Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕФИЦИТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕФИЦИТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / руководители образовательных организаций / дефициты профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций / компетентность / компетенция / professional competence / heads of educational organizations / professional competence deficits of heads of educational organizations / competence / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майлова Татьяна Петровна

В статье предлагается полимнение научного сообщества о профессиональной компетентности. Представлена интерпретация профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Предлагаются ее составляющие. Дается их характеристика. Предлагается анализ некоторых компетентностей как составляющих элементов профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Их сопоставление с соответствующими компетенциями указывает сложность изучаемого понятия и его многоаспектность. Также автором представлены результаты анализа информационных данных, полученных из обращений руководителей образовательных организаций Красноярского края. Приведен анализ данных, а также исследования проведенные Региональным центром развития трудовых ресурсов Самарской. Автором выявлены дефициты профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Сформулирован тезис о необходимости переосмысления процесса развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майлова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers insight from the scientific community about professional competence. An interpretation of the professional competence of heads of educational organizations is presented. Its components are proposed. Their characteristics are given. An analysis of some competencies as constituent elements of the professional competence of heads of educational organizations is proposed. Their comparison with the corresponding competencies indicates the complexity of the concept being studied and its multifaceted nature. The author also presents the results of an analysis of information data obtained from appeals from heads of educational organizations in the Krasnoyarsk Territory. An analysis of the data is presented, as well as research conducted by the Regional Center for the Development of Labor Resources of Samara. The author has identified deficiencies in the professional competence of heads of educational organizations. A thesis has been formulated about the need to rethink the process of developing professional competence of heads of educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ДЕФИЦИТЫ»

Педагогика

УДК 377; 378

аспирантка Майлова Татьяна Петровна

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

ДЕФИЦИТЫ

Аннотация. В статье предлагается полимнение научного сообщества о профессиональной компетентности. Представлена интерпретация профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Предлагаются ее составляющие. Дается их характеристика. Предлагается анализ некоторых компетентностей как составляющих элементов профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Их сопоставление с соответствующими компетенциями указывает сложность изучаемого понятия и его многоаспектность. Также автором представлены результаты анализа информационных данных, полученных из обращений руководителей образовательных организаций Красноярского края. Приведен анализ данных, а также исследования проведенные Региональным центром развития трудовых ресурсов Самарской. Автором выявлены дефициты профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Сформулирован тезис о необходимости переосмысления процесса развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, руководители образовательных организаций, дефициты профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, компетентность, компетенция.

Annotation. The article offers insight from the scientific community about professional competence. An interpretation of the professional competence of heads of educational organizations is presented. Its components are proposed. Their characteristics are given. An analysis of some competencies as constituent elements of the professional competence of heads of educational organizations is proposed. Their comparison with the corresponding competencies indicates the complexity of the concept being studied and its multifaceted nature. The author also presents the results of an analysis of information data obtained from appeals from heads of educational organizations in the Krasnoyarsk Territory. An analysis of the data is presented, as well as research conducted by the Regional Center for the Development of Labor Resources of Samara. The author has identified deficiencies in the professional competence of heads of educational organizations. A thesis has been formulated about the need to rethink the process of developing professional competence of heads of educational organizations.

Key words: professional competence, heads of educational organizations, professional competence deficits of heads of educational organizations, competence, competence.

Введение. Мировые процессы и изменения неизбежно откладывают отпечаток на становлении нашего государства, которое в новых условиях стремясь оставаться конкурентоспособным на мировой арене и суверенным требует новых подходов от всех сфер жизни общества. Система образования также подвергнута испытаниям, которые в свою очередь неразделимо влияют на всех участников образовательных отношений. Система образовательного менеджмента нуждается в пересмотре подходов к управлению, что непосредственно оказывает влияние на кадры. Многие представители управленческих команд современных образовательных организаций оказались неспособными работать в новых условиях, то есть в обстановке становления рыночных отношений, демократизации общественной жизни, политических и правовых изменений, в период информационной революции и цифровой трансформации. Управленцы все чаще в профессиональной деятельности сталкиваются с дефицитом профессиональной компетентности, который связан с отставанием от изменений современного общества, от темпов развития общества и от требований, которое система общественных отношений предъявляет к его профессиональной компетентности.

