Научная статья на тему 'Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта'

Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / АНДРАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE / ANDRAGOGICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS / INDIVIDUAL AND MASS PROFESSIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Наталия Леонидовна

В рецензии на монографическое исследование М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой «Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации» утверждается, что данный научный труд следует оценивать с учетом государственного заказа на формирование и развитие инновационной образовательной инфраструктуры и выстраивание новой стратегии эффективной деятельности в области среднего, высшего и дополнительного образования. Потребность современной школы в учителях, способных интегрировать педагогические нововведения в профессиональную практику (как индивидуальную, так и массовую), указывает на необходимость формирования условий для более результативного сопровождения инновационной деятельности учителей в рамках повышения квалификации, а также для восприятия ими определенных правил инновационного поведения и создания новых разновидностей, алгоритмов и методов систематизации и популяризации передового педагогического опыта. Исследование проблем, связанных с внедрением в учебно-воспитательный процесс соответствующих нововведений, определяет основные показатели и критерии оценки рецензируемой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Evolution of School Teacher on Basis of Advanced Pedagogical Experience

The review of the monographic study by M. S. Britkevich and M. G. Sergeeva “Andragogical support of innovative activity of teachers in the system of professional development” states that this scientific work should be evaluated taking into account the state order for the formation and development of innovative educational infrastructure and building a new strategy of effective activity in the field of secondary, higher and additional education. The need of a modern school for teachers who are able to integrate pedagogical innovations into professional practice (both individual and mass) indicates the need to create conditions for more effective support of innovative activity of teachers in the framework of professional development, as well as for their perception of certain rules of innovative behaviour and the creation of new varieties, algorithms and methods of systematization and popularization of advanced teaching experience. The study of the problems associated with the introduction of the relevant innovations in the educational process determines the main indicators and evaluation criteria of the reviewed work.

Текст научной работы на тему «Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта»

Соколова Н. Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта / Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2018. — № 9. — С. 376—381. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-376-381.

Sokolova, N. L. (2018). Professional Evolution of School Teacher on Basis of Advanced Pedagogical Experience. Nauchnyy dialog, 9: 376-381. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-376-381. (In Russ.).

9

EBSOOta!

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень

и I к I С н' s

PERKXMCAIS DlRiC lORY -

УДК 371.146(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-376-381

Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта

© Соколова Наталия Леонидовна (2018), orcid.org/0000-0002-1421-9391, кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), oushkate@mail.ru.

В рецензии на монографическое исследование М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой «Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации» утверждается, что данный научный труд следует оценивать с учетом государственного заказа на формирование и развитие инновационной образовательной инфраструктуры и выстраивание новой стратегии эффективной деятельности в области среднего, высшего и дополнительного образования. Потребность современной школы в учителях, способных интегрировать педагогические нововведения в профессиональную практику (как индивидуальную, так и массовую), указывает на необходимость формирования условий для более результативного сопровождения инновационной деятельности учителей в рамках повышения квалификации, а также для восприятия ими определенных правил инновационного поведения и создания новых разновидностей, алгоритмов и методов систематизации и популяризации передового педагогического опыта. Исследование проблем, связанных с внедрением в учебно-воспитательный процесс соответствующих нововведений, определяет основные показатели и критерии оценки рецензируемой работы.

Ключевые слова: система повышения квалификации; инновационный педагогический опыт; андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов; индивидуальная и массовая профессиональная практика.

Актуальность научного труда М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой [Бриткевич и др., 2018] репрезентируется в следующих ключевых характеристиках научно-методической базы учебного процесса в современном вузе:

— недостаточное раскрытие потенциала системы повышения квалификации (в дальнейшем — СПК) для успешного выстраивания учебно-воспитательного процесса и профессионального развития школьного педагога с применением передового педагогического опыта;

— недостаточное внимание научного сообщества к вопросу комплексного воздействия передового педагогического опыта на развитие учителя в рамках выбранной профессии в контексте СПК;

— недостаточная степень исследованности средств и закономерностей диссеминации передового педагогического опыта в условиях СПК для развития профессиональных навыков школьного учителя.

