Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коневских Олеся Владимировна

Цель исследования - обосновать необходимость определения профессиональной компетентности педагогов начальной школы в целях повышения качества шахматного образования. В статье проведен анализ различных определений профессиональной компетентности и ее составляющих, особенностей реализации шахматного образования в начальной школе, требований к педагогам, опыта научно-методического сопровождения педагогов шахматного всеобуча. Научная новизна заключается в раскрытии содержания понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования» и определении компонентного состава профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. В результате автором сформулировано определение профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, и выявлены её составные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коневских Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IMPLEMENTING CHESS EDUCATION PROGRAMMES

The paper aims to substantiate the need to define primary school teachers’ professional competence in order to improve the quality of chess education. The paper analyses various definitions of professional competence and its components, the particularities of chess education implementation in primary schools, the requirements for teachers, the experience of research and methodological support of teachers of universal chess education. Scientific novelty lies in shedding light on the content of the concept “professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes” and identifying the component composition of the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes. As a result, the author has defined the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes and has identified its constituent components.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 1. С. 125-130 | 2022. Volume 7. Issue 1. P. 125-130

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования

Коневских О. В.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость определения профессиональной компетентности педагогов начальной школы в целях повышения качества шахматного образования. В статье проведен анализ различных определений профессиональной компетентности и ее составляющих, особенностей реализации шахматного образования в начальной школе, требований к педагогам, опыта научно-методического сопровождения педагогов шахматного всеобуча. Научная новизна заключается в раскрытии содержания понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования» и определении компонентного состава профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования. В результате автором сформулировано определение профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, и выявлены её составные компоненты.

EN

Professional Competence of Primary School Teachers Implementing Chess Education Programmes

Konevskikh O. V.

Abstract. The paper aims to substantiate the need to define primary school teachers' professional competence in order to improve the quality of chess education. The paper analyses various definitions of professional competence and its components, the particularities of chess education implementation in primary schools, the requirements for teachers, the experience of research and methodological support of teachers of universal chess education. Scientific novelty lies in shedding light on the content of the concept "professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes" and identifying the component composition of the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes. As a result, the author has defined the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes and has identified its constituent components.

Введение

В отечественной и зарубежной педагогике известно множество исследований, подтверждающих пользу шахматных занятий для детей, целью которых является общее интеллектуальное и личностное развитие ребенка, развитие логического и критического мышления, самоконтроля, нахождения креативного способа решения проблемы, умения работать над проблемными ситуациями, планировать и принимать решения (Аналитический отчет..., 2022; Методическое сопровождение..., 2018). Посредством шахмат развитие обучающихся проходит в игровой, соревновательной, увлекательной форме деятельности. Шахматы, в отличие от большинства других видов спорта, доступны людям и с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году в Москве был дан старт Федеральному проекту «Шахматы в школе». Сегодня участниками проекта являются Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Белгородская область, Липецкая область, Чувашия, Якутия и другие регионы (https://chessinschool.org/). Шахматное образование может стать эффективным инструментом выполнения задач, которые поставлены перед системой образования Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным в 2021 году:

- формирование у обучающихся способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220013

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

- развитие личностных качеств обучающихся, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире;

- выявление и развитие способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности;

- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников (Федеральный государственный образовательный стандарт, 2021).

Одним из важнейших условий успешной реализации шахматного образования в системе начального общего образования являются педагогические кадры. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предписывает педагогам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне (Об образовании в Российской Федерации, 2012). Профессиональный стандарт педагога, действующий с 2017 года, выдвигает требования к уровню компетентности учителей по укрупненным группам: дошкольное образование, начальное образование, общее и среднее образование. Отдельные предметные компетенции рассматриваются только в отношении математики и русского языка. Специальных требований к уровню компетентности учителей шахмат в профессиональном стандарте нет (Профессиональный стандарт педагога..., 2013).

