Научная статья на тему 'Социальное проектирование профессиональных качеств личности руководителя (на примере социальных учреждений Республики Бурятия)'

Социальное проектирование профессиональных качеств личности руководителя (на примере социальных учреждений Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / PERSONALITY / LEADER / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / DESIGN / LEADERSHIP / MOTIVATION / MANAGEMENT STYLE / COMPETENCE / WORK COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котоманова Ольга Владимировна

В статье проанализированы и выявлены основные профессионально важные качества и стиль работы руководителя, которые определяют успешность его деятельности. Охарактеризованы критерии оценки эффективного управления в организации, система формальных и неформальных отношений руководителя в организации, его профессиональные обязанности и значение лидерства, требования, предъявляемые к руководителю. Рассмотрены уровни развития профессиональной компетентности и способности руководителя, на основе которых автор делает вывод, что специфичность набора профессиональных качеств руководителя зависит не только от вида его профессиональной деятельности, но и от стиля руководства. Выделены качества, которые в первую очередь необходимо проектировать современному руководителю: компетентность, стрессоустойчивость, дипломатичность, целеустремленность, самосовершенствование. Исследованы особенности стиля руководства женщин и мужчин социальных учреждений Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котоманова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social projecting of leaders’ professional qualities (on the example of the Buryat Republic social institutions)

In the article we analyzed and identified the main professional qualities and work style of a leader, contributing to the success of his work. The criteria of evaluation the effective management in organization, the system of formal and informal relations of a leader, his professional duties, the importance of leadership, and requirements to a leader were characterized. Based on the levels of professional competence development and the abilities of a leader we concluded that the specificity of professional qualities had been depended not only on the form of his professional activity, but also on the style of management. We high lighted the qualities that should be projected to a modern leader first of all: competence, stress resistance, diplomacy, sense of purpose, selfperfection. The features of female and male leadership style in social institutions of the Buryat Republic were investigated.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование профессиональных качеств личности руководителя (на примере социальных учреждений Республики Бурятия)»

УДК 316.343-057.177

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

© Котоманова Ольга Владимировна кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье проанализированы и выявлены основные профессионально важные качества и стиль работы руководителя, которые определяют успешность его деятельности. Охарактеризованы критерии оценки эффективного управления в организации, система формальных и неформальных отношений руководителя в организации, его профессиональные обязанности и значение лидерства, требования, предъявляемые к руководителю. Рассмотрены уровни развития профессиональной компетентности и способности руководителя, на основе которых автор делает вывод, что специфичность набора профессиональных качеств руководителя зависит не только от вида его профессиональной деятельности, но и от стиля руководства. Выделены качества, которые в первую очередь необходимо проектировать современному руководителю: компетентность, стрессоустойчивость, дипломатичность, целеустремленность, самосовершенствование. Исследованы особенности стиля руководства женщин и мужчин социальных учреждений Республики Бурятия.

Ключевые слова: личность, руководитель, профессиональные качества, профессиональная деятельность, проектирование, лидерство, мотивация, стиль управления, компетентность, коллектив.

SOCIAL PROJECTING OF LEADERS' PROFESSIONAL QUALITIES (ON THE EXAMPLE OF THE BURYAT REPUBLIC SOCIAL INSTITUTIONS)

Olga V. Kotomanova PhD, A/Professor,

of the Department of the theory of social work Buryat State University 24а Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article we analyzed and identified the main professional qualities and work style of a leader, contributing to the success of his work. The criteria of evaluation the effective management in organization, the system of formal and informal relations of a leader, his professional duties, the importance of leadership, and requirements to a leader were characterized. Based on the levels of professional competence development and the abilities of a leader we concluded that the specificity of professional qualities had been depended not only on the form of his professional activity, but also on the style of management. We high-

lighted the qualities that should be projected to a modern leader first of all: competence, stress resistance, diplomacy, sense of purpose, self-perfection. The features of female and male leadership style in social institutions of the Buryat Republic were investigated. Keywords: personality, leader, professional qualities, professional activities, design, leadership, motivation, management style, competence, work collective.

В современных условиях для грамотного и эффективного управления на всех уровнях структуры организации необходимо проектировать качества грамотного руководителя, который сможет взять на себя ответственность, найти выход из любой сложной ситуации, исполнять роль наставника подчиненных, поднимать корпоративный дух, вести за собой.

Профессиональная деятельность дает человеку реализовать себя как личность. Человек имеет возможность раскрыть и показать свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельность позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом.

Социальное проектирование профессиональных качеств личности руководителя не только формирует должностные и функциональные отношения в организации, но и способствует развитию психологических и эмоциональных отношений неформального типа.

