Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ / PROFESSIONAL IDENTITY / IDENTITY / FORMATION OF IDENTITY OF STUDENTS OF DESIGNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодяжная Е.К.

В статье приводится обзор составляющих профессиональной идентичности дизайнеров. Автор отмечает проблему становления профессиональной идентичности дизайнеров на первых этапах становления в профессии из-за особенностей профессиональной деятельности и продукта труда. Автор акцентирует внимание на важности дальнейших исследований, что позволит разработать более эффективные способы обучения и подготовки профессиональных дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодяжная Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF GRAPHIC DESIGNERS

The article provides an overview of the components of professional identity of designers. The author notes the problem of development of professional identity of designers at the first stages of formation in a profession because of features of professional activity and a product of work. The author emphasizes the importance of further research, which will develop more effective ways of teaching and training professional designers.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 159.9

Колодяжная Е.К. студент магистратуры факультет Психологии ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Петров И.К., к.психол.н.

профессор, доцент кафедра психологии Россия, г. Симферополь ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ

ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация: В статье приводится обзор составляющих профессиональной идентичности дизайнеров. Автор отмечает проблему становления профессиональной идентичности дизайнеров на первых этапах становления в профессии из-за особенностей профессиональной деятельности и продукта труда. Автор акцентирует внимание на важности дальнейших исследований, что позволит разработать более эффективные способы обучения и подготовки профессиональных дизайнеров.

Ключевые слова: (профессиональная идентичность, идентичность, формирование идентичности студентов дизайнеров)

Kolodyazhnaya E.K. graduate student, Faculty of Psychology and pedagogy Crimean engineering pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific leader: Petrov I.K.

PhD in psychology, Professor of psychology Department, associate

Professor

PROFESSIONAL IDENTITY OF GRAPHIC DESIGNERS

Abstract: the article provides an overview of the components of professional identity of designers. The author notes the problem of development ofprofessional identity of designers at the first stages of formation in a profession because of features of professional activity and a product of work. The author emphasizes the importance offurther research, which will develop more effective ways of teaching and training professional designers.

Keywords: (professional identity, identity, formation of identity of students of designers)

В наше время все более популярными становятся творческие профессии. Одной из них является графический дизайнер. В России эта профессия довольно молода и потому мало изучена, однако уже входит в список ТОП-50 самых востребованных профессий по версии Минтруда РФ. В СССР «дизайна» не было, а функциональность объекта ставилась выше его эстетичности. Поэтому дизайном занимались инженеры, конструкторы и проектировщики. А затем за дело брались художники оформители. И лишь с началом нового века, когда появился частный бизнес, а в бизнесе

конкуренция, в нашей стране стала актуальна эта творческая и в то же время техническая профессия. с современным пониманием ее структуры и целей.

Профессия дизайнер появилась в результате слияния двух специальностей: инженера (проектировщика) и художника (оформителя), но обладает особенностями, отличающими ее как от технических, так и от творческих профессий. Дизайн находится на стыке материальной и ментальной деятельности и имеет задачу удовлетворять как духовные, так и материальные потребности человека. Результат работы дизайнера должен соответствовать как минимум двум критериям - практичности и эстетике.

Дизайнер - это создатель продукта, перфекционист, который концентрируется не только на внешней стороне объекта, но и на внутренней сущности, на описании его функций и деталей, запросах потребителя и экономических задачах клиента. Необходимо обладать такими качествами как усидчивость; наблюдательность; креативность; развитое воображение; умение работать с большими объёмами информации; исполнительность; терпеливость; умение спланировать время, отведенное на выполнение задачи; умение работать в команде; коммуникабельность. Чтобы стать профессионалом, необходимо не только иметь богатую фантазию, хороший вкус, навыки рисования и умение работать в соответствующих компьютерных программах, но и постоянно совершенствовать свои навыки, общаться с коллегами и быть в курсе всех тенденций в трендах и технологиях.

Эта профессия требует высшего специального образования, но его получают годами, а актуальность получаемых знаний теряется ещё на первом курсе. Профессия видоизменяется каждый год, а иногда и месяц. С развитием современных технологий, регулярно появляются новые методы и инструменты, стили, и направления. Актуальность профессии и продукта деятельности должна идти в ногу со всеми социо-культурными изменениями в обществе. Мало быть только творческим и креативным, нужно быть конкурентоспособным, востребованным и успешным в своем деле. Как при такой скорости изменений в области, студентам обучающимся профессии дизайнер, найти и не потерять свою профессиональную идентичность, а следом и самоидентичность в целом?

