Научная статья на тему 'К вопросу о формировании лидерства'

К вопросу о формировании лидерства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
962
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕР / ГРУППЫ ЛИДЕРСТВА / ИЕРАРХИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ / ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА / LEADERSHIP / LEADER / LEADERSHIP GROUPS / LEADER HIERARCHY / MAIN LEADER FEATURES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Челнокова Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос формирования лидерского стиля руководителя. Авторы приводят определения понятие «лидерство». Рассматриваются группы лидерства (интерналистская, экстерналистская, «смешанная», интегралистская). В статье выделена разница между функциями лидера и функциями руководителя. Рассматриваются основные черты лидера, которые определяют стиль руководства, что помогает выявить уникальность руководителя. Однако среди разнообразия всех стилей руководства можно выделить общие черты, такие как коммуникативность, решительность, искренность, концентрация и т.д. Авторы выделяют факторы, за счет которых происходит формирование лидерского стиля руководителя, а также те личностные качества подчиненных, которые тем или иным способом оказывают влияние на руководство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMING LEADERSHIP

This article discusses the formation of leadership leadership style. The authors give the definition of the concept of «leadership». Leadership groups are considered (internalist, externalist, «mixed», integralist). The article highlights the difference between the functions of a leader and the functions of a manager. The main features of the leader, which determine the style of leadership that helps to identify the uniqueness of the leader, are considered. However, among the diversity of all leadership styles one can distinguish common features, such as communication, determination, sincerity, concentration, etc. The authors identify the factors that account for the formation of the leader’s leadership style, as well as those personal qualities of subordinates who in one way or another influence the leadership.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании лидерства»

практической конференции с международным участием. Юго-Западный государственный университет. 2018. С. 44-48.

4. Вертакова Ю.В. Исследование пространственных различий территориальных образований региона (на материалах Курской области) [Текст] / Ю.В. Вертакова, М.Г. Клевцова, Е.В. Харченко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2012. № 2. С. 26-34.

5. Леонтьев Е.Д. Методика оценки межрегиональной дифференциации экономического пространства [Текст] / Е.Д. Леонтьев // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 3 (72). С. 93-103.

6. Положенцева Ю.С. Формирование прокластеров в рамках реализации экономической стратегии [Текст] / Ю.С. Положенцева, М.Г. Клевцова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 1 (14). С. 28-34.

Izmalkova Irina Valeryevna, Lipetsk branch of the Financial University under the Government of Russian Federation, Russia

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE RISKS OF INTEGRATION OF THE ENTERPRISES

The article defines and classifies the risks of integration interaction of enterprises at different stages of integration. It is proposed to consider the risks in accordance with the level of their occurrence. The values of each level in the process of identifying integration risks are determined.

Key words: integration; integration Association; risk; risk factors.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСТВА Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент (e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com) Челнокова Елена Александровна, к.п.н., доцент Нижегородский педагогический университет им.К.Минина,

г.Н.Новгород, Россия (e-mail: chelnelena@gmail.com)

В данной статье рассматривается вопрос формирования лидерского стиля руководителя. Авторы приводят определения понятие «лидерство». Рассматриваются группы лидерства (интерналистская, экстернали-стская, «смешанная», интегралистская). В статье выделена разница между функциями лидера и функциями руководителя. Рассматриваются основные черты лидера, которые определяют стиль руководства, что помогает выявить уникальность руководителя. Однако среди разнообразия всех стилей руководства можно выделить общие черты, такие как коммуникативность, решительность, искренность, концентрация и т.д. Авторы выделяют факторы, за счет которых происходит формирование лидерского стиля руководителя, а также те личностные качества подчиненных, которые тем или иным способом оказывают влияние на руководство.

Ключевые слова: лидерство, руководитель, лидер, группы лидерства, иерархия руководителя, основные черты лидера.

За последние несколько десятков лет произошли серьезные социально-экономические изменения, которые отразились на конкурентоспособности многих предприятий. Вновь возникающие барьеры не дают внедрять инновации в организации. Поэтому руководство ищет пути их преодоления. Здесь не последнее место занимает выявление характеристик лидеров, занимающие управленческие должности, так как именно они являются связующим звеном между созданием новой организационной среды организации и персоналом, работающим в ней. Менеджеры-лидеры способны вдохновлять своих подчиненных на внедрение инновационных технологий, формировать культурные традиции, учитывая их различия.

