Процесс формирования российских этнических ценностей курсантов вуза МВД России нами представлен в трех аспектах: формирование сознание; формирование отношения; формирование поведения.
Таким образом, анализ базовых философских, социологических, психологических, педагогических понятий позволил выявить сущность «российских национальных ценностей», под которыми мы понимаем социальные доминанты ориентаций личности курсанта, являющиеся результатом отражения
Библиографический список
объективно-необходимых взаимоотношений в обществе, представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и концентрировано выражающих смысл культуры российской нации. Выявленные и обоснованные в нашем исследовании российские национальные ценности составляют внутренний стержень культуры курсантов вуза МВД РФ, являясь объединяющим звеном отраслей духовного производства и форм общественного сознания.
1. Дробницкий, О.Г. Философия морального воззрения на мир [Текст] / О.Г. Дробницкий // Философия и ценностные формы сознания.
- М.: Мысль, 1978.
2. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - Т. 3.
3. Габдулхаков, РР Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педвузов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / РР Габдулхаков. - СПб., 1996.
4. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст] / Н.И. Лапин // АСОЦИС. - 1996. - № 5.
Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 378
Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф., ведущий н. с. Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва
В.И. Фомин, канд. технич. наук, доц. Самарского государственного экономического университета, г. Самара
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются ключевые критерии и показатели сформированности профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности. На примере социально-экономической сферы предложены уровни и показатели каждого уровня, вариант методики определения уровня готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности.
Ключевые слова: профессиональная готовность, информационно-аналитическая деятельность, критерии сформированности профессиональной готовности.
Проблема результативности построенных педагогических и теорий, и технологий, а так же методик обучения, направленных на формирование определенных профессиональных качеств будущего специалиста является неотъемлемой частью фактически любого научно-методического и практико-ориен-тированного педагогического исследования. При этом проверка на результативность предложенной методики или технологии, как правило, основывается на использовании конкретной системы критериев и показателей уровня достижения сформиро-ванности того или иного профессионального качества будущего специалиста, для которого собственно и проектируется методика или технология. Кроме того, любое профессиональное качество будущего специалиста (готовность, компетентность или профессионализм) проявляется, как правило, в профессиональной деятельности специалиста на разных уровнях. В связи с этим необходимо говорить и об использовании уровневого подхода к диагностике сформированности того или иного профессионального качества, в данном контексте - профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности.
Опираясь на определенные уровни усвоения знаний и умений, определяющих профессиональную готовность к конкретной деятельности, можно подбирать адекватные методы диагностики, направленные на выявление уровня сформиро-ванности профессиональной готовности (или степень разви-
тия этого качества посредством предложенной методики или технологии), в некотором смысле направленные на объективное оценивание качества подготовки специалиста по выбранной проблематике с помощью предложенной методики.
Заметим, что в методической литературе [4] чаще всего под уровнем сформированности понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур объектов и процессов, которые соотносятся с конкретными целями обучения. При этом уровни отражают последовательные этапы их развития, образуя своеобразную иерархию: каждый уровень взаимодействует как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо продуктом и результатом.
Опираясь на исследования в области диагностики результатов обучения, в том числе, и с позиций уровневого и деятельностного подходов [1; 5; 3; 6; 7; 8 и др.], в которых в той или иной мере рассматривались выше обозначенные вопросы для различных направлений подготовки будущих специалистов, прежде чем описать уровни, необходимо сформулировать критерии и показатели сформированности, наполняя их знаниями и умениями в контексте профессиональной деятельности будущего специалиста.
Отметим, что мы понимаем профессиональную готовность специалиста к информационно-аналитической деятельности как умение решать информационно-аналитические задачи профессиональной сферы с помощью использования
информационно-аналитических систем методами информационного и математического моделирования на основе семиотического подхода к построению информационных моделей и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. А концепция формирования профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности, по нашему мнению, заключается в поэтапном формировании умений решать учебные информационно-аналитические задачи профессиональной сферы методами информационного и математического моделирования на разных уровнях (например, ключевом, базовом и специальном) посредством метода целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности, на основе информационно-аналитических систем в условиях зачетно-модульного обучения. В данном контексте заметим, что профессиональная компетентность специалиста понимается нами как готовность к эффективной профессиональной деятельности в условиях неопределенности (неполной информации), а профессиональная готовность будущего специалиста рассматривается как начальный уровень профессиональной компетентности на этапе ее становления.
