петентной реализации воспитательной деятельности.
Развитие компетентности воспитательной деятельности будущего классного руководителя осуществляется в процессе приобретения им разнообразных культурных практик. Культурные практики (М. А. Захарищева, Н. Б. Крылова, Д. А. Разживина) - явление комплексное, включающее как способы действий и освоенные культурные нормы и образцы деятельности, так и опыт и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентации для студенческого и педагогического сообщества. Выступая сначала в качестве пассивного наблюдателя, затем исполнителя, участника и организатора деятельности, студент движется по индивидуальной траектории развития в овладении данным опытом. На начальных этапах руководит данным процессом куратор академической группы, который строит свою работу в соответствии с принципами самоорганизуемого воспитания, а именно создает условия для запуска и развития самоорганизующейся системы. Проводимая работа позволяет подготовить классного руководителя как обладающего опытом воспитательной деятельности и компетентного специалиста, способного применить полученный опыт на практике, самостоятельно приращивая его, специалиста, способного к саморазвитию.
Таким образом, компетентность воспитательной деятельности представляет собой целостное качество личности будущего классного руководителя, обеспечивающее эффективное решение реальных воспитательных задач. Целенаправленная организация работы по развитию данного качества у студентов педагогического вуза позволит подготовить компетентного классного руководителя, соответствующего потребностям времени и практики.
Примечания
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 576 с.
5. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
6. Байденко В. И. Указ. соч.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
8. Хуторской А. В. Указ. соч.
9. Там же.
10. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 4-7.
11. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя. М.: Пед. о-во России: Изд. дом «Ноосфера», 1999. С. 45.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. С. 202.
13. Там же.
14. Купавцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. 2005. № 10. С. 27-33.
УДК 378 (07)
Н. Е. Серебровская
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье поднимается и обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития специалиста-менеджера в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.
In this article the necessity of creating conditions for developing cultural intelligence of a specialist-manager in the system of higher professional education is emphasized and substantiated as an urgent task in crisis conditions. An idea of solving the problem by means of integrating the higher school educational process is presented in this work.
Ключевые слова: культура специалиста, интеграция, образовательная среда, междисциплинарные связи.
Keywords: intelligence of a specialist, integration, educational environment, interdisciplinary contacts.
Образовательная среда вуза сегодня стала заметно более прагматичной и, к сожалению, менее культурной. Понятие «культура» легко и порой необоснованно заменяется компетентностью, эффективностью, результативностью и т. д. Активно обсуждаются и продвигаются такие задачи вузовского образования, как глобализация, информатизация, экономическая эффективность учебного процесса, успешная социализация и адаптация будущих специалистов и др. Однако вечные ценности высшего образования, такие, как
© Серебровская Н. Е., 2009
Н. Е. Серебровская. Проблема культурного развития будущих специалистов-менеджеров.
культурное и личностное развитие студентов, становятся сегодня, на наш взгляд, не менее актуальными для высшей школы.
Культура является основой и одновременно результатом любой профессиональной деятельности человека, в том числе и специалиста по управлению. И именно поэтому подготовка культурного профессионала должна быть целью вузовского обучения. В этом контексте о процессе культурного становления и развития специалиста, с нашей точки зрения, можно говорить как об одной из самых актуальных и злободневных на сегодняшний день проблем психолого-педагогических исследований.
Актуализация принципа культуросообразно-сти обучения в условиях кризиса в разные периоды общественного развития является характерной для истории образования. Высшее образование как формальный результат обучения уже не является той ценностью, которой было еще вчера. Сегодня на первый план выходит качество получаемого «продукта», способность специалиста не только успешно социализироваться, реализоваться в профессии, но и создавать новую профессиональную культуру.
Культуросообразность - один из важнейших и известнейших принципов обучения, определенный еще А. Дистервегом в работе «О природосо-образности и культуросообразности в обучении» (1832) [1]. Очень современно звучит его мысль о том, что «та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно ей, если только хотим добиться положительных результатов» [2]. В рамках психолого-педагогической проблематики культурный аспект является тем объединяющим началом, без которого невозможно представить успешное развитие психической деятельности обучающегося субъекта.
Безусловно, появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью российского общества в компетентных специалистах, но это же общество нуждается и в культурных специалистах, способных к проявлению позитивной мировоззренческой личностной позиции и конструктивной профессиональной деятельности в непростых реалиях сегодняшнего дня.
На смену уходящей в прошлое основной цели высшей школы транслировать культурный опыт новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний приходит новая задача -культурно развивать личность студента - будущего профессионала, готовить его к преобразованию социума, к реализации конструктивных моделей профессионального взаимодействия.
С нашей точки зрения, праксеологическая сторона культурного развития будущего профессионала по управлению характеризует способ его
взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом, степень готовности человека к осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности. В качестве культурных средств развития будущего профессионала в данном случае выступают общие и специальные знания, умения, навыки, усвоенные алгоритмы индивидуальной профессиональной деятельности. Иной является ментальная сторона культурного развития будущего специалиста-менеджера. Она представляет собой интеграционную характеристику состояния самосознания субъекта управления, проявляя его нравственно-мировоззренческую позицию, систему жизненных целей, принципов построения отношений с окружающими людьми в процессе решения профессиональных задач.
