Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность следователя как залог успешного расследования'

Профессиональная компетентность следователя как залог успешного расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПРОС / ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ / ИЗОБЛИЧЕНИЕ ВО ЛЖИ / PROFESSIONALISM / INVESTIGATOR / INVESTIGATION / COMPETENCE / INTERROGATION / FEATURES OF SPEECH / EXPOSURE OF LIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баркова Татьяна Викторовна

В статье поднимаются вопросы качества расследования, необходимости повышения уровня профессионализма следователя, с учетом ситуации постоянного обновления следственных подразделений. Учитываются современные условия: ответственность следователя в решении профессиональных задач, значительные психо-эмоциональные перегрузки. Рассматриваются проблемы речевого общения следователя как с участниками преступного события, так и с коллегами. Анализируются составляющие компетенции следователя. Автором предлагаются пути повышения профессиональной компетенции следственных работников за счет повышения общей культуры, а также чтения невербальных индикаторов обмана допрашиваемых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баркова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INVESTIGATOR AS A BETTER OF A SUCCESSFUL INVESTIGATION

The article raises questions about the quality of the investigation, the need to increase the level of professionalism of the investigator, taking into account the situation of constant updating of investigative units. Current conditions are taken into account: the investigator’s responsibility in solving professional problems, significant psycho-emotional overloads. The problems of verbal communication of the investigator with both participants in a criminal event and with colleagues are considered. The components of the investigator's competence are analyzed. The author suggests ways to increase the professional competence of investigative workers by increasing the general culture, as well as reading non-verbal indicators of fraud of interrogated persons.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность следователя как залог успешного расследования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ Баркова Т.В. Email: Barkova683@scientifictext.ru

Баркова Татьяна Викторовна - старший преподаватель, кафедра криминалистики, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России,

г. Красноярск

Аннотация: в статье поднимаются вопросы качества расследования, необходимости повышения уровня профессионализма следователя, с учетом ситуации постоянного обновления следственных подразделений. Учитываются современные условия: ответственность следователя в решении профессиональных задач, значительные психо-эмоциональные перегрузки. Рассматриваются проблемы речевого общения следователя как с участниками преступного события, так и с коллегами.

Анализируются составляющие компетенции следователя. Автором предлагаются пути повышения профессиональной компетенции следственных работников за счет повышения общей культуры, а также чтения невербальных индикаторов обмана допрашиваемых лиц.

Ключевые слова: профессионализм, следователь, расследование, компетентность, допрос, особенности речи, изобличение во лжи.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INVESTIGATOR AS A BETTER OF A SUCCESSFUL INVESTIGATION Barkova T.V.

Barkova Tatyana Viktorovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF CRIMINALISTICS, SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA,

KRASNOYARSK

Abstract: the article raises questions about the quality of the investigation, the need to increase the level of professionalism of the investigator, taking into account the situation of constant updating of investigative units. Current conditions are taken into account: the investigator's responsibility in solving professional problems, significant psycho-emotional overloads. The problems of verbal communication of the investigator with both participants in a criminal event and with colleagues are considered. The components of the investigator's competence are analyzed. The author suggests ways to increase the professional competence of investigative workers by increasing the general culture, as well as reading non-verbal indicators offraud of interrogated persons.

Keywords: professionalism, investigator, investigation, competence, interrogation, features of speech, exposure of lies.

УДК 34 343

Проблема, на которой хотелось остановиться в настоящей статье, касается ключевой фигуры расследования - следователя, его компетентности, как в период профессионального становления, так и на этапе работы в более поздние периоды. Данная проблема не является новой. Изучение литературы тому подтверждение. Труды многих ученых посвящены профессиональному становлению следователей,

среди них: Д.Л. Агранат, М.А. Амелина, С.П. Безносов, П.С. Демин, В.В. Романов, В.В. Кожевников, Н.В. Кругова, В.О. Зверев, и многие другие.

Говоря о профессионализме, вначале необходимо остановиться на понятии "компетенции".

В основе современных моделей "компетенции" лежат знания, умения и навыки. Это относится к любой сфере человеческой деятельности. Однако работа следователя, в силу своей специфики, имеет свои особенности, связанные с негативной обстановкой преступного события, а также необходимостью выполнения своих профессиональных задач в условиях дефицита времени, значительных психоэмоциональных перегрузок и т.п. и необходимости действий в условиях строгого соблюдения Конституции и уголовно-процессуального законодательства. Темп современной жизни, не может не отразиться на процессах расследования. Проблемой остается эмоциональная стабильность следователя в данных условиях.

