Научная статья на тему 'Психологические факторы оптимизации профессионального общения следователя'

Психологические факторы оптимизации профессионального общения следователя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1868
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СЛЕДОВАТЕЛЯ / КОММУНИКАЦИИ / ТАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES OF INVESTIGATOR / COMMUNICATIONS / TACTICS / PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кретчак Е. Н.

В статье анализируются условия и способы улучшения коммуникации исследователя на досудебном уровне расследования. Автор подчеркивает важность профессиональной и психологической подготовки следователей. В статье говорится, что следственные мероприятия в дополнении к высокой квалификации специальных знаний и навыков требуют также необходимых психологических знаний. Эти качества станут важными в процессе обеспечения высокой эффективности профессионального взаимодействия с различными категориями людей. Поэтому необходимо изучать психологические особенности следственной деятельности для оценки актуальности и приемлемости применения конкретных психологических средств и методов в данном виде профессиональной деятельности юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кретчак Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological factors of optimization of professional communication of investigator

The article analyzes the conditions and ways to improve communication of investigator at the pretrial level investigation. The author emphasizes the importance of professional and psychological training of investigators. The article says that the investigative measures, in addition to highly qualified expertise and skills require the necessary psychological knowledge as well. These qualities will be important in ensuring high performance of professional interaction with various categories of people. It is therefore necessary to study the psychological characteristics of the investigative activity for assessing the relevance and acceptability of the use of specific psychological means and methods for this type of professional activities of the lawyer.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы оптимизации профессионального общения следователя»

Психологические науки

УДК 159.9:351.743

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ 1

Е. Н. Кретчак, Херсонский институт Межрегиональной академии управления персоналом (Херсон, Украина), e-mail: [email protected]

Резюме. В статье анализируются условия и способы улучшения коммуникации исследователя на досудебном уровне расследования. Автор подчеркивает важность профессиональной и психологической подготовки следователей. В статье говорится, что следственные мероприятия в дополнении к высокой квалификации специальных знаний и навыков требуют также необходимых психологических знаний. Эти качества станут важными в процессе обеспечения высокой эффективности профессионального взаимодействия с различными категориями людей. Поэтому необходимо изучать психологические особенности следственной деятельности для оценки актуальности и приемлемости применения конкретных психологических средств и методов в данном виде профессиональной деятельности юриста.

Ключевые слова: профессионально-важные качества следователя, коммуникации, тактика, психологические технологии.

Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что процесс общения выступает ведущим условием установления общности между людьми,

1 Статью представила Чудакова Вера Петровна - Научный сотрудник Института педагогики Национальной Академии педагогических наук Украины; научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Рецензенты: Старший инспектор тренингового центра Главного управления Национальной полиции в Херсонской области, кандидат юридических наук Е.П. Рубан. Заведующая кафедрой общей и социальной психологии Херсонского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Е.Е. Блинова.

регулирует их совместную деятельность, в общении происходит реализация потребностей личности различного уровня.

Существует целый ряд профессий, успешность которых в немаловажной степени зависит от знания и учета психологических аспектов общения. Высокий профессионализм человеческой деятельности предполагает наличие высокой технологичности, поэтому профессиональная сфера также не может оставаться без выработки наиболее эффективных технологий, обеспечивающих нужный результат за счет вложения наименьших интеллектуальных и материальных затрат.

В условиях важных социальных перемен, повлекших за собой стремительное изменение психологии людей, становится очевидным, что для обеспечения эффективной работы сотрудника полиции, в которой ведущую роль играет процесс общения с гражданами, уже недостаточно общих, обыденных представлений о психологии человека, опоры только на свой жизненный опыт или здравый смысл.

Современные разработки в области психологических технологий особенно важны и востребованы в профессиональной деятельности сферы «человек-человек», к которой и относится деятельность следователей. Деятельность следователя в процессе решения профессиональных задач определенного характера предусматривает, прежде всего, взаимодействие с различными категориями людей. Безусловно, следственная деятельность невозможна без общения следователя с людьми, представителями широкой по своему диапазону социальной среды. Она является многоплановым процессом установления и развития контактов с людьми, содержанием этой совместной деятельности является познание, обмен информацией и влияние на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Общение в досудебном следствии допустимо рассматривать как элемент (сторону) следственной деятельности, содержанием которой является организация и тактика взаимодействия следователя с участниками процесса на основе правоотношений, которые складываются в рамках уголовного судопроизводства [1, с. 24].

