ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-3-71-80
УДК 378.046.4 ББК 74.489.478
О.Б. Акимова, В.А. Завьялова
(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
Рассматривается возможность реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Условием эффективности данной деятельности выступает профессиональная | готовность преподавателя к созданию электронного образовательного контента. Проанализирована научная литература по проблематике готовности преподавателей. Выде- * лены компоненты и определены критерии профессиональной готовности. Целью работы ° являлось исследование по выявлению готовности преподавателей к созданию электрон- | ного образовательного контента. На основании теоретических и эмпирических методов были сделаны выводы, что условием качественной организации собственной деятельности преподавателя по созданию электронного образовательного контента является совокупность всех компонентов профессиональной готовности. Таким образом, решается задача эффективной реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: профессиональная готовность, электронный образовательный контент, компоненты профессиональной готовности, критерии профессиональной готов-
(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)
PROFESSIONAL READINESS OF THE TEACHERS TO CREATE ELECTRONIC EDUCATIONAL CONTENT (BY THE EXAMPLE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS)
о
x
ности, дополнительное образование, состав электронного образовательного контента. g.
СО О О
J
ГО
O.B. Akimova, V.A. Zavyalova 11
<u
M
.0 <u
fc Ü
0 .0
1 m m о о 1=
_û о
ГО 1=
s ®
О о.
The possibility of implementing additional professional programs using e-learning £ 1 and distance learning technologies is discussed. The condition for the effectiveness of this activity is the professional readiness of the teacher to create electronic educational
<u
о _
d. ГО
content. The scientific literature on the problems of teachers' readiness has been analyzed. Components have been identified and criteria for professional readiness have been defined. The purpose of the work was to identify the readiness of teachers to create electronic educational content. On the basis of theoretical and empirical methods the conclusions were made that a condition of qualitative organization of the teacher's own activity on creation of electronic educational content is a set of all components of professional readiness. Thus, the task of effective implementation of additional professional programs with the use of e-learning and distance educational technologies is solved.
Keywords: professional readiness, electronic educational content, components of professional readiness, criteria of professional readiness, additional education, composition of electronic educational content.
CO m
о Ц
к _0 m го
CO <
OQ
(0 m о
< UQ
О
В условиях реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий первоочередной задачей для преподавателя является разработка электронного образовательного ресурса и его наполнение материалами, позволяющими осуществлять процесс освоения образовательных программ в рамках дистанционного обучения. При этом немаловажным фактором при разработке электронного ресурса является готовность преподавателя создать образовательный контент структурированно и доступно, а также изложить материал в полном объеме.
«СоПеП» в переводе с английского языка обозначает содержание, наполнение [2]. Данное понятие получило в образовательной практике широкое использование с внедрением информационных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий. В педагогике термин «контент» используется с уточнениями «образовательный», «обучающий», «учебный». В соответствии с государственным стандартом под образовательным контентом понимается используемое в процессе обучения «структурированное предметное содержание», входящее в состав электронного образовательного ресурса [5], при этом четкое комплексное наполнение является обязательным условием контента, используемого при реализации электронного обучения [12]. Электронный образовательный контент является многокомпонентным интерак-
тивным средством, содержащим различные элементы: текстовые, графические, видеоинформационные и другие [8].
Как правило, создание обучающего контента по программам дополнительного профессионального образования напрямую связано с реализацией дистанционного обучения. А ввиду того, что целевая аудитория - это обучающиеся, осваивающие образовательные программы без отрыва от трудовой деятельности, дистанционное обучение является одним из востребованных способов получения образования среди взрослого населения.
При этом стоит отметить, что востребованность дистанционного обучения не является основополагающим условием для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Необходимо учитывать и такое немаловажное условие для функционирования процесса дистанционного обучения, как готовность преподавателей к использованию электронных учебных ресурсов.
Проблемы готовности к конкретным сферам и видам деятельности являлись предметом научных исследований таких ученых, как В.А. Адольф, А.А. Дер-кач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин, Н.В. Соловова и другие. Стоит заметить, что термин «готовность» предлагается исследователями с уточнениями, характеризующими принадлежность исследуемой проблематики к области научных интересов: психологическая готовность (Г.М. Киселев,
Т.В. Громова, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович), профессиональная готовность (В.А. Сластенин, В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина), методическая готовность (Н.В.Соловова).