Этот вопрос, профессионального самоопределения, осознания себя представителем выбранной профессии и принятие себя частью профессионального сообщества, вопрос персонализации и самоорганизации, можно охарактеризовать ещё и некой степенью отождествления себя с профессией, что проявляется в самоописаниях когнитивно-эмоционально-поведенческого «Я». Не «я занимаюсь дизайном», а «я - дизайнер».

Анализ научных публикаций и исследований в этой области показал, что проблемы касающиеся становления профессиональной идентичности дизайнеров на сегодняшний день не раскрыты и являются очень слабоизученными.

Вопросам профессиональной идентичности посвящены работы таких современных исследователей как, Е.П. Ермолаева, Е.А. Климов, Е.В. Конева, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Л.Б. Шнейдер и многих других.

Профессиональная идентичность, по мнению Е. П. Ермолаевой, является регулятором профессионального развития. Профессиональная идентификация формируется окончательно только на самых верхних ступенях овладения профессией. Идентичными считаются профессионалы, обладающие стабилизирующей базой (профессиональным центризмом и устойчивой профессионально-ментальной позицией),, и преобразующим потенциалом (способностью к изменениям профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией), в деятельности которых баланс преобразующих и стабилизирующих компонентов соответствует оптимальному уровню для данной профессии [1].

Л.Б. Шнайдер определяет профессиональную идентичность как категорию, "которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу" [2].

В рамках концепции профессионального становления, предложенной П.Ю. Поваренковым, становление индивида в профессионала рассматривается, как процесс формирования субъекта профессионального пути, способного решать весь комплекс задач профессиональной деятельности и профессионального развития [3].

Процесс формирования субъекта профессионального пути происходит через разрешение системы противоречий, которые в свою очередь, задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями к индивиду, с одной стороны и его желаниями возможностями по их реализации - с другой. [4]

По классификации профессий Е.А. Климова, связанные с дизайном профессии относятся одновременно к нескольким психологическим типам: «человек - художественный образ», «человек - техника» и «человек -знаковая система». [5] Это обусловлено специфическим предметом труда дизайна - создание универсального продукта, объединяющего в себе художественный образ, воплощающий оригинальный замысел создателя, его индивидуальный стиль и, в то же время, отвечающий требованиям заказчика, ограниченный техническим заданием, средствами отображения графики, заложенным на этапе проектирования, символизмом и психологическим смыслом, и наконец соответствием бизнес-задаче.

Для дизайна характерна размытая, подвижная граница между профессиональным и непрофессиональным, из-за большого процента творческой составляющей, сложно поддающейся оценке, а также отсутствия четких критериев оценки профессионализма, что в очередь влияет на особенности профессиональной идентичности дизайнеров. Вместе с тем, для полноценной самореализации необходима успешная профессиональная идентификация.

Профессиональная идентичность дизайнеров — это динамичное образование, которое начинает формироваться уже в период обучения в вузе и продолжает в течение всей профессиональной карьеры. В период обучения в ВУЗе многие студенты уже начинают работать или стажироваться по

выбранной специальности, что в свою очередь, непосредственно влияет на становление их профессионального самосознания. Самостоятельная профессиональная деятельность, «с принятием всех ее идеалов и ритуалов» выделяется многими исследователями в качестве основного, ведущего фактора, отвечающего за формирование профессиональной идентичности.

Несформированность четких характеристик развития и становления профессиональной идентичности дизайнеров открывает перспективное направление для дальнейших исследований. Интерес к этой теме в современном мире обусловлен, достаточной социальной значимостью изучения профессиональной идентичности а так же тем, что в результате анализа научно-информационных источников нами было отмечено, что на текущий момент вопрос становления профессиональной идентичности профессий, находящихся на стыке творчества и информационных технологий, относящихся к нескольким психологическим типам, был обойден стороной большинством исследователей этой области знаний. Особенно важно на наш взгляд изучение профессиональной идентичности студентов, обучающихся дизайну.

Использованные источники:

1. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4. С. 51—59.

2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. Монография. М., МОСУ, 2001. 256 с.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности. / Поваренков Ю.П. / / Сибирский психологический журнал. -2006 - № 24. - С. 53-58

4. Зеер, Е.Ф. Личностно-ориентированный профессиональное образование / Е.Ф. Зеер, Г.М. Романцев / / Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.

5. Климов Е. А. Психология профессионала. М., Воронеж,1996. С. 47-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.