В современной науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий исследовать проблемы развития процесса управления образовательными организациями. Вместе с тем, все еще слабо изучены трудности, возникающие в процессе становления профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, их причины; сущность и содержание профессиональной компетентности как важного интегрального качества личности и важнейшей составляющей педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Анализируя научные подходы к интерпретации понятия «профессиональная компетентность», выделим определение В.А. Адольфа, считающего, что профессиональная компетентность - качество личности (человека), завершившей образование определенной профессиональной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной, продуктивной, эффективной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [1]. Приемлемой для нашего исследования считаем трактовку и И.А. Зимней, которая считает, что компетенция - это требования к должности, которые определены не только целевыми установками, но и конкретной ситуацией, в которой живет и развивается организация [6]. Жилина А.И. формулирует компетентность как способность соотнести собственную деятельность со стандартом [4]. B.C. Безрукова определяет компетентность умениями аналитического подхода к собственной деятельности, основанной на знаниях и умениях [4]. Канцеров Р.А. отмечает в деятельности руководителя важные позиции: практическая (решение проблем), аналитическая (умение преломить цели и задачи к реальной жизненной ситуации) [7]. Журавлев В.И. считает, что важно понимать: профессиональная компетентность не появляется внезапно, она формируется на основе определенных норм и правил, на которые ориентируется в данном случае руководитель. Процесс формирования логически выстроен, а значит, управляемый и включает образование и самообразование, то есть формирование профессионала [5].

Размышляя об особенностях руководителей образовательных организаций отметим, что с одной стороны руководитель образовательной организации должен обладать спектром различных компетентностей: быть гуманным, решительным, уметь выстраивать партнерские отношения, понимать, что развитие не стоит на месте, уметь следовать ему, обладая профессионализмом в широком смысле и лидерскими качествами для сферы образования в первую очередь. С другой стороны, каждый руководитель образовательной организации многолик, ведь ему необходимо играть различные роли: педагога, руководителя, администратора и пр.

В попытке связать определение профессиональной компетентности с исследуемой нами категорией участников образовательных отношений - руководителями образовательных организаций, сформулируем рабочее определение для нашего исследования: «профессиональную компетентность руководителей образовательных организаций» следует понимать как совокупность личностных и профессиональных установок, которые позволяют руководителям образовательных организаций осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными требованиями, продиктованными законодательством в том числе. В общем смысле требуемый уровень компетентности

руководителей образовательных организаций определяется теми функциональными задачами, которые необходимо решить в процессе профессиональной деятельности.

Региональным центром развития трудовых ресурсов Самарской области [2] отмечен ряд основных профессиональных компетенций, характеризующих многоаспектность управленческой деятельности с учетом региональной специфики. Опираясь на указанную структуру, а также принимая во внимание интерпретации научного сообщества о различных компетентностях, предлагаем выделить в структуре профессиональной компетентности некоторые компетентности как составляющие элементы профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, способных, на наш взгляд, определить ее как некий интегральный показатель управленческой деятельности, а именно: управленческую, экономическую, организационно-деятельностную, коммуникативную, информационно-технологическую, психологическую и правовую компетентности руководителя. Рассмотрим каждую из названных компетентностей более подробно. Управленческая компетентность определяется как «способность и готовность целостно и глубоко анализировать, выявлять, точно формулировать проблемы образовательного учреждения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации этого учреждения». Управленческую компетентность уместно также характеризовать компетенцией руководителя по осуществлению ведущих функций управления, к которым относятся: планирование, организация и контроль [2]. По мнению Ткачевой О.Н., экономическая компетентность руководителя отражает готовность и способность субъекта профессиональной деятельности эффективно осуществлять решение экономических задач в условиях рыночной экономики на основе актуализации соответствующих знаний и умений, представляет собой совокупность специальных компетенций, отражающих способность руководителя использовать полученные экономические знания, умения, опыт, известные способы деятельности, создавать экономические смыслы для эффективного функционирования образовательной организации [2]. Организационно-деятельностная компетентность ориентирована на выполнение деятельности руководителя образовательных организаций в разрезе региональных приоритетов [2]. Коммуникативная компетентность отмечена исследователями как ключевая в деятельности руководителя, поскольку основной вид его деятельности связан с взаимодействием с другими людьми. Бозиной H.A., Савиной Н.М. определяется как умение организовать взаимодействие всех членов педагогического коллектива; выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству» [2]. Навыки и умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделировать и проектировать цифровую образовательную среду; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающее увеличение производительности труда», по мнению Е.Г. Пьяных и есть информационно-технологическая компетентность руководителя [2]. Чечель И.Д. определяет психологическая компетентность как необходимую составляющую эффективной деятельности руководителя, пронизывающей все грани его деятельности и включает в себя когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, регуляционный аспекты и др. [2]. Согласимся с Мягковой C.B. в определении понятия «правовая компетентность» как соблюдения законности и правопорядка в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающегося в принятии обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом [8].

