УДК 796:316
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления профессиональной мобильности в области физической культуры и спорта. Проанализированы изменения основных показателей мобильности (профильное образование, профессиональная переориентация, спортивная специализация), приведены статистические данные, полученные в процессе исследования.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, профильное образование, область физической культуры и спорта, повышение квалификации, выпускники, специалисты в области физической культуры и спорта.
PROFESSIONAL MOBILITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Yanverovna Mikhailova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the main directions of professional mobility in the field of physical culture and sports. The changes in the main indicators of mobility (profile education, vocational reorientation, sports specialization) are analyzed, statistical data obtained in the course of the study are presented.
Keywords: professional mobility, profile education, field of physical culture and sports, training, graduates, specialists in the field of physical culture and sports.
Необходимость постоянного подтверждения своей профессиональной квалификации сегодня для любого специалиста становится серьезным обстоятельством. Область физической культуры не является исключением. Известно, что деятельность в профессиональном спорте, к сожалению, недолговечна. Спортсменам приходиться решать, что делать, когда надо уходить со спортивной арены. Многие заранее планируют остаться в спорте, в качестве тренера или специалиста, в области физической культуры и спорта. Для этого поступают в спортивные вузы или колледжи. В мае 2017 года, в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, выпускникам очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура было предложено ответить на вопрос: «Чем вы будете заниматься в ближайшее время (1-3 года)». В опросе приняло участие 268 выпускников данного направления подготовки. Были получены следующие результаты: предполагают работать по специальности 31% респондентов, предполагают продолжить обучение в НГУ им. П.Ф. Лесгафта - 17%, предполагают продолжить обучение в НГУ им. П.Ф. Лесгафта и работать -39%, предполагают продолжить обучение в другом вузе - 6%, предполагают службу в армии - 4%. Можно констатировать, что выпускники НГУ им. П. Ф Лесгафта, в основном, планируют связать свою профессиональную жизнь с отраслью физической культуры и спорта (87%). Остальные (13%) решили сменить сферу своей деятельности на ближайшее время [2]. Статистика показывает, что многие действующие спортсмены планируют свою дальнейшую жизнь связать с другой областью деятельности и поступают в технические, медицинские, педагогические или другие учебные заведения. Но, не найдя себя там, возвращаются в область физической культуры и спорта. Такую мобильность мы можем
наблюдать не только среди молодого поколения. Респонденты среднего возраста, да и более старшего, тоже стремятся повысить свою квалификацию, переориентироваться в области физической культуры и спорта, или совершенствовать свои знания. Мобильные специалисты проявляют подвижность, скорость реакции, способность личностного проявления и адаптации к различным ситуациям, что является критерием развития личности.
Профессиональные кадры для области физической культуры и спорта готовят образовательные организации среднего и высшего образования. С 01июля 2017 года введен в действие общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016, в соответствии с которым кадры, для области физической культуры и спорта, готовят по образовательным программам среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО) укрупненной группы 49.00.00 - Физическая культура и спорт.
С 1 января 2017 года на территории Российской Федерации вступили в силу профессиональные стандарты, в которых определены требования к образованию и обучению. На сегодняшний день в области физической культуры и спорта утверждено 11 профессиональных стандартов, но только 5 из них требуют профессионального образования в области физической культуры и спорта: тренер, инструктор-методист, специалист по антидопинговому обеспечению, спортивный судья, руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта. Поэтому очевидно, что в будущем будет меняться принцип подготовки профессиональных кадров, который будет включать в себя не только обучение, но и дополнительные профессиональные программы (программы профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта). Все это необходимо для выполнения условий и требований вновь принятых нормативных актов. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 03.02.2014). ст. 76. п.1). Но занять свою нишу в области физической культуры и спорта тем, у кого нет профильного образования, позволяют не курсы повышения квалификации, а программы профессиональной переподготовки. Эти программы направлены на формирование компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 03.02.2014). ст. 76. п.5.). Поэтому, прохождение такой программы является для многих шансом найти свое место в области физической культуры и спорта. Содержание программ разрабатывается на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 03.02.2014). ст. 76. п.10.).
В НГУ им. П.Ф. Лесгафта на протяжении многих лет реализуются программы дополнительного профессионального образования. Наибольшим спросом пользуется программа профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт». В таблице 1 представлены данные за последние 6 лет.
Таблица 1 - Количество слушателей курсов профессиональной переподготовки (по выпускам)_
Учебный год Физическая культура и спорт
2012/2013 99
2013/2014 147
2014/2015 106
2015/2016 142
2016/2017 137
2017/2018 133
В январе 2018 года было проведено исследование по изучению профессиональной мобильности в области физической культуры и спорта. В исследовании приняли участие 133 слушателя профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» (84 -мужчины (63%) и 49 - женщин (37%)). В ходе исследования были определены: возраст слушателей, уровень образования, профильное образование и вид спорта.
