности таких лиц, которые могли достаточно быстро переключиться на выполнение профессиональных обязанностей по смежным специальностям.

Подобное явление достаточно часто имело место и на практике, однако несколько отличалось от профессиональной мобильности в «гражданских» отраслях народного хозяйства. Главным из таких отличий можно считать прямую или косвенную регламентацию изменения профессии или специальности в оборонных отраслях государственными и партийными органами.

Рассмотрим теперь профессиональную мобильность в послевоенный период в остальных отраслях народного хозяйства, не связанных напрямую с потребностями обороны. Здесь также наблюдался определенный прогресс. Самыми быстро развивающимися отраслями в этом секторе промышленности являлись химическая и энергетическая отрасль, причем в последнюю мы включаем добычу и транспортировку основных энергоносителей: нефти и газа. Пред химической промышленностью еще в конце 50-х гг. была поставлена задача: обеспечить сельское хозяйство новыми эффективными удобрениями в достаточном количестве и, тем самым, резко повысить урожайность различных видов сельскохозяйственных культур. С этой целью проводись научные разработки, строились новые крупные предприятия, разрабатывались инновационные технологии. Подобная экономическая политика дала определенные позитивные результаты, - в 70-е гг. экспорт химических удобрений, главным образом, азотных, занимал второе место после нефти и газа в структуре экспорта СССР в западные страны. Равным образом, происходил и бурный рост нефтегазовой отрасли, что в условиях нефтяного кризиса конца 70-х гг. приносила нашей стране крупные экспортные доходы, шедшие, в свою очередь, на развитие оборонной промышленности.

В обоих этих видах необоронной промышленности, - нефтегазовой и химической, - внедрялись новейшие технологии, а также возрастала потребность в кадрах, как инженерных, так и рабочих. В этой ситуации многие работники из других отраслей народного хозяйства переходили на нефтегазовые и химические предприятия, где, помимо прочего, гарантировалась относительно высокая заработная плата. Таким образом, профессиональная мобильность в СССР в этот период во многом была обусловлена кадровыми потребностями быстро развивающихся и приоритетных для страны нефтегазовой и химической отраслей народного хозяйства.

Со второй половине ХХ в. в Советском Союзе важную роль в формировании профессиональной мобильности у специалистов начинает играть

система высшего образования. Можно выделить три основных направления этого явления:

- послевузовское обучение специалистов, обладающих определенным опытом практической работы, в специализированных высших учебных заведениях, - гражданских академиях;

- направленная коррекция содержания образования в вузах;

- дополнительное послевузовское обучения на многочисленных краткосрочных курсах, - постоянных и временных.

Обучение в специализированных академиях берет свое начало еще в довоенный период, когда была создана Промышленная академия. Она не являлась полноценным высшим учебным заведением, и ее основной задачей было некоторое повышение образовательного уровня советских выдвиженцев, т. н. «красных директоров», многие из которых в дореволюционный период сумели получить лишь элементарное начальное образование, -окончить несколько классов церковно-приходской школы.

В послевоенный период ситуация стала иной и государству потребовались специалисты более высокого уровня. Во-первых, после смерти И. В. Сталина Советский Союз стал активно развивать свои международные связи, как политические, так и экономические. В стране возникла нехватка квалифицированных дипломатов и специалистов в сфере международной торговли. С целью компенсации кадровой недостачи подобных специалистов были открыты принципиально новые высшие учебные заведения - Дипломатическая академия и Академия внешней торговли. Сюда принимались лица с высшим образованием, как правило, уже имевшие опыт и хорошо себя проявившие на партийной работе, государственной службе или, в отношении Академии внешней торговли, - в промышленности. Таким образом, речь шла о целенаправленной смене этими лицами своих прежних профессий на новые. Во-вторых, схожую роль, но в сфере подготовки хозяйственных руководителей для работы внутри страны, играла вновь созданная Академия народного хозяйства.