С опорой на заказ государства сопоставим перечисленные компетентности с соответствующими им компетенциями.

Так управленческой компетентности соответствует следующий перечень компетенций: обеспечение разработки программы развития образовательной организации с ориентацией на федеральные, региональные и субрегиональные приоритеты и социальные запросы; применение методов, технологий и инструментов мониторинга реализации и оценки программ, планов, проектов и результатов деятельности; коррекция организации деятельности; проектное управление при формировании управленческой команды, делегирование полномочий; формирование системы мотивации и стимулирования педагогических и иных работников для реализации приоритетных задач; управление профессиональным развитием педагогических кадров в форматах непрерывного профессионального образования, включая наставничество и пр.

Экономической компетентности соответствует такой перечень компетенций как: обеспечение формирования и функционирования системы маркетинга образовательных услуг, ориентированной на требования рынка труда и работодателей, удовлетворение и развитие образовательных запросов обучающихся, их родителей; поиск и привлечение ресурсов, необходимых для обеспечения качества образовательной и иных видов деятельности организаций; управление имуществом образовательных организаций и его развитием; оценка экономической эффективности деятельности образовательных организаций. Организационно-деятельностной компетентности соответствует перечень компетенций таких как: организация деятельности по разработке/корректировке образовательных программ в соответствии с нормативными требованиями, в том числе в дистанционном формате; управление деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме; руководство деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся; организация коррекционной работы и инклюзивного образования; содействие организации социализации обучающихся и индивидуализации обучения; обеспечение участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня; организация воспитательной работы; организация различных форм наставничества; организация работы по ранней профессиональной ориентации, предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся; деятельность по здоровьесбережению обучающихся; организация питания; профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов, буллинга, наркотических веществ. Коммуникативная компетентность соответствует перечню компетенций таких как: управление развитием системы социального партнерства; работа в команде при осуществлении разных видов деятельности; владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; применение ораторских приёмов и техник, осуществление публичного представления результатов своей работы; Информационно-технологическая компетентность соответствует перечню компетенций таких как: создание и редактирование цифрового контента в разных форматах; использование сервисов аудио- и видеосвязи, социальные медиа; организация работы по защите персональных данных обучающихся и работников; организация работы по формированию цифровой образовательной среды в образовательных организациях. Психологическая компетентность соответствует перечню компетенций таких как: принятие решений и разрешение возникающих проблем в условиях неопределенности; применение методов и приемов по управлению своими эмоциями; владение технологиями тайм - менеджмента. Правовой компетентности соответствует перечень компетенций таких как: знание законов и нормативных положений; выстраивание собственной деятельности согласно нормативным положениям; взаимодействие деятельности органов школьного самоуправления и общественным объединениям; умение решать конфликты в правовом поле; заключение контрактов с поступающими людьми на работу; применение документов, регулирующих деятельность образовательной организации и администрации, проведение собраний органов самоуправления; применение мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства РФ об образовании; правовое просвещение себя и коллег. Проделанный сопоставительный анализ указывает на детальный и непростой характер составляющих профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций как элементов

интегрального показателя управленческой деятельности руководителей образовательных организаций. Данное понятие представляется возможным сконструировать и представить математически как интегральный показатель:

ПК рук 00= Укомп.*Экомп.*ОДкомп*Ккомп*ИТкомп*Пкомп*Правкомп, где ПКрук ОО - профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций; Укомп.-управленческая компетентность; Экомп. -экономическая компетентность; ОДкомп - организационно-деятельностная компетентность; Ккомп - коммуникативная компетентность; ИТ комп - информационно-технологическая компетентность; Пкомп - психологическая компетентность; Прав комп. - правовая компетентность.

