Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность курсантов вузов ФСИН России под влиянием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения'

Профессиональная компетентность курсантов вузов ФСИН России под влиянием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Андрей Геннадьевич

в статье приводится краткий теоретический анализ современного состояния проблемы профессиональной компетентности сотрудников УИС, формулируется понятие профессиональной компетентности курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALCOMPETENCE OF STUDENTS OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICEOF RUSSIA NDER THE INFLUENCEOF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FORHIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OFNEWGENERATION

the article provides brief theoretical analysis of urgent issues of professional competence of penal staff, formulates the concept of professional competence of cadets and students of educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность курсантов вузов ФСИН России под влиянием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения»

УДК 378.6 a.G. MALYSHEV*

ББК 67.409.022п0 М20

PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA NDER THE INFLUENCE OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF NEW GENERATION

Аннотация: в статье приводится краткий теоретический анализ современного состояния проблемы профессиональной компетентности сотрудников УИС, формулируется понятие профессиональной компетентности курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, профессиональная компетентності)

АНДРЕЙ

ГЕННАДЬЕВИЧ

МАЛЫШЕВ*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯНОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

* Преподаватель кафедры огневой подготовки (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Annotation: the article provides brief theoretical analysis of urgent issues of professional competence of penal staff, formulates the concept of professional competence of cadets and students of educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

Key words: Federal state educational standards of higher education.

Стремительно меняющаяся ситуация в обществе и на рынке труда требует от вузов подготовки не только специалиста с глубокими профессиональными знаниями, но и хорошего сотрудника, то есть человека, которого, помимо профессионализма в своей предметной области, отличают психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям; умение из них выходить, работать в команде, принимать самостоятельные решения; инициа -тивность; способность к инновациям; умение делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, вести переговоры и т. п. Все это включено в понятие «профессиональная компетентность», которая по-разному проявляется и реализуется в повседневной служебной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности курсантов вузов ФСИН России, особенно в контексте современных тенденций реформирования и развития высшего образования и совершенствования его качества в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО) нового поколения, является одной из важных педагогических проблем.

В современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года к личности сотрудника будут предъявляться повышенные требования.

Педагогика

Педагогика

Сложные преобразования, происходящие в уголовно-исполнительной системе на современном этапе, определяют и новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику вуза. Подготовка курсантов и слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России опирается на результаты проведения пенитенциарных реформ и Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования. Курсант высшего учебного заведения должен будет не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и самостоятельно приобретать новые научные сведения.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения требования к результатам освоения образовательной программы будут формулироваться в терминах компетенций. В макете Федерального государственногообразовательного стандарта, утвержденного Минобрнауки России 1 февраля 2007 г., для разработки ФГОС ВПО нового поколения было дано следующее определение: компетенция - комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

В педагогической науке категория «профессиональная компетентность» - это новое, актуальное явление профессиональной культуры, значительно расширяющее, дополняющее и конкретизирующее ее смысл. Исследования по данной проблеме позволяют представить профессиональную компетентность будущего сотрудника в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных компонентов: профессиональных знаний, профессиональных умений, профессионально значимых качеств личности сотрудника, которые реализуются в профессиональной деятельности. Эти три компонента объединены общей задачей развития личности сотрудника. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждый из компонентов в процессе педагогической деятельности выступает либо предпосылкой, либо средством, либо результатом развития.

Таким образом, особое значение в развитии профессиональной компетентности сотрудника в современных условиях приобретает знание научных основ будущей профессиональной дея-

тельности, ее практического освоения; овладение профессиональными умениями и навыками1.

Профессиональная компетентность будущего сотрудника начинает формироваться в процессе его обучения в вузе. Основой профессиональной компетентности является изучение фундаментальных (по предметному основанию), специальных (частнодидактических), пси-холого-педагогических знаний, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности2.

ФГОС ВПО нового поколения нацеливают вузы ФСИН России на активизацию учебной деятельности курсантов и слушателей. По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание курсантами и слушателями конечных и промежуточных целей своего образования по отдельным дисциплинам и годам обучения. Иными словами, курсант должен видеть свой путь движения к приобретаемым в вузе компетенциям, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательскийхарактер обучения, мотивирующий курсантов и слушателей на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетенций.