По мнению И. Г. Сухина (2019), Ю. А. Лукина (2019), Е. И. Руднянской (2018) и других исследователей, преподавать шахматы в начальных школах должны учителя начальных классов, именно они хорошо владеют разнообразными педагогическими методиками и хорошо понимают своих учеников. Это те учителя, которые осознают развивающие возможности шахматной игры, имеют устойчивый интерес к ней и, следовательно, могут развить его у учащихся. В работе А. И. Руднянской (2018) отображены некоторые аспекты профессиональной компетентности учителя, реализующего программы шахматного образования, с позиции того, что именно учитель должен сформировать у обучающих в ходе реализации шахматного образования. О. Н. Иконникова и Л. М. Певицына (2021) раскрыли профессиональные компетенции, которые формируются на курсах повышения квалификации учителей в системе научно-методического сопровождения педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области.

А. И. Алифиров, И. В. Михайлова, А. С. Махов и др. (2018), изучая различные аспекты внедрения в российских школах шахмат, приходят к выводу, что решение проблемы кадрового потенциала преподавателей, тренеров и учителей возможно за счет дополнения ФГОС программами высшего профессионального образования подготовки учителей начальных классов, специалистов по физической культуре и спорту дисциплин «Основы теории и методики шахмат», «Технологии и методики преподавания шахмат».

Анализируя в 2017 году готовность педагогов к внедрению шахмат в программу общеобразовательной школы, П. С. Ахметзянов (2017) отмечает, что, с одной стороны, у педагогов наблюдается положительное отношение к шахматному образованию, с другой стороны, отмечается отсутствие у педагогов теоретических и практических знаний в этой области.

В последние годы в сфере образования профессионализм учителя рассматривается с позиции компетент-ностного подхода. Сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов рассмотрены в работах В. А. Адольфа (2013), Н. В. Кузьминой (1985), И. Д. Рудинского, Н. А. Давыдова, С. В. Петрова (2019), В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова (2013), А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умниковой (2011) и др. В то же время в работах современных исследователей и в нормативных документах не раскрыты в полной мере вопросы о том, какие структурные элементы должна включать профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, и, соответственно, по каким критериям следует определять профессиональную компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования (Алифиров, Михайлова, Махов и др., 2018; Ахметзянов, 2017; Иконникова, Певицына, 2021; Об утверждении дорожной карты., 2016; Программа развития., 2017; Профессиональный стандарт педагога., 2013; Руднянская, 2018; Сухин, 2019; Федеральный государственный образовательный стандарт, 2021; Об образовании в Российской Федерации, 2012). Таким образом, актуальность исследования обуславливается необходимостью определения понятия профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, а также выявления составных компонентов данной компетентности.

Задачи работы:

- определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования», проведя анализ современных трактовок понятия «профессиональная компетентность педагога» и рассмотрев особенности преподавания шахмат в начальной школе;

- раскрыть содержание и структуру профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, выявив основные компоненты компетентности и их составляющие элементы.

Теоретическую базу исследования составили работы В. А. Адольфа (2013), Н. В. Кузьминой (1985), И. Д. Рудинского, Н. А. Давыдова, С. В. Петрова (2019), В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова (2013), А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умниковой (2011), посвященные сущности профессиональной компетентности педагогов; исследования А. И. Алифирова, И. В. Михайлова, А. С. Махова и др. (2018), П. А. Ахметзя-нова (2017), Ю. А. Лукина (2019), И. Г. Сухина (2019) затрагивают проблемы подготовки педагогов к реализации шахматного образования в школе; в научных статьях А. И. Руднянской (2018), О. Н. Иконниковой и Л. М. Певи-цыной (2021) рассмотрены некоторые аспекты профессиональной компетентности педагогов по шахматам.