Понятие «готовность» появилось из психологии от термина « психологическая готовность», имеет тесную взаимосвязь с готовностью личности к профессиональной деятельности. Готовность является совокупностью знаний и умений, приобретенных в процессе освоения основных видов профессиональной деятельности, а также личностных качеств, ценностей и мотивов, помогающих достичь поставленных целей в профессиональной сфере [7]. Данное определение используется в философии, психологии, педагогике, и потому понятие «готовность» наделяется таким содержанием, которое отражает принадлежность ученого к исследуемой им области науки. Под готовностью понимается многоуровневый комплекс, характеризующийся зависимостью и обусловленностью компонентов друг от друга. Причем важно учитывать, что отсутствие одного из компонентов приводит к нарушению структуры личности педагога [4].
Понятие «готовность» в педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвя-зинского и А.Ф. Закировой рассмотрено как «готовность к педагогической деятельности» и отражает степень профессионализма преподавателя как основу профессиональной компетентности. При этом готовность содержит теоретическую и практическую составляющие. К теоретической готовности ученые относят наличие у преподавателя аналитических, прогностических, проективных, и рефлексивных умений, а к практической готовности - организаторские и коммуникативные умения [10].
Отметим, что ряд исследователей современной педагогической науки профессиональную готовность также отождествляет с профессиональной компетентностью, характеризующейся профессионализмом, выраженным через совокупность теоре-
тической и практической готовности к ведению педагогической деятельности (В.А. Адольф, В.А. Сластенин, Н.В. Соло-вова, Т.В. Громова).
Под готовностью к педагогической деятельности понимается совокупность требований к педагогу, основанных, с одной стороны, на профессионализме, а с другой стороны, - совокупность психологических характеристик личности человека [9].
«Готовность», с точки зрения В.А. Адольфа, показана в виде сочетания профессиональных умений, основанных на теоретических и практических знаниях, а также «профессионально важных качеств», таких как качество мыслительных процессов, мотивов и отношений [1].
В своей исследовательской работе Н.В. Соловова рассматривает готовность как характеристику личности педагога со способностью диагностировать и анализировать результативность педагогической деятельности, а также осваивать и применять в профессиональной деятельности современные технологии [13].
С позиции Т.В. Громовой, готовностью преподавателя является владение знаниями, умениями и навыками и желание применять сформированные компетенции в своей профессиональной деятельности, при этом большое значение отводится психологической готовности [6].
Таким образом, анализ научной литературы показал, что готовность - это многокомпонентное сочетание теоретических знаний, практических умений и личностных качеств педагога, позволяющих эффективно организовать свою профессиональную деятельность, включающее также в себя рефлексивность и способность к профессиональному самосовершенствованию. В нашей работе мы будем придерживаться термина «профессиональная готовность». В этом случае, в процессе работы преподавателя над формированием электронного образовательного контента, на наш взгляд, целесообразнее учитывать в большей мере именно профессиональную готовность, а не психологическую.
га
н
Ф
н
I
о
^
о
о
I
_0
Ц
ф
н
га
ш
о
СО
го
Ü
ю
о
о
о
I
I
о
н
^
ф
Ц
т
2
s
I
го
ч
со
О
О
^ s
JS ф s го
ф н го S -&
ш S
го Ц
ч ГО
о CG
с ^
ф с К S I
л ф
н о Э
о .0
I ш
ш о
о с
н о S
S
к го
го
I
_0 о
го с
I ф
о Ü
S ф
о о S
ф
-& d
о го
IZ X
Профессиональная готовность в контексте многокомпонентности представляет собой ряд структурных элементов. В своих исследованиях российские ученые предлагают многообразие составляющих профессиональной готовности преподавателя. При этом стоит отметить, что количество компонентов, входящих в структуру профессиональной готовности, у авторов научных работ отличается. Как показала работа с источниками научной литературы, затрагивающими проблемы профессиональной готовности, в среднем, ученые выделяют от трех до шести компонентов профессиональной готовности преподавателя. В результате сопоставления структурных элементов готовности, предложенных исследователями, выделим: моти-вационный (В.А. Адольф, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова), рефлексивный (В.А. Адольф, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Соловова, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова), когнитивный (Н.В. Соловова, Т.В. Громова, И.О. Котлярова, С.С. Витвицкая), креативный (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова), оценочный (В.А. Адольф, Н.В. Соловова).