Монографическое исследование посвящено изучению того влияния, которое оказывают на профессиональное развитие школьного учителя такие факторы, как систематизация передового педагогического опыта и реализация его достижений в СПК.

В вышесказанном состоит новизна проведенного исследования, так как в нем не только представлен теоретический и методологический базис использования передового педагогического опыта в профессиональном развитии школьного учителя в условиях СПК, но и изложена программа андрагогического сопровождения диссеминации инновационного опыта учителей, разработанная авторами монографии.

Наиболее значимыми аспектами рецензируемого научного труда представляются: (1) позиционирование диссеминации передового педагогического опыта как механизма донесения до целевой аудитории сведений о новейших достижениях в области среднего образования и их перспективности для практической деятельности конкретного педагога; (2) интерпретация профессионального развития школьного учителя как непрерывного процесса целенаправленного личностного совершенствования через эффективное осуществление своих должностных обязанностей и действий, направленных на изучение и использование передового педагогического опыта для демонстрации собственных творческих возможностей.

М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеева рассматривают выбранную ими проблему с учетом того обстоятельства, что большинство научных работ в области непрерывного педагогического образования ориентированы на создание и / или обоснование технологий разработки и распространения передового педагогического опыта, способствующих получению принципиально новых результатов, имеющих отношение к повышению эффективности педагогической деятельности и установлению области ответственности педагога за содействие реализации креативного потенциала своих подопечных. Таким образом, СПК имеет возможность влиять

на профессиональное развитие школьного педагога с точки зрения оптимизации его умения разрабатывать инновационные проекты и совершенствовать практическую составляющую современного образования.

Отмечается, что инновационные изменения в области образования подразумевают не только предложение новых эталонов педагогического труда, выводящих его на более высокий качественный уровень и благоприятствующих повышению успеваемости школьников, но и популяризацию среди участников педагогического коллектива тех положительных моментов, которые реально делают имеющуюся образовательную среду более продуктивной и комфортной.

С точки зрения авторов рецензируемой работы, сопровождение инновационной деятельности школьных учителей и выстраивание процесса диссеминации передового педагогического опыта в СПК базируется на комплексе андрагогических принципов, прежде всего следующих: (1) самостоятельности; (2) учета жизненного опыта и пожеланий взрослых слушателей; (3) оперативного использования приобретенной информации; (4) личностного и профессионального совершенствования в процессе обучения.

Механизм использования передового педагогического опыта в профессиональном развитии школьного учителя, описанный М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой, обусловлен андрагогическими особенностями СПК: взаимодействием педагога со слушателями, достигшими совершеннолетия; ориентацией всей образовательной среды на круг потребностей, присущих взрослому контингенту; наличием различных социальных, этнических, психологических и иных категорий взрослых слушателей; повышенными требованиями к интеллектуальному развитию и жизненному опыту преподавателя, работающего на подобных курсах.

В упомянутом аспекте сама формулировка проблемы и полученные авторами данные представляются весьма актуальными, имеющими несомненную теоретическую значимость. Передовой педагогический опыт рассматривается в рецензируемом труде как фактор, благоприятствующий профессиональному развитию школьного педагога при условии комплексного переосмысления им своей деятельности благодаря ориентации на новые императивы педагогического искусства, существенно повышающие результативность образования. При этом позитивный эффект от воздействия передового педагогического опыта на профессиональное развитие школьного учителя ограничивается выраженным противоречием, существующим между требованиями профессионального стандарта к уровню компетентности современного педагога и стремлению самих работников

к анализу своего передового опыта, с одной стороны, и исследованием методов его систематизации и презентации, с другой стороны.

Разрешение данного противоречия М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеева видят в создании программы андрагогического сопровождения диссеминации инновационного педагогического опыта (в дальнейшем — АСДИ-ПО), включающей в себя комплекс мер по профессиональному развитию школьного учителя, алгоритм и способы реализации ключевых этапов; технологии и формы прикладной деятельности, требуемые для достижения намеченных результатов; апробированные на практике схемы планирования и сценарии проведения занятий в контексте СПК.