Лидерство - это, прежде всего, комплекс свойств и характеристик поведения руководителя, который расценивается как дар оказывать определенное влияние на организацию для достижения конкретных целей [5]. При этом оно тяжело поддается исследованию. Все очень часто задаются вопросом о том, кто же такой лидер и что нужно сделать, чтобы стать эффективным руководителем.

Исследованием проблемы лидерства занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Р.Л. Дафт, Н.М Лебедева, Э. Роуз, П. Сорокин Е.Г. Ясин, Ф. Хайек и др.).

Такие ученые как Р. Таннебаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик под лидерством понимают межличностное взаимодействие, которое проявляется в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели.

Дж. Терри под лидерством понимает воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. В трактовке О. С. Виханского и А.И. Наумова лидерство понимается как «тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей» [4].

В настоящее время можно выделить следующие группы лидерства [3]:

1. Интерналистская (учитывает в основном «внутренний мир» лидера, например, мотивы, черты личности и т.д.);

2. Экстерналистская (делает акцент на влияние внешних факторов, например, культура, среда и пр.);

3. «Смешанная» (соединяет внутренние и внешние факторы лидерства);

4. Интегралистская (осуществляет комплексный и системный подход к изучению данного феномена).

Согласно теории функционального лидерства, выдвижение лидеров относится к закономерному процессу. Они появляются в организации в ответ на потребность коллектива при решении определенных задач. В предложенной Ф.Фидлером «вероятностной модели лидерства» были объединены

индивидуальные (стилевые) характеристики лидера с характеристиками групповой ситуации. Данный подход был поддержан многими исследователями.

Мы считаем необходимым выделить разницу между функциями лидера и функциями руководителя. Лидерские функции отличаются неформальным характером. Эти функции нигде не прописаны. Распоряжения, данные лидером, не оформляются распорядительными документами. В то же время это не значит, что они необязательны к исполнению. При руководстве коллективом лидер пользуется влиянием. К основным функциям руководителя можно отнести планирование деятельности, делегирование задач, осуществление контроля, выстраивание коммуникаций, расчет нужных показателей.

В идеале, если руководство и лидерство идут вместе. Но в настоящее время количество людей, считающих, что между поколениями существует огромная разница, увеличивается. Некоторые руководители убеждены в том, что прежние методы мотивации не работают при руководстве молодыми специалистами, и лидерство играет в этом особую роль. Воодушевленный глава компании способен зарядить всю команду энергией. Яркими примерами являются Марк Цукерберг из Facebook и Стив Джобс из Apple. Они не просто управляют сотрудниками компании. Они дают каждому почувствовать свою значимость и роль в изменениях, которые будут происходить в их компаниях. Здесь не так важно, является ли человек непосредственным работником компании или просто пользуется ее продуктами.

Тем не менее, работодатели предъявляют к руководителям вполне типичные компетенции. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний (рис.).

Плашра|шня> организация bJ*

nabviSTrif- решении и шцир&оымф ¡wв^танй Осушктв«1Ние додоодтее Р*бй№ в *й«*1Дв Убеждение н акиэнтсалмяния Формулнромнив стратегий и концепций Ормонтациамл результат и анцдмия илмиюап Првдгрм>шыат<1гь<твф и нач иор-шсиоо мышлфим Пэшчифнив РДОфКСДОЮЛЫ*»* Н теш^/югий

Следам*« npHnj»«n#u иц(нн«тч*' Ичнцнй*ивнв£1ь

Дйсппввнге со&гкюшя профессиональных Ltnefl Адаптации и реакция -ш изменения Лаялкнааь

Т«№ЦЙГТПО н шианетипносп.

