Научная статья на тему 'Методическое сопровождение преподавателей начального этапа педагогической деятельности в Техническом колледже как одно из условий развития профессиональной компетентности'

Методическое сопровождение преподавателей начального этапа педагогической деятельности в Техническом колледже как одно из условий развития профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА "ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА" / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПЕД.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина В. И.

В статье рассмотрено понятие и структура профессиональной компетентности преподавателя, обоснована необходимость методического сопровождения преподавателей начального этапа педагогической деятельности, а также представлена Программа работы «Школы молодого педагога»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение преподавателей начального этапа педагогической деятельности в Техническом колледже как одно из условий развития профессиональной компетентности»

УДК 37

Сорокина В. И.

методист

Технический колледж филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске

г.Северодвинск, Россия

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие и структура профессиональной компетентности преподавателя, обоснована необходимость методического сопровождения преподавателей начального этапа педагогической деятельности, а также представлена Программа работы «Школы молодого педагога»

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методическое сопровождение, преподаватель начального этапа пед.деятельности, программа «Школы молодого педагога».

Sorokina V. I.

Methodist

Technical College of the branch of the Northern (Arctic) Federal University named

after M. V. Lomonosov in Severodvinsk Severodvinsk, Russia

METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS IN THE INITIAL STAGE

OF TEACHING IN A TECHNICAL COLLEGE AS ONE OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Abstract

The article deals with the concept and structure of professional competence of the teacher, the necessity of methodological support of teachers of the initial stage of PED.activities, As well as the program of work " School of the young teacher"

Keywords: professional competence, methodological support, teacher of the initial stage of PED.activities, the program «school of the young teacher»

В связи с вступлением в силу профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [1], а также формированием

новой парадигмы профессионального образования, основанной на компетентностном подходе, усилилась актуальность проблемы совершенствования профессиональной компетентности «молодого преподавателя».

В Техническом колледже работают молодые специалисты, имеющие как педагогическое, так и техническое образование. Квалифицированный инженер, обладая профессиональными знаниями, не всегда может эффективно организовать учебную деятельность студентов, так как уровень его педагогической и методической компетентности недостаточно высок, а система повышения квалификации преподавателей профессиональных дисциплин и модулей развита недостаточно. Преподаватель начального этапа профессиональной деятельности, имеющий педагогическое образование, также испытывает затруднения методического, организационно-педагогического и психологического характера в организации образовательного процесса в колледже.

В этих условиях решение проблемы сопровождения преподавателей на начальном этапе педагогической деятельности становится делом самих образовательных организаций и педагога. При этом возрастает значимость методического сопровождения, оказания консультационной помощи и поддержки со стороны методической службы колледжа.

Профессиональная компетентность преподавателя рассматривается как интегративное личностное качество педагога, включающее в себя высокий уровень теоретической и практической, психолого-педагогической и методической подготовки [2, с. 52].

Анализ понятия «профессиональная компетентность преподавателя» позволил нам представить его структуру как единство трех компонентов:

1) предметного компонента профессиональной компетентности преподавателя, представляющего собой совокупность знаний в преподаваемой дисциплине, профессиональном модуле, уровень его осведомленности о современных исследованиях в своей предметной области (предметная компетентность);

2) методического компонента, состоящего из методических умений и знаний по вопросам построения той или иной дисциплины, модуля и их преподавания (методическая компетентность);

3) психолого-педагогического компонента, включающая в себя мотивы, потребности, смыслы и ценности преподавателя, его коммуникативные способности (психолого-педагогическая компетентность).

Предметная компетентность преподавателя, прежде всего, является результатом обучения в системе базового образования (среднего профессионального или высшего). Поэтому основные показатели данного вида компетентности заложены в федеральных образовательных стандартах среднего профессионального или высшего образования по той специальности или тому направлению подготовки, по которому обучался преподаватель. Данные показатели выражены в конкретных требованиях к результатам обучения, которые обязательны при реализации основной профессиональной образовательной программы и представляют собой, прежде всего, общие (общекультурные, общепрофессиональны) и профессиональные компетенции.

Методическая компетентность среди других видов компетентности педагога является наиболее значимой, поскольку она интегрирует всю систему специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений и имеет четко выраженный практический характер.

Необходимо отметить, что понимание методической компетентности как деятельности преподавателя по организации образовательного процесса с четко выраженной профессионально-педагогической структурой нашло свое отражение не только в теоретических исследованиях, но и на законодательном уровне, в частности, в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Приказом Министерства труда России от 08.09.2015 г. №608н.

Данный профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности преподавателя и содержит требования к знаниям, умениям, образованию и опыту практической работы педагога.

В данном исследовании нас будут интересовать те требования, которые предъявляет профессиональный стандарт к содержанию деятельности преподавателя профессионального образования и которые выражены в его трудовых функциях, действиях, умениях и знаниях.

В соответствии с этими требованиями мы можем выделить следующую структуру методической компетентности преподавателя:

1) деятельность по организации учебной деятельности обучающихся по освоению учебных дисциплин и модулей. Содержание данного вида деятельности составляют следующие действия и умения:

- проведение учебных занятий;

- организация самостоятельной работы обучающихся;

- руководство проектной и исследовательской деятельностью;

- текущий контроль и оценка динамики учебной деятельности;

- использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся;

- применение современных технических средств обучения и образовательных технологий;

- организация и проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства и иных аналогичных мероприятий в области преподаваемой дисциплины, модуля;

- разработка конкурсных заданий, участие в работе оценочных комиссий, подготовка обучающихся к вышеперечисленным мероприятиям;

- анализ и самоанализ учебных занятий.

2) деятельность по организации педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы в процессе промежуточной и итоговой аттестации. Сюда относится:

- использование педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов организации контроля и оценки;

- применение современных оценочных средств;

- обеспечение объективности оценки.

