Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / студент / вуз / условия / коммуникативное взаимодействие / professional identity / student / university / conditions / communicative interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.Г. Курбанисмаилова, В.М. Миназова, З.З. Магомедова

Данная статья посвящена эмпирическому исследованию связи профессиональной идентичности и коммуникативных навыков студентов вузов. Авторы рассматривают дефиницию «профессиональная идентичность». Профессиональная идентичность является психологическим системным образованием, определяющим аспекты самосознания, где определяется отношение человека к себе как специалисту и как члену профессионального сообщества; в профессиональной идентичности выделяют социальную и индивидуальную составные части, ориентированные на соответствующие смыслы профессии: социальный – для общества и индивидуальный – для субъекта-профессионала Авторы делают вывод, что проведенный комплекс методик, направленный на выявление связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности, подтверждает существование корреляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М.Г. Курбанисмаилова, В.М. Миназова, З.З. Магомедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMMUNICATIVE INTERACTION

The article presents an empirical study of the relationship between professional identity and communication skills of university students. The authors examine the definition of “professional identity”. Professional identity is a psychological systemic formation, defining aspects of self-consciousness, where the relationship between a person and himself as a specialist and as a member of the professional community is defined. Professional identity has social and individual components, focused on the meanings of the profession: social – for society and individual – for the subject-professional. The author concludes that the complex of methods, aimed at revealing the relationship between the communicative abilities of the students of higher educational establishment and the professional community, has been conducted.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

5. Kobzeva N.A. Obuchenie inoyazychnomu ustnomu obscheniyu studentov bakalavriata na osnove tehnologii 'ed'yutejnmenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2018.

6. Kovaleva M.I. Rolevye igry kak sredstvo razvitiya mezhkul'turnoj kommunikacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. INTER'EKSPO GEO-SIBIR". 2014; T. 6, № 2: 54-58.

7. Yakovleva V.N. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v inoyazychnom obuchenii buduschih specialistov. Rol' i mesto informacionnyh tehnologij v sovremennoj nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Ufa, 2018; Ch. 1: 168-170.

8. Coughlan N. Board Game Materials. ESL-Lounge. 2010. Available at: www.esllounge.com/board-gamesindex.shtml

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378.14

Kurbanismailova M.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Faculty of Surgery with the Laboratory of Innovative Cell Technologies,

Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia), E-mail: meren.1967@mail.ru

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMMUNICATIVE INTERACTION. The article presents an empirical study of the relationship between professional identity and communication skills of university students. The authors examine the definition of "professional identity". Professional identity is a psychological systemic formation, defining aspects of self-consciousness, where the relationship between a person and himself as a specialist and as a member of the professional community is defined. Professional identity has social and individual components, focused on the meanings of the profession: social - for society and individual - for the subject-professional. The author concludes that the complex of methods, aimed at revealing the relationship between the communicative abilities of the students of higher educational establishment and the professional community, has been conducted.

Key words: professional identity, student, university, conditions, communicative interaction

М.Г. Курбаниемаилова, канд. мед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: meren.1967@mail.ru

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная статья посвящена эмпирическому исследованию связи профессиональной идентичности и коммуникативных навыков студентов вузов. Авторы рассматривают дефиницию «профессиональная идентичность». Профессиональная идентичность является психологическим системным образованием, определяющим аспекты самосознания, где определяется отношение человека к себе как специалисту и как члену профессионального сообщества; в профессиональной идентичности выделяют социальную и индивидуальную составные части, ориентированные на соответствующие смыслы профессии: социальный - для общества и индивидуальный - для субъекта-профессионала Авторы делают вывод, что проведенный комплекс методик, направленный на выявление связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности, подтверждает существование корреляции.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студент, вуз, условия, коммуникативное взаимодействие

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что профессиональное становление личности является сложным процессом, проникающим практически во все сферы жизнедеятельности человека. В процессе своего развития он проходит различные этапы (жизненные, профессиональные). Профессионализация определяется как формирование специалиста в профессиональном плане, достижение высокого уровня владения навыками, умениями и знаниями, соответствующими определенному роду деятельности. Профессионализм характеризуется авторитетом специалиста, уровнем качества и продуктивностью его работы, умением быть наставником и передавать свои знания и опыт, умение решать нестандартные рабочие вопросы. На формирование специалиста как профессионала влияют личные качества, условия труда, мотивация в процессе трудовой деятельности, а также интересы самого специалиста. На профессионализацию воздействует также опыт работы в данной сфере, уровень образования и общая отдача в рабочем процессе.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы провести экспериментальное исследование по выявлению связи профессиональной идентичности и коммуникативных навыков студентов вузов.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать понятие «профессиональная идентичность» студентов; провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за студентами, эксперимент).