Из 133 респондентов, высшее образование имеют 75 мужчин, женщин - 47 человек; среднее специальное образование имеют 6 мужчин; продолжают обучение 5 человек (3 -муж., 2 - жен.).
Возрастная категория представлена, в основном, молодым поколением и респондентами до 40 лет. Изменения в динамике возрастной категории обусловлено интенсивностью и скоростью профессиональной мобильности.
Таблица 2 - Распределение слушателей по возрасту (n=133)
Возраст 20-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61 год и старше
Мужчины 31 25 19 8 1
Женщины 28 14 5 1 1
Итого 59 39 24 9 2
Как следует из результатов опроса (таблица 2), количество обучающихся по возрастной категории приблизительно равно: 20-30 лет - (муж. 31 чел., жен. - 28 чел.) 31-40 лет - (муж. 25 чел., жен. 14 чел.), 41-50 лет - муж. - 19 чел., женщин только 5 чел.) Более возрастная категория представлена незначительно.
Таблица 3 - Профильное образование слушателей курсов профессиональной переподготовки (n=133)_
Возраст Пол Техническое образование Гуманитарное (эконом., педагог. и др.) образование Медико-биологическое образование Справка об обучении Итог о
20-30 лет М. 12 15 1 3 31
Ж. 8 17 1 2 28
31-40 лет М. 13 12 - - 25
Ж. - 13 1 - 14
41-50 лет М. 10 9 - - 19
Ж. 1 4 - - 5
51-60 лет М. 7 1 - - 8
Ж. - 1 - - 1
61 год и старше М. 1 - - - 1
Ж. - 1 - - 1
Итого: М. 43 37 1 3 84
Ж. 9 36 2 2 49
Итого: 52 73 3 5 133
Анализ направлений полученного первого образования (таблица 3) позволяет сделать вывод, что преобладает техническое и гуманитарное (причем, в основном - экономическое), как у мужчин (43 чел. - с техническим, 19 чел. с экономическим), так и у женщин (9 чел. с техническим и 16 чел. с экономическим).
Эти данные подтверждают ранее проведенные исследования: в области физической культуры и спорта работает большая группа специалистов с первым непрофильным образованием, но закончившие программы профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта [1].
Из данных анализа видов спорта (таблица 4) следует, что обучаются по программе профессиональной переподготовки в большей степени мужчины, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта (52 человека), в основном в возрасте до 30 лет (50%), остальные виды спорта представлены равномерно и незначительно. У женщин все виды спорта распределились равномерно, чуть больше представительниц различных видов гимнастики.
Таблица 4 - Распределение слушателей по видам! с порта (n=133)
Возраст Пол Единоборства Спортивные игры Плавание Атлетизм Водно-моторный и парусный виды спорта Различные виды гимнастики Фигурное катание Легкая атлетика Лыжный спорт Другие виды спорта Итого:
20-30 лет М. 13 13 - 3 - 1 1 - - - 31
Ж. 2 4 4 4 1 5 3 - - 5 28
31-40 лет М. 6 9 3 2 2 - 2 1 - - 25
Ж. 2 1 3 3 1 2 - 1 1 - 14
41-50 лет М. 8 1 2 1 2 1 1 1 1 1 19
Ж. 1 - - - - 1 1 1 1 - 6
51-60 лет М. - - 3 - 3 - 1 - - - 8
Ж. - - - - 1 - - - - - 1
61 год и старше М. 1 - - - - - - - - - 1
Ж. - - - - 1 - - - - - 1
Итого: М. 29 23 8 6 7 2 5 2 1 1 84
Ж. 5 5 7 7 4 8 4 2 2 5 49
Итого: 34 28 15 13 11 10 9 4 3 6 133
Таким образом, рассматривая особенности профессиональной мобильности в области физической культуры и спорта, можно наблюдать следующую тенденцию: рассматривая взаимосвязь между возрастом, профилем образования и видами спорта, можно увидеть, что, в основном, этому процессу переориентации в профессиональной деятельности подвержено молодое поколение: мужчины с техническим образованием, занимающиеся единоборствами и женщины с экономическим образованием, равномерно увлекающиеся разными видами спорта. Проанализировав различные социально-демографические характеристики и направленность специализаций слушателей курсов переподготовки, можно отметить изменения профессиональной мобильности специалистов, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях: изменение профессиональной ориентации, изменение социальной позиции, изменение профессионального статуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закревская, Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Закревская Наталья Григорьевна. - СПб., 2010. - 385 с.
2. Михайлова, Е.Я. Особенности профессиональной мобильности специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е. Я. Михайлова // Спорт, человек, здоровье. VIII Международный конгресс, 12-14 октября 2017 года, Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 381-383.
REFERENCES
1. Zakrevskaya, N.G. (2010), Development of scientific and pedagogical potential in the universities ofphysical culture of modern Russia, dissertation, St. Petersburg.
2. Mikhailova, E.Ya. (2017), "Features of professional mobility of specialists in the sphere of physical culture and sport", Sports, people, health. VIIIinternational Congress, St. Petersburg, pp. 381-383.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2018