УДК 378+37.0
Виневская Анна Вячеславовна
Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики начального обучения Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, [email protected], Таганрог
профессиональная мобильность бакалавра СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИя
Аннотация. В статье говорится о развитии и значении необходимого профессионального качества - профессиональной мобильности, которое является важным условием профессиональной подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, система профессиональной педагогической подготовки, бакалавр специального (дефектологического) образования.
Vinevsky Anna Vyacheslavovna
Ph. D., Associate Professor The pedagogics сhair of elementary education, The Taganrog state teacher institute of a named after A. P. Chehov, [email protected], Taganrog
PROFESSIONAL MOBILITY OF THE BACHELOR OF THE SPECIAL EDUCATION
Abstract. This article is about the development and significance of professional mobility, which is important for training undergraduate special (defectology) education.
Keywords: professional mobility, system of professional pedagogical preparation, the bachelor special (defectology) formations.
В последние годы современной системе отечественного образования были предложены четкие траектории ее модернизации и реформирования, в связи с чем, педагогический тезаурус пополнился таким понятием, как бакалавр специального (дефектологического) образования. Таким образом, возникла объективная потребность в новой модели образования, изменении его содержания, использовании в процессе обучения будущих бакалавров новых технологий и методов обучения.
Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. В педагогике не так давно стал фигурировать такой термин, как «мобильность», который педагоги заимствовали из социологии. Мобильность - понятие, которое широко используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какую-либо
деятельность. Широко известно такое понятие, как «социальная мобильность», которая обозначает переход людей из одних общественных групп в другие. Не так давно это понятие стало использоваться в педагогике.
В работах ряда авторов, например, Л. А. Амировой это понятие достаточно давно и успешно используется в педагогике вообще, и в профессиональной педагогике в частности. Так, в своих работах по изучению проблемы профессионально-педагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования, автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики (целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность) профессиональной мобильности педагога как ценностно-смыслового конструкта личности, на основе которого осуществляется диагностика уровней раз-
вития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития»[1, с. 135].
Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога -требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъект-субъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей.
В этой связи заслуживает внимания позиция М. А. Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студента - будущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурно-образовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [3].
Достаточно подробно осветил вопрос профессиональной мобильности педагога в своих работах Н. С. Пряжников. Автор, опираясь на исследования ведущих ученых в этой области указывает на то, что профессиональная мобильность учителя - это интегративная характеристика личности, «объединяющая готовность и способность адаптироваться для совершения оптимальных действий по преобразованию образовательной сферы средствами педагогической деятельности в соответствии с содержанием профессиональной ситуации» [4, с. 178].
Мы согласны с позицией Б. М. Игошева в том, что «перед профессиональным образованием в первую очередь стоит задача подготовки социально и профессионально мобильных специалистов, психологически и инструментально готовых как к «горизонтальным», так и к «вертикальным» перемещениям в рамках социально-профессиональной структуры общества» [2, с. 14]. Это означает, что при подготовке современного бакалавра специального образования необходимо формировать и развивать в нем специальные профессиональные качества, например, умение организовать равные образовательные возможности для всех детей, т. е. как для детей, имеющих особые образовательные потребности, так и для детей, ко-
торых мы относим к усредненной категории «норма». Таким образом, перед будущим педагогом поставлен вопрос о его профессиональной, т. е. педагогической направленности и готовности менять специфику как своей деятельности, так и методы, формы и технологии работы, использовать новые средства обучения и организации педагогического процесса.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогике накопилось достаточно теоретических и практических исследований, которые раскрывают сущность профессиональной мобильности педагога. Исследования Т. К. Гороховой, А. В. Мудрика, И. Л. Смирновой, А. Смит, П. А. Сорокина, Б. М. Игошева, А. И. Архангельского, Ю. Ю. Дворецкой и других ученых показывают высокую степень актуальности данного вопроса [4].
В приведенных контекстах профессиональной педагогической мобильности следует опираться на понимание того, что мобильность может осуществляться как в горизонтальных, так и в вертикальных векторах перемещения. Горизонтальный вектор - модификация специфики работы, вертикальный вектор - способность к управлению коллективом или другими крупными подразделениями. Таким образом, подразумевается, что современный выпускник педагогического вуза - бакалавр должен быть готов к изменению своего профессионального статуса.
Особенно остро вопрос профессиональной мобильности возникает в связи с введением новых государственных образовательных стандартов, в которых четко заявлено, что современный учитель должен уметь создавать равные возможности для всех детей, которых он обучает, включая одаренных детей и детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и здоровья, а значит быть готовым быстро и технологично организовывать развивающее образовательное пространство, адаптировать информацию, качественно преобразовывать свой опыт. В особенной степени это касается бакалавра специального (дефектологического) образования.
Однако мы не можем говорить только о целенаправленном формировании профессиональной мобильности как личностного качества бакалавра в процессе образова-
ния. Главная ее особенность заключается изначально в сохранении педагогической направленности, так как базовой сущностью педагогической деятельности является именно направленность ее на личность ребенка, что стимулирует процессы саморазвития и самореализации педагога. В связи с этим профессиональная мобильность бакалавра вообще и бакалавра специального (дефектологического) образования в частности должна рассматриваться как социально созданный ценностно-смысловой конструкт личности, с помощью которого объединяются знания, умения, социальный опыт, личностные качества и способности педагога, его профессиональная направленность. Мобильность бакалавра - будущего педагога специального образования становится одним из показателей профессионального развития личности, ее готовности к обновлениям, к работе в новом информационном и образовательном пространстве.