В связи со сказанным, сформулируем ключевые критерии и показатели сформированности профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности (в частности, специалиста экономического профиля), ими, на наш взгляд, являются:
1. осознанность действий при решении профессиональных задач, в основе решения которых лежит информационноаналитическая деятельность, в частности, задачи математического, информационного и социально-экономического моделирования объектов профессиональной деятельности будущего экономиста;
2. направленность на профессиональную информационно-аналитическую деятельность в предметной области или профессиональной сфере в условиях информатизации социально-экономической сферы современного общества;
3. сформированная научно-технологическая основа действий (необходимая система знаний в области математических и экономических теорий, в области теоретических и прикладных знаний из информатики и знаний современных информационно-аналитических систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в области экономики и социально-экономической сферы);
4. целесообразность - умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в процессе решения профессиональных информационно-аналитических задач социально-экономической сферы);
5. освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении профессиональных задач);
6. результативность при решении профессиональных задач социально-экономической сферы.
Высокий уровень профессиональной готовности будущего специалиста, согласно А.К. Марковой [2], когда обучаемый демонстрирует творческий подход к решению профессиональных задач и использует эффективные способы их решения, позволяет говорить о сформированности не только профессиональной готовности на высоком уровне, но и о становлении на ее основе профессиональной компетентности будущего специалиста.
Существует множество подходов и схем, которые можно использовать для описания уровня достижения результатов обучения, в том числе, и для описания уровней сформирован-ности конкретной профессиональной деятельности - наибо-
лее известными являются схемы, предложенные в работах:
О.В. Оноприенко [3], Б.С. Блума [8], В.П. Беспалько [1], Л.Ф. Спирина [7] и др.
Для описания совокупности уровней сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности мы воспользовались пятиуровневой схемой, предложенной Л.Ф. Спириным [7]: 1) допрофессиональный уровень; 2) уровень первоначального овладения умениями (профессиональная адаптация); 3) уровень ограниченной сформированности умений (профессиональное становление); 4) уровень достаточной сформирован-ности умений (упрочение); 5) уровень успешного владения действиями профессиональной деятельности при решении профессиональных задач в предметной области или профессиональной сфере (умелость).
Для краткости будем называть указанные уровни как: недопустимый, низкий, ограниченный, достаточный, высокий. Учитывая выше сформулированные показатели и ключевые критерии, адаптировав к своему исследованию и уточнив уров-невую схему, принимая во внимание особенности профессиональной деятельности и содержание подготовки будущего специалиста экономического профиля к информационно-аналитической деятельности, мы сформулировали критерии (совокупность уровней и показателей) готовности будущего специалиста к профессиональной информационно-аналитической деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Критерии (уровни и показатели) профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической
деятельности
Уровни Показатели
Высокий (уровень готовности соответствует начальному уровню профессиональной компетентности в области информационно-аналитической деятельности) 1. Наблюдается высокий научнопрофессиональный уровень в осознанном использовании информационно-аналитической деятельности при решении задач математического и информационного моделирования в социальноэкономической сфере, учитывая условия информатизации профессиональной сферы. 2. Направленность проявляется в четко осознанной мировоззренческой позиции к использованию методологий современного научного знания в области моделирования - использования вычислительного эксперимента как методологической основы решения задач математического и информационного моделирования на компьютере для различных предметных областей и профессиональной сферы и использованием семиотического подхода как «источника познания проблемы и поиска ее решения через призму различных знаковых систем в контексте процесса семиозиса», а также понимания различий между метаязыком и предметным языком математики, информатики и предметной области для описания постановки задачи и ее решения. 3. Сформирована научно-технологическая основа действий (необходимая система знаний в области математических и экономических теорий, в области теоретических и прикладных знаний из информатики, и знаний современных информационно-аналитических систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в области экономики и социальноэкономической сферы) и имеется опыт в решении профессиональных задач указанного класса. 4. Целесообразность отражается в правильном выборе методов, средств и технологий решения задач указанного класса для их решения с использованием как традиционных, так и современных средств информатизации профессиональной сферы, а так же в возможном использовании концепций современной математики, информатики и экономики для поиска рационального способа решения данных профессиональных задач.
5. Освоенность информационно-аналитической деятельности проявляется в свободном использовании профессиональных навыков, обеспечивающих точность действий, применении разнообразных методов и соответствующих средств, в том числе информатизации для решения задач указанного класса, с учетом контекста информационноаналитической деятельности и особенностей предметной области и профессиональной сферы. Присутствует оригинальность в составе действий в поиске решения для конкретной задачи указанного класса. 6. Задачи решаются успешно, в полном объеме, своевременно, с оценкой результата и оперативной коррекцией в соответствии изменяющимся данным или средствам, с помощью которых решается задача, или другими начальными условиями. Оригинальность выступает в творческом подходе к поиску решения задач указанного класса, в том числе рационального способа решения.
