Научная статья на тему 'Профессиональная культура врача в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза'

Профессиональная культура врача в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ / PROFESSIONAL CULTURE / HUMANIZATION / SENSE OF JUSTICE / SPIRITUAL BONDS / SOCIALIZATION / MORAL IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гетманова Светлана Леонидовна

В современном мире в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалиста особую актуальность приобретают нравственные императивы. В первую очередь это касается медицинских вузов, в которых должны быть созданы условия для гуманизации педпроцесса с целью формирования профес-сиональной культуры медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE OF A DOCTOR IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL PROCESS HUMANIZATION IN A MEDICAL INSTITUTION

In our modern world moral imperatives become specifically relevant in the process of professional training and retraining of specialists. First of all, it concerns medical institutions where conditions for humanization of pedagogical process should be created for the formation of professional culture of health workers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура врача в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДПРОЦЕССА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гетманова Светлана Леонидовна

соискатель Санкт-Петербургского горного университета, РФ, г. Санкт-

Петербург E-mail: getman68@mail. ru

PROFESSIONAL CULTURE OF A DOCTOR IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL PROCESS HUMANIZATION IN A MEDICAL

INSTITUTION

Svetlana Getmanova

applicant of Saint Petersburg Mining Institute, Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

В современном мире в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалиста особую актуальность приобретают нравственные императивы. В первую очередь это касается медицинских вузов, в которых должны быть созданы условия для гуманизации педпроцесса с целью формирования профессиональной культуры медицинских работников.

ABSTRACT

In our modern world moral imperatives become specifically relevant in the process of professional training and retraining of specialists. First of all, it concerns medical institutions where conditions for humanization of pedagogical process should be created for the formation of professional culture of health workers.

Ключевые слова: профессиональная культура; гуманизация; правосознание; духовные скрепы; социализация; нравственный императив.

Keywords: professional culture; humanization; sense of justice; spiritual bonds; socialization; moral imperative.

Реализация национального проекта в области здравоохранения способствовала повышению запросов пациентов и требований в обществе к уровню материально-технического оснащения медицинских учреждений, использованию новейших биомедицинских технологий и наличию

нравственной составляющей в профессиональной культуре медицинских работников. Социальная среда в самом широком понимании есть поле подготовки человека к самостоятельному поиску своего смысла жизни. Именно поэтому, в этом процессе науке и социальным институтам общества отводится позитивная роль, заключающаяся в осмыслении и анализе факторов, влияющих на динамику общества, а также в выработке планов и программ, способствующих активизации человеческого фактора в преобразовании общества [2].

Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Врачебная ментальность — не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание [3].

В процессе социализации личности будущего врача важную роль играет культура, то есть та социальная среда, которая создана в медицинском вузе с целью приобщения индивида к ценностям общества и пропитана вековыми традициям медицины. В этом контексте наиболее востребованной представляется социализация с точки зрения деятельностного подхода, характеризующаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [6, с. 241]. Деятельностный подход в педпроцессе медицинского вуза актуализирует необходимость создания условий для взаимодействия двух сторон социализации: усвоение студентом-медиком социального опыта и его воспроизводство. Это возможно при активном использовании в педпроцессе вуза воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Ведущую роль в

этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <...> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [8]. В процессе формирования мировоззрения гражданина, основ его правосознания необходимо задействовать все институты гражданского общества. Безусловно, это является одной из главных обязанностей государства и представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [4, с. 83].

Образовательные учреждения страны играют важную роль в популяризации общечеловеческих ценностей и создании социокультурных образцов для подражания у молодежи. Сначала социокультурные образцы рождаются в повседневной жизни россиян, затем появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, впоследствии сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами [5, с. 63]. В рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза главным ретранслятором социокультурных образцов и примером подражания для студента-медика является личность и профессиональная деятельность учителя — педагогического работника медицинского вуза [11, с. 49].

8 ноября 2010 года Приказом Министерства образования и науки РФ № 1118 был утвержден новый ФГОС-3 по направлению подготовки специальности «Лечебное дело» [9], в результате освоения которого выпускник медицинского вуза наряду с профессиональными (ПК) должен обладать и общекультурными компетенциями (ОК). Базисным критерием оценки качества медицинского образования выступает в данном случае профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [12, с. 202].

Гуманитарный аспект медицинского образования отражает парадигму гуманитарных проблем профессиональной деятельности врача — это и проблемы взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, и вопросы медицинского права, проблемы целостного подхода в профилактике и лечении заболеваний, аспекты влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблемы обмена передовым профессиональным опытом и т. д. [7].

Вопрос о повышении качества медицинской помощи на современном этапе представляется наиболее приоритетным. Это обусловлено реализацией национального проекта в области здравоохранения, дальнейшим повышением запросов пациентов и высокими требованиями в обществе к уровню материально-технического оснащения медицинских учреждений, учетом культурно-религиозных особенностей людей, обратившихся в ЛПУ, что представляется невозможным без наличия нравственной составляющей в профессиональной культуре медицинских работников.

Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью «формирование нравственно и духовно развитого человека — будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность,

профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины» [10, с. 112].

В современном обществе такие проблемы как: эффективность вузовской подготовки специалиста, социализация личности медицинского работника и степень востребованности его на рынке труда — должны рассматриваться в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Только в этом случае мы можем получить ожидаемый результат в процессе реализации национального проекта в области здравоохранения и улучшить качество жизни россиян.

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 31: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57—61.

2. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д., 2004. — 112 с.

3. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231 (дата обращения: 11.04.2014).

4. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 30: сборник статей по материалам

XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.

5. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 3. — с. 58—64.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994. — 325 с.

7. Микиртичан Г.Л. Гуманитарная составляющая высшего медицинского образования//интернет-публикация [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zdrav.ru/library/publications (дата обращения 24.03.2014).

8. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 24.03.2014).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101 «Лечебное дело» (квалификация «специалист») [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://минобрнауки.рф/документы (дата обращения 24.03.2014).

10. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 33: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. — с. 108—112.

11. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 32: сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 49—54.

12. Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке// Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8. — с. 201—202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.