Научная статья на тему 'Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины'

Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3591
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / CAREER / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / MASCULINE AND FEMININE MANAGEMENT STYLES / GENDER IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котоманова Ольга Владимировна

Рассматриваются особенности профессиональной самореализации женщин, конкурентные качества женщин в процессе становления карьеры, характеризуется мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CAREER AS A PATH OF PERSONAL DEVELOPMENT OF WOMEN

The article discusses the features of professional self-realization of women, the competitive properties of women in the process of career development, by masculine and feminine management styles, gender identity are characterized.

Текст научной работы на тему «Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины»

УДК 316.346.2-055.2 © О.В. Котоманова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА КАК ПУТЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИНЫ

Рассматриваются особенности профессиональной самореализации женщин, конкурентные качества женщин в процессе становления карьеры, характеризуется мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, карьера, профессиональная самореализация, мужской и женский стиль управления, гендерная идентичность.

O.V. Kotomanova

PROFESSIONAL CAREER AS A PATH OF PERSONAL DEVELOPMENT OF WOMEN

The article discusses the features ofprofessional self-realization of women, the competitive properties of women in the process of career development, by masculine and feminine management styles, gender identity are characterized.

Keywords: professional activity, career, professional self-realization, masculine and feminine management styles, gender identity.

Все возрастающее изменение социальных отношений в экономике страны привело к появлению серьезных проблем в сфере занятости женщин, особенно в отношении их карьерного роста. Так, продолжающееся вытеснение женщин из сферы интеллектуального труда, занятость женщин в различных отраслях экономики без официального трудоустройства, дискриминация женщин на рабочем месте определили низкий уровень количества женщин в сфере управления и это притом, что работающие женщины составляют значительную часть трудоспособного населения нашей страны.

Общеизвестно, что профессиональная деятельность является одной из главных сфер самореализации личности. В профессиональной деятельности человек раскрывает и проявляет свои умения и навыки, коммуникативные и профессиональные качества. Именно эта деятельность позволяет человеку быть особой индивидуальностью, добиться признания своей оригинальности и неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом.

Профессиональную карьеру следует рассматривать как процесс самореализации индивида в его основной и общественно значимой сфере - в форме продвижения человека от одних профессиональных статусов к другим. В этом проявляется особая роль личности и обязательное согласование потребностей и возможностей индивида с компетенциями и квалификационными требованиями профессии [4, с. 243].

С одной стороны, это означает, что человек смог реализовать себя, а с другой, то, что его деятельность высоко оценена. В связи с этим карьера имеет огромное значение в профессиональном становлении личности. Карьера пред-

ставляет собой деятельность сознательного осуществления профессионального продвижения, в результате которого появляется статус, гарантирующий приемлемый уровень общественного и профессионального признания.

Специфика профессиональной карьеры женщин состоит в наличии полоролевых стереотипов, влияющих на степень проявления ими карьерной активности, а также личностных особенностей женщин, следствием которых выступают усилия, прилагаемые ими в процессе профессионального и карьерного роста. Причем эти усилия выступают главными составляющими готовности женщин к осуществлению карьеры [5; с. 219].

Однако необходимо учитывать и тот факт, что не все женщины стремятся к лидерству в профессиональной сфере. Для одних женщин профессиональная карьера и профессиональный рост стоят на первом месте среди жизненных стратегий и ценностей, то для другой части женщин работа носит поддерживающий характер. Данная категория женщин не стремится занять более высокий пост, руководящие позиции, они самореализовывают себя в семье, их вполне устраивает занимаемая должность и заработная плата. Таким образом, мы не можем рассматривать всех женщин как социальную группу, которой присущи определенные характеристики.

В зависимости от жизненных установок, приоритетов, ценностей, профессиональных и семейных стратегий, различные авторы разделяют женщин на несколько категорий. Наиболее полно типы женщин рассмотрены в классификации социологического исследования ассоциации менеджеров России, проведенном в феврале 2012 г.:

1. «Карьерные женщины» и «профессионально-ориентированные женщины» - стремятся не только сделать карьеру, но и профессионально работать;

2. «Работающие матери» - не желают карьерного роста и выбирают режим неполного рабочего дня;

3. «Домашние хозяйки» - предпочитают совсем не работать [3].

Современные работодатели предпочитают, чтобы у них работали карьерные и профессионально-ориентированные женщины, и конечно, им невыгодно иметь таких работников как матери. Образ домашней хозяйки в обществе поддерживается в основном мужчинами и прочно фиксируется средствами массовой информации.

И, наоборот, в профессиональной деятельности женщина преодолевает огромное количество трудностей. Это могут быть трудности как социально-экономического, так и политического характера: кадровая политика руководства, ограничивающая профессиональный рост женщины; непризнание профессиональных качеств коллегами; безработица; жесткая конкуренция со стороны мужчин и др.