Руководство в организации имеет место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство формирует систему неформальных (неофициальных) отношений. Причем обязанности руководителя предварительно определены социальной организацией, где также прописаны его функции. Значение лидера возникает спонтанно, в штатном списке учреждения такой отдельной должности нет.

В наше время к современному руководителю предъявляются довольно высокие требования. Он должен владеть следующими качествами: активностью, энергичностью; стойкостью духа; быстрой реакцией в мыслях и действиях; решительностью; гуманностью; должен быть авторитетом; обладать умением находить компромиссное решение; умением признавать собственные ошибки; способностью воодушевлять и мотивировать своих сотрудников.

Согласно различным исследованиям и взглядам специалистов, в области психологии существуют психологические и непсихологические критерии оценки эффективности руководителя.

Так, к психологическим критериям относятся: удовлетворенность участием в трудовом коллективе и труде, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя, самооценка коллектива. К непсихологическим критериям относят результативность коллектива: ориентацию на действия, на качество, на нововведения; ценностное руководство и ориентацию на компетентность.

По вышеприведенным критериям эффективности руководства можно сделать вывод. Руководитель считается эффективным, если его коллектив обладает высокими показателями по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности. Наибольшее значение имеют ин-

теллектуальные и мотивационные качества руководителя, также умение сплотить сотрудников в единую команду.

Следовательно, можно выделить основные профессиональные качества руководителя:

1) высокий показатель образования, практического опыта, должен быть компетентен в соответствующей должности;

2) большой кругозор взглядов, быть эрудированным, глубоко знать как свою, так и смежную сферу деятельности;

3) постоянно стремиться к росту и самосовершенствованию, адекватно воспринимать критику окружающих в свой адрес;

4) поиск инноваций в работе, помощь своим подчиненным, их эффективное обучение;

5) рационально планировать свой график работы.

Таким образом, руководитель должен обладать определенным набором профессиональных и личностных качеств, знаний и навыков, способностей, отвечающим задачам, направленности и содержанию не только своей деятельности, но и в целом организации.

У руководителя должна быть хорошо развита психологическая интуиция, должен уметь находить правильный стиль общения. Ведь коммуникабельность помогает поддержать нужные контакты и связи. Одним из качеств лидера является способность понять, передать и защитить интересы людей. Быть ответственным за свою работу и за работу коллектива в целом. Способность руководителя неформально влиять на окружающих.

Для оперативного, мобильного руководства необходимо знать основы современного менеджмента и, конечно же, уметь применять их на практике. Особенно важно подобрать стиль руководства, который будет способствовать совершенствованию организации. Показателем эффективного менеджмента является способность руководителя как можно больше раскрыть потенциал своих подчиненных, а для этого требуются высокие знания в области психологии человека.

Очень важным требованием к руководителю является компетентность, т. е. знание специализированных вопросов, определяющихся профилем и спецификой работы организации. Наиболее ценным умением руководителя является постановка конкретных, достижимых целей, выполнение миссии организации, маркетинг услуг в профессиональной сфере.

По мнению С. И. Аноновой, деятельность руководителей обусловливается как системой профессиональных навыков и умений, так и комплексом личностных характеристик и отражает высокий уровень профессионально-личностных и деловых качеств достаточно высокий уровень притязаний, задач и мотивационную сферу [1, с. 39].

Исследователь Л. В. Лебедева считает, что в профессиональной деятельности руководителя существуют определенные организационные кризисы. И чтобы преодолеть их на каждом этапе, руководитель должен обладать необходимыми качествами:

1) на этапе перехода от рождения к развитию — решительностью, стратегическим мышлением, стрессоустойчивостью, целеустремленностью, уверенностью;

2) на этапе перехода от развития к зрелости — дипломатичностью, стремлением к самосовершенствованию, стратегическим мышлением, аналитической способностью и коммуникабельностью;

3) на этапе перехода от зрелости к расцвету — целеустремленностью, стремлением к самосовершенствованию, дипломатичностью, решительностью.

Исследование, проведенное Л. В. Лебедевой, выявило, что по степени значимости выделяют следующие профессиональные качества: профессионализм, компетентность и интеллект, умение четко и ясно обозначить задачи и организовать работу по их разрешению, применять свои знания на практике. Также умение просчитывать развитие ситуации на несколько шагов вперед, ответственность и решительность, аналитический склад ума и широкий кругозор, целеустремленность, устойчивость к нервным перегрузкам [4, с. 130].