Начало, ход и развитие коммуникативных форм в уголовном процессе определяется процессуальными нормами, которые предусматривают обязательное следование установленным законом формул общения, процессуальный порядок взаимодействия сторон в процессе общения и

т.п. Нарушение процессуального режима общения может стать основанием для признания недействительными результатов следственной деятельности и определить применения соответствующих санкций к следователю.

Как известно, организационные формы взаимодействия с разными категориями лиц регламентированы законом, функциональными обязанностями следователя, нормами КПК Украины, приказами органов внутренних дел и т.п. При этом средства и способы общения психологически регламентированы и рекомендованы в незначительной степени [2].

Требования предъявляемые к современному следователю, предполагают систематический учет того факта, что общение является психологически насыщенным видом деятельности в котором необходимо адекватное восприятие и понимание человека.

Исследованиями психологов установлено, что в комплексе детерминант эффективной профессиональной деятельности следователя выступает коммуникативная компетентность специалиста. Это составляющая профессиональной компетентности субъекта деятельности является основой взаимодействия с допрашиваемым, обозначая результативность профессиональной деятельности в целом [3; 4].

Действительно, на современном этапе одной из важнейших проблем акмеологии является изучение механизмов достижения вершин профессионализма субъектом деятельности, которое, невозможно без высокого уровня развития профессионального общения специалиста. Поэтому и существует необходимость в разработке новых подходов к системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере следственной деятельности, а также активного внедрения различных психологических технологий в их профессиональную деятельность.

Особенностям процесса общения посвящено много научных трудов, однако эта тема до сих пор оставляет за собой широкий простор для дальнейших исследований в этой области психологии. Поэтому, исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования [3; 4].

Целью нашей статьи является анализ условий и факторов, способствующих повышению эффективности профессионального общения следователя.

Для выполнения обозначенной цели нами было поставлено ряд задач, в том числе, проанализировать особенности профессионального общения следователя, основы психологического изучения собеседника в общении, его теоретические основы и направления практического приложения с учетом специфики следственной деятельности; установить основные психологические особенности собеседника, представляющие интерес для решения следственных задач и признаки их проявления.

Результаты исследований и их обсуждение. Специфика следственной деятельности такова, что следователь, как правило, не располагает предварительными данными о психологии собеседника (допрашиваемого), которые ему, тем не менее, следует знать и учитывать уже непосредственно входе проведения процедуры допроса. Поэтому допрашиваемого зачастую возможно изучать оперативно, непосредственно в процессе общения всеми возможными способами, с помощью наблюдения, анализа, воздействия и т.п.

Общение как процесс взаимодействия между людьми предусматривает установление контакта, обмен определенной информацией с целью построения совместной деятельности или сотрудничества [3, с. 56].

Профессиональное общение следователя реализуется в организации поведения и действий, совершаемых с целью решения профессиональных заданий определенного характера. В акте взаимодействия следователя с подозреваемым (обвиняемым), свидетелем и потерпевшим главной целью досудебного следствия выступает установление истины в расследуемом уголовном деле.

К этому также следует добавить тот момент, что общение в ходе следственной деятельности носит непредсказуемый, вынужденный для допрашиваемого характер [5]. Поэтому со стороны последнего может проявляться замаскированное или открытое психологическое сопротивление, уклонение от контакта, скрытие важной для следствия информации.

Постижение психологии допрашиваемого следователем существенно сказывается на успешности решения профессиональных задач и зави-

сит от грамотного использования следователем в ходе общения возможностей, в том числе применения специальной психотехники.

К числу основных проблем профессионального общения следователя, которые требуют изучения, желательно отнести анализ условий, при которых взаимодействие людей оказывается возможным и необходимым, содержательное описание процессов, которые происходят в ходе такого взаимодействия, средств, которые позволяют людям достигать заданного уровня общения [2; 3; 4].

Общение как универсальный способ и условие социального взаимодействия определяется психологической наукой в теоретическом и прикладном аспектах. Факты, полученные экспериментальным путем, подтверждают выводы о природе и психологических механизмах общения, закономерностях развития этапов общения и формируются в концепциях и теориях с использованием специального научного языка (понятий и терминов).