Достаточ- ный 1. Наблюдается научно-профессиональная осознанность использования информационноаналитической деятельности при решении задач математического и информационного моделирования в социально-экономической сфере, при этом условия информатизации профессиональной сферы учитываются не всегда. 2. Направленность проявляется не всегда в осознанном понимании, но проявляется в знании методологий современного научного знания в области моделирования на уровне понимания важности использования вычислительного эксперимента как методологической основы решения задач математического и информационного моделирования на компьютере для различных предметных областей и профессиональной сферы и знания как такового семиотического подхода к «познанию объекта с помощью знаковых систем в контексте процесса семиозиса», а так же понимания различий между метаязыком и предметным языком математики, информатики и предметной области для описания постановки задачи и ее решения. 3. Сформирована научно-технологическая основа действий (необходимая система знаний в области математических и экономических теорий, в области теоретических и прикладных знаний из информатики, и знаний современных информационно-аналитических систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в области экономики и социальноэкономической сферы) и отработаны навыки в решении профессиональных задач указанного класса. 4. Целесообразность отражается в правильном выборе методов, средств и технологий решения задач указанного класса для их решения с использованием как традиционных, так и современных средств информатизации профессиональной сферы для поиска решения данных профессиональных задач. 5. Освоенность информационно-аналитической деятельности проявляется в использовании профессиональных умений, обеспечивающих точность действий, в применении разнообразных методов и соответствующих средств, в том числе информатизации для решения задач указанного класса, с учетом контекста информационно-аналитической деятельности и особенностей предметной области и профессиональной сферы. Иногда присутствует оригинальность в составе действий в поиске решения для конкретной задачи указанного класса.
6. Решаются основные задачи в основном правильно и в полном объеме, своевременно, с оценкой результата и оперативной коррекцией в соответствии изменяющимся данным или средствам, с помощью которых решается задача, или другими начальными условиями. Оригинальность выступает в творческом подходе к поиску решения задач указанного класса.
Ограничен- ный 1. Научно-профессиональная осознанность использования информационно-аналитической деятельности при решении задач математического и информационного моделирования в социальноэкономической сфере носит локальный характер, при этом условия информатизации профессиональной сферы учитываются не всегда (т.е. в решении профессиональных задач наблюдается лишь некоторая научная обоснованность). 2. Направленность проявляется не всегда (чаще всего имеет локальный характер) - проявляется в знаниях о вычислительном эксперименте как методологической основы решения задач математического и информационного моделирования на компьютере для различных предметных областей и профессиональной сферы, а так же в знании на понятийном уровне различий между метаязыком и предметным языком математики, информатики и предметной области для описания постановки задачи и ее решения. 3. Сформирована на недостаточном уровне научно-технологическая основа действий («обрывочный характер» знаний в области математических и экономических теорий, в области теоретических и прикладных знаний из информатики, и знаний современных информационно-аналитических систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в области экономики и социально-экономической сферы) и имеются начальные умения в решении типовых профессиональных задач указанного класса. 4. Целесообразность далеко не всегда реализуется успешно, имеют место ошибки в выборе соответствующих методов, средств и технологий решения задач указанного класса для их решения с использованием как традиционных, так и современных средств информатизации профессиональной сферы для поиска способа решения данных профессиональных задач. 5. Освоенность информационно-аналитической деятельности слабо проявляется в использовании профессиональных умений по применению разнообразных методов и соответствующих средств, в том числе информатизации для решения задач указанного класса, с учетом контекста информационно-аналитической деятельности и особенностей предметной области и профессиональной сферы. Отсутствует оригинальность в составе действий в поиске решения для конкретной задачи указанного класса. 6. Задачи (и даже базовые) решаются не в полном объеме и с разнообразными недочетами и ошибками.
Низкий 1. Действия информационно-аналитической деятельности при решении задач моделирования профессионально осознаются крайне ограниченно. 2. Слабо понимает специфику решения задач математического и информационного моделирования в социально-экономической сфере как с использованием классических методов и технологий их решения, так и с использованием информационно-аналитических систем и других современных информационных технологий в условиях информатизации профессиональной сферы. 3. В процессе поиска решений для поставленной задачи наблюдается ограниченное владение понятиями и используется весьма небольшой круг научных знаний. Действия в ходе поиска решения для задачи противоречивы, часто нецелесообразны, неточны и неоригинальны. Задачи решаются преимущественно из базового уровня (простейшие и типовые) и часто с существенными недостатками и ошибками.
