УДК 378.091.313 : 744 Калашникова Людмила Михайловна
кандидат педагогических наук, преподаватель специальных дисциплин Дальневосточного государственного университета путей сообщения - филиала среднего профессионального образования, г. Уссурийск lera-9968@mail.ru
Ситникова Светлана Юрьевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начертательной геометрии
и инженерной графики
Дальневосточного государственного университета
путей сообщения
lera-9968@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Kalashnikova Ludmila Mikhaylovna
PhD in Education Science, Special Subjects Teacher, Ussuriysk branch of the Far Eastern State Transport University lera-9968@mail.ru
Sitnikova Svetlana Yuryevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Perspective and Shadow Projections and Engineering Graphics Department, Far Eastern State Transport University lera-9968@mail.ru
PROFESSIONAL COMPETENCE OF COLLEGE GRADUATES AS AN OBJECT OF EDUCATION SCIENCE RESEARCHES
Аннотация:
Анализ профессионально-педагогической литературы показывает, что в педагогических исследованиях накоплен большой объем изысканий, необходимых для постановки и решения отдельных аспектов формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Большинством отечественных исследователей они рассматриваются в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, педагогические исследования, компетенция, профессиональная деятельность.
Summary:
Analysis of professional literature shows that the education science has accumulated a large amount of researches focused on development of different aspects of competence-based approach covering formation of students’ vocational abilities. Most national researchers consider the vocational competences from two perspectives: as an objective of education or vocational training; and as an intermediate result characterizing a specialist performing one’s duties.
Keywords:
vocational competence, educational research, expertise, professional activity.
Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступает категорией результата образования. Как отмечает В.И. Байденко, «компетенция выступает новым типом целеполагания. <...> Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на ее рыночную стоимость» [1]. Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что оно тесно связывается с «трудоустройством». Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, а предполагают возможность использования в ряде профессий. Они подобно способностям определяют успех в целом ряде профессий. Вовлечение компетенций в модель специалиста представляет собой сложную задачу. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства выпускников.
Подготовку выпускника, которая ориентирована на овладение компетенциями, называют ком-петентностным подходом. Между тем существуют различные точки зрения на реализацию компе-тентностного подхода в профессиональном образовании.
Содержательный аспект термина «компетенция» включает три составляющих: когнитивную (владение знаниями), операциональную (сформированность способов деятельности, технологической грамотности), аксиологическую (освоение ценностей, ценностное отношение к профессиональному труду и личностному росту). Данная точка зрения на сущность компетенции преобладает в работах российских ученых В.А. Болотова, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, В.В. Серикова, И.А. Зимней.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается проблема компетентности. Но, вместе с тем, до сих пор продолжаются научные споры об ее сущности, соотношении с компетенцией; обсуж-
дается проблема ключевых, базовых и операциональных компетентностей и применение их в среднем профессиональном образовании.
В.А Болотов и В.В. Сериков, рассматривая компетентностную модель общего образования, среди множества причин, сдерживающих его обновление, выделяют: односторонность; дисгармоничность, когда вместо целостного опыта ученики фактически усваивают лишь его часть (в первую очередь, знаниевый компонент) и подчеркивают, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных проступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
Представляется, что данный подход в значительной мере может быть экстраполирован и на среднее профессиональное образование.
Профессиональная компетентность определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования и понимается как интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению.
Одна из наиболее многоаспектных классификаций компетентностей предложена доктором педагогических наук Г.К. Селевко. В ее основе лежат такие признаки, как: ключевые суперкомпетентности, виды деятельности, сферы общественной жизни, отрасли общественного знания, отрасли общественного производства, составляющие психологической сферы, способности, ступени социального развития и статуса [2].
A.К. Маркова в структуре профессиональной компетентности выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную составляющие [3]; Л.В. Митина здесь же указывает на знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности [4]; В.А. Якунин подчеркивает систему профессиональных знаний, умений и навыков, стремление к творчеству, психологическую и социальную готовность к работе, идейно-нравственную зрелость [5].
Основываясь на трудах отечественных психологов, И.Я. Зимняя выделяет три группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [6].
B.В. Шапкин выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности квалифицированного рабочего, как выпускника учреждения профессионального образования:
- специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
- социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности, владение приемами профессионального обучения;
- индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.
На основе сопоставления этих понятий в исследовании мы определяем, что профессиональные компетенции - это интегративное качество личности, включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению профессиональной деятельности, требующей наличия определенных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой.
Социально-личностные и общекультурные компетенции проявляются через мотивационный компонент специалиста, включают систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и учебной; совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом; то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Общенаучные (теоретические) компетенции проявляются через когнитивный компонент, представляющий собой совокупность общепрофессиональных и специальных знаний.
Инструментальные компетенции выступают основополагающим компонентом профессиональной компетентности специалиста железнодорожного транспорта и выражаются в умениях и способностях личности.
Таким образом, профессиональные компетенции являются одной из интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности выпускника учреждения среднего профессионального
образования, которая состоит в оценке возможностей специалиста наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помощь в конкретной ситуации.
Ссылки:
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: науч.-метод. сб. М.,
2002. 176 с.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ // НИИ школьных технологий. М., 2005. 192 с.
3. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 10-14.
4. Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности. М., 2005. Ч. 2. 80 с.
5. Якунин В.И. Отражение концепции общеинженерной подготовки в учебных программах общеинженерных дисциплин // Актуальные вопросы современной инженерной графики: тез. Всерос. науч.-метод. конф. Рыбинск, 1995. С. 2.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.
2003. № 5.