УДК 378
Султанбекова Рената Загитовна
старший преподаватель кафедры международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета dom-hors@mail.ru
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Sultanbekova Renata Zagitovna
Senior Lecturer of the International Communications Department, South-Ural State University dom-hors@mail.ru
CONCEPTUAL AND CATEGORIAL FIELD OF THE FUTURE MANAGERS’ PROFESSIONAL CULTURE FORMATION ON THE INTERDISCIPLINARY INTEGRATION BASIS
Аннотация:
Развитие российской экономики по инновационному пути актуализирует проблему подготовки управленческих кадров. В связи с этим актуальной для педагогической науки становится задача подготовки менеджеров, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры. Для этого автор предлагает использовать ресурсы междисциплинарной интеграции. Исследование проблемы формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции включает и упорядочивание ее понятийно-терминологического поля. В рамках статьи автор уточняет основные категории и дает собственное определение некоторых понятий.
Ключевые слова:
культура, профессионализм, менеджер, профессиональная культура будущего менеджера, междисциплинарная интеграция, формирование профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции.
Summary:
Innovative way of the Russian economy development makes a problem of the management personnel education relevant. Thereupon educational science states a task of training managers with a high level of professional culture. For this purpose the author suggests using resources of the interdisciplinary integration. The research of the future managers’ professional culture formation on the interdisciplinary integration basis includes regulating of its conceptual and cate-gorial field. Within the article the author defines more precisely principle categories and gives her own definition of some conceptions.
Keywords:
culture, professionalism, manager, professional culture of future managers, formation, interdisciplinary integration, forming professional culture of future managers on the interdisciplinary integration basis.
Анализ становления и развития проблемы формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции показал, что учеными была создана достаточно основательная теоретическая и методологическая база для ее решения, на основе которой к настоящему времени накоплен значительный опыт в сфере подготовки специалистов в области управления, построению учебного процесса в условиях междисциплинарности, развитию профессиональной культуры студентов различного профиля. Тем не менее данные исследования достаточно разрознены и имеют узконаправленный характер. В теории и практике профессиональной педагогики теоретико-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции не выступало ранее в качестве самостоятельного предмета исследования.
Разрешение проблемы нашего исследования начнем с аналитического обозрения ее понятийно-категориального поля (рисунок 1).
Рисунок 1 - Понятийно-категориальное поле исследования
Ключевыми понятиями исследования являются «профессиональная культура будущего менеджера» и «формирование профессиональной культуры будущего менеджера на основе междисциплинарной интеграции». Для уточнения понятия «профессиональная культура будущего менеджера» мы рассмотрим связанные с данным феноменом конструкты «культура», «менеджер», «профессионализм», «управленческая культура», «профессиональная культура». А для того чтобы сформулировать второе ключевое понятие, рассмотрим термины «формирование» и «междисциплинарная интеграция».
Классическое понимание смысла термина «культура» сформировалось в эпоху Просвещения, и было созвучно интеллектуальному, нравственному, эстетическому совершенствованию человека в ходе его эволюции.
В современной же науке до сих пор не сложилось целостного и универсального понимания феномена культуры, вследствие чего культуру стали рассматривать в рамках различных подходов. Очевидно, что множество подходов к определению понятия «культура» связано с ее сложностью, многоаспектностью и большим разнообразием самой культуры.
Ознакомившись с разнообразными трактовками понятия «культура», мы будем придерживаться понимания культуры, принятое в «Советском энциклопедическом словаре», которое включает в себя «человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)» [1, с. 678].
Профессионализм является основополагающей категорией акмеологии и имеет различное смысловое наполнение.
Первая точка зрения, которой придерживаются исследователи, - с позиции деятельности: «Профессионализм характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники» [2, с. 49].
Вторая точка зрения, с которой исследователи рассматривают «профессионализм», - с позиции личности: «Профессионализм мы будем понимать не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека...» [3, с. 17].
Для нашего исследования наиболее подходящей будет субъектно-деятельностная трактовка понятия «профессионализм» как результата профессионального и личностного развития специалиста, который характеризуется наличием у него комплекса знаний в той или иной области, благодаря которому он способен осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне.
Нередко термин «профессионализм» используют для оценки профессиональной культуры специалиста. Вместе с тем между этими понятиями имеется существенная разница. Тогда как понятие «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую сторону любой деятельности и выступает как ее итог или критерий, понятие «профессиональная культура» включает содержательную область профессионализма и отражает способ деятельности и сам процесс приобретения профессионализма.
