Научная статья на тему 'Деятельностный подход к социализации личности студента-медика'

Деятельностный подход к социализации личности студента-медика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ / ВРАЧЕБНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / DOCTOR'S MENTALITY / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE / HUMANIZATION / SPIRITUAL TIES / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL MODELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерохин Сергей Александрович

С целью формирования профессиональной культуры медицинских работников в педпроцессе медицинского вуза должны быть созданы условия для социализации личности студентов-медиков. В статье рассматривается деятельностный подход к социализации, который проявляет себя во взаимодействии двух ее сторон: усвоение студентом-медиком социального опыта и его воспроизводство. Автор приходит к выводу о том, что качество подготовки молодого специалиста и его конкурентные преимущества на рынке труда будут во многом зависеть от успешности социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACTIVITY APPROACH TO MEDICAL STUDENT’S PERSONALITY SOCIALIZATION

In order to form professional culture of medical professionals in the pedagogical process of a medical higher educational establishment there are to be created special conditions for medical students’ personality socialization. The author studies an activity approach in the process of socialization which is revealed in the interconnection of its two aspects acquisition of social experience and its reproduction by a medical student. The author concludes that quality of an intern’s training and his competitive advantages at a labor market will be greatly dependent on socialization success.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к социализации личности студента-медика»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА-МЕДИКА

Ерохин Сергей Александрович

ассистент кафедры философии и социальных наук Волжской государственной

академии водного транспорта, РФ, г. Нижний Новгород

E-mail: _ film-motorship@mail. ru

AN ACTIVITY APPROACH TO MEDICAL STUDENT'S PERSONALITY

SOCIALIZATION

Erokhin Sergey

assistant of philosophy and social sciences department of Volga state academy of

water transport, Russia, Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

С целью формирования профессиональной культуры медицинских работников в педпроцессе медицинского вуза должны быть созданы условия для социализации личности студентов-медиков. В статье рассматривается деятельностный подход к социализации, который проявляет себя во взаимодействии двух ее сторон: усвоение студентом-медиком социального опыта и его воспроизводство. Автор приходит к выводу о том, что качество подготовки молодого специалиста и его конкурентные преимущества на рынке труда будут во многом зависеть от успешности социализации.

ABSTRACT

In order to form professional culture of medical professionals in the pedagogical process of a medical higher educational establishment there are to be created special conditions for medical students' personality socialization. The author studies an activity approach in the process of socialization which is revealed in the interconnection of its two aspects — acquisition of social experience and its reproduction by a medical student. The author concludes that quality of an intern's training and his competitive advantages at a labor market will be greatly dependent on socialization success.

Ключевые слова: профессиональная культура; профессиональная компетентность; гуманизация; духовные скрепы; социализация; социокультурные образцы; врачебная ментальность.

Keywords: professional culture; professional competence; humanization; spiritual ties; socialization; socio-cultural models; doctor's mentality.

Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики» [6]. Перед вузами страны и, в частности, перед руководством медицинских вузов стоит непростая задача — не только сформировать у студента профессиональные навыки, но воспитать в нем качества, необходимые для его полноценной самореализации в обществе. Особое внимание следует уделять воспитанию у студентов-медиков таких качеств, как толерантность, милосердие и патриотизм, ценность которых стала особенно очевидна в свете нынешней непростой международной обстановки, в которой граждане Российской Федерации проявили национальное единство, сплоченность и гуманизм в отношении братского украинского народа.

Процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел в последнее время существенные изменения. 8 ноября 2010 года Приказом Министерства образования и науки РФ № 1118 был утвержден новый ФГОС-3, в результате освоения которого выпускник медицинского вуза к концу обучения должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями. Принципиальное отличие нового стандарта состоит в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Критерием оценки качества медицинского образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика

специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [9, с. 202]. Благодаря гуманитаризации высшего медицинского образования конечной целью обучения студентов является формирование нравственно и духовно развитого человека — будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность и нравственную воспитанность [7, с. 112]. Сформировать мировоззрение молодежи и патриотическую направленность их поведения в образовательных учреждениях поможет создание духовно-развивающего пространства. Общество должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности [3, с. 63].

Культура всегда играла и играет важную роль в процессе социализации личности будущего врача. Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности [4, с. 131]. Поэтому важное место отводится изучению таких гуманитарных дисциплин, как «История отечества», «История мировых религий», «Культурология», «Биоэтика». Так же первостепенная роль, особенно на младших курсах, в данном процессе отводится преподавателю, ведь в ходе духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза главным ретранслятором культурных и социальных норм для обучающихся является именно личность и профессиональная деятельность учителя-наставника [8, с. 49], и зачастую именно личность преподавателя является решающей при выборе выпускником области его последующей врачебной

специализации. Особое внимание следует уделять внеаудиторным мероприятиям, таким, как экскурсии, посещение музеев, театров, кружки и т. д. и особенно мероприятиям, посвященным жизни и деятельности выдающихся врачей, особенно интересными для студентов будут рассказы о врачах-земляках.

Еще раз останавливаясь на определении «профессиональная культура», отметим, что она обозначает концентрацию определенной системы норм, знаний, навыков и правил, которые позволяют стать молодому специалисту полноправным членом данного профессионального сообщества, правильно взаимодействовать с окружающими в рамках своей сферы деятельности» [2, с. 78]. Профессиональная культура медицинского сообщества находит отражение именно в той социальной среде, которая создана в медицинском вузе и пропитана многовековыми традициям медицины. Наиболее приемлемой для медицинских вузов представляется социализация с точки зрения деятельностного подхода, проявляющаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5, с. 241]. Термин «социализация» обозначает обучение человека жизни в современном ему обществе. В какую бы страну он ни приехал, он обязан иметь хотя бы элементарные представления о социальной структуре и стратификации данного общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п.

Говоря о деятельностном подходе к социализации, отметим, что он предполагает создания условий для взаимодействия двух ее сторон: усвоение студентом-медиком социального опыта и его воспроизводство. Врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором

национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом [1].

Подводя итог, хочется особо подчеркнуть, что система высшего образования в России, и в частности, высшего медицинского образования, направлена на подготовку специалиста нового поколения — человека в высшей степени профессионально, нравственно и духовно развитого.

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231 (дата обращения: 30.04.2014).

2. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 6. -с. 77-86.

3. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 3. — с. 58—64.

4. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — с. 131—139.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994. — 325 с.

6. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 24.04.2014).

7. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология,

философия, история. № 33: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. -с. 108—112.

8. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 32: сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 49—54.

9. Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке// Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8. — с. 201—202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.