При работе над данным исследованием мы использовали теоретические методы: изучение литературных источников, научных работ, теоретический анализ, синтез и обобщение. Были изучены и проанализированы научно-педагогическая и методическая литература, публикации, освещающие тему шахматного образования в современной российской школе, нормативно-правовые акты, профессиональный стандарт педагога.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выделенные компоненты профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, могут быть использованы методистами, педагогами, управляющим персоналом начальной школы для оценки профессиональной компетентности педагогов, реализующих программы шахматного образования, и выявления затруднений у педагогов в их профессиональной деятельности. Конкретизация понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования» послужит научно-теоретической основой для разработки модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, преподающих шахматы, что в перспективе должно способствовать повышению качества шахматного образования в начальной школе.

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования»

Определим, что значит термин «шахматное образование». Т. А. Бабакова и Т. М. Акинина (2013) определяют термин «образование» как процесс и результат обучения, воспитания, развития, а также самообучения и самовоспитания. Таким образом, «шахматное образование» - это процесс и результат обучения, воспитания и развития посредством шахматной игры. Шахматное образование в начальной школе может быть реализовано с помощью программ дополнительного образования, программ внеурочной деятельности или программ учебного плана основной образовательной программы. В нашем исследовании мы определяем эти программы как программы шахматного образования.

Для того чтобы выявить сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования», рассмотрим значение термина «профессиональная компетентность» в отечественной педагогике в трактовке различных исследователей. По мнению И. Д. Рудинского, Н. А. Давыдова, С. В. Петрова (2019), профессиональная компетентность - интегральное свойство индивида, состоящее из системы компетенций и характеризующее его способность и готовность осуществлять определенную профессиональную деятельность в конкретной области.

В. А. Адольф (2013) рассматривает профессиональную компетентность как обобщенную профессионально-личностную характеристику, выражающуюся в способности педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде, отражающую его готовность к самооценке и саморазвитию, проявляющуюся в профессиональной активности, которая характеризует педагога как субъекта профессиональной деятельности и общения.

Профессиональная компетентность в понимании Н. В. Кузьминой (1985) - это осведомленность педагога как свойство его личности, позволяющее ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

В работе В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова (2013) профессиональная компетентность определяется как единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. По мнению А. А. Печеркиной, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умниковой (2011), компетентность педагога - это совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов.

Структура профессиональной компетентности состоит из совокупности определенных элементов. Н. В. Андронова (2000) в своем исследовании профессиональной компетентности учителя рассматривает ее как профессиональные знания, педагогические умения, профессиональную позицию и психологические качества.

По мнению Н. В. Кузьминой (1985), профессиональная компетентность педагогов содержит:

- специальные знания о целях, содержании, объекте и средствах труда учителя;

- специальные умения на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;

- специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.

О. Н. Иконникова и Л. М. Певицына (2021), описывая опыт научно-методического сопровождения педагогов по шахматному всеобучу, выделяют следующие профессиональные компетенции педагогов:

- знание истории шахмат;

- знание правил шахмат, утвержденных Международной шахматной федерацией (FIDE);

- знание основ теории об основных стадиях шахматной игры - дебют, миттельшпиль и эндшпиль;

- знание шахматной педагогики.

И. Г. Сухин (2019) в своих публикациях обосновывает, что шахматное образование в начальной школе -это не подготовка спортивных кадров и достижение высоких результатов в шахматном спорте, и педагог необязательно должен владеть в совершенстве шахматной теорией. В концепции И. Г. Сухина педагог использует шахматную игру или ее отдельные элементы в качестве дидактического материала для развития и воспитания ребенка. Более того, для предотвращения психологического дискомфорта спортивная составляющая

на первом году обучения полностью исключена в этом подходе. Учитель начальной школы должен использовать специальные здоровьесберегающие методики обучения шахматам.

А. И. Руднянская (2018), исследуя профессиональную компетентность педагогов шахматного образования, выявляет в ней следующие составляющие:

1. Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины - владение шахматными понятиями, спецификой игровой деятельности, построением дебютных позиций, разыгрыванием комбинаций.

2. Методическую компетентность по формированию знаний, умений, опыта деятельности учащихся в сфере шахмат.