Мотивационный компонент представляет совокупность выраженных мотивов и ценностей к поиску и решению задач для обеспечения эффективной деятельности при создании электронного образовательного контента в условиях дополнительного образования. Преподаватель должен быть адекватно восприимчив к новшествам и изменениям для обеспечения качественного исполнения педагогических функций [11; 13], занимать исследовательскую позицию [3]. § Рефлексивный компонент указывает
| на умение преподавателя проанализировал вать собственную деятельность. В усло-< виях реализации дистанционного обу-т_ чения необходимо учитывать не только о традиционные формы представления § учебных материалов, но и быть способ-^ ным к творческой и инновационной реа-о лизации педагогической практики, а для
этого необходимы понимание и оценка собственной деятельности [11; 13].
Когнитивный компонент отражает владение знаниями и представлениями об организации процесса создания электронного образовательного контента в условиях дополнительного образования [13].
Креативный компонент готовности определяет увлеченность и инициативность, творческую активность преподавателя, способствует реализации оригинального решения педагогических задач, позволяющих организовать деятельность по созданию электронного образовательного контента. В частности, на становление креативности существенно влияют личностные особенности педагога [11], с чем связано различное проявление инноваций в профессиональной деятельности [3].
Оценочный компонент позволяет выявить качество и результативность деятельности преподавателя [13]. При создании электронного образовательного контента качественной оценке подлежит не только состав, методическое обеспечение, структурированность и доступность разработанного курса, но и, в обязательной мере, результаты процесса освоения образовательных программ в рамках дистанционного обучения.
На основе выделенных компонентов профессиональной готовности преподавателя к созданию образовательного контента определим критерии профессиональной готовности:
- наличие выраженных оснований для реализации эффективной деятельности по созданию электронного образовательного контента;
- владение знаниями методических основ создания электронного образовательного контента;
- наличие творческой активности при реализации деятельности по созданию электронного образовательного контента;
- оценивание результатов освоения слушателями образовательных программ с использованием элек-
тронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - способность анализировать собственную деятельность при разработке электронного образовательного контента. Изучение научной литературы по проблематике готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности было направлено на раскрытие и понимание термина «профессиональная готовность», а также определение компонентов и критериев профессиональной готовности к созданию электронного образовательного контента. Проведенный анализ научных источников являлся предварительным этапом изучения готовности преподавателей к созданию электронного образовательного контента в системе дополнительного профессионального образования.
Пилотное исследование по выявлению готовности преподавателей к созданию электронного образовательного контента осуществлено на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» и Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Развитие». Исследование состояло из двух этапов.
На первом этапе проведено анонимное анкетирование преподавателей. Респондентам предлагалось ответить на
вопросы анкеты «Электронный образовательный контент». В исследовании принимало участие 72 преподавателя. В части вопросов анкеты опрашиваемый мог либо выбрать предложенный вариант ответа, либо самостоятельно сконструировать ответ на вопрос.
Первый вопрос анкеты, выявляющий стаж педагогической деятельности опрашиваемого, показал следующие результаты ответов на поставленный вопрос: 28% респондентов имеют опыт работы в должности преподавателя более 20 лет; 22% - 15-20 лет; 11% - 10-15 лет; 17% -5-10 лет; 22% - менее 5 лет. Данный вопрос был введен в анкету для выявления возможной взаимосвязи между стажем педагогической деятельности преподавателя и практикой реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционный образовательных технологий.
В результате на вопрос: «Имеет место в Вашей профессиональной деятельности реализация программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий?» утвердительно ответили 61% опрошенных, отрицательно - 39%.