Профессиональная компетентность следователя складывается из многих составляющих. Перечень компетенций раскрывается Ковальчишиной С.В. и включает в себя: специальную, коммуникативную, аутокомпетентность, навыки письменной и устной речи, организаторскую, поисково-реконструктивную [1. 73].

До недавнего времени, в квалификационный минимум, при приеме на службу в следственные подразделения, входило наличие высшего образования не всегда юридического (чаще это были педагогические кадры или лица, имеющие технические специальности). Сейчас мы видим другую ситуацию. Но даже наличие юридического образования, не дает своему обладателю универсальности. Ни для кого, не секрет, что для выполнения определенной следственной задачи, не всегда достаточно собственного опыта или знаний специальной литературы.

Еще одну особенность новой ситуации в расследовании хотелось бы отразить, а именно, если несколько десятилетий мы замечали тенденцию к узкой специализации следователей, то по нашему мнению, современные условия таковы, что мы вынуждены констатировать наличие проблемы "коммуникативной". А ведь умение общаться, относится к фундаментальным основам "компетенций" следователя. Развитие высоких технологий и приход их в сферу борьбы с преступностью, несомненно упростил работу следователя, однако неизбежна и обратная сторона этого процесса, а именно утрата необходимости активизировать мозговую деятельность сотрудником, совершенствовать свои навыки общения, точное формулирование мыслей и ведения диалогов.

По мнению ученых: Реуцкой И.Е., Бродченко О.И, Морар Е.С. "профессиональная коммуникативная компетентность следователей и дознавателей заключается в наличии ряда необходимых компонентов:

1) личностного потенциала, позволяющего осуществлять конструктивное общение в рамках уголовного процесса;

2) знания закономерностей, значимых для профессионального общения («эффект первого впечатления», «эффект ореола», т.е. восприятие человека под влиянием сложившегося общего впечатления о нем (возможно, под воздействием слухов) и т.д.),

3) умения использовать психотехнологии и психотехники общения в профессионально значимых (особенно конфликтных) ситуациях" [2. 16].

Интервьюирование судебных экспертов, а также следователей, чей стаж работы составляет менее трех лет, показало, что многие следователи не в полной мере владеют необходимыми знаниями в области криминалистики, уголовного процесса и судебной медицины, не знают современные возможности судебных экспертиз и наличия экспертных методик, а, следовательно, и не способны ставить правильные, четкие задачи в процессе расследования другим участникам.

Для роста профессионализма следователей и дознавателей необходимо овладение последними не только базовыми криминалистическими и психологическими знаниями, но и основными методиками установления экстралингвистической

составляющей речи допрашиваемого в целях выявления признаков обмана и последующей своевременной корректировки тактики постановки вопросов и предъявления доказательств. От правильности упомянутой оценки непроизвольно выдаваемой допрашиваемым информации во время допроса во многом зависит эффективность расследования преступлений. Однако это требует соответствующей профессиональной подготовки следователей, направленной на формирование у них умений и навыков, в частности, правильной постановки контрольных, провокационных вопросов, и чтения невербальных индикаторов обмана в исполнении допрашиваемого при ответе на контрольные вопросы. Следователь, как верификатор, в ходе допроса должен уметь распознать так называемый «диссонанс иллюстратора», т.е. неконгруэнтность вербального и невербального поведения, когда телодвижения противоречат словам. Признаки, свидетельствующие о возможной "лжи" допрашиваемого (собеседника) нами описаны в статье "Использование "языка тела" для выявления лжи допрашиваемых лиц" [3. 87]

Результаты и качество и сроки расследования напрямую зависят от профессиональных качеств лица, которое его осуществляет, от арсенала знаний, которыми он обладает, и умения применять их на практике.

Список литературы /References

1. Ковальчишина С.В. Комплексная модульная система предупреждения профессиональных деструкций следователей в ходе их профессионального становления. Электронный журнал Психология и право"www.psyandlaw.ru, 2017.Том 7. № 2. С. 73.

2. Реуцкая И.Е. Бродченко О.И., Морар Е.С. Повышение коммуникативной компетентности следователей и дознавателей при решении служебных задач. / Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015. № 1 (60). С. 16-17.

3. Баркова Т.В., Арский А.А. Использование "языка тела" для выявления лжи допрашиваемых лиц. Вестник Сибирского юридического института МВД России. № 1, 2020. 1 (38) С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.