Целостность и взаимодействие праксеологичес-кой и ментальной сторон культурного развития будущего менеджера обеспечивает профессиональное самосознание как вид отражения действительности, в котором аккумулируются все характеристики и особенности индивидуальной профессиональной управленческой деятельности. Способом формирования такого профессионального самосознания является интеграция содержания высшего профессионального образования в вузе. Интегративный тип познания будущего менеджера, с нашей точки зрения, может успешно формироваться и развиваться в учебно-познавательном процессе вузовского обучения специалистов подобного профиля, сочетая в себе непосредственный учебный и профессиональный опыт, системное мышление, творческий подход к конкретной задаче и гуманитарную направленность в социальных взаимодействиях в процессе профессиональной деятельности. Это дает возможность успешно решать задачу становления и развития личностной и профессиональной культуры будущего специалиста-менеджера.
Использование интеграционного подхода при разработке содержания высшего образования активно обсуждается в настоящее время педагогами и психологами. Аналитический обзор научных источников показывает, что проблема междисциплинарного синтеза и интеграции содержания образования в последнее время активно обсуждается [3].
Дословно термин «интеграция» означает восстановление, объединение частей в целое (integer -целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук и является важнейшим средством достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научном, организационном, методологическом и психолого-педагогическом аспектах.
Реализации интеграции образования специалистов-менеджеров через координацию и тщательно разработанную взаимосвязь учебных курсов, через согласование учебных программ по родственным общекультурным и специальным дисциплинам позволит, с нашей точки зрения, обеспечить решение такой важной задачи в системе вузовского образования, как становление и развитие культуры менеджера. Именно согласование системы основных изучаемых понятий, явлений, социальных процессов, правильная, выстроенная в логике профессионального и личностного развития менеджеров последовательность изучения учебных дисциплин в процессе их обучения дает возможность интегрировать получаемые студентами знания.
Примером реализации подобного рода интеграции в вузовском обучении является внедрение в учебный процесс НОУ НИМБ междисциплинарных модульных программ «Управление конфликтами в организации», «Эффективное общение и коммуникации в организации», представляющие собой относительно самостоятельные единицы образовательной программы подготовки специалистов по управлению персоналом и менеджеров организации и направленные на общекультурное и специально-профессиональное развитие студентов. Содержательно модули разделены на несколько составляющих (социально-психологическую, управленческую, общекультурную и др.). При этом каждый модуль включает в себя относительно независимые учебные элементы, организующие структуру и содержание модуля: аудиторную и самостоятельную работу; сквозной рейтинговый контроль; экзамен в соответствии с учебным планом получаемой студентом специальности; итоговую оценку за данный модуль с переводом в зачетные единицы.
Интеграционные связи в модулях образуются как в пределах одной дисциплины (например, конфликтологии), так и между несколькими научными областями (например, конфликтологией и управлением персоналом), т. е. как по горизонтали, так и по вертикали. Все компоненты модульных программ находятся в тесной связи друг с другом и ориентированы на приобретение определенного вида знаний и компетенций, и в конечном итоге на развитие будущего профессионала. Гибкость и технологичность модульной учебной программы позволяет адаптировать содержание обучения в соответствии с запросами практики и специфики аудитории, реальной учебной ситуацией и учитывать предыдущий учебный и профессиональный опыт студентов. Эта система динамична и способна изменяться. Усвоенные ранее знания, привлекаемые при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, отвечающих за усвоение новых
знаний студентами, детерминирующих процесс их саморазвития.
Интеграция содержания образования создает то диалектическое единство, которое осуществляет целостное представление будущего специалиста о мире, складывает мозаичную картину мира, создает культурную основу его личности. Ни одна учебная дисциплина, сколь бы значительной она ни была, не может сформировать целостного профессионального мировоззрения специалиста по управлению, обеспечить его культурное развитие, а может лишь участвовать в этом процессе наряду со многими.
Таким образом, основной задачей в связи с этим становится создание интеграционной системы знаний, способной обеспечить высокий уровень культуры специалиста-менеджера.
Культура является именно той универсальной категорией, благодаря которой возможна интеграция всех переменных, влияющих на формирование поведения личности в тех или иных социальных условиях профессионального взаимодействия. Сложная и системная по своей структуре, она задает необходимость создания в системе профессионального образования в вузовский период специальной образовательной среды, в которой учебный процесс носил бы междисциплинарный характер, а содержание учебных курсов было интегративным.
Таким образом, именно интеграция содержания высшего профессионального образования является способом разрешения противоречия между объективно нарастающим объемом современных научных знаний и невозможностью их системного усвоения студентами в сегодняшних «классических» условиях организации учебного процесса в вузе, при традиционном дифференцированном структурировании содержания учебных дисциплин и организации их преподавания. В сегодняшних непростых условиях кризиса российского образования задача культурного и личностного развития будущего профессионала менеджера, способного не только транслировать, но и создавать культурные нормы, является крайне актуальной и перспективной. Создание необходимых психолого-педагогических условий в вузе, в том числе и через процесс интеграции содержания образования специалиста в процессе его обучения, позволит успешно решить эту задачу.
Примечания
1. ,А,истервег А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей). М., 1956.
2. Там же.
3. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993 г. / под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. С. 6-7.