Зависимость возможности реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от стажа педагогической деятельности респондента представлена в табл. 1.
Таблица 1. Зависимость реализации ДПП с использованием ЭО и ДОТ от стажа педагогической деятельности
Применение ЭО и ДОТ при реализации Д1Ш: Стаж педагогической деятельности, лет
менее 5 5-10 10-15 15-20 более 20
Да 18% 10% 18% 27% 27%
Нет 29% 29% 0 13% 29%
га
н
I
Ф
н
I
о
^
о
о
I
_0
Ц
ф
н
га
со
о
СО
го
ю
о
о
о
I
I
о
н
^
ф
Ц
т
2
^
I
го
ч
со
О
О
^
ф го
ф н го
ш ^
го ц
ч го
о со
с ^
ф с к I
_0 ф
н о э
о .0
I ш
со о
о с
н о ^
к го
го
I
_0 о
го с
I ф
о
^ ф
о о
ф
-& а
о го
с X
Отметим, что процентное соотношение выявлялось в пределах каждого ответа на вопрос. Таким образом, анализируя результаты, видим, что предположение о возможной взаимосвязи между
стажем педагогической деятельности преподавателя и практикой реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных техно-
логий, в частности, что к использованию в собственной педагогической практике электронного обучения наиболее склон-
ны педагоги с минимальным стажем, как более молодые и готовые к инновациям, не находит своего подтверждения.
го со
о Ц
к _0 со го
СО <
т
(О ш о
<
ш
О
Рис. 1. Диаграмма использования электронного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ
На рис. 1 наглядно видно, что среди респондентов, работающих в системе дополнительного профессионального образования и применяющих в профессиональной деятельности электронное обучение, наибольшее количество имеют стаж работы более 15 лет.
На вопрос анкеты «Принимали ли Вы участие в разработке электронного образовательного контента для обучающихся по программам дополнительного профессионального образования?» утвердительно ответили 67% опрошенных, отрицательно - 33% (причины, по которым участие в разработке не принималось, озвучивались следующие: «не участвую в реализации программ ДПО», «спрос на них был ранее невысок», «не привлекали к этому виду деятельности»). Основываясь на сравнительных результатах между реализацией программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий и участием в разработке электронного образовательного контента, видим, что существует небольшой процент (6%) преподавателей,
на
задействованных исключительно создании электронных материалов.
Анализ результатов по следующему вопросу позволяет выявить наличие представлений преподавателя о составе электронного ресурса и имеющихся знаниях методических основ, а также творческой активности преподавателя при создании образовательного контента.
Вопрос комбинированного типа: «Что входило в состав электронного образовательного контента?» содержал следующие предложенные варианты ответа:
- текстовые файлы;
- тестовые материалы;
- практические работы и методические рекомендации к их выполнению;
- электронные учебники и пособия;
- рисунки, схемы, таблицы;
- аудио и/ или видеозаписи;
- другой вариант.
Количество ответов на данный вопрос не имело ограничений, а также у респондентов была возможность представить собственный вариант ответа. На рис. 2 представлена диаграмма с указанием процентного распределения ответов на данный вопрос.
20%
15%
21%
21%
10%
5%
0%
текстовые файлы
тестовые материалы
практические работы и
методические рекомендации
к их выполнению
электронные учебники и пособия
аудио и/ или другой вариант видеозаписи
Рис. 2. Диаграмма состава электронного образовательного контента
Из рис. 2 видим, что доля печатных наполнений электронного образовательного ресурса существенно отличается от аудио/ видео наполнения, что свидетельствует о том, что в реализации образовательных программ лекционные занятия в основном представлены в текстовой форме. Отметим, что в предложенных нами вариантах ответа преднамеренно не было указано он-лайн-конференций, видеочатов и прочих форм синхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса; предполагалось, что преподаватели, использующие данные формы в собственной деятельности по реализации электронного обучения, отразят это как самостоятельно сконструированный ответ. К сожалению, никто из респондентов не представил собственного ответа на вопрос анкеты.