Таким образом, перечислять качества руководителя можно бесконечно, но особенно следует отметить его стрессоустойчивость в критических ситуациях, руководитель должен меньше волноваться по поводу того, что что-то не получилось. Наоборот, надо быть нацеленным на поиск новых возможностей. Обладать способностью выходить из проблемных ситуаций, как можно быстрее находить оптимальные пути решения проблемы. Ведь одним из важных качеств руководителя является его способность принимать оптимальные решения.

Так, исследователь Л. О. Кочешкова в своей работе представляет четыре уровня развития профессиональной компетентности и способности руководителя достигать результатов в деятельности.

Первый уровень — это уровень исполнительской деятельности, т. е. он является начальным уровнем развития профессиональной компетентности. Основу составляет начинающийся опыт практической управленческой деятельности. На данном уровне руководитель выступает как руководитель-исполнитель.

Второй уровень осознанной деятельности, здесь руководитель приобретает опыт управления. Он действует на основе личного опыта из практической деятельности. Руководитель становится более самостоятельным, автономным.

Третий уровень считается преобразованием системы управления. Деятельность руководителя носит творческий характер. Руководитель выступает как преобразователь, стратег. На последнем уровне авторской системы управления руководитель проявляет себя как исследователь, т. е. он создает авторские модели управления [3, с. 167].

Руководитель должен уметь находить контакт с людьми, проявлять интерес и желание сотрудничать. Он должен уметь направить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему следует разбираться в мотивах поведения сотрудников, а также владеть факторами, находящимися в основе поведения коллектива. Специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности и от стиля руководства.

В психологии управления различают:

- руководство как часть управленческой деятельности, в рамках которой воздействие на подчиненных реализуется через систему структурированных официальных отношений. Роль руководителя задана формальной структурой; его функции, как правило, имеют четкое определение, и его преимущество на применение указаний неопровержимо.

- лидерство как механизм воздействия на людей, формируемый системой неформальных отношений в коллективе, процесс спонтанный, который основан на психологических предпочтениях самой личности.

Следовательно, можно выделить общие признаки, объединяющие лидерство и руководство: во-первых, они являются механизмом координации и организации профессиональных отношений между специалистами. Во-вторых, осуществляют внутриорганизационные процессы социального влияния в структурном подразделении и самом коллективе. В-третьих, как руководству, так и лидерству свойственен алгоритм подчинения при распределении ролей и моделей поведения.

Тем не менее необходимо проявлять гибкость в руководстве, особенно если руководителем является женщина. Так как для своевременной и правильной оценки ситуации руководителю необходимо знать как свои способности, так и способности своих сотрудников, поставленные цели и задачи, потребности коллектива, полномочия и достоверность информации.

Современному руководителю, желающему работать оперативно и продуктивно, необходимо получить как можно больше отдачи от подчиненных, при этом он не должен практиковать один и тот же стиль руководства в течение всей своей управляющей деятельности. В таком случае ему необходимо проектировать свой стиль управления, сочетая все три стиля управления (авторитарный, демократичный и либеральный), также применять различные методы и типы оказания воздействия на подчиненных, которые лучше подходят для конкретной ситуации.

Таким образом, можно сказать, что для руководителя очень важно выбрать оптимальный стиль руководства, который будет меняющимся, характерным для применения подходящей управленческой тактики и ее трансформации в зависимости от определенных условий, обстоятельств и персонала. Грамотно построить работу в организации, привести ее к успеху с максимальной самоотдачей коллег — непростые задачи для руководителя, но это и есть важная миссия лидера, его источник эффективной работы.

Сегодня большинство людей при слове «руководитель» сразу представляют горы денег, свободный график и идеальный баланс между личной жизнью и работой. Но на практике оказывается совсем наоборот, особенно если руководителем является женщина.

В результате исследований, проведенных автором, было выявлено, что важным аспектом руководства является вклад руководителя в обучение персонала. Результаты работы зависят от уровня квалификации персонала. Руководитель отвечает не только за свой собственный профессиональный рост, но и за профессиональные успехи своих подчиненных. Особое внимание необходимо уделять профессиональной этике, составными элементами которой

являются: умение говорить и слушать людей, поощрять и наказывать, готовность брать ответственность на себя, интерес к подчиненному, ориентация на человека [2, с. 131].

Одной из особенностей руководителя является его способность сформировать коллектив. Руководитель должен иметь высокие навыки руководства, поддерживать коллектив, правильно подбирать сотрудников, создавать положительный климат в коллективе, поощрять творческий потенциал сотрудников, строить хорошие межличностные отношения.

Далее приведем некоторые результаты исследования, в котором приняли участие руководители и их заместители Министерства социальной защиты населения РБ, Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения», клиентской службы «Управление социальной защиты населения» г. Улан-Удэ и 16 автономных учреждений социального обслуживания РБ. Выборочная совокупность составила 85 человек, в возрасте от 25 до 58 лет, в том числе 52 % женщин и 48 % мужчин.