3. Социально-психологическую компетентность в области общения: аспекты поведения за шахматной доской, взаимоотношения друзей - противников.

4. Дифференциально-психологическую компетентность в области мотивации учащихся заниматься шахматами, развития их способностей и направленности личности.

5. Аутопсихологическую компетентность в области рефлексии и оценки своей деятельности и своей личности - причины проигрыша партий, возможности выигрыша у сильного противника.

Анализируя вышеперечисленные определения профессиональной компетентности, мы приходим к выводу, что профессиональная компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, выражает собой профессионально-личностную характеристику педагога начальной школы, отражающую его способность и готовность участвовать в реализации программ шахматного образования.

Содержание и структура профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования

Профессиональная компетентность педагогов по шахматам в начальной школе, в нашем понимании, будет включать три компонента: компонент, отражающий профессиональную позицию и психологические качества педагога, знаниевый компонент и деятельностный компонент.

Профессиональная позиция и психологические качества педагога будут выражаться в:

- осознании педагогом развивающего и воспитывающего потенциала шахмат;

- желании использовать шахматную игру как инструмент образования;

- желании осваивать новые методики обучения шахматам;

- личном увлечении педагогом шахматами;

- желании изучать теорию шахмат и повышать свой профессионализм, практикуясь в шахматной игре.

Знаниевый компонент профессиональной компетентности педагога по шахматам будет включать:

- осведомленность педагога об особенностях различных подходов к реализации шахматного образования («Шахматы - школе», «Шахматы в школе»);

- осведомленность педагога об особенностях различных УМК по шахматам;

- знание здоровьесберегающих технологий обучения шахматам;

- знание специальных методик и приемов обучения шахматам детей младшего школьного возраста;

- владение шахматной теорией в пределах преподаваемого курса - правила игры, основы дебюта, основы миттельшпиля, основы эндшпиля, тактические приемы, основы анализа партии;

- знание правил судейства на шахматных соревнованиях;

- знание правил поведения шахматистов за шахматной доской;

- знание особенности поведения начинающих шахматистов за шахматной доской.

Деятельностный компонент профессиональной компетентности педагога по шахматам покажет, что педагог:

- исходя из целеполагания правильно выбирает УМК и разрабатывает рабочую программу;

- правильно подбирает информационные, дидактические и обучающие ресурсы;

- использует в своей работе современные обучающие средства и технологии;

- использует весь потенциал шахматной игры для развития и воспитания школьника;

- организует и проводит мероприятия по шахматам - турнир, конкурс, фестиваль - с учетом особенностей подготовки учащихся;

- организует процесс обучения шахматам с использованием активных методов обучения, форм взаимоконтроля, самоконтроля, ведения конструктивного диалога.

Вышеуказанные компоненты и их составляющие мы предлагаем использовать в диагностическом инструментарии для определения уровня профессиональной компетентности педагогов по шахматам, мотивации к реализации шахматного образования, выявления профессиональных затруднений и разработки модели сопровождения и методической поддержки педагогов начальной школы.

Для определения уровня профессиональной компетентности педагога по вышеуказанным компонентам диагностический инструментарий исследования может включать:

- по компоненту «Профессиональная позиция и психологические качества» опрос педагогов, анализ активности педагога - наличие регистрации на специализированных платформах, участие в турнирах, анализ общей мотивации к саморазвитию;

- по знаниевому компоненту - самооценку педагога, тестирование;

- по деятельностному компоненту - самооценку, анализ педагогической документации, опрос, беседу, тестирование.

Таким образом, содержание и структура профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования, нами раскрыты. В структуре профессиональной компетентности выявлены компоненты и элементы, которые позволяют всесторонне оценить качество профессиональной деятельности педагогов.

Заключение

Высокая профессиональная компетентность педагогов является условием успешной реализации шахматного образования в начальной школе. Вместе с тем в педагогической теории и нормативно-правовых документах мало разработан вопрос о том, какие требования выдвигаются к педагогам по шахматам в начальной школе, что они должны знать, какими навыками и компетенциями владеть.