Научная новизна статьи определяется изучением понятия «профессиональная идентичность» студентов в условиях коммуникаций.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о развитии профессиональной идентичности студентов вузов в условиях коммуникативного взаимодействия.

Практическая значимость представлена через экспериментальную работу по апробации комплекса методик, направленных на выявление связи между

коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности.

Изучением профессиональной идентичности также занималась Барышникова Е.Л. Она наметила узкое и широкое толкование этого феномена. В узком понимании профессиональная идентичность рассматривается как сознательность человека, комплекс сформировавшихся образов человека о самом себе как субъекте функционирования в ходе жизнедеятельности [1, с. 131].

Целуйкина Т. Г говорит о профессиональной идентичности как о результате профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, который проявляется в осознании собственного единства с профессией и представителями определенной специальности. Как интегративный феномен он обеспечивает человеку целостность, развивается в ходе профессионального обучения и выступает показателем эффективного становления профессионала, следствием чего является становление у него адекватной профессиональной «Я-концепции» [2, с. 438].

Таким образом, обобщая предложенные выше толкования понятия «профессиональная идентичность», следует отметить, что в дальнейшем под профессиональной идентичностью будем понимать комплексное, сложносо-ставное, многоуровневое и интегративное формирование, выраженное в становлении особо важных качеств для профессиональной реализации, развитии личностных качеств участника профессиональной деятельности на постоянной основе, идентификации себя участником конкретного рода профессиональной деятельности, усвоении норм и правил, продиктованных профессиональной группой, что повлечет за собой качественную реализацию в профессиональной сфере и принятие субъекта в профессиональную среду как равноценного участника.

Поваренков Ю.П., изучив понятия профессионального становления, выделил три главных направления исследования профессиональной идентичности:

1) профессиональная идентичность - это главное направление формирования личностью профессионального пути;

2) профессиональная идентичность - эмоциональная реакция, которая закономерно возникает на пути профессионального становления; реакция является следствием отношения личности к выбранной профессии и профессионализации в общем и в частности как к инструменту социальной адаптации, самовыражения, достижения тех или иных задач, целей и желаний субъекта, а также самоидентификация личности себя как субъекта профессиональной деятельности, как профессионала;

3) профессиональная идентичность - отдельно выделенная структура профессионального развития субъекта, выраженная в конфигурации выполняющей различные функции системе, работающей на развитие профессиональной идентичности до определенного уровня [4, с. 154].

Профессиональная идентичность (далее ПИ) является психологическим системным образованием, определяющим аспекты самосознания, где определяется отношение человека к себе как специалисту и как члену профессионального сообщества; в профессиональной идентичности выделяют социальную и индивидуальную составные части, ориентированные на соответствующие смыслы профессии: социальный - для общества и индивидуальный - для субъекта-профессионала [1-5].

Несмотря на существующий интерес к изучению профессиональной идентичности, исследователи констатируют крайнюю немногочисленность, фактический дефицит существующих методик диагностики этого феномена. Тем более этот дефицит усиливается при дифференциации феномена - переходе к таким частным явлениям, как профессионально-педагогическая идентичность спудон-тов вузов.

Комплексные исследования профессионально-педагогической идентичеое сти позволяют проанализировать рассматриваемый феномен с разных аспектов; однако следует признать, что крупные комплексные исследования ПИ - сравнительная редкость, гораздо чаще диагностика ПИ проводится по одной-дв-а ведущим методикам.

