Научная статья на тему 'Профессиональная культура менеджера'

Профессиональная культура менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА / ЧЕРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Емельянова Анна Максимовна

В статье авторы обращаются к вопросу формирования профессиональной культуры менеджера. Авторы указывают на то, что активное становление и развитие инновационной профессиональной деятельности требует повышения эффективности формирования профессиональной культуры специалистов в различных сферах. Под профессиональной культурой авторы понимают культуру, состоящую из профессиональных умений и навыков специалиста, а также его способности и готовности осуществлять управленческую деятельность. Авторы выделяют основные черты профессиональной культуры, а также требования, предъявляемые к профессиональной подготовке менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Емельянова Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура менеджера»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент (e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент (e-mail: taty-lebed@mail.ru) Емельянова Анна Максимовна, студент Нижегородский государственный университет им.К.Минина, г.Н.Новгород, Россия (e-mail: 2952632@mail.ru)

В статье авторы обращаются к вопросу формирования профессиональной культуры менеджера. Авторы указывают на то, что активное становление и развитие инновационной профессиональной деятельности требует повышения эффективности формирования профессиональной культуры специалистов в различных сферах. Под профессиональной культурой авторы понимают культуру, состоящую из профессиональных умений и навыков специалиста, а также его способности и готовности осуществлять управленческую деятельность. Авторы выделяют основные черты профессиональной культуры, а также требования, предъявляемые к профессиональной подготовке менеджера.

Ключевые слова: культура, профессиональная культура, профессиональная культура менеджера, черты профессиональной культуры

Профессиональная деятельность специалиста, обусловленная социальными, этическими и культурными нормами, сложившимися в общественном мировоззрении, повышают значимость подготовки профессионала, востребованного социумом и отвечающего его запросам; обладающего необходимыми профессионально значимыми качествами, преимуществами и способного к творческой самореализации. Активное становление и развитие инновационной профессиональной деятельности требует повышения эффективности формирования профессиональной культуры специалистов в различных сферах социально-экономической практики [3,4].

Теоретическое обоснование исследуемой проблемы опирается на историко-философские положения о роли культуры в становлении личности (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Г. Спенсер, др.); на исследования социальной значимости профессиональной культуры специалиста (Л. А. Байкова, Н.В. Кузьмина, др.); характеризующие психологические основы профессиональной культуры личности (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Л.С. Колмогорова, др.); показывающие роль профессиональной культуры в процессе самоуправления (Т.Б. Акбашев, B.C. Евликов, Н.И. Приходько, др.).

Культура - многоаспектное явление, которая охватывает различные сферы жизни человека и общества. Данное понятие произошло от латинского слова «cultura» (образование, воспитание, развитие). В разные пе-

риоды развития общества данное понятие менялось. В настоящее время в литературе можно встретить несколько сотен определений этого понятия.

Термин «профессиональная культура» начали широко применять в конце XX века, когда культуру начали рассматривать с культурологической точки зрения как специфическое качество профессиональной деятельности специалиста [6, С. 90].

Контент-анализ исследований профессиональной культуры в области образования и менеджмента позволяет заключить, что профессиональная культура отражает сущностные силы человека в ходе его социальной деятельности (Л.Н. Коган); рассматривается как совокупность, включающая нормы, правила и модели поведения людей, формирующие специальные знания и умения в конкретной профессии (А.И. Кравченко); характеризуется определенным уровнем сформированности профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих овладеть «базисными квалификациями», эстетическими, этическими, экономическими и правовыми компонентами (В .П. Беспалько, М.С. Каган, A.M. Новиков, и др.); является неотъемлемым свойством профессиональной общности (Парунина Л.Д.); рассматривается как совокупность норм, правил и моделей поведения, которая связана со спецификой деятельности (Б. С. Ерасов).

Каждая профессия имеет свою профессиональную культуру. На ее формирование влияют как объективные, так и субъективные факторы. К ним можно отнести, например, престиж профессии, качество образовательных услуг, профессиональная мотивация.

Под профессиональной культурой мы будем понимать культуру, состоящую из профессиональных умений и навыков специалиста, а также его способности и готовности осуществлять управленческую деятельность.

Развитие профессиональной культуры специалистов проявляется, с одной стороны, в стремлении личности реализовывать собственные возможности в профессиональном самовыражении с целью получения профессионального удовлетворения и карьерного продвижения [3]; а с другой - в заинтересованности организации в профессиональном росте и продвижении именно этого сотрудника. Данные обстоятельства обеспечивают успешность и эффективность профессиональной деятельности; повышение конкурентоспособности как конкретного специалиста, так и всей организации в целом.

Основными чертами профессиональной культуры являются [6]:

1. Связь профессиональной культуры с профессиональной деятельностью коллектива.

2. Профессиональная культура является необходимым условием существования в профессиональной сфере.

3. Профессиональная культура - это проявление интереса к деятельности.

4. Профессиональная культура связана с правовой и нравственной культурами.

У России небольшой опыт менеджмента в условиях рыночной экономики. Кроме того, российский менеджмент сильно отличается от западного, так как опыт зарубежных коллег не брался в чистом виде, а перерабатывался, учитывая особенности ментальности и структуру российской экономики.

У современного российского менеджмента одна из проблем - это качество управленческих кадров. Работодатели с каждым годом повышают требования к профессиональному уровню сотрудников.