- Действия информационно-аналитической деятельности при решении задач моделирования профессионально не осознанны, осуществляются на основе интуиции, по инерции или даже наугад.
- Не понимает специфики решения задач математического и информационного моделирования в социально-экономической сфере как с использованием классических методов и технологий их решения, так и с использованием информационноаналитических систем и других современных информационных технологий в условиях информатизации профессиональной сферы.
- Не умеет профессионально грамотно формулировать цели задач данного класса для себя (выполнять их композицию и декомпозицию в ходе, например, поиска решения) и соответственно решать их.
Сформулированные критерии предназначены для использования их в процессе мониторинга сформированности профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности, например, в области решения профессиональных задач моделирования в социально-экономической сфере.
Кратко охарактеризуем вариант методики определения уровня сфоумиуованности профессиональной готовности будущих специалистов, которая пусть и обладает субъективностью, но в то же время и позволяет объективно подходить к оценке качества подготовки специалистов на основе комплексной оценки результатов обучения, которая складывается из нескольких компонентов: (а) самооценки студента (обучаемого); (б) оценки, полученной в ходе компьютерного тестирования знаний студента; (в) оценки преподавателя за контрольную работу и/или оценки, выставленной преподавателем на зачете; (г) оценки независимого эксперта на зачете (преподавателя, который является специалистом в указанной области знаний, имеет опыт преподавания данной дисциплины, но не проводившего занятия у данной группы студентов).
С помощью этих критериев в ходе экспериментальной проверки результатов исследования можно определять уровень сформированности:
• умений решать учебные профессиональные задачи, соответствующих специфике профессиональных задач специалиста экономического профиля с помощью экспертных оценок (с помощью преподавателей, ведущих занятия у студентов, и других преподавателей, которые не работали с данными студентами, но имеют опыт преподавания по данной проблематике) на зачете и при защите проектов в рамках курсовых работ;
• психологического компонента готовности с помощью анкетирования;
• научно-теоретического компонента - тестированием.
Отметим, что прежде чем применить методику в ходе педагогического эксперимента, необходимо указанную нами выше уровневую шкалу (недопустимый, низкий, ограниченный, достаточный и высокий) преобразовать к пропорциональной числовой шкале {0, 1, 2, 3, 4}. Результаты анкетирования студентов, тестирования и экспертной оценки контрольных и зачетных работ студентов по решению задач из области
математического и информационного моделирования объектов социально-экономической сферы необходимо привести к единой шкале.
Результатом самооценки студентов необходимо считать отношение суммы набранных баллов при оценке каждого вопроса анкеты (от 0 до 4 баллов) к максимально возможной сумме баллов, которое переводится в проценты. Оценкой студента за выполненный тест необходимо считать процент правильно выполненных заданий с учетом весового коэффициента задания. Оценкой студента за контрольную работу необходимо считать отношение суммы выставленных баллов всех экспертов за работу к максимально возможной сумме баллов экспертов, которое также переводится в проценты.
Полученные оценки к. студентов в результате анкетирования, тестирования или экспертной оценки контрольной работы показывают соответствующий уровень готовности по следующей шкале: (а) при значении коэффициента к. J 20 недопустимый уровень - это 0; (б) при 20 < к. J 40 - низкий - это 1; (в) при 40 < к. J 60 - ограниченный - это 2; (г) при 60 < к. J 80
- достаточный - это 3; (д) при 80 < к. J 100 - высокий - 4. Следует сделать поправку на то, что студенты еще только овладевают профессией и деятельностью специалиста экономического профиля.
Отметим, что в процессе экспериментальной проверки нашего исследования мы не ставили перед собой задачи подготовки специалиста, владеющего профессиональным мастерством в области информационно-аналитической деятельности. В данном контексте речь идет лишь о создании предпосылок формирования профессиональной компетентности студента -будущего специалиста экономического профиля в этой области; в сущности, о формировании психологического, научно-теоретического и операционно-технологического компонентов, определяющих способность решать профессиональные задачи в области экономики и социально-экономической сферы на основе информационно-аналитической деятельности.
Профессиональные эталоны, нормы и правила, которым должна удовлетворять профессиональная готовность и компетентность специалиста экономического профиля в новых условиях - условиях информатизации социально-экономической сферы еще не сформированы, находятся в стадии становления, поэтому существуют проблемы оценки уровня подготовки будущих специалистов как компетентных специалистов современного развитого информационного общества.