Сама категория «общение» в психологии и акмеологии имеет большую историю исследования. Следует также добавить, что и в литературе встречаются в известной мере разные трактовки этой психологической категории. В общей теории коммуникации выделяют следующие актуальные направления современной лингвистики, как прагматика (Т.Г. Винокур, В.З. Демьянков, И.М. Кобозева, Е.В. Падучева, М.Ю. Федосюк, М.Б. Китайгородская), лингвистическая конфликтология (М.Ю. Дымарский, С.Г. Ильенко, Н.В. Муравьева, К.Ф. Седов, В.В. Третьякова), социолингвистика (Е.А. Земская, В.А. Карасик, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева), психолингвистика (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, А.Л. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Общефилософская концепция представляет общение как процесс взаимодействия субъектов, в ходе которого осуществляется универсальный обмен «деятельностями» (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.М. Соковнин).

В отечественной психологии само понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, в который включены процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Т.М. Балыхина, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Б. Лы-сякова, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов, М.А. Рыбаков).

Проблемы делового общения относятся к области исследования проблем межличностного познания. В отечественной психологии эта тема

разрабатывалась Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Р.Р. Гарифуллиным, Г.Б. Грачевым, Д.И. Дубровским, Ю.М. Жуковым, В.Г. Зазыкиным, В.Б. Знаковым, В.Н. Мясищевым и др.

Общение многогранно по своему содержанию и формам проявления. По данным психологов (Б.Ф. Ломов, А.Б. Петровский, М.Г. Ярошев-ский) общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Определить предметную область межличностного общения помогает семантика понятия «общения». Как показывают исследования Б.Г. До-ценко, эта категория в психологии связана с тремя группами значений:

1) объединения людей в сообщества;

2) передача информации, обмен информацией (коммуникация);

3) взаимопроникновение, встречное движение, понимание другого

[3].

Профессиональные контакты следователя должны опираться на принципы и характеристики делового общения. Деловое общение - это сложный и многоаспектный процесс развития контактов между людьми в их профессиональной деятельности. Участники делового общения получают определенный статус и должны ориентироваться на достижение определенной профессиональной цели и конкретных задач. Специфическим свойством общения следователя является процессуальная регламентация, оно протекает в особенном процессуальном режиме с соблюдением определенных и строго ограниченных законом форм коммуникации. Поэтапность коммуникативных форм в уголовном процессе определяется процессуальными нормами, которые определяют обязательное соблюдение установленных законом требований к процессу профессионального общения следователя.

В ходе профессионального общения у следователя могут складываться определенные виды отношений, как субъект-субъектные, то есть равноправные отношения, так и субъект-объектные (иерархически построенные отношения) межличностные отношения. Законодательная база Украины запрещает наличие в общении следователя субъект-субъектных отношений по причине отсутствия лиц, с которыми следователь может общаться как с равным партнером по вопросу прав и возможностей (ст. 114 КПК Украины). Поэтому, подчиняясь

профессиональным требованиям, межличностные отношения следователя и лиц, с которыми он общается в процессе досудебного следствия, не являются субъект-субъектными или равнопартнерскими.

Возвращаясь к особенностям категории «технология», следует отметить тот факт, что эта тема разработана достаточно четко и имеет большую историю в психологии. Отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание разработке психологических техник или технологий: Психологи пришли к выводу о том, что использование психологических технологий повышает эффективность профессионального общения и позволяет оптимизировать этот процесс путем программирования деятельности в нужном и необходимом режиме.

Эффективность профессионального общения предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Таким образом, успешность решения профессиональных задач зависит от умения использования следователем возможностей специально разработанных в психологии техник общения [5] .

Термин «психотехника» является соединением двух греческих слов. Первое слово - psyche (душа) известно как первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к психике. Второе - techne (искусство, мастерство).

Таким образом, психотехника - это искусство управления психикой, причем как своей (например, саморегуляция), так и психикой другого человека (например, психологическое воздействие). К основным психотехникам, которые способны значительно повысить эффективность профессионального общения следователя, можно отнести следующие:

- техника психологического воздействия;

- психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам;

- техника установления психологического контакта и доверительного общения;

- психотехника конфликтного взаимодействия.

Профессиональная специфика познания следователем

допрашиваемого, по нашему мнению, предполагает изучение таких психологических особенностей:

1) поведенческие особенности;

2) индивидуально-психологические особенности личности.

К первой группе психологических особенностей следует отнести такие характеристики поведения собеседника, как особенности эмоционального состояния, цели, мотивы, намерения, особенности занимаемой по отношению к следствию позиции (уклонение, противодействие или же, наоборот, содействие следствию), искренность-лживость, маскировочные действия.