Рассматривая профессиональную деятельность, следует сказать и о самореализации личности, которая воспринимается как осуществление индивидных и личностных возможностей человека в его творческой деятельности. Человек реализует собственный потенциал, совокупность знаний, умений, навыков, творческие возможности и способности, так как осознает свою значимость, имеет цели деятельности и методы ее осуществления [1; с.220].

Проблема профессиональной самореализации определяется ростом требований к профессиональной деятельности и ростом внимания человека к расширению своих возможностей. Профессиональная карьера для мужчин и женщин выстраивается по-разному, следовательно, нужно определить конкурентные качества женщин, стиль их руководства коллективом, актуальные проблемы женщин-руководителей.

В настоящее время женщина вправе выбирать наиболее импонирующую ей ориентацию на семью, профессиональную или общественную деятельность. Однако женское лидерство в реальном российском производстве продолжает оставаться на довольно низком уровне, что объясняется некоторыми проблемами.

Во-первых, в российской экономике сложилась гендерная асимметрия, при гарантированных Конституцией РФ равных правах мужчин и женщин в сфере управления, женщины, к сожа-

лению, не имеют равных возможностей с мужчинами заниматься руководящей деятельностью. С одной стороны, асимметрия связана с объективными трудностями управления предприятиями, с другой - обусловливается патриархальными стереотипами общества.

Во-вторых - это укоренившийся патриархально-консервативный взгляд на профессию руководителя как на сугубо мужскую. Стоит обратить внимание на то, что все названия руководящих должностей мужского рода («директор», «начальник», «босс», «шеф», «руководитель» и т. п.) и становится понятно, почему женщине приходится преодолевать великое множество барьеров по пути карьерного роста, чтобы занять должность руководителя организации [6].

Директор института экономики и менеджмента, профессор С.Д. Резник в своей работе выделяет несколько актуальных проблем в становлении и развитии профессиональной карьеры современной женщины. «...Каждое появление женщины на уровне высшего руководства представляется, чуть ли не как сенсация. При этом руководитель-женщина вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина в этой роли.» [7; с. 44].

Современный мир бизнеса предполагает мужскую манеру поведения и образ жизни. Мужчинам трудно воспринимать женщин, обладающих властью. Профессионально независимые женщины постоянно вступают в борьбу с мужским стремлением к превосходству и существующими в обществе стереотипами по поводу женских способностей. Получается, что женщины вынуждены проявлять свои деловые качества в сотни (иногда и тысячи) раз больше, чтобы их воспринимали серьезно.

Также С.Д. Резник отмечает, что «.существует мнение, что руководители-женщины имеют более слабый «профессиональный капитал»: меньше знают и меньше умеют, ... женщина хуже набирается опыта и, как правило, «застывает», а не развивается в должности.» [7; с. 69]. Выстраивается следующая процедура, при которой если должность освобождается, то более предпочтительные кандидаты преимущественно мужчины, поскольку женщине всегда мешают домашние обязанности.

Успехи женщины в карьере почти всегда изменяют психологический микроклимат семьи, т.к. возрастает ее авторитет как матери и жены. В связи с этим изменяется и сам мужчина, с которым связана судьба преуспевающей жены;

происходит изменение принципов на перераспределение обязанностей в домохозяйстве.

Следовательно, можно сказать, что у женщин существуют большие трудности в продвижении по «служебной лестнице». А успешность карьеры во многом зависит от нее самой, от ее личностных качеств, от умения бороться со стереотипным мышлением общества.

Действительность такова, что женщины достигают успехов в работе не в результате копирования мужского стиля управления, а благодаря использованию своих способностей, которые обеспечивают конкурентное преимущество ру-ководителей-женщин перед мужчинами. Далее рассмотрим ряд преимуществ женщин по сравнению с мужчинами.

Первым и самым весомым преимуществом является высокий образовательный потенциал женщин. По уровню образования женщины лидируют в области как высшего, так и среднего профессионального образования. Женская интуиция в сочетании со склонностью к перепроверке информации через разные источники позволяет выбрать из множества решений благоприятное, разобраться в партнерстве, оценить перспективность начала работы.

По сравнению с мужчинами женщин отличает большая организованность, целеустремленность и последовательность, которые предоставляют возможность женщинам-руководителям прекрасно подмечать и учитывать любые мелочи в работе. Коммуникабельность выражается и в том, что женщины-менеджеры лучше мужчин используют возможности обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они быстрее приспосабливаются к изменению условий.

Одно из важнейших качеств - это трудолюбие женщин, способность доводить начатое дело до конца и брать на себя ответственность, что объясняется материнским инстинктом. Руководители-женщины лучше ориентированы на пользователей продукции своего предприятия, на новые услуги, в которых нуждается рынок.