3) деятельность по разработке программно-методического обеспечения учебных дисциплин и модулей, которая включает в себя такие действия и умения, как:

- разработка и обновление рабочих программ, учебно-методического обеспечения, оценочных средств;

- планирование занятий по дисциплинам и модулям;

- ведение документации, обеспечивающей реализацию рабочих программ;

- анализ примерных программ, педагогически обоснованный выбор учебников, учебных пособий.

И, наконец, рассмотрим третий компонент профессиональной компетентности преподавателя - психолого-педагогический.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает

профессиональную направленность мотивации деятельности педагога, устойчивость и глубину познавательных интересов, гуманистическую личностную позицию, вбирает в себя систему ценностных ориентаций и убеждений, а также новое педагогическое мышление.

Содержание психолого-педагогической компетентности включает в себя два компонента: личностный и мотивационно-аксиологический.

Личностный компонент, на наш взгляд, сочетает в себе такие профессионально - личностные качества, как субъектность, а также

педагогические способности к саморазвитию, самоконтролю, самооценке, активности и креативности преподавателя.

Педагогические способности к саморазвитию, самоконтролю, самооценке, активности и креативности характеризуют личностный потенциал, которым обладает каждый педагог как личность, но в разной степени. Осознание этих способностей, развитие их в ходе профессиональной деятельности, использование наиболее выраженных из них являются основой для повышения эффективности педагогической деятельности и для определения путей дальнейшего самосовершенствования [3, с. 156].

Мотивационно-аксиологический компонент психолого-педагогической компетентности преподавателя содержит: ценностные ориентации педагогической деятельности, ее потребности и мотивы. Он определяет систему взглядов, представлений, убеждений, идеалов личности преподавателя, принципов, установок, существующих в конкретных педагогических условиях. а также его систему ценностей и нравственных норм, которые характеризует верность идеалам профессии, целеустремленность при достижении поставленных перед собой целей.

Основываясь на теоретических положениях о понятии и структуре профессиональной компетентности педагога, в Техническом колледже действует «Школа преподавателя начального этапа педагогической деятельности», в состав которой входят педагоги, которые недавно осуществляют педагогическую деятельность (вне зависимости от возраста) и не имеющие квалификационной категории.

В колледже разработана и внедрена Программа работы «Школы преподавателя начального этапа педагогической деятельности» (Таблица 1), которая представляет собой совокупность практически и теоретически обоснованных мероприятий для молодых педагогов.

Таблица 1

Программа работы «Школы...» на 2018-2019 год

Мероприятие Дата Ответственный

Лекция «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в СПО» Сентябрь 2018 года Методист Зам. Директора по УМР

Лекция «Оформление учебно-нормативной документации» Сентябрь 2018 года Методист Зам. Директора по УМР

Практико-ориентированный семинар «Виды и типы учебных занятий» Октябрь 2018 года Методист

Практико-ориентированный семинар «Разработка нормативно-планирующей документации» (РП УД, РУП ПМ) Октябрь 2018 года Методист

Практико-ориентированный семинар Ноябрь Методист

«Этапы учебного занятия» 2018 года

Практико-ориентированный семинар «Разработка ФОС» Ноябрь 2018 года Методист

Психологический тренинг «Этика делового общения» Декабрь 2018 года Психолог

Практико-ориентированный семинар «Разработка нормативно-планирующей документации» (методические рекомендации и указания) Декабрь 2018 года Методист

Круглый стол «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся» Январь 2019 года Методист

Психологический тренинг «Психологическое здоровье преподавателя, Профессиональное выгорание» Февраль 2019 года Психолог

Круглый стол «Интерактивные технологии в деятельности современного преподавателя» Февраль 2019 года Методист

Мировое кафе «Целеполагание в образовательном процессе» Март 2019 года (ЕМД) Методист

Интерактивная лекция «Применение СОТ на учебном занятии» Март 2019 года Методист

Психологический тренинг «Стресс. Методы и приемы его преодоления» Апрель 2019 года Психолог

Интерактивный семинар «Технология развития критического мышления» Апрель 2019 года Методист

Конференция «Самоанализ педагогической деятельности. Обмен педагогическим опытом» Июнь 2019 года Методист Председатели ПЦК

Посещение учебных занятий молодых преподавателей, их анализ и самоанализ В течение учебного года Методист Председатели ПЦК

Индивидуальные консультации для преподавателей В течение учебного года Методист Зам. Директора по УМР Председатели ПЦК

Посещение участниками Школы учебных занятий преподавателей высшей квалификационной категории В течение учебного года Методист

По итогам реализации данной программы будет проведена системная диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности участников «Школы...» по следующим показателям:

1) знание и практическое применение приемов, способов организации учебной деятельности обучающихся

2) знание и практическое применение психолого-педагогических основ решения профессиональных практических задач

3) разработка программно-методического обеспечения;

4) степень развития коммуникативных навыков;

5) мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию;

6) удовлетворенность собственным трудом;

7) самостоятельность в принятии решений и рефлексия собственной деятельности.

По результатам диагностики будут разработаны и внедрены в образовательный процесс методические рекомендации для преподавателей начального этапа педагогической деятельности, содержащие рекомендации психолого-педагогического и методического характера по организации учебной деятельности в колледже.

ЛИТЕРАТУРА

1 Российская Федерация. Министерство труда России. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ : от 08.09. 2015, № 608н (действ. ред. 2015). - Электрон. дан. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 13.06.2018). - Загл. с экрана.

2 Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Адольф Владимир Александрович; [Место защиты: Москва]. — Москва, 1998. - 353 с.

3 Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов; Издательский центр «Академия» - Москва, 2002. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.