Профессиональная культура. Теоретический анализ литературы показал, что феномен профессиональной культуры специалиста изучается в русле таких гуманитарных наук, как философия, социология, психология и педагогика.
В педагогике профессиональная культура специалиста рассматривается как предпосылка формирования его профессионализма (В.В. Краевский); показатель профессиональной готовности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); единство профессионализма и культуры человеческой деятельности (В.Г. Игнатов); совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности (А.В. Анохин); общественная и личностная ценность (Е.В. Бондаревская); способ восприятия и достижения общечеловеческих целей и ценностей, обусловливающих становление личности специалиста и характеризующих его мировоззрение, уровень интеллекта, отношение к окружающему миру (М.В. Богуславский, Г.И. Чижакова и другие).
В психолого-педагогических исследованиях последних лет рассматривается профессиональная культура специалистов разных сфер деятельности: педагогов, инженеров, специалистов художественных профессий, военных и других.
Обобщая подходы исследователей к профессиональной культуре, мы сделали заключение о том, что понятие «профессиональная культура» не является механическим соединением двух терминов «культура» и «профессионализм». Профессиональная культура является одной из составляющих общей культуры личности, проявляющаяся в предметно-профессиональной сфере, и в связи с этим особое значение играет ее ценностно-смысловое наполнение, опреде-
ляющее характер профессиональной деятельности и выбор стратегии поведения. Помимо аксиологической составляющей понятие «профессиональная культура» включает когнитивную и операциональную компоненты, выражающиеся в технологических способах выполнения профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная культура характеризует специалистов различных профилей и направлений, а область профессиональной деятельности определяет ее специфическое содержание и наполнение.
Для того чтобы перейти к рассмотрению понятия «профессиональная культура будущего менеджера», необходимо решить вопрос о специфике профессиональной деятельности специалиста в области управления и дать определение слову «менеджер».
Менеджер является центральной фигурой, осуществляющей управление организацией или ее отделами. В качестве синонимов употребляются слова «руководитель», «управляющий», «управленец». Согласно общепринятым определениям, менеджер - это наемный управляющий, специалист по управлению [4, с. 31].
Изучение работ специалистов в области управления и подготовки управленческих кадров, всесторонне освещающих различные аспекты профессиональной деятельности менеджера, позволяет нарисовать общую картину, отражающую специфику данной профессии и выделить ее ключевые особенности, которые будут положены нами в основу уточнения понятия профессиональной культуры будущих менеджеров. В первую очередь, менеджер - специалист, областью профессиональной деятельности которого является обеспечение эффективного управления организацией. В компетенцию менеджера входит решение организационноуправленческих и информационно-аналитических задач. Помимо технической составляющей основу деятельности менеджера составляет профессиональное общение во всем его разнообразии: ведение переговоров, решение конфликтов, деловая переписка и т.д. В то же время менеджер является носителем и активным транслятором культурных норм и ценностей, на которые он ориентируется в своей профессиональной деятельности. Поэтому для формирования профессиональной культуры будущего менеджера важно создать установку на овладение принятыми в деловой среде эталонными ценностями, общекультурными, этическими и поведенческими нормами. Другими словами, в рамках своей профессиональной деятельности к менеджеру предъявляются высокие требования, находящие свое воплощение в его когнитивных, функциональных и нравственных характеристиках.
Профессиональная культура будущего менеджера. Раскрывая данное понятие, ученые (А.А. Голубев, Л.И. Евенко, Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных, В.А. Розанова и другие) сходятся во мнении, что профессия менеджера требует разносторонних знаний в самых различных областях, но при этом каждый ученый выделяет какой-либо определяющий, с его точки зрения, аспект.
Ввиду недостаточной изученности проблемы формирования профессиональной культуры будущих менеджеров, а также ввиду специфики реализации данного процесса на основе междисциплинарной интеграции, мы столкнулись с необходимостью расширения понятийнокатегориального аппарата изучаемой проблемы. В связи с этим, опираясь на имеющиеся в науке подходы к профессиональной культуре, а также учитывая специфические особенности управленческой деятельности, мы уточнили понятие «профессиональная культура будущего менеджера», которое трактуется как интегративное личностное образование, включающее систему общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций, позволяющие успешно решать организационноуправленческие, информационно-аналитические и коммуникативные задачи согласно принятым в управленческой среде нормам, традициям и образцам поведения.
Далее мы перейдем к следующему вопросу - понятию «формирование профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции». Для этого рассмотрим сначала связанные с данным феноменом конструкты «формирование» и «междисциплинарная интеграция».
В нашей работе активно используется термин «формирование». В Советском энциклопедическом словаре «формирование - это придание определенной формы, законченности» [5, с. 1436].