юнтрвль

I* HllHlilil ш

Наложение и паедтвтлмме ннфорипцпи Обучами* и кссгодопдино Преадолемм давгчмив имоудач Слвломым мметр/ш iiibmhi процедур»1" Пмсиыь-индн комиу><ин^к1м« л wiK№Hi отчею«

Рисунок - Компетенции, которые необходимы на руководящих должностях (по результатам опроса 135 работодателей в июле-августе 2016 г.) [2]

Дж.Коллинз с группой ученых разработали иерархию руководителя по уровням:

- первый уровень: талантливый единоличник (вкладывает в общее дело свои таланты, знания и навыки);

- второй уровень: активный член команды (способствует достижению общих целей, эффективно взаимодействует с коллегами);

- третий уровень: компетентный менеджер (грамотно управляет людьми и ресурсами и добивается поставленных целей);

- четвертый уровень: эффективный руководитель (формулирует и воплощает в жизнь стратегию развития компании; заставляет команду добиваться высокой производительности);

- пятый уровень: лидер пятого уровня (добивается стабильных высоких показателей благодаря сочетанию скромности и профессиональной воли).

Своим исследованием Дж. Коллинз хотел разрушить стереотип о том, что лидер обязательно должен быть харизматичным, амбициозным, а порой и скандальным. Он указывал на то, чтобы быть лидером одного из четырех уровней не обязательно проходить их последовательно. Но лидер пятого уровня обладает не только характеристиками тех, кто располагается ниже, но и имеет некоторые особенные черты.

Рассмотрим основные черты лидера:

1. Деловитость выражается в умении составить план, четко поставить задачи перед организацией, способность правильно оценить ситуацию и быстро принимать решения.

2. Применение различных методов и приемов мотивирования и стимулирования работников для выполнения качественной работы и повышения производительности, отчитывание работников за ошибки не применяя оскорбления.

3. Эффективное поведение заключает в себе правила и нормы поведения в обществе, которое накапливается с годами. В своей манере поведения лидер обязан показывать своим подчиненным мужество, быть честным с работниками, говорить правду коллегам и руководству, уметь признавать свои ошибки и не боятся сказать о промахах работникам с которыми он работает.

4. Контроль над психикой и эмоциями. Здесь применяются такие психологические методы, как медитация, умение снимать разные виды нагрузок (психологическое, эмоциональное, биологическое и т.д.), ауторинг и релаксация.

5. Высокий уровень личной культуры, т.е. усвоение руководителем правил служебной этики и нормы общения. Лидер обязал относится с уважением к подчиненным и ценить их интересы, то, к чему они хотят стремиться и чего хотят. Также хороший руководитель должен считаться с мнением своих работников и доверять им.

6. Профессиональное осуществление распорядительной деятельности. В ней просматривается научная аргументированность принимаемых решений, высокий уровень демократии в управлении и ловкость принимать самостоятельные решения.

7. Уравновешенность и уверенность - это означает умение передавать свое настроение коллегам и подчиненным, настраивать их на нужный лад. Необходимо заряжать работающих своей энергией и уверенностью, чтобы достичь нужного результата. Лидер обязан верить в себя, должен не боятся принимать решения и быть целеустремленным и уметь показать эти качества своим подчиненным.

Стиль руководства - это способ или система методов воздействия руководителя на подчиненных для эффективной работы и достижения поставленных целей.

Несмотря на то, что стиль каждого руководителя является уникальным, среди всех стилей руководства можно выделить общие черты, такие как [1]:

- Личное участие заключается в том, что лидер должен быть внимательным ко всему происходящему в компании, он должен уметь строить долгосрочные и конструктивные взаимоотношения со всем персоналом, также для лидера необходимо быть доступным для общения с любым сотрудником, быть хорошо осведомленным о деятельности организации. Однако важно помнить о том, что лидер не должен подвергать тотальному контролю каждого сотрудника, необходимо давать ему некоторую свободу для личностного роста.

- Коммуникации - лидеру необходимо умение выстраивать общение с сотрудниками. Задача руководителя - обеспечить стабильность и непрерывность коммуникаций между сотрудниками, как по вертикали, так и по горизонтали. При этом руководитель может сочетать формальное и неформальное общение, для того, чтобы лучше донести до сотрудников свою мысль, однако здесь необходимо помнить о субординации и не переусердствовать.

- Решительность является одним из наиболее важных качеств руководителя. Она означает, что лидеру часто приходится рисковать при принятии того или иного решения, иногда даже основываясь на интуиции, а не на четких фактах. В этом случае можно принять коллективное решение, давая возможность персоналу участвовать в принятии решения. Однако руководителю необходимо помнить об ответственности за принятое решение.