Все руководители стремятся вводить инновации в своей профессиональной деятельности, из них только 50 % имеют план самоусовершенствования. Это говорит о том, что на практике они не стремятся к личностному росту. Все ответили, что положительно относятся к проявлению инициативы со стороны подчиненных. Руководители придерживаются демократического стиля управления. Все указали, что тесно общаются с подчиненными, знают их интересы и устремления.

Результаты исследования показали, что отношения между руководителями и подчиненными являются доверительными. Руководители готовы изменить свой стиль управления с целью повышения его эффективности.

Не всем удается находить выход из критической ситуации (20 %), однако больше половины опрошенных руководителей ответили, что им не трудно ориентироваться в таких сложных ситуациях. Так, было выявлено, что женщины в роли антикризисных руководителей справляются с задачами лучше мужчин, так как они мобильнее реагируют на изменение проблемной ситуации в целом. Причем именно женщины отнеслись положительно к возможности введения новой должности «Организатор инновационной деятельности в социальной сфере», а 40 % мужчин затруднились ответить. По мнению некоторых руководителей, «в современном мире все стремительно и быстро меняется, нужно всегда соответствовать тем правилам и нормам развития, т. е. быть в курсе всех дел».

Положительно отнеслись все опрошенные руководители к идее издания научно-прикладного специального бюллетеня «Новое в социальной работе». На вопрос «Кому проще добиться карьерных успехов и высот?» 50 % ответили, что мужчинам проще, т. к. их действия всегда направлены на достижение цели (мужчины не отвлекаются на воспитание детей, в том числе им не нужно уходить в отпуск по уходу за ребенком). Тогда как 18 % респондентов считают, что и мужчинам, и женщинам в равной степени сложно построить карьеру, 32 % респондентов считают, что все зависит только от способностей человека и не зависит от пола, характеристики пола не являются определяющими при руководстве.

На интересующий нас вопрос «Есть ли разница между мужским и женским стилем управления?» респонденты ответили следующим образом: 50 % (36 % женщин, 14 % мужчин) считают, что разница есть, потому что пол определяет отличные взгляды на проблемные ситуации и отношение подчиненных. У мужчин и женщин все-таки отличается характер, поведение, принимаемые решения и т. д. Женский стиль управления более дипломатичен, а мужской стиль имеет стратегический характер. Остальные 50 % (36 % мужчины, 14 % женщин) не видят разницы между мужским и женским стилем управления.

Респонденты выстроили наиболее важные качества руководителя в следующем порядке: компетентность, стрессоустойчивость, дипломатичность, целеустремленность, самосовершенствование (саморазвитие), ответственность, мобильность, способность принять решение, коммуникабельность, креативность в принятии решений (творческий подход).

Таким образом, можно сделать вывод, что действительно важным аспектом руководства является вклад руководителя в собственное обучение и обучение своего персонала. Руководитель должен составлять свой план самоусовершенствования, т. к. он является примером для подражания. Он должен своим примером показывать, что для эффективности работы необходимо повышать уровень профессионализма. Именно от руководителя в целом зависит эффективность работы учреждения.

Руководителю приходится выполнять различные роли в зависимости от управленческой ситуации, которые определены его статусом в организации: роль администратора, который наблюдает за исполнением дел; роль методиста и проектировщика, который должен разрабатывать различные методы и средства и с их помощью достигать поставленные цели; роль эксперта, к которому обращаются все сотрудники как к квалифицированному специалисту, готовому ответить на любой вопрос и принять решение.

В роли основного менеджера руководитель выступает как представитель коллектива во внешней среде. Кроме того, руководитель является главным модернизатором и регулятором отношений внутри коллектива, источником идей, различной информации, а также поощрений и наказаний

Наличие личностных качеств также очень важно, как и владение приемами эффективного управления.

Литература

1. Анонова С. И. К вопросу о структурных компонентах организаторских способностей руководителей-менеджеров // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. Вып. 5. С. 38-42.

2. Котоманова О. В. О равных правах и возможностях руководителей (мужчин и женщин) // Вестник Бурятского госуниверситета. 2014. Вып. 5. С. 130-134.

3. Кочешкова Л.О. Оценка профессиональной деятельности руководителя организации социальной сферы // Вопросы территориального развития. 2013. № 10. Социальное развитие. С. 165-176.

4. Лебедева Л. В. Исследование связи между представителями руководителей о своих профессиональных качествах и кризисным этапом развития организации // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. Вып. 5. Психология. С. 128-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.