Очень часто в педагогической и психологической литературе понятие «формирование» определяется через понятие «развитие», либо приводится как тождественное. С одной стороны, ученые (И.Ф. Харламов) определяют формирование как результат развития личности, ее заключительную фазу, причем развитие выступает как процесс внутренних изменений, которые происходят в человеке [6, с. 39]. С другой стороны, утверждают, что понятие «формирование» «углубляет феномен развития» (Г.И. Щукина) и включает в себя, помимо внутренних изменений, внешние воздействия. Нам близка точка зрения второй группы ученых, поэтому мы будем рассматривать формирование как организованный процесс овладения личностью устойчивыми
качествами и особенностями поведения в результате объективного влияния обучения, специально созданных условий и собственной активности личности.
Междисциплинарная интеграция. Обращение к словарю иностранных слов позволило установить, что под «интеграцией» понимается объединение в целое каких-либо частей [7, с. 254].
Педагогическая трактовка интеграции представлена И.Д. Зверевым и В.Н. Максимовой: «Интеграция - процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ в раскрытии межпредметных учебных проблем» [8, с. 17]. Схожую точку зрения имеют и другие исследователи (В.В. Давыдов, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Трактовка понятия «интеграция» в контексте системы образования представлена А.Я. Данилюком: «Интеграция образования - это осуществление обучающимся под руководством педагога последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходит усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов» [9, с. 38].
Таким образом, междисциплинарная интеграция - это процесс объединения элементов разных учебных дисциплин (терминов, методов, тем) в рамках одного интегрированного курса, в процессе усвоения которого происходит приобщение учащихся к системному методу мышления, что способствует повышению теоретического и практического уровня обучения.
Другими словами, междисциплинарная интеграция может рассматриваться как условие и средство совершенствования вузовского процесса обучения, как важнейший фактор повышения качества образования на различных уровнях его организации. Учитывая данный вывод, междисциплинарную интеграцию в нашем исследовании мы понимаем как целенаправленное усиление связей дисциплин гуманитарного, социального, естественнонаучного и профессионального циклов через согласованное изучение содержания образования и создание учебных ситуаций, предполагающих применение и синтез усвоенных знаний и умений для формирования профессиональной культуры будущих менеджеров.
Теперь необходимо определиться с сущностью процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров.
Анализ научной литературы по проблеме показал, что всеми исследователями осознается важность формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в образовательном пространстве вуза. При этом авторами предлагаются различные способы и механизмы формирования данного вида культуры у будущих менеджеров: средствами информационно-
коммуникационных технологий, путем организации деловых игр, с использованием ресурсов дисциплины «Психология управления», посредством создания социально-культурной среды в учебном заведении и т.д. В рамках нашего исследования мы полагаем, что одна дисциплина вузовской программы не обладает необходимым и достаточным потенциалом для формирования такого сложного новообразования, как профессиональная культура. Наиболее эффективной представляется идея междисциплинарной интеграции дисциплин гуманитарного, социального, естественнонаучного и профессионального циклов, которая позволяет системно и комплексно организовать процесс формирования профессиональной культуры будущих менеджеров.
Таким образом, упорядочив понятийно-терминологическое поле изучаемой проблемы, мы можем сформулировать ключевое понятие «формирование профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции», которое мы рассматриваем как целостный, целенаправленный и организованный процесс овладения студентами системой общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций посредством реализации междисциплинарных связей дисциплин гуманитарного, социального, естественнонаучного и профессионального циклов.
Ссылки:
1. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
2. Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. С. 47-61.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
4. Валиев Ш.З. России нужен эффективный и компетентный менеджмент // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 29-33.
5. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М., 2000.
7. Словарь иностранных слов. М., 1993.
8. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
9. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000.
References (transliterated):
1. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1989.
2. Kuz'mina N.V. Problemy professional'noy podgotovki spetsialistov v vuzakh // Problemy otbora i professional'noy podgo-tovki spetsialistov v vuzakh. L., 1970. P. 47-61.
3. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh. M., 1995.
4. Valiev S.Z. Rossii nuzhen effektivniy i kompetentniy menedzhment // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 3.
P. 29-33.
5. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1981.
6. Kharlamov I.F. Pedagogika: manual. M., 2000.
7. Slovar' inostrannykh slov. M., 1993.
8. Zverev I.D., Maksimova V.N. Mezhpredmetnie svyazi v sovremennoy shkole. M., 1981.
9. Danilyuk A.Y. Teoriya integratsii obrazovaniya. Rostov n/D., 2000.