Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность выпускника техникума как объект педагогических исследований'

Профессиональная компетентность выпускника техникума как объект педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL RESEARCH / EXPERTISE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Людмила Михайловна, Ситникова Светлана Юрьевна

Анализ профессионально-педагогической литературы показывает, что в педагогических исследованиях накоплен большой объем изысканий, необходимых для постановки и решения отдельных аспектов формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Большинством отечественных исследователей они рассматриваются в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Людмила Михайловна, Ситникова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF COLLEGE GRADUATES AS AN OBJECT OF EDUCATION SCIENCE RESEARCHES

Analysis of professional literature shows that the education science has accumulated a large amount of researches focused on development of different aspects of competence-based approach covering formation of students’ vocational abilities. Most national researchers consider the vocational competences from two perspectives: as an objective of education or vocational training; and as an intermediate result characterizing a specialist performing one’s duties.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность выпускника техникума как объект педагогических исследований»

УДК 378.091.313 : 744 Калашникова Людмила Михайловна

кандидат педагогических наук, преподаватель специальных дисциплин Дальневосточного государственного университета путей сообщения - филиала среднего профессионального образования, г. Уссурийск lera-9968@mail.ru

Ситникова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начертательной геометрии

и инженерной графики

Дальневосточного государственного университета

путей сообщения

lera-9968@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Kalashnikova Ludmila Mikhaylovna

PhD in Education Science, Special Subjects Teacher, Ussuriysk branch of the Far Eastern State Transport University lera-9968@mail.ru

Sitnikova Svetlana Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Perspective and Shadow Projections and Engineering Graphics Department, Far Eastern State Transport University lera-9968@mail.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE OF COLLEGE GRADUATES AS AN OBJECT OF EDUCATION SCIENCE RESEARCHES

Аннотация:

Анализ профессионально-педагогической литературы показывает, что в педагогических исследованиях накоплен большой объем изысканий, необходимых для постановки и решения отдельных аспектов формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Большинством отечественных исследователей они рассматриваются в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, педагогические исследования, компетенция, профессиональная деятельность.

Summary:

Analysis of professional literature shows that the education science has accumulated a large amount of researches focused on development of different aspects of competence-based approach covering formation of students’ vocational abilities. Most national researchers consider the vocational competences from two perspectives: as an objective of education or vocational training; and as an intermediate result characterizing a specialist performing one’s duties.

Keywords:

vocational competence, educational research, expertise, professional activity.

Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступает категорией результата образования. Как отмечает В.И. Байденко, «компетенция выступает новым типом целеполагания. <...> Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на ее рыночную стоимость» [1]. Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что оно тесно связывается с «трудоустройством». Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, а предполагают возможность использования в ряде профессий. Они подобно способностям определяют успех в целом ряде профессий. Вовлечение компетенций в модель специалиста представляет собой сложную задачу. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства выпускников.

Подготовку выпускника, которая ориентирована на овладение компетенциями, называют ком-петентностным подходом. Между тем существуют различные точки зрения на реализацию компе-тентностного подхода в профессиональном образовании.

Содержательный аспект термина «компетенция» включает три составляющих: когнитивную (владение знаниями), операциональную (сформированность способов деятельности, технологической грамотности), аксиологическую (освоение ценностей, ценностное отношение к профессиональному труду и личностному росту). Данная точка зрения на сущность компетенции преобладает в работах российских ученых В.А. Болотова, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, В.В. Серикова, И.А. Зимней.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается проблема компетентности. Но, вместе с тем, до сих пор продолжаются научные споры об ее сущности, соотношении с компетенцией; обсуж-

дается проблема ключевых, базовых и операциональных компетентностей и применение их в среднем профессиональном образовании.

В.А Болотов и В.В. Сериков, рассматривая компетентностную модель общего образования, среди множества причин, сдерживающих его обновление, выделяют: односторонность; дисгармоничность, когда вместо целостного опыта ученики фактически усваивают лишь его часть (в первую очередь, знаниевый компонент) и подчеркивают, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных проступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Представляется, что данный подход в значительной мере может быть экстраполирован и на среднее профессиональное образование.

Профессиональная компетентность определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования и понимается как интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению.

Одна из наиболее многоаспектных классификаций компетентностей предложена доктором педагогических наук Г.К. Селевко. В ее основе лежат такие признаки, как: ключевые суперкомпетентности, виды деятельности, сферы общественной жизни, отрасли общественного знания, отрасли общественного производства, составляющие психологической сферы, способности, ступени социального развития и статуса [2].

A.К. Маркова в структуре профессиональной компетентности выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную составляющие [3]; Л.В. Митина здесь же указывает на знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности [4]; В.А. Якунин подчеркивает систему профессиональных знаний, умений и навыков, стремление к творчеству, психологическую и социальную готовность к работе, идейно-нравственную зрелость [5].

Основываясь на трудах отечественных психологов, И.Я. Зимняя выделяет три группы компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [6].

B.В. Шапкин выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности квалифицированного рабочего, как выпускника учреждения профессионального образования:

- специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности, владение приемами профессионального обучения;

- индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

На основе сопоставления этих понятий в исследовании мы определяем, что профессиональные компетенции - это интегративное качество личности, включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению профессиональной деятельности, требующей наличия определенных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой.

Социально-личностные и общекультурные компетенции проявляются через мотивационный компонент специалиста, включают систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и учебной; совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом; то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Общенаучные (теоретические) компетенции проявляются через когнитивный компонент, представляющий собой совокупность общепрофессиональных и специальных знаний.

Инструментальные компетенции выступают основополагающим компонентом профессиональной компетентности специалиста железнодорожного транспорта и выражаются в умениях и способностях личности.

Таким образом, профессиональные компетенции являются одной из интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности выпускника учреждения среднего профессионального

образования, которая состоит в оценке возможностей специалиста наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помощь в конкретной ситуации.

Ссылки:

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: науч.-метод. сб. М.,

2002. 176 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ // НИИ школьных технологий. М., 2005. 192 с.

3. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 10-14.

4. Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности. М., 2005. Ч. 2. 80 с.

5. Якунин В.И. Отражение концепции общеинженерной подготовки в учебных программах общеинженерных дисциплин // Актуальные вопросы современной инженерной графики: тез. Всерос. науч.-метод. конф. Рыбинск, 1995. С. 2.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.

2003. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.