Вероятно, наиболее распространенной в отечественных исследован иядди-агностикой ПИ является методика измерения профессиональной идентичн остд (МИПИ) Л. Б. Шнейдер. Это ассоциативный тест, предполагающий выписывание испытуемыми слов-ассоциаций к понятию Т «профессионал» и «непрофес-ист нал» и последующего цепного тестирования, предполагающего поиск ассоциаций к уже приведенным ассоциациям.

Значительное распространение в исследованиях ПИ имеет тест «Кто Яе» М. Куна - Т. Макпартлэнда, предполагающий, что в течение 12 минут испытуемый дает самому себе 20 различных ответов на один и тот же указанный вопрос, д-основе чего производится оценка результатов по нескольким шкалам [3]. Наши общие замечания касательно этой диагностики аналогичны замечаниям по пде-дыдущему методу.

К распространённым методам диагностикам ПИ относится анкета «Профессиональная идентичность и маргинализм» Е.П. Ермолаевой [2, с. 51]. Она включает 56 вопросов и анализирует качественные характеристики ПИ и ее показатели по отношению к категориям профессионального маргинализма.

Для изучения ценностно-смысловой сферы личностной идентичности А.А. Гычев и его коллеги использовали методику Е.Б. Фанталовой, которая позволяет иначе взглянуть на ценностный аспект ПИ, ее идеи можно использовать для разработки отдельных аспектов целевой диагностики ПИ студентов, однако саму ПИ студентов в целом она не характеризует. На наш взгляд, эта методика позволяет иначе взглянуть на ценностный аспект ПИ, ее идеи можно использовать для разработки отдельных аспектов целевой диагностики ПИ студентов, однако саму ПИ студентов в целом она не характеризует.

Приведенный обзор показывает, что, несмотря на востребованность исследований ПИ студентов, диагностика рассматриваемого феномена составляет существенную методологическую проблему. Перечисленные выше методы характеризуются или значительной универсальностью (характеризуют в цел-тДД или образ «Я» без учета специфики) или описывают лишь частные аспекты ПИ.

Нами выдвинута гипотеза, которая опирается на предположение о связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности. Это предположение вытекает из ряда теоретических предпосылок и является, по сути, одним из факторов становления профессиональной идентичности. Для проведения дальнейшего исследования мы посчитали необходимым верифицировать это предположение эмпирически; описание и результаты этого эксперимента мы предоставляем ниже.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова». Формирование выборки определялотд двумя факторами: спецификой имеющегося диагностического инструментария и спецификой процесса формирования ПИ студентов.

Основным диагностическим инструментом нашего исследования стал опросник «Профессиональная идентичность студентов» А.А. Озериной. В процессе отбора респондентов мы исключили студентов 1 курса. Основу нашей выборки составили студенты 2 курса очной формы обучения. Объем выборки составил 58 респондентов. Возраст респондентов составил 19-20 лет; пол респондентов значения не имел и в опросе не указывался. Для диагностики коммуникативных способностей студентов мы применили широко используемый в исследованиях опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина. Изначально предполагалось разделить респондентов

на экспериментальную и контрольную группы, однако результаты констатирующего этапа эксперимента вынудили нас отказаться от этого деления и на данном этапе анализировать данные всей выборки суммарно.

Студентам были розданы анкеты со вступительными разъяснениями и рекомендациями; после заполнения они были собраны и проанализированы согласно ключам. Данные были преобразованы в таблицы и обработаны средствами программы Microsoft Excel. Для наглядности процентные соотношения были преобразованы нами в графический вид (рис. 1).

OF-r

Мораторий

Предрешенный

Диффузный

Рис.1.Диаграмма профессиональнойидентичности студентов

Как видно, значительная часть студентов демонстрирует достигнутый уро-день пр офесоионол ьны йидентич ности,ао та кже сащессвеннаяча сть рес пондсд-тов переживает кризис идентичности (мораторий). Доля лиц с преждевременной и .еффнзеай и^ниианиаеге аеведлки. ОСоядиеной такии снотгошчниям ид ыо-пыеаення датьниже.Поаа оТтаиндся кресулдтанамте ски^вангокомм^исатсв -иыангиоебнлстеИйеудннеав. Для наглядгоетд писцединод соотношсино быди сдетбраговаоыоами вгнаДичеоышвыд (дис.ИЫ.