К специфическим мотивам, характеризующим особенности допрашиваемого относятся следующие мотивы:

- стремление избежать наказания (боязнь возмездия и его последствий);

- самозащита (готовность защищаться от критики, обвинений, отстаивание собственных прав, самооправдание);

- доминирование (стремление управлять другими и контролировать

их);

- агрессия (тенденция унизить другого);

- аффиляция (поиск положительных контактов);

- приспособление (проявление конформистких тенденций);

- поиск покровителя (потребность в защите и помощи);

- эгоизм (стремление поставить свои интересы выше интересов других);

Психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам в коммуникативном арсенале выступает важным моментом интерпретации невербальных проявлений допрашиваемого.

Вся информация во время разговора передается как вербально, так и при помощи невербальных проявлений: взгляда, поз, жестов, мимики, положения в пространстве. Специалисты в области коммуникации утверждают, что таким образом передается до 80% содержательной и эмоциональной информации. При этом собеседник только невербально способен проявить свое «истинное состояние». Этот момент легко объясняется слабостью человека в плане контроля собственного невербального поведения.

К важным мотивационным проявлениям невербального характера следует отнести важные признаки, которые способны «продвинуть следствие» к получению истинного положения вещей.

Так, по мнению физиономистов, поднятые брови, бегающий взгляд, дрожащий голос, изменение цвета кожи свидетельствуют о доминировании в данный момент в психике человека признаков уклонения от действительности, а попросту - о лжи и неискренности. Следователю данные невербальные признаки поведенческого характера свидетельствуют о наличии у допрашиваемого мотива «избежать наказания». Неуверенность в себе и в ситуации, как психического состояния, могут показать нам такие невербальные проявления, как: стискивание зубов, чуть прищуренный взгляд, руки, скрещенные впереди, поднятые плечи, искусственная улыбка. В данной ситуации присутствует мотив поведения «самозащита».

Об агрессии в поведении, в том числе и скрытого характера, будут свидетельствовать повышенный голос, порывистые, плохо контролируемые движения, «холодный» взгляд. О доминировании эгоистических мотивов в поведении допрашиваемого будут свидетельствовать разговоры о сугубо личных интересах собеседника, частое употребление местоимения «я» и т.п.

Важным моментом профессионального общения следователя служит выявление объективных признаков, занимаемой им в отношении следствия позиции. Юридические психологи предлагают такую классификацию занимаемой позиции собеседником (допрашиваемым) в процессе профессионального общения (допроса) и ее интерпретацию:

- враждебная (взгляд исподлобья, сжатие кистей в кулак, наклон корпуса вперед к следователю, громкий голос);

- оборонительная (скрещивание рук впереди корпуса, сутулость, поглаживание шеи);

- доминирующая (взгляд сверху вниз, вертикальная жестикуляция, отклонения корпуса назад, резкий отчетливый голос);

- доверительная (наклоны головы в бок, частое кивание головой, заискивающий взгляд);

- отчужденная (малоподвижность, как бы застывшая поза, малая эмоциональность, поднятые высоко застывшие брови, опускание уголков рта, нечеткость произношения);

- подчиненная (частые кивки, малоподвижность рук, тихий вкрадчивый голос, наличие продольно-поперечных складок на лбу вследствие работы мимических мышц бровей, работающих «на сближение») [2].

Изучение особенностей признаков неискренности (лживости) в поведении человека является важным аспектом профессиональной деятельности следователя. Умение выявлять характерные признаки неискреннего поведения является важной составляющей развитого профессионального общения следователя, которое предусматривает владение основами психологии общения в процессе допроса.

Важно учитывать такие внешние (вегетативные и паралингвистические) признаки, свидетельствующие о неискреннем поведении как, интенсификация мимики и жестов, появление манипулятивных жестов (дотрагивание до различных частей тела, например, носа или рта), изменение тембра голоса, покашливание и т.д.

Немаловажным моментом «считывания» следователем в процессе профессионального общения важной для следствия информации занимает регистрация направления взгляда собеседника. По мнению специалистов в области коммуникации движение глаз происходит для человека независимо от его сознательной регуляции, т.е. непроизвольно. При этом сразу же после окончания фразы, во временном аспекте общения, и с четкой закономерностью. Поэтому изучение психологии общения является важным аспектом повышения эффективности деятельности следователя.

Очевидно, что следователь, который знаком с особенностями приемов невербального влияния на собеседника, имеет значительную пользу в организации профессионального общения по вопросам влияния на лиц, задействованных в уголовном судопроизводстве.