- Умение работать с людьми необходимо каждому руководителю, поскольку нужно не только мотивировать персонал на достижение высоких результатов для повышения эффективности деятельности организации, но и позволять сотрудникам реализовывать свой потенциал, чтобы они могли гордиться собой. Также руководителю необходимо помнить о важности обратной связи, так как каждому сотруднику важно чувствовать свою причастность к деятельности организации. Лидер должен быть наставником для своих подчиненных, критика в адрес сотрудника должна способствовать его развитию и самосовершенствованию. Лидеру необходимо пони-

мать, что не нужно ставить перед подчиненными завышенных стандартов, а давать возможность сотрудникам достигать большего, расти.

- Искренность - одна из самых важных составляющих успешного управления. Лидеру необходимо открыто демонстрировать свои убеждения и склонности. Однако важно помнить, что лидер должен быть образцом для подражания, поэтому каждое его решение должно соответствовать его убеждениям и ценностям, поскольку оно оказывает огромное влияние на персонал организации.

- Концентрация - необходимое условие эффективного решения организационных задач, поскольку каждому лидеру необходимо умение фокусироваться на наиболее приоритетных задачах организации, причем их должно быть как можно меньше. Руководитель должен уметь сосредотачиваться на поставленной задаче, пока не доведет дело до конца. Специалисты советуют ставить перед собой не более трех задач. Также руководителю необходимо помнить, что нужно, в первую очередь, управлять своим временем, а не работой, поскольку рациональное использование времени позволит повысить эффективность выполняемой работы.

- Стремление вперед необходимо каждому руководителю, поскольку является основой для эффективной работы всего коллектива. Лидеру необходимо упорно работать, для получения хорошего результата, однако в этом случае не стоит путать упорство с трудоголизмом, в первом случае, это приведет к получению качественного результата, во втором, вполне может оказаться неэффективным. Также лидеру необходимо постоянно самосовершенствоваться, тем самым не только достигая более высоких результатов, но и показывая пример персоналу организации.

Лидерский стиль руководителя формируется за счет следующих факторов: жизненный стиль и ценности; умение найти подход к другим сотрудникам; деловые качества руководителя; опыт в ведении дел; умение работать добросовестно; выносливость как психическая, так и физическая; умение самовыражаться; культурно-нравственный уровень руководителя.

Также на формирование лидерского стиля руководителя влияют личностные качества его подчиненных, такие как: потребность подчиненных в самореализации и самоутверждении; потребность подчиненных в проявлении самостоятельности; характер управления организацией, возможность подчиненных участвовать в управлении; удовлетворенность подчиненных от выполняемой работы; уровень образования и профессионализм подчиненных. При соблюдении всех вышеперечисленных правил любой лидерский стиль, выбранный руководителем, сможет сделать деятельность организации эффективной.

Список литературы

1. Глухенькая Н.М., Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2013, Выпуск № 56-2.

2. Лидер и руководитель: в чем разница? [Электронный ресурс] -тЬ:кйр8://ппЖги/аШс1е/301532

3. Мень М.А. Лидерство как организационный феномен: взаимосвязь социальных и личностных аспектов: Автореф. дис. ... док. фил. наук : 09.00.11 -Москва, 2013. - 41 с.

4. Общие понятия лидерства [Электронный ресурс] -URL:http://www.teammanagers.ru/tmags-69-1.html

5. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014, Выпуск № 51.

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, PhD, Associate Professor Chelnokova Elena Alexandrovna, PhD, Associate Professor

Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin,Nizhny Novgorod, Russia TO THE QUESTION OF FORMING LEADERSHIP

Abstract. This article discusses the formation of leadership leadership style. The authors give the definition of the concept of «leadership». Leadership groups are considered (internalist, externalist, «mixed», integralist). The article highlights the difference between the functions of a leader and the functions of a manager. The main features of the leader, which determine the style of leadership that helps to identify the uniqueness of the leader, are considered. However, among the diversity of all leadership styles one can distinguish common features, such as communication, determination, sincerity, concentration, etc. The authors identify the factors that account for the formation of the leader's leadership style, as well as those personal qualities of subordinates who in one way or another influence the leadership. Key words: leadership, leader, leader, leadership groups, leader hierarchy, main leader features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.