Низкий Ниже среднего Средний

Высокий Очень высокий

Рис. 2. Диаграмма коммуникативных способностей студентов

Проанализировав данные, результаты диагностики ПИ и КС были преобразованы в графический вид (рис. 3).

4%

I...I

I I I I I

//////// / //// // //////>' */// * V/

Рис. З.Диаграмма соотношений статусовпрофессиональнойидентичностии уровня коммуникативных способностей студентов

Помимо графического представления мы проверили соотношение статусов ПИ и КС на соответствие критерию согласия Пирсона х2. Для этой цели каждому статусу был присвоен индекс - от 1 до 5; в частности для статусов ПИ индекс «1» соответствовал мораторию, индекс «2» - диффузной идентичности, «3» - преждевременной идентичности, «4» - достигнутой идентичности. Полученный показатель х2 составил 0,45, что может свидетельствовать об умеренной корреляции.

Полученные результаты создают предпосылки для подчеркивания вопроса о сущности профессиональной идентичности студентов вузов. В то время как многие из приведенных здесь исследований напрямую используют термин «профессиональная идентичность» применительно к студентам, Ю.П. Поваренков отмечает, что подлинное становление ПИ у студентов начинается лишь на последнем, 5 курсе, и в первые годы работы по специальности [4, с. 155].

Результаты нашего исследования: полученные в итоге данные подавляющего преобладания статусов достигнутой ПИ и моратория выглядят весьма специфически и стимулируют нас к дальнейшему уточнению сущности и содержания термина «профессиональная идентичность студентов». Именно по этой причине мы приняли решение остановить эксперимент на констатирующем этапе.

Вместе с тем представленные нами выводы по статистке ПИ носят предварительный характер, а само это экспериментальное исследование мы рассматриваем как пилотажное. Мы полагаем, что полученных данных все-таки недостаточно для построения надежного фундамента теории и что требуются дополнительные статистические исследования. В качестве «зон риска» этого исследования особо отметим диагностический инструментарий и условия проведения эксперимента. Даже в рамках одного исследования мы видим разницу в показателях одних и тех же статусов ПИ при использовании двух разных диагностик; очевидно, что и применяемая нами диагностика также дает результаты, отличающиеся от других, где какая-то часть респондентов попадает в зону ненадежной идентификации статуса. Вопросы могут возникать и к условиям проведения нашего эксперимента: наши респонденты проходили опрос в дистанционном формате; в этом случае нельзя исключать искажений и статистических «выбросов», влияющих на результаты.

Таким образом, выдвигать на первый план результаты исследования статусов ПИ на текущем этапе мы считаем преждевременным, однако отметим, что полученные данные указывают на важность дальнейшего уточнения термина «профессиональная идентичность студентов», исследования его сущности и границ применения. Следующим этапом нашего констатирующего эксперимента стало выявление соотношений между уровнем ПИ студентов и уровнем развития их коммуникативных способностей (далее КС).

Обращение к диаграмме соотношений (рис. 3) показывает, что по верхним значениям эта корреляция есть: мораторий определенно связан с низким уровнем КС, а среди лиц с достигнутым статусом ПИ показатели КС низкие и ниже среднего явно в меньшинстве. Меньшая ясность в распределении соотношений

Библиографический список

между достигнутой ПИ и уровнями КС объясняется общим преобладанием респондентов с достигнутым статусом ПИ.

Для верификации предположения о связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности нами было произведено анкетирование по опросникам «Профессиональная идентичность студентов» А.А. Озериной и «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и В.А. Федорошина.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет». Основу нашей выборки составили студенты 2 курса очной формы обучения. Объем выборки составил 58 респондентов. Возраст респондентов составил 19-20 лет; пол респондентов значения не имел. Результаты анкетирования показали подавляющее преобладание респондентов с достигнутой ПИ (69%) и статусом моратория (21%), студенты с признаками предрешенной и диффузной ПИ составляли меньшинство (7% и 3% соответственно).

