152 Высшее образование в России • № 8-9, 2012
А.В. ВИНЕВСКАЯ, доцент Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова
Профессиональная мобильность бакалавра специального образования
В статье говорится о развитии и значении необходимого профессионального качества - профессиональной мобильности, которая является важным условием профессиональной подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, система профессиональной педагогической подготовки, бакалавр специального (дефектологического) образования.
В высшем педагогическом образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности будущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурно-образовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [1].
Мы согласны с позицией Б.М. Игошева в том, что «перед профессиональным образованием в первую очередь стоит задача подготовки социально и профессионально мобильных специалистов, психологически и инструментально готовых как к «горизонтальным», так и к «вертикальным » перемещениям в рамках социальнопрофессиональной структуры общества» [2, с. 14]. Таким образом, перед будущим педагогом поставлен вопрос о его профессиональной, т.е. педагогической направленности и готовности менять как сферу своей деятельности, так и методы, формы и технологии работы, использовать новые средства обучения и организации педагогического процесса.
Достаточно подробно вопросы профессиональной мобильности педагога осветил в своих работах Н.С. Пряжников. Автор, опираясь на исследования ведущих ученых в этой области, указывает на то, что профессиональная мобильность учителя - это интегративная характеристика личности,
«объединяющая готовность и способность адаптироваться для совершения оптимальных действий по преобразованию образовательной сферы средствами педагогической деятельности в соответствии с содержанием профессиональной ситуации » [3, с. 178].
На сегодняшний день в педагогике накопилось достаточно много теоретических и практических исследований, которые раскрывают сущность профессиональной мобильности педагога. Работы Т.К. Гороховой, А.В. Мудрика, И.Л. Смирновой, А. Смит, П.А. Сорокина, Б.М. Игошева, А.И. Архангельского, Ю.Ю. Дворецкой и других ученых показывают высокую степень актуальности данного вопроса.
Особенно остро вопрос профессиональной мобильности возникает в связи с введением новых государственных образовательных стандартов, в которых четко заявлено, что современный учитель должен уметь создавать равные возможности для всех детей, которых он обучает, включая одаренных детей и детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и здоровья, а значит, быть готовым быстро и технологично организовывать развивающее образовательное пространство, адаптировать информацию, качественно преобразовывать свой опыт. В особенной степени это касается бакалавра специального (дефектологического) образования. Главная особенность его деятельности заключается в сохранении ее педагогической
Редакционная почта
153
направленности, т.е. направленности на личность ребенка, что стимулирует процессы саморазвития и самореализации педагога. В связи с этим профессиональная мобильность бакалавра вообще и бакалавра специального (дефектологического) образования в частности должна рассматриваться как социально созданный ценностно-смысловой конструкт личности, с помощью которого объединяются знания, умения, социальный опыт, личностные качества и способности педагога, его профессиональная направленность. Мобильность бакалавра - будущего педагога специального образования - становится одним из показателей профессионального развития личности, ее готовности к обновлениям, к работе в новом информационном и образовательном пространстве.
И здесь встает вопрос: как, какими педагогическими средствами можно решить эту образовательную задачу? Перспектива ее решения нам видится в целом комплексе мер и средств. Л.А. Амирова, рассуждая о возможностях включения такого качества, как мобильность, в педагогический конструкт подготовки педагога, пишет: «Вряд ли решение проблемы возможно на основе применения в обучении традиционного, когнитивного подхода, ориентированного на репродуктивное усвоение обучающимися специально отобранного преподавателями определенного объема знания. И это подчеркивают практически все исследователи данной проблемы, чаще всего рассматривая ее с позиций компетентностного подхода, предполагающего подготовку специалиста к профессиональной деятельности посредством формирования профессиональной компетентности » [4, с. 24]. В настоящее время компетентностный подход как одно из важнейших методологических оснований обновления образования активно исследуется в педагогике и внедряется в образовательную практику. Проблемы формирования профессиональной мобильности рассматриваются многими исследо-
вателями именно в рамках применения ком-петентностного подхода.
Специального внимания заслуживает вопрос личностной готовности бакалавра специального педагогического образования к овладению новыми профессиональными качествами. Для того чтобы сформировать профессиональную педагогическую мобильность в процессе подготовки бакалавра специального образования, необходимо делать упор не только на его содержание или процессуальную сторону, но и на развитие его личностных качеств. А чтобы определить, какими педагогическими средствами можно формировать и развивать эти качества, нужно четко представлять, из чего, из каких свойств личности они складываются. В качестве таковых в литературе выделены следующие:
■ «социальная активность личности, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности;
■ высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;
■ креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации» [2, с. 15].
Становление бакалавра в системе профессионального педагогического образования, имеющего такое качество, как профессиональная мобильность, зависит от его способности к самообучению, самообразованию, самопознанию в логике модели управляемого самообучения. Это значит, что будущий педагог самостоятельно осваивает инновационную образовательную среду, самостоятельно формирует мотивацию всех познавательных процессов, определяет возможности и цели участия в обучении, выбирает индивидуальный темп освоения программного материала.
154 Высшее образование в России • № 8-9, 2012
В Таганрогском государственном педагогическом институте им. А.П. Чехова разрабатываются основы профессиональной мобильности педагога в системе профессиональной педагогической подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования. Мы считаем, что налицо существующее противоречие между необходимостью выявления готовности к профессиональной мобильности будущего бакалавра к работе в общеобразовательных и коррекционных учреждениях и недостатком исследований в этой области. С этой целью содержание образования, технологическое обеспечение и совокупность используемых средств нацелены на активизацию личностно-развивающей среды обучения и познавательной самостоятельности обучаемых, а уровень проблемности учебного материала определяется самими субъектами учебно-познавательной деятельности. Особые требования предъявляются не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и - в гораздо большей степени - к организации всей жизнедеятельности учебного заведения. Иными словами, организационно-педагогические условия образования в вузе, обеспечивающие активную организационно-учебную, внеучебную, обще-
ственную деятельность студентов, различные формы их самоуправления и участия в вузовском управлении, становятся ведущими, определяющими. При этом основополагающей является позиция, согласно которой развитие профессионально мобильной личности в целом возможно на базе активизации комплекса условий профессиональной подготовки бакалавра специального педагогического образования внутри специально формируемой и развиваемой дидактической системы.
Литература
1. Пазюкова М.А. Развитие социально-про-
фессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2003. 21 с.
2. Игошев Б.М. Профессиональная мобиль-
ность учителя: организационно-педагогический аспект // Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 56. Вып. 23. С. 12-18.
3. Пряжников Н.С. Психология элитарности.
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 505 с.
4. Амирова Л.А. Развитие профессиональной
мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. Уфа: Восточный университет, 2006. 460 с.
VINEVSKAYA A. PROFESSIONAL MOBILITY OF THE BACHELOR OF THE SPECIAL EDUCATION
This article is about the development and significance of professional mobility, which is important for training the bachelors of special (defectology) education.
Key words: professional mobility, system of professional pedagogical training, the bachelor of special (defectology) education.