На втором этапе исследования осуществлен анализ разработанных элек-
тронных образовательных контентов преподавателями организации дополнительного профессионального образования для обучающихся по программам повышения квалификации с целью соотнесения результатов состава электронных ресурсов, полученных по итогам проведенного анкетирования, с результатами изученных разработанных дополнительных профессиональных программ, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В результате сбора аналитической информации о составе образовательных ресурсов, используемых при реализации программ повышения квалификации в рамках дистанционного обучения, было изучено 24 контента. Полученные результаты анализа отражены в табл. 2.
Таблица 2. Результаты анализа состава электронного образовательного контента
Наименования элемента состава контента Процент от общего числа изученных контентов
текстовые файлы 100%
тестовые материалы 100%
практические работы и методические рекомендации к их выполнению 4%
электронные учебники и пособия 88%
рисунки, схемы, таблицы 79%
аудио и/или видеозаписи 42%
презентации 47%
га
н
I
Ф
н
I
о
^
о
о
I
_0
Ц
ф
н
га
со
о
СО
го
ю
о
о
о
I
I
о
н
^
ф
Ц
т
2
^
I
го
ч
со
О
О
^
ф го
ф н го
ш ^
го ц
ч го
о т
с ^
ф с к I
_0 ф
н о Э
о _0
I ш
со о
о с
н о ^
к го
го
I
.0 О
го С
I ф
о
^ ф
о о
ф
-& С
о го
с X
го со
о Ц
к _0 ш го
со <
т
го" ш о
< ш
о
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
100% 100%
88% ___
\ / 79%\
\ / \ 42%
\4%/ 47%
текстовые файлы тестовые материалы практические работы и методические рекомендации к их выполнению электронные учебники и пособия рисунки, схемы, таблицы аудио и/или видеозаписи презентации
Рис. 3. Сравнительная диаграмма состава образовательного контента
В качестве визуального обобщения на рис. 3 представлена сравнительная диаграмма, позволяющая наглядно увидеть отличие практических данных наполнения электронного образовательного контента от эталонного состава. За эталон примем такой электронный ресурс, в состав которого вошли все элементы, рассматриваемые при выполнении данного исследования.
Как видим из результатов анализа, основу образовательно-методической функции контента составляют текстовые файлы и электронные средства контроля усвоения учебного материала. Эти же элементы электронного контента имели высокие показатели по результатам анкетирования преподавателей.
По итогам пилотного исследования профессиональной готовности преподавателей к созданию электронного образовательного контента, используемого для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, осмелимся сделать вывод, что не можем определить готовность преподавателей к данному виду деятельности, так как выделенные нами критерии профессиональной готовности не находят своего полного раскрытия при формировании электронного ресурса. Причиной этого, по-видимому,
служит неполноценно выраженный мо-тивационный компонент готовности. Не всегда преподаватель адекватно восприимчив к новшествам и изменениям в собственной деятельности. В свою очередь, отсутствие творческой составляющей в работе, упрощение модели электронного контента в большинстве случаев до простейших элементов (текстовые файлы и тестовые материалы), также свидетельствует о том, что мы не можем определить наличие таких компонентов профессиональной готовности преподавателя, как когнитивный, рефлексивный и креативный. В заключении отметим, что при условии совокупного сочетания всех компонентов профессиональной готовности преподаватель сможет эффективно организовать собственную деятельность по созданию электронного образовательного контента. Библиографический список:
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. - Красноярск: 2007. - 204 с.
2. Англо-русский универсальный дополнительный практический переводческий словарь И. Мостицкого [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. - Ре-
жим доступа: https://mostitsky_en_ ru.academic.ru/7774.
3. Андреева А.В. Содержательные аспекты готовности преподавателей к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_23703876_79323403.pdf
4. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). С. 59-63. - Режим доступа: https://journal.tltsu.ru/ rus/index.php/VNSPP/issue/view/88
5. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/1200053103
6. Громова Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2011. - 43 с.
7. Киселев Г.М. Теория и практика подготовки студентов психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности в инфор-
мационной образовательной среде: монография. - Москва, 2015. - 139 с.
8. Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете [Электронный ресурс] // Современное образование. - 2017. -№ 4. Режим доступа: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=24870
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шия-нов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]; под ред. В.И. Загвязин-ского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.
12. Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 182 с.
13. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2012. - 51 с.
Поступила 11.09.2020
I
ф
0
1 _0
5
н
га со о
СО
го
ю о
0
1 I
о
Ё ф
5
I
го ч
СО
о о
Об авторах:
Акимова Ольга Борисовна, декан факультета подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, заведующий кафедрой методологии профессионально-педагогического образования (МППО), ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, fpk.rsvpu@list.ru
Завьялова Виктория Александровна, аспирант, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), v.a.zavyalova@yandex.ru
Для цитирования: Акимова О.Б., Завьялова В.А. Профессиональная готовность преподавателей к созданию электронного образовательного контента (на примере программ повышения квалификации) // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 3. С. 71-80. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-71-80
! « го
ш ^
го ч о
с
ф
О
С
ф
ф
О _ О. ГО
References:
1. Adolf V.A., Ilyina N.F. Innovative activity of a teacher in the process of his professional formation. - Krasnoyarsk, 2007. - 204 p. [in Russian]
2. English-Russian universal additional practical translation dictionary by I. Mostitsky [Electronic resource] // Slovari i entsiklopedii na Akademike. - Available at: https:// mostitsky_en_ru.academic.ru/7774 [in Russian]
3. Andreeva A.V. Substantive aspects of teachers' readiness to innovative activity [Electronic resource] // Sovremennye prpblemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 3. - Available at:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23703876_79323403.pdf [in Russian]
4. Vitvitskaya S.S. Structure and criteria of readiness of masters's degrees of education to pedagogical activity [Electron resource] // Vector Nauki Togliattinskogo Gosu-darstvennogo universiteta: Pedagogy, Psychology. - 2013. - № 2 (13). P. 59-63. -Available at: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/issue/view/88 [in Russian]
5. GOST R 52653-2006 Information and communication technologies in education. Terms and definitions [Electron resource] // AO "Kodeks". - Available at: http://docs.cntd. ru/document/1200053103 [in Russian]
6. Gromova T.V. Theory and Technology of Preparation of University Teachers for Activity in the System of Distance Education. Author's transcript. Diss. ... dokt. ped. nauk. -Togliatti, 2011. - 43 p. [in Russian]
7. Kiselev G.M. Theory and practice of preparing the students of psychological and pedagogical education for the professional activity in the information educational environment. - Moscow, 2015. - 139 p. [in Russian]
8. Lomasko P.S. Interactive digital content role in realization of the online learning in modern university [Electron resource] // Sovremennoe obrazovanie. - 2017. - № 4. - Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24870 [in Russian]
9. Slastenin V.A., Isayev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: textbook for students of higher educational institutions. - Moscow: Akademia, 2002. - 576 p. [in Russian]
10. Pedagogical dictionary: teaching aid for students of higher educational institutions. V.I. Zagviazinskiy, A.F. Zakirova, T.A. Strokov et al; Ed. by V.I. Zagviazinskiy, A.F. Zakirova. - Moscow: Academia, 2008. - 352 p. [in Russian]
11. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovation activity. - Moscow: «Izdatelstvo Magistr», 1997. - 224 p. [in Russian]
12. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina V.V. Introduction to the electronic learning. -Vladimir: Izdatelstvo VlSU, 2012. - 182 p. [in Russian]
13. Solovova N.V. Management of methodological work of the university in conditions of realization of the innovative methodical problems. Author's transcript. Diss. ... dokt. ped. nauk. - Samara, 2012. - 51 p. [in Russian]
About the authors:
Akimova Olga Borisovna, Dean, Faculty of Training and Qualification Upgrade of Teachers and Researchers, Head, Department of Methodology of Professional Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), Doctor of Philology, Academic title of Professor. Emal: fpk.rsvpu@list.ru
Zavyalova Viktoriya Aleksandrovna, Postgraduate student, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), v.a.zavyalova@yandex.ru
For citation: Akimova O.B., Zavyalova V.A. Professional readiness of the teachers to create electronic educational content (by the example of professional development programs) // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. -No. 3. P. 71-80. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-71-80