С целью выявления дефицитов в профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, нами было проведено социологическое исследование, в котором были использованы данные, полученные в министерстве образования Красноярского края. Был проделан анализ поступивших обращений от руководителей образовательных организаций за последние 5 лет (с 2018 по 2023 гг.) в количестве 53 штук. Анализ поступивших запросов, жалоб и предложений позволил выявить некоторые дефициты в профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций Красноярского края. Используя полученные данные с учетом анализа материалов, предоставленных региональным центром развития трудовых ресурсов Самарской области [2], сформулируем профессиональные дефициты руководителей образовательных организаций и определим их аспекты управленческой деятельности.

Дефицитом в управленческой компетентности стало управление проектами в инновационной, экспериментальной и др. деятельности по мнению 38% опрошенных респондентов. Затруднительным явилось для них представление результатов и опыта деятельности образовательной организации в режиме инновационной (экспериментальной, ресурсной, опорной, пилотной) площадки, внедрение в практику современных образовательных технологий.

Дефицитом в психологической компетентности явилось владение технологиями тайм-менеджмента по мнению 35% руководителей образовательных организаций. Слабо представляется руководителям образовательных организаций «сквозная» компетенция, способная оказывать контекстное влияния на весь «контур управленческой деятельности.

Дефицитом в коммуникативной компетентности явилась организация открытых механизмов интерактивного взаимодействия (форум, онлайн-консультация, интерактивные опросы, мнения родителей и т.д.) между всеми участниками образовательных отношений по мнению 20% опрошенных. Затруднительным для опрошенных является организация цифровой среды.

Дефицитом в экономической компетентности стала организация внебюджетной деятельности и осуществление поиска и привлечения ресурсов, необходимых для обеспечения качества образовательной и иных видов деятельности образовательных организаций, о чем заявило 33% и 24% респондентов соответственно, особенно в части организации цифровой образовательной среды и организации работы по ранней профессиональной ориентации, предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся.

Дефицитом организационно-деятельностной компетентности явилось управление деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме и организация коррекционной работы, инклюзивного образования для 21% и 20% опрошенных соответственно, что может повлиять на качество обучения в целом.

Дефицитами в правовой компетентности респонденты определяют организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, регулирование оценочных процедур в условиях использования дистанционных образовательных технологий, корректировку рабочих образовательных программ вследствие внесения изменений в образовательную программу с учетом конструкторов и прочих сервисов, организацию режима труда и отдыха педагогов в условиях использования дистанционных образовательных технологий, предоставление социальных гарантий педагогам и обучающимся, а также вопросы, касающиеся внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ.

Дефицитами информационно-технологической компетентности руководители отмечают использование сервисов аудио- и видеосвязи, социальных медиа, а также организацию работы по формированию цифровой образовательной среды в целом.

Итак, приведённый анализ данных позволил определить основные составляющие элементы профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, представить их в едином интегративном показателе, а также вычленить основные дефициты в профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Перечислим основные дефициты: управление деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме; управление деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, управление деятельностью по созданию условий социализации обучающихся и индивидуализации обучения, умение организовать работу по формированию цифровой образовательной среды в образовательных организациях, умение организовать деятельность по разработке/корректировке образовательных программ в соответствии с нормативными требованиями, в том числе в дистанционном формате, управление проектами в инновационной, экспериментальной и др. деятельности, управление профессиональным развитием педагогических кадров в форматах непрерывного профессионального образования, включая наставничество, умение организовать коррекционную работу и инклюзивное образование.

Выводы. Профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций требует к себе определенного внимания, особенно со стороны научного сообщества. У руководителей образовательных организаций вызывает трудности помимо всего прочего организация образовательной деятельности в правовом поле, что указывает на недостаточно сформированную правовую компетентность. Необходим поиск новых подходов к переосмыслению процесса развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций.

Литература:

1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / МГУ. - Москва, 1998. - 48 с.

2. Аналитический отчет о сформированности профессиональных компетенций и профессиональных дефицитах руководителей образовательных организаций Самарской области. - С. 78. -2021.

3. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Жилина, А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3 / А.И. Жилина. - СанктПетербург: ИОВ РАО, 2002.-228 с. IBN5-258- 0002-8.

5. Журавлев, В.И. Социальнопсихологические проблемы управления / В.И. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. - Москва, 1983 - С. 173-189

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва, 2004. - 40 с.

7. Канцеров, P.A. Методы оценки потенциала предприятий / P.A. Канцеров, К.Т. Гедиев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. -№ 10. - С. 18-23

8. Мягкова, C.B. Методы оценки / C.B. Мягкова // Мир науки, культуры, образования. - №5(17). - 2009. - С. 127-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.