Следовательно, перед молодыми, начинающими сотрудниками стоит задача овладения всеми сторонами своей будущейспециальнос-ти, формирования себя не только как субъекта педагогической деятельности (исправление осужденных), но и как сотрудника правоохранительной службы. Уже начало службы стимулирует молодого сотрудника творчески подходить к поиску выхода из непохожихдруг на друга ситуаций. Развитие творческих возможностей человека создает реальные условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, нравственного потенциала личности, стимулированию у нее стремления реализовать себя. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки сотрудника.

Проанализировав научную литературу по данной проблеме, мы сформулировали собственное понимание термина «профессиональная компетентность курсантов и слушателей» -это приобретенный в результате образовательного процесса целостный комплекс профессионально ориентированных знаний, практического мастерства и значимых качеств личности, адекватных для решения профессиональных задач в практической деятельности.

Установлено, что овладение практическими профессиональными умениями и навыками особенно активно проходит в процессе изучения профессиональных дисциплин (таких как огневая и физическая подготовка), являющихся обязательными для сотрудников на протяжении всей службы в уголовно-исполнительной системе. Практические и теоретические занятия по данным дисциплинам создают условия, адекватные условиям самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивая практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, овладение способами организации этой деятельности. Были определены компоненты профессиональной компетентности курсантов и слушателей: профессиональные знания, профессиональные умения и навыки, профессионально значимые качества, практическое мастерство.

Участие курсантов и слушателей в учебной деятельности позволяет совершенствовать профессионально значимые качества личности, накапливать опыт деятельности, так как выполняемая работа требует планирования цели и средств, продумывания последовательности конкретных действий, через которые реализуется данная цель, способствует расширению спектра знаний об этой деятельности. Все это обусловлено факторами, выявленными в ходе проведения экспериментального исследования и влияющими на формирование профессиональной компетентности курсантов и слушателей, к которым относят:

- психологические, включающие в себя интерес к профессии, предмету, а также мотивы, увлечения. Интерес и деятельность, находясь в динамическом единстве, взаимоподдержива-ют и подкрепляют друг другу, то есть если пробуждать интерес к учебным занятиям по огневой и физической подготовке, то у курсанта и слушателя возникнет желание заниматься в рамках этих дисциплин, а в процессе деятельности интерес будет шлифоваться;

- социальные, которые зависят от условий социально-экономического развития общества,

они включают в себя конкурентоспособность, дифференциацию структуры образования, престижность профессии в обществе и др. Учет данного фактора позволяет более эффективно формировать у курсантов и слушателей профессиональную мотивацию при выборе специализации и будет стимулировать курсантов к более добросовестному отношению к учебным занятиям, в том числе к огневой и физической подготовке с целью добиться наилучших результатов;

- организационно-педагогические, включающие в себя практические занятия по огневой и физической подготовке, изучение дисциплин пси-холого-педагогического и юридического цикла, знакомство с представителями профессии и условиями труда и др. Они поддаются управлению.

Работа по формированию профессиональной компетентности курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных учреждениях ФСИН России носит многофакторный характер, поэтому ее целесообразно проводить в рамках специально разработанной модели, в которой отражены основные этапы формирования профессиональной компетентности во время обучения.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности охватывает совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков, общекультурноеразвитие сотрудника, формирование у него личностной позиции и профессионально значимых качеств личности. Вследствие этого в настоящее время характерным типом мышления в деятельности сотрудника УИС, опираясь на новые ФГОСы, становится не усвоение готовых научно-практических знаний, а творческая и самостоятельная деятельность по конструированию новых знаний и способов деятельности, по проектированию, прогнозированию, моделированию ситуаций. Новой научно-познавательной парадигме должен соответствовать и новый тип обучения, ориентированный непосредственно на подготовкуспе-циалиста с творческим стилем мышления и деятельности, способного самостоятельно определять направления своего развития.

1 См.: ТоминаН.М. Компетенционнаямодель подготовкиспециалиста для УИС: науч-метод разраб. Рязань, 2006. Ч. 1. С. 12.

2 См.: Мотивация профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе: учеб.-метод пособие / сост. Н.Н. Барановский [и др.]. М., 2004. С. 18-19.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.