В заключении укажем, что предложенная методика использования критериев и комплексной оценки не позволяет абсолютно верно измерить уровень профессиональной готовности будущего специалиста в силу субъективности и в силу того, что сфера его деятельности в условиях современного информационного общества сложна, многогранна, и находится в стадии информатизации и становления. Однако мы надеемся, что опора на выделенную систему показателей и уровней сфор-мированности профессиональной готовности будущих специалистов позволит более объективно подходить к оценке качества подготовки специалистов и снять некоторые ряд проблем профессиональной подготовки, выделенных в нашем исследовании.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во ИПО МОРФ, 1995.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: 1996.
3. Оноприенко, О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе [Текст] / О. В. Оноприенко. - М .: Просвещение, 1988.
4. Оценка результатов учебной деятельности учащихся [Текст] : методические рекомендации / сост. Т.Е. Климова. - Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1997.
5. Пронина, И.И. Диагностика уровня достижений учащихся по физике в основной школе [Текст] : дис ... канд. пед. наук / И.И. Пронина.
- Челябинск, 1996.
6. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом [Текст] : учебное пособие / В.П. Симонов - М. : Российское педагогическое агентство, 1995.
7. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л. Ф. Спирин. - М. : Российское педагогическое агентство,
1997.
8. Bloom, B.S. Handlook on formative and summative evaluation of student learning [Текст] / B.S. Bloom. - N.-Y. Me Graw - Hill, 1971. Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 378
А.Н. Орлов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул Г.А. Калачев, д-р. мед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул Л.Г. Куликова, ас. АлтГПА, г. Барнаул
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ В ВЫСШЕМ ОЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье рассматриваются основные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в вузе; описаны актуальные проблемы подготовки научных кадров и их решение.
Ключевые слова: организация, научно-исследовательская деятельность, подготовка научных
кадров, подходы, педагогическое образование.
Модернизация образовательной системы России детерминирована ориентацией экономики страны на развитие высокотехнологических производств, регионально-национальных рынков труда, опережающей подготовкой высококвалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства, науки, техники, культуры, образования.
Инновационная направленность деятельности высших педагогических учебных заведений предполагает двухаспектное целеполагание: во-первых, требованиями рыночной экономики к повышению общей профессиональной компетентности специалистов нового типа. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу - подготовки выпускников, способных: ориентироваться
в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; критически и творчески мыслить; видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения; использовать современные технологии. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста, как процессу профессионального становления личности, профессиональному самосовершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Во-вторых, определяется новыми требованиями к подготовке учителя. Современный учитель должен владеть методиками диагностики педагогического процесса и способами личностного развития учащихся, уметь решать учебно-образовательные задачи в процессе профессиональной деятельности на высоком научном уровне. Для этого выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать педагогический процесс на принципах системного подхода и выстраивать педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса на диалогической основе, владеть личностно-ориентированными образовательными технологиями.
Следует отметить и то, что в период реформирования системы высшего профессионального образования в целях достижения ее качественного соответствия культурным преобразованиям в России общепринятым становится понимание научно-исследовательской деятельности как: средства повы-
шения ценности образования; перспективы развития учебных заведений; необходимого условия включения обучающихся в образовательное пространство вуза.
Продуктивность высших педагогических учебных заведений в подготовке научных кадров сопряжена с решением ряда проблем:
• улучшение финансирования научных исследований по нескольким отраслям науки и обновление исследовательской базы;
• новые современные подходы к координированию научной тематики, устранение дублирования, шаблонов, формального и запретительного подходов в формулировке тем исследования;
• повышение качества публикаций с указанием конкретной новизны излагаемых научных фактов, теоретическими обобщениями, научным обоснованием подходов и решений, глубоким анализом и интерпретацией научных данных;
• признание при защите диссертаций значимости публикаций соискателя в зарубежных изданиях, учет индекса ци-тируемости научных достижений; разработка международного соглашения по выработке единых требований к публикациям и защищаемым диссертациям;
• обеспечение условий для научного диалога, взаимообмена с коллегами по исследуемым проблемам, апробации и внедрения полученных научных результатов; здорового творческого соперничества - от защиты научных тем до трудоустройства;
• повышение эффективности и расширение географии системы подготовки и переподготовки научных кадров, обеспечение ее достаточным и специальным финансированием;
• взаимообмен и взаимодействие научных кадров через организацию международных семинаров, конференций, стажировок, диссертационных советов, рецензирование, апробацию и внедрение результатов научных исследований; привлечение к рецензированию, оппонированию диссертаций ведущих ученых зарубежных стран;
• обеспечение единства научно-педагогических, психо-лого-нравственных требований диссертационных советов