Гибкость и дипломатичность женщин в сочетании с настойчивостью позволяет им эффективнее строить взаимоотношения с деловыми партнерами, находить у них взаимопонимание и поддержку. Женственность, обаяние, логика, развитая интуиция (седьмое чувство) довольно часто используются женщинами-руководите-лями для решения самых сложных и перспективных направлений. Женщин управленцев отличает от мужчин и большая демократичность, готовность к сотрудничеству и коллективному

принятию решений при умелом распределении обязанностей между подчиненными.

Женщины-руководители более законопослушны, что приводит к установлению конструктивных отношений с органами власти. Подробный и продуманный подход к решению проблем, внимание к мелочам, отличная дружба с цифрами - все эти качества помогают руководи-телям-женщинам прекрасно воспринимать и анализировать детали [4; с. 243].

Таким образом, современным работающим женщинам необходимо прилагать максимум личных усилий, чтобы создать реальную конкуренцию мужчинам на рынке управленческого труда.

Для рассмотрения более полного портрета современных работающих женщин необходимо остановиться и на их недостатках. Исследователь Е.М. Жидкова называет такие недостатки женщин-руководителей, как нехватка самостоятельности и решительности по сравнению с мужчинами и пишет: «... сами женщины связывают это не с личными особенностями и чертами характера, а с тем, что женщины при проявлении самостоятельности и решительности рискуют больше, чем мужчины.» [2; с. 62].

Большую роль в продвижении специалиста по служебной лестнице играет стиль его общения с коллегами, а в дальнейшем и стиль руководства над ними. Исследователи изучают сходства и различия мужского и женского стиля руководства, и нередко они расходятся во мнениях. Большая часть зарубежных исследований не показывает различий между мужчинами и женщинами в общем руководстве, но раскрывает специфику его проявлений: мужчины более эффективны в масштабном производстве, а женщины проявляют свой авторитет в более мелком, детальном производстве.

Традиционный взгляд состоит в том, что женщины выбирают ориентированное на отношения руководство, поскольку по природе более эмоциональны, а мужское руководство характеризуется настойчивостью и целеустремленностью. Существуют лишь некоторые особенности мужского и женского стиля руководства, которые определены разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. Женщина эффективно реализует как стратегии выживания, так и стратегии развития, определяя более осторожные отношения со своими коллегами и партнерами и, самое главное, избегает рисковых стратегий.

Например, свыше 60% мужчин-менеджеров, работающих под началом женщин, удовлетво-

рены женским руководством и не хотят смены управления. Более половины из опрошенных респондентов к недостаткам управления женщин относят жесткость, а совсем не мягкость, как это принято считать. Сравнивая мужской и женский стиля руководства можно сделать вывод, что женщины-руководители не только не проигрывают мужчинам, но иногда действуют более успешно.

К сожалению, пока еще существует два прямо противоположных мнения по поводу стиля управления, присущего женщинам. Первое мнение - женщины, добившиеся успеха, действовали «мужскими» методами, они агрессивные, жесткие в поведении и авторитарные дамы. Второе мнение - женщины имеют свой собственный стиль управления, они коммуникативные умеют поставить себя на место другого, проявляют материнскую заботу к своим подчиненным, дамы с хорошо развитой интуицией, мягкостью и великодушным терпением.

Исследование, проведенное автором в городе Улан-Удэ (2011-2012 гг.) выявило, что для женщин не характерен жесткий авторитарный стиль управления, их стиль руководства является скорее демократичным. Так 61% респондентов часто советуются с подчиненными при принятии важных решений, хотя это и не распространяется на весь коллектив. Более половины женщин-руководителей имеют доверенных лиц и свой круг подчиненных. Прекрасно знают миссию своей организации и умеют ее представлять 73% женщин-руководителей как государственных и общественных организаций, так и бизнес-структур. Благополучный климат доверия и поддержки в своем коллективе создают 76% ру-ководителей-женщин.

Таким образом, нельзя категорически говорить о том, что женщины, добившиеся успеха в сфере управления, приобретают жесткую, традиционно мужскую манеру, но было бы неправомерным утверждать и то, что им свойственны часто приписываемые женщинам мягкость и излишняя эмоциональность в принятии решений. Успехов в управлении женщина достигает не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого подхода, использования присущих только ей стереотипов поведения, совсем недавно считавшихся недопустимыми в управлении.

На становление и развитие женской карьеры влияет не только гендерная идентичность, но и избираемая женщиной гендерная роль. Идентичность представляет существенное, постоянное Я, внутреннее, субъективное понятие о себе

как об индивидууме. Гендерная идентичность, переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу, влияет на состояние психического и соматического здоровья человека, может существенно воздействовать на его личностную самореализацию. Современные условия социализации, индивидуальный жизненный опыт, поведенческие особенности человека в общении, его потребности существенным образом влияют на характеристики гендерной идентичности женщины.