Диагностика коммуникативных способностей выявила равномерное распределение всех уровней развития КС среди студентов в интервале 16-22%. Значительное преобладание в статусах достигнутой ПИ и моратория выглядит необычным, однако при обращении к другим исследованиям мы обнаружили похожие результаты. Выявленная ситуация может указывать на особую специфику ПИ студентов, отличающей ее от ПИ в традиционном понимании; мы склоняемся к указаниям Ю.П. Поваренкова, называющего идентичность студентов 2-4 курса учебно-академической, а становление собственно ПИ связывающего с 5 курсом и первыми годами профессиональной работы.

В результате наше исследование выявило предпосылки к дальнейшему уточнению сущности и содержания термина «профессиональная идентичность студентов» (в том числе ПИ студентов как ее частного варианта). С другой стороны, представленные нами выводы по статистке ПИ носят предварительный характер и требуют дальнейшей верификации. Сопоставление статусов ПИ и коммуникативных способностей респондентов выявило корреляцию по верхним значениям: мораторий определенно связан с низким уровнем КС, а достигнутая ПИ - с преимущественно высоким, очень высоким и средним уровнем развития КС. Доля лиц с достигнутой ПИ и при этом с низкими показателями КС сравнительно малочисленна. Меньшая ясность в распределении соотношений между достигнутой ПИ и уровнями КС объясняется общим смещением результатов в сторону достигнутого статуса ПИ, этим же продиктован умеренный показатель корреляции по критерию х2 Пирсона (0,45), применение которого здесь возможно лишь с определенными оговорками. Распределение результатов по выборке выглядит специфически и требует изменения и уточнения инструментария исследования.

Таким образом, можно сделать выводы, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализованного комплекса методик, направленных на выявление связи между коммуникативными способностями студентов и уровнем их профессиональной идентичности.

1. Барышникова Е.Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа. Педагогическое образование в России. 2021; № 6: 131-139.

2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность. Психологический журнал. 2001; Т. 22, № 4: 51-59.

3. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. Москва: МГУ 1994.

4. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2003: 154-163.

5. Целуйкина Т. Г Гражданственность как интегративное качество личности будущих государственных и муниципальных служащих. Теория и практика современной науки (электронный научный журнал). 2016; Выпуск № 2 (8): 438-441. Available at: http://modern-j.ru

References

1. Baryshnikova E.L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj identichnosti studentov kolledzha. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 6: 131-139.

2. Ermolaeva E.P. Professional'naya identichnost' i marginalizm: koncepciya i real'nost'. Psihologicheskijzhurnal. 2001; T. 22, № 4: 51-59.

3. Kun M., Makpartl'end T. 'Empiricheskoe issledovanie ustanovok lichnostina sebya. Sovremennaya zarubezhnaya social'naya psihologiya: Teksty. Moskva: MGU, 1994.

4. Povarenkov Yu.P. Psihologicheskaya harakteristika professional'noj identichnosti. Krizis identichnosti i problemy stanovleniya grazhdanskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov. Yaroslavl': YaGPU, 2003: 154-163.

5. Celujkina T.G. Grazhdanstvennost' kak integrativnoe kachestvo lichnosti buduschih gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhaschih. Teoriya i praktika sovremennoj nauki ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2016; Vypusk № 2 (8): 438-441. Available at: http://modern-j.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.23

УДК 378

Li Hongjuan, Associate Professor, Heihe University (China), E-mail: bnulihongjuan@mail.ru

Zhang Jianwen, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: 5644060@qq.com

STUDY OF THE MODEL OF THE COURSE "RUSSIAN REGIONAL STUDIES" IN THE CONTEXT OF INTEGRATION OF HUMANITIES (FOR CHINESE STUDENTS). Modern methodology of teaching Russian in Chinese higher educational institutions lies in an integration approach, which is a fundamental methodological principle that combines knowledge, key skills and abilities of educational and research activities in various subjects into one system that contributes to the effective formation of professional competence of future specialists. The application of a set of integration methods to the study of the Russian language through the course "Country Studies of Russia" allows Chinese students to actively participate in educational and cognitive activities, providing an opportunity to get acquainted with the traditions and customs of another country, which greatly contributes to mastering new ways and techniques of communication, thereby motivating interest in the educational process.

Key words: research, model, country studies, Russian language, integration, humanities, language education, learning efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.