В послевоенный период, особенно начиная с 60-х гг. ХХ в., вследствие быстрого развития науки и техники, содержание образования в технических вузах также получило определенную направленность на формирование у выпускников элементов профессиональной мобильности. Подобное явление можно рассматривать в двух его основных аспектах. С одной стороны, в этих вузах, в отличие от многих западных университетов и институтов, практиковался достаточно широкий подход к изучению общетехнических и смежных с ними теоретических дисциплин. Содержание учебного материала обычно заметным образом превышало те знания, которые были необходимы выпускникам для получения какой-либо одной профессии и, тем более, специальности. Таким образом, лица, окончившие многие технические вузы, были теоретически подготовлены к последующей трудовой деятельности по различным смежным профессиям и специальностям. С другой стороны, в ряде технических вузов, еще с конца 60-х гг. практи-

ковалось введение элементов опережающего обучения по перспективным специальностям и, иногда, профессиям, которые должны были получить распространение после внедрения на производства различных инновационных для своего времени технологий. Следует отметить, что такая практика не всегда себя оправдывала в дальнейшем, но, тем не менее, выпускники получали представление об общих перспективах развития науки и техники. А это, в свою очередь, косвенно способствовало формированию у них профессиональной мобильности.

И, наконец, огромную и почти не проанализированную в соответствующей педагогической и психологической литературе роль в формировании профессиональной мобильности в конце 60-х-80-е гг. ХХ в., играли различные курсы повышения квалификации специалистов, которые в этот период получили очень широкое распространение в отечественной промышленности. Роль эта была двоякой, и затрагивала как образовательные, так и социально-психологические составляющие профессиональной мобильности, как сложного интегративного социально-психолого-педагогического феномена. Во-первых, на подобных курсах слушателей знакомили с различными инновационными технологиями, которые, после соответствующей адаптации, могли найти применение в самых разных отраслях промышленности. Мы приведем только один конкретный пример. С конца 60-х гг. в советской промышленности стал широко использоваться метод вакуумного напыления на небольшие по размерам изделия сверхтонких пленой металлов и их соединений. Такое покрытие деталей использовалось в самых разных отраслях науки и промышленности: от разработки и производства интегральных микросхем до изготовления стойких зубных коронок. Таким образом, многие специалисты, окончившие такие курсы, могли, используя полученные знания, устраиваться по разным специальностям в научные и производственные структуры разного профиля. Подобных примеров можно привести много.

Во-вторых, и это представляется нам не менее, а может быть и более значимым с точки зрения формирования профессиональной мобильности и ее практической реализации, на подобных курсах происходило установление личных неформальных контактов между слушателями, многие из которых уже имели определенный профессиональный и служебный статус на своих предприятиях. Таким образом, многие слушатели в процессе таких контактов:

- расширяли свой профессиональный кругозор;

- получали представление о деятельности ряда смежных и не только смежных предприятий;

- налаживали личные контакты с их представителями.

Все эти факторы в комплексе не только способствовали формированию профессиональной мобильности, но и, в ряде случаев, на практике помогали смене места работы, профессии или специальности.

Оценивая развитие профессиональной мобильности в СССР на всех этапах его существования, можно сделать вывод, что это явление в своем

развитии претерпело серьезные качественные изменения. Первоначально смена профессий в Советском Союзе нередко носила вынужденный или принудительный характер и во многом была обусловлена внутриполитическими факторами. Впоследствии, особенно в последние десятилетия существования СССР, характер профессиональной мобильности стал более или менее добровольным и она в значительной степени стимулировалась экономическими и социальными причинами. Вместе с тем, социалистический характер народного хозяйства нашей страны накладывал значительный отпечаток на формирование профессиональной мобильности и ее практическую реализацию у лиц с высшим и средним специальным образованием. Смена многих профессий в СССР, особенно связанный с высокими технологиями, до конца 80-х гг. в той или иной степени находилась под контролем государственных органов. Ситуация изменилась только в конце 1989 г., когда государство начало быстро терять полноценный контроль над промышленностью и в стране появились первые предприятия с негосударственными (кооперативы) или квази-государственными формами собственности (комсомольско-молодежные центры, малые государственные предприятия и т. п.).

Библиографический список

1. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально-мобильных кадров в непрерывном педагогическом образовании [Текст]: дис. ... доктора педагогических наук / Б. М. Игошев. - Екатеринбург, 2008.

2. Педагогический словарь [Текст]. - М.: АПН, 1980. - Т. 1. - 774 с.

3. Шипунов, В. Г. Средние профессиональные учебные заведения [Текст] / В. Г. Шипунов, Т. В. Поликарпов // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. - Т. 2. - М. : БРЭ, 1999. - Т. 2. -С. 384-385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.