Результаты эмпирической проверки программы АСДИПО в условиях формирующего эксперимента указывают на наличие положительной корреляции между диссеминацией передового педагогического опыта и степенью результативности профессионального развития педагога в рамках СПК: у педагогов, принявших участие в прохождении данной программы, возросли уверенность в собственных силах, чувство ответственности за допущенные ошибки и недочеты, уровень индивидуального отслеживания важных профессиональных ситуаций; сформировалась трактовка диссеминации как оценки достигнутых педагогических результатов, как сценария своего профессионального совершенствования; улучшились навыки определения, систематизации и демонстрации собственного передового педагогического опыта; увеличилась активность по его распространению среди коллег (выступление с докладами на конференциях и семинарах, публикация научных статей, участие в тематических проектах, размещение авторских материалов методического характера на школьных сайтах).

Проанализировав содержание книги, мы пришли к выводу, что выбранная тема и полученные авторами результаты обладают несомненной теоретической значимостью, способствуя систематизации и применению передового педагогического опыта большинством школьных учителей. На базе факторного анализа в монографии определены главные факторы, благоприятствующие эффективной инновационной деятельности в области образовании. Рассмотрев теоретические труды по педагогике, авторы выявили несколько ключевых особенностей, характерных для распространения передового педагогического опыта, описали алгоритм реализации данного процесса. Также в исследовании изложены и аргументированы сущность и структура программы АСДИПО, нацеленной на стимулирование ресурсов саморазвития, активацию личностных и профессиональных возможностей педагога и выбор адекватной методики.

Практическую ценность работы М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой как раз и определяют широкие возможности разработанной программы АСДИПО, включающей в себя комплекс мер по профессиональному развитию школьного учителя. Предложены механизмы и методы апробации ключевых стадий диссеминации с характеристикой технологии и типов действий, необходимых для получения запланированных результатов с использованием действенных форм выстраивания учебно-воспитательного процесса.

Как утверждают авторы монографии, реализация программы АСДИ-ПО в контексте СПК показала, что предлагаемые действия могут благоприятствовать: 1) устранению расхождения между готовностью учителей к усвоению передового опыта коллег и доминированием неактивных форм их участия в распространении своего передового опыта; 2) преодолению стандартных проблем, затрудняющих успешное профессиональное развитие в рамках диссеминации передового педагогического опыта: слабой мотивации, недостаточно сформированной системы ценностей и смыслов, «недоосмысленности» полученного опыта, отсутствия знаний о механизмах систематизации и передачи собственного опыта.

Литература

Бриткевич М. С. Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации : монография / М. С. Бриткевич, М. Г. Сергеева. — Курск : Региональный финасово-экономический институт, 2018. — 148 с.

Professional Evolution of School Teacher on Basis of Advanced Pedagogical Experience

© Sokolova Nataliya Leonidovna (2018), orcid.org/0000-0002-1421-9391, PhD in Philology, associate professor, director of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), oushkate@mail.ru.

The review of the monographic study by M. S. Britkevich and M. G. Sergeeva "An-dragogical support of innovative activity of teachers in the system of professional development" states that this scientific work should be evaluated taking into account the state order for the formation and development of innovative educational infrastructure and building a new strategy of effective activity in the field of secondary, higher and additional education. The need of a modern school for teachers who are able to integrate pedagogical innovations into professional practice (both individual and mass) indicates the need to create conditions for more effective support of innovative activity of teachers in the framework

of professional development, as well as for their perception of certain rules of innovative behaviour and the creation of new varieties, algorithms and methods of systematization and popularization of advanced teaching experience. The study of the problems associated with the introduction of the relevant innovations in the educational process determines the main indicators and evaluation criteria of the reviewed work.

Key words: system of professional development; innovative pedagogical experience; andragogical support of innovative activity of teachers; individual and mass professional practice.

References

Britkevich, M. S., Sergeyeva, M. G. (2018). Andragogicheskoye soprovozhdeniye in-novatsionnoy deyatelnosti pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikatsii. Kursk: Regionalnyy finasovo-ekonomicheskiy institut. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.