Модель менеджмента, работавшая до сих пор, рассматривала персонал как ресурс производства. Постепенно она начала давать сбои, поэтому возникла необходимость формирования другой профессиональной культуры менеджеров, которая бы отвечала требованиям макроэкономического контекста. Нельзя не отметить, что формирование профессиональной культуры менеджеров достаточно сложный процесс, на который влияют различные факторы. В ходе выполнения своих должностных обязанностей менеджер одновременно выступает как субъект, так и объект управления.

В последнее время менеджеров можно встретить практически во всех областях управления. Сложность управления обуславливает необходимость профессионализации менеджмента. Профессионализация менеджеров - это сложный процесс формирования потенциала специализированных знаний, приобретения практического опыта, деловых навыков, развитие личных качеств (деловая активность, энергичность, тип мышления, лидерство и др.).

Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке менеджера можно разделить на две группы. В первую группу входят умения и навыки, которые необходимы для успешного выполнения своей деятельности (владение и грамотное применение необходимой информации; умение ставить и реализовывать цели; умение использовать современные средства связи; умение мотивировать других работников к деятельности). Во вторую группу относятся требования, которые носят психологический характер (умение поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе; умение преподнести себя как компетентного руководителя; умение находить компромиссы при решении сложных вопросов; уважительно относиться ко всем сотрудникам независимо от их положения в организации) [1].

По мнению Майстера Д. российские менеджеры имеют несколько слабых сторон. Так, например, они либо плохо, либо совсем не владеют навыками саморегуляции и самоменеджмента; склонны демонстрировать свое господство; быстро принимают решения; поставленные цели не четки.

Изучением вопроса формирования профессиональной культуры менеджера занимались следующие ученые: О.С. Виханский, А. Файоль и другие.

Интересны диссертационные исследования Я.И. Войтальянова, Т. А. Бродской, О. А. Зарубиной и др.

Валиуллина Ч.Ф. под профессиональной культурой менеджера понимает «совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность» [5].

Профессиональная культура менеджера должна включать в себя следующие характеристики:

1. качество его мотивационно-целевой направленности;

2. совершенство применяемых для организации и обеспечения эффективных действий подчиненных технологий, форм и способов делового общения и профессионального поведения;

3. результативность деятельности и утверждаемы ценностей.

В настоящее время, чтобы менеджер чувствовал себя защищенным, ему необходимо быть всесторонне образованным, а также быть носителем высокого уровня профессионально деловой культуры, основу которой он может получить в высших образовательных учреждениях. «Культура делового общения как одна из основных составляющих профессиональной культуры менеджера может быть представлена как система знаний, ценностей, образцов поведения, органично реализуемых на практике с целью ускорения достижения результатов совместной деятельности средствами умений самопрезентации, как ее компонента» [2, С.77]. От сформированных умений самопрезентации будет зависеть умение расположить к себе делового партнера менеджеру, умение наладить деловые контакты.

Развитие профессиональной культуры менеджера должно основываться на системе, обеспечивающей нормы и правила взаимодействия и, соответственно, включать комплекс мотивационно-целевых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и операционально-действенных компонентов, способствующих эффективности и результативности профессиональной деятельности. Это предполагает учет принципов формирования управленческих навыков, основными из которых являются: принцип целенаправленности и непрерывности; принцип гуманизации, инициативы; принцип систематичности, целостности и комплексности.

К важным характеристикам профессиональной культуры менеджера можно отнести: увлеченность профессией и ее принятие как ценности современной жизни; критическое и ответственное отношение к действительности; самостоятельность и осмысленность происходящего; творческие проявления; др.

Следовательно, развитие профессиональной культуры менеджера необходимо рассматривать как важный фактор их личностно-профессиональных преобразований, обеспечивающих инновационную

стратегию развития всей организации, необходимое качества труда и высокую степень профессиональной успешности.

Список литературы

1. Афоничкина А.И. Основы менеджмента - СПб.: Питер, 2014. - 528 с.

2. Бескровная Е.А. Профессионально-значимые особенности культуры делового общения будущего менеджера // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (23), 2014. - С.77-83.

3. Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 71-73.

4. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета», 2014. № 2 (6). С. 11.

5. Валиуллина Ч. Ф. Нравственная основа в формировании профессиональной культуры будущего менеджера // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 194-195. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5172/ (дата обращения: 15.11.2018).

6. Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник ЮУрГУ,

2006. №17(72) - С.251-252.

7. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы развития - М.: Власть,

2007. - С. 90 - 93.

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Cand.Ped.Sci, associate Professor Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Ped.Sci, associate Professor Emelyanova Anna Maksimovna, student (e-mail: 2952632@mail.ru)

Nizhny Novgorod State University named after K. Minin, N.Novgorod, Russia PROFESSIONAL CULTURE OF THE MANAGER

Abstract. In the article, the authors address the issue offorming a professional culture of a manager. The authors point out that the active formation and development of innovative professional activity requires an increase in the efficiency of the formation of a professional culture of specialists in various fields. Under the professional culture, the authors understand the culture, consisting of professional skills and abilities of a specialist, as well as his ability and willingness to carry out management activities. The authors identify the main features of professional culture, as well as the requirements for professional training of a manager.

Keywords: culture, professional culture, professional culture of a manager, features of professional culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.