Женская идентичность (равно как и мужская) конструируется благодаря социализирующемуся опыту. Женский опыт начинает создаваться с младенческого возраста, в то время когда родители создают гендерно-нормированный образ ребенка (длинные волосы, яркие красивые платья), поощряют гендерно-нормированное поведение (аккуратность, мягкость). В дальнейшем женский опыт закрепляется институтами социализации, такими, как ровесники, средства массовой информации, которые отстаивают гендерные ролевые стереотипы. Следовательно, гендерная идентичность имеет немаловажное значение не только в становлении и развитии женской карьеры, но и во взаимоотношениях в семье, на работе и по отношению к себе.

Для осознания особенностей женской карьеры стоит отметить еще несколько фактов. Так мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают успех. Женщины - как гармоничное сочетание благополучия в семье и на работе, а мужчины распространяют свой профессиональный успех на успешность жизни в целом. Кроме того, женская карьера начинается не сразу после окончания учебного заведения и приема на работу, а через несколько лет после начала работы в организации. Во многом это связано с созданием семьи, рождением и воспитанием детей. В создании карьеры женщины сознательно избегают построения неформальных, взаимно полезных отношений, а профессиональные и личные проблемы четко разграничивают, в случае конфликта однозначно выбирают компромиссный путь решения.

Таким образом, профессиональная деятельность и карьерный рост для многих современных женщин являются смыслом жизни, путем самореализации и личностного развития. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельность позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в це-

лом и получить подтверждение в идее определенной компенсации.

Современным работающим женщинам необходимо прилагать максимум личных усилий, чтобы создать реальную конкуренцию мужчинам на рынке управленческого труда. Успех профессиональной самореализации зависит не только от компетенций, творческого и креативного мышления, но и от гендерных особенностей личности. В работе были представлены конкурентные качества женщин: высокий образовательный потенциал, коммуникабельность, ответственность, добросовестность, трудолюбие. Приведены некоторые особенности карьерной стратегии женщин, стиль руководства которых отличается индивидуальностью. Каждая женщина-руководитель пользуется опытом других руководителей, в том числе и мужчин, часто проявляет традиционно маскулинные качества, конечно, не забывая о фемининных качествах, но обязательно вносит личностный, индивидуальный компонент в профессиональную деятельность, всегда настроенную на успех.

Литература

1. Бутовская М.Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т.10, №2 (41). -С. 220-221

2. Жидкова Е.М. Специфика женской рабочей силы, занятой в кризисных областях // Экономическая социология. - 2007. - Том. 8. - №2. - С. 61-73. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17755260

3. Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса / PwC Russia. Ассоциация менеджеров. URL: http://www.pwc.ru/ru/index.jhtml, март 2012 г.

4. Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного равенства // Вестн. Бурят гос. ун-та. Вып. 5: Психология, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - С. 243-246

5. Котоманова О.В. Особенности профессиональной карьеры женщины // Вестн. Бурят госун-та. Вып. 5: Психология, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. - С. 218.

6. Мордвинов С.В., Фролова А.И., Личик Е.Н. Женщина на предприятии / Экономические науки. Маркетинг и менеджмент, 2008. - №6. URL: http://www.rusnauka.com/23 _SND_2008/Economics/ 26852.doc.htm

7. Резник С.Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении. - М.: Финансы и статистика, 2009 . - 416 с.

8. Чирикова А.Е. Женщина-руководитель во власти и бизнесе: социально-психологический портрет // ПО ЛИТ-ЭКС. - 2011. - Т.7. - №.1. - С. 142-162. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16973092

Котоманова Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы, декан социально-психологического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Kotomanova Olga Vladimirovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, dean of social-psychological department, Buryat State University (Ulan-Ude). Ulan-Ude, Smolin str. 24a

УДК 37.015.3 © Э.Д. Цыденжапова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Рассматривается сущность социальной компетентности подростков, принципы ее формирования, а также описывается в качестве одного из методов специально разработанный тренинг.

Ключевые слова: социальная компетентность, принципы формирования социальной компетентности, этнокультурная среда, тренинг.

E.D. Tsydenzhapova

FORMATION OF TEENAGERS SOCIAL COMPETENCE IN CONDITIONS OF ETHNIC AND CULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with the essence of teenagers social competence, principles of its formation, and a specially developed training is also described as one of the methods of social competence formation.

Keywords: social competence, principles of social competence formation, ethnic and cultural environment, training.

Практически с каждым годом меняются по- В сложном и длительном процессе модерни-

требности общества, тем самым создавая необ- зации образования меняются его принципы, це-

ходимость в реформах в области системы обра- ли и задачи. Таким образом, в условиях совре-

зования, т.к. оно должно быть адаптировано к менной действительности весьма актуальной

нуждам общественности. становится задача формирования социальной

компетентности учащихся через обучение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.