И здесь встает вопрос: как, какими педагогическими средствами можно решить эту образовательную задачу. Нам видится, что перспектива решения этой образовательной задачи в целом комплексе мер и средств. Л. А. Амирова, рассуждая о возможностях включения такого качества, как мобильность в педагогический конструкт подготовки педагога пишет: «Вряд ли решение проблемы возможно на основе применения в обучении традиционного, когнитивного подхода, ориентированного на репродуктивное усвоение обучающимися специально отобранного преподавателями определенного объема знания. И это подчеркивают практически все исследователи данной проблемы, чаще всего рассматривая ее с позиций компе-тентностного подхода, предполагающего подготовку специалиста к профессиональной деятельности посредством формирования профессиональной компетентности» [1, с. 24]. В настоящее время компетентност-ный подход рассматривается достаточно подробно, как одно из важнейших методологических оснований обновления образования, активно исследуется в педагогике и внедряется в образовательную практику. Проблемы формирования профессиональной мобильности рассматриваются многими исследователями в рамках применения компетентностного подхода. Но этого недо-
статочно, так как проблематичным остается вопрос о соотношении понятий профессиональная компетентность и профессиональная мобильность.
Специального внимания заслуживает вопрос личностной готовности бакалавра специального педагогического образования к овладению новыми профессиональными качествами. Для того, чтобы сформировать профессиональную педагогическую мобильность в процессе подготовки бакалавра специального образования необходимо делать упор не только на его содержании или процессуальной стороне, в этом случае необходимо опираться на развитие его личностных качеств. А чтобы определить, какими педагогическими средствами можно формировать и развивать эти качества, необходимо четко представлять, из чего, из каких свойств личности они складываются. И хотя эти критерии недостаточно изучены, тем не менее, в работах ряда исследователей было выделено следующее:
- «социальная активность личности, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности;
- высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;
- креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации» [2, с. 15].
В силу того, что мобильные качества будущего педагога не должны ограничиваться исключительно педагогической сферой, будущий учитель, как гражданин и активный участник социально-политических процессов выступает борцом с безнравственностью и социальной несправедливостью. Становление бакалавра в системе профессионального педагогического образования, имеющего такое качество, как профессиональная мобильность, зависит от его способности к самообучению, самообразованию, самопознанию в логике модели управляемого самообучения. Данная модель предполагает, что в процессе ее реализации будущий педагог выступает как саморегулируемая система, самостоятельно осваивает инновационную
образовательную среду, самостоятельно формирует мотивацию всех познавательных процессов, определяет возможности и цели участия в обучении, выбирает индивидуальный темп освоения программного материала. Это является значительным и необходимым условием построения индивидуальной программы обучения в интенсивно развивающемся образовательном процессе. Поэтому направленность на развитие профессиональной мобильности будущего учителя - бакалавра специального педагогического образования, требует выявления и исследования ее компонентов с целью максимальной индивидуализации процесса продуктивного усвоения содержания педагогического образования и рационального динамичного его использования в профессиональной деятельности.
В Таганрогском государственном педагогическом институте имени А. П. Чехова разрабатываются основы профессиональной мобильности педагога в системе профессиональной педагогической подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования. Мы считаем, что налицо существующее противоречие между необходимостью выявления готовности к профессиональной мобильности будущего бакалавра к работе в общеобразовательных и коррекционных учреждениях и недостатком исследований в этой области. С этой целью содержание образования, технологическое обеспечение и совокупность используемых средств нацелены на активизацию личност-но развивающей среды обучения и познавательной самостоятельности обучаемых, а уровень проблемности учебного материала определяется самими субъектами учебнопознавательной деятельности. Требования ФГОС второго поколения ставят перед нами вопрос: какие условия для развития профессиональной мобильности необходимо создать в педагогической вузе, чтобы решить эту образовательную проблему? В данном случае предъявляется особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но
даже в гораздо большей степени к организации всей жизнедеятельности учебного заведения. Иными словами, организационнопедагогические условия образования в вузе, обеспечивающие активную организационно-учебную, внеучебную, общественную деятельность студентов, различные формы их самоуправления и участия в вузовском управлении, становятся ведущими, определяющими.
В логике разрешения поставленных задач необходимо исследовать комплекс связей, высвечивающих проблемное поле профессиональной мобильности и ее развития, начиная от определения концептуальной идеи, базовых понятий, заканчивая изучением условий специально организуемого образовательного процесса бакалавра специального образования и проверке его эффективности, в котором под воздействием социальных, педагогических и психологических факторов происходит качественное изменение личности будущего педагога, позволяющее ему быть профессионально мобильным специалистом. При этом основополагающей является позиция, согласно которой развитие профессионально мобильной личности в целом возможно на базе активизации комплекса условий профессиональной подготовки бакалавра специального педагогического образования внутри специально формируемой и развиваемой дидактической системы.
Библиографический список
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с.
2. Игошев Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Проблемы образования, науки и культуры. - № 56(2008). - Вып. 23. - С. 12-18.
3. ПазюковаМ. А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: автореф. ... дис. канд. пед. наук. -Иркутск: Иркут, гос. пед. ун-т. , 2003. - 21 с.
4. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 505 с.