В отношении характеристик индивидуально-психологического плана важно изучать уровень развития интеллекта, наличие специальных знаний в определенной области, характерологические и темпераментальные особенности личности, а также уровень криминальности допрашиваемого (криминальный опыт, статус, действенность).

К наиболее важным характеристикам индивидуально-психологического плана следует отнести такие свойственные проявления личности как, экспрессия глаз, мимика, особенности речи, внешние проявления атрибутики, одежда, смысловое содержание уголовных татуировок, использование жаргонных слов и выражений. Все эти признаки могут свидетельствовать о подозрительности, скрытности, нервозности, развязности, проявлении настороженности [5].

Таким образом, невербальные проявления продемонстрируют следователю истинное отношение допрашиваемого к происходящему в процессе следствия. Задача следователя эти проявления увидеть и правильно интерпретировать, т.е. понять, что за ними скрывается.

В этой связи для правильной интерпретации невербальных проявлений следователю необходимо следить за соответствием:

1) между сказанными словами и другими внешними проявлениями человеческого тела (жесты, мимика, позы и т.д.).

2) между различными внешними проявлениями (позой и мимикой, одними жестами и другими и т.д.).

3) между сознательно демонстрируемым отношением и подсознательными проявлениями истинного отношения к ситуации.

Умение следователя получать информацию такого рода требует профессионального отношения к «чтению» сигналов личности и специальной психологической подготовки.

Немаловажным аспектом психотехники в работе следователя также является подготовительный этап общения, который предусматривает получение наиболее полного представления о собеседнике еще до начала проведения допроса, определение задач и цели беседы (допроса), разработка плана ведения допроса и т.п.

Точность психологического изучения допрашиваемого зависит от ряда специальных психологических условий, которые детерминированы рядом факторов, в том числе обстановочными условиями общения, личностными качествами самого следователя.

Оптимизация процесса профессионального общения следователя предусматривает учета ряда факторов:

а) знание следователем основ психологической техники;

б) умение эффективного слушания;

в) психологическая наблюдательность;

Таким образом, необходимым условием успешной деятельности следователя является умение профессионального общения с людьми, установление с ними взаимопонимания, психологического контакта, позитивные отношения, эффективное ведение с ними диалога и т.п.

Профессиональное умение общаться зависит не только от накопленного опыта работы, но и от обогащения такого опыта научными разработками в направлении прикладной психологии. Знание и учет таких ин-

формаций, а также свободное владение ними - все это сложные составляющие профессионального общения следователя на современном этапе следственной деятельности.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М.: «Юридическая литература», 1990. -280 с.

2. Кретчак Е.Н. Правомерность и допустимость приемов психологического воздействия в уголовном судопроизводстве /КримЫалютичний вiсник: Науково-практичний збiрник ДНДЕКЦ МВС Украши. - К.: КНУВС. -2006. - № 2 (6). - С. 83-87.

3. Кретчак О.М. Юридична психолопя /Курс лекцм. - Херсон: ХЮ1 ХНУВС, 2009. - 148 с.

4. Кретчак Е.Н. Особенности использования данных изучения личности обвиняемого в раскрытии и расследовании преступлений /Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы IX международной заочной научно-практической конференции. Ч. II. -Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. - С. 168-173.

5. Ратинов А. Р., Ефимова И. И. Психология допроса обвиняемого. Методическое пособие. М., 1988. - 195 с.

Psychological factors of optimization of professional communication of investigator

jtf (by H. N. Kretchak)

Abstract: The article analyzes the conditions and ways to improve communication of investigator at the pretrial level investigation. The author emphasizes the importance of professional and psychological training of investigators. The article says that the investigative measures, in addition to highly qualified expertise and skills require the necessary psychological

knowledge as well. These qualities will be important in ensuring high performance of professional interaction with various categories of people. It is therefore necessary to study the psychological characteristics of the investigative activity for assessing the relevance and acceptability of the use of specific psychological means and methods for this type of professional activities of the lawyer.

Keywords: professional-important qualities of investigator, communications, tactics, psychological technologies.

Сведения об авторе

Елена Николаевна Кретчак - кандидат психологических наук, доцент кафедры фундаментальных дисциплин (кафедры уголовного процесса), Херсонский институт Межрегиональной академии управления персоналом (Херсон, Украина).

© Е. Н. Кретчак, 2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.