В ходе нашей работы, изучив исследования в области профессиональной компетентности педагогов, ее сущности, содержания и структуры, рассмотрев особенности реализации шахматного образования в начальной школе и требования к подготовке педагогов, выдвигаемые разными исследователями, ознакомившись с опытом научно-методического сопровождения педагогов, реализующих программы шахматного образования, мы определили профессиональную компетентность педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования как профессионально-личностную характеристику педагога начальной школы, отражающую его способность и готовность участвовать в реализации программ шахматного образования.

В профессиональной компетентности педагога мы выделили три компонента, которые, по нашему мнению, позволяют всесторонне оценить профессиональный уровень педагога. Компонент «профессиональная позиция и психологические качества педагога» содержит в себе элементы, связанные с отношением педагога к профессиональной деятельности. В знаниевый компонент входят элементы, характеризующие подготовку педагога в области шахматной теории, педагогической теории, здоровьесберегающих технологий. Деятельност-ный компонент включает элементы, демонстрирующие, насколько правильно и успешно педагог действует.

Таким образом, нам удалось выявить сущность, содержание и структуру профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке диагностического инструментария по оценке профессиональной компетенции педагогов и модели совершенствования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, реализующих программы шахматного образования.

Источники | References

1. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.

2. Алифиров А. И., Михайлова И. В., Махов А. С. и др. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в Российской школе // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5.

3. Аналитический отчет, включающий в себя анализ, обобщение и систематизацию отечественных и зарубежных научно-методических подходов к организации и проведению образовательных (массовых и индивидуализированных) программ для обучающихся игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2022. URL: https://rgsu.net/netcat_files/userfiles/31/events/ event15/Prilozhenie%201.doc

4. Андронова Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: дисс. ... к. психол. н. Казань, 2000.

5. Ахметзянов П. С. Анализ готовности педагогов начальных классов к внедрению учебной дисциплины «шахматы» в программу общеобразовательной школы // Перспективы науки. 2017. № 4 (91).

6. Бабакова Т. А., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.

7. Иконникова О. Н., Певицына Л. М. Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.

9. Лукин Ю. А. Целеполагание в школьном шахматном образовании // От истоков идей Новой педагогики к феноменологии современной гуманизации педагогической теории и практики: материалы Всероссийских педагогических чтений, посвященных памяти профессоров С. В. Кульневича и В. И. Лещинского (г. Воронеж, 18 октября 2019 г.) / под ред. В. Шакуровой. Воронеж: Научная книга, 2019.

10. Методическое сопровождение реализуемого в Югре курса «Шахматы - школе»: сборник методических рекомендаций: в 2-х ч. / сост. И. В. Долженко. Ханты-Мансийск, 2018. Ч. 2.

11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

12. Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 1145/210 от 19.07.2016 г. 2016. URL: https://chesshmao.ru/wp-content/uplmds/2017/04/Prikaz-ob-utverjdenii.pdf

13. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Екатеринбург, 2011.

14. Программа развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации: утверждена приказом Министерства спорта РФ от 12 марта 2021 г. № 157.

15. Профессиональный стандарт педагога: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 544н.

16. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход. Изд-е 2-е, испр. / под ред. И. Д. Рудинского. М.: Горячая линия-Телеком, 2019.

17. Руднянская Е. И. Профессиональная компетентность учителя в обучении младших школьников основам шахматной игры // Учебный год. 2018. № 4 (53).

18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2013.

19. Сухин И. Г. Шахматы - школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Обнинск: Духовное возрождение, 2019.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Коневских Олеся Владимировна1

1 Сургутский государственный университет

Konevskikh Olesya Vladimirovna1

1 Surgut State University

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.01.2022; опубликовано (published): 28.02.2022.

Ключевые слова (keywords): профессиональная компетентность; педагог начальной школы; шахматное образование; научно-методическое сопровождение; начальная школа; professional competence; primary school teacher; chess education; research and methodological support; primary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.