Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ О ПОДХОД / ЭМПАТИЯ / PSYCHOLOGICAL ENLIGHTENMENT / PSYCHOLOGICAL PERSONALITY CULTURE / EVERYDAY IDEAS ABOUT PSYCHOLOGY / COMPETENCE ABOUT APPROACH / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Е.Б., Костенко А.А., Терсакова А.А.

В статье рассматриваются задачи, формы, роли психологического просвещения в формировании методов, средства психологического просвещения и развитии психологической культуры личности-как одного из направлений деятельности профессиональности психолога. А также о самой деятельности педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER - PSYCHOLOGIST IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the tasks, forms, roles of psychological enlightenment in the formation of methods, the means of psychological enlightenment and the development of the psychological culture of the individual-as one of the directions of the psychologist's professional activity. And also about the activity of the teacher-psychologist.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.99

Сидоренко Е.Б. педагог-психолог

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования, центр детского (юношеского) научно-технического творчества

Костенко А.А., к. псих. н.

доцент кафедра ССПП Терсакова А.А., к.п.н.

доцент кафедра ТИПИОП ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет Россия, г. Армавир ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в статье рассматриваются задачи, формы, роли психологического просвещения в формировании методов, средства психологического просвещения и развитии психологической культуры личности-как одного из направлений деятельности профессиональности психолога. А также о самой деятельности педагога-психолога.

Ключевые слова: психологическое просвещение, психологическая культура личности, обыденные представления о психологии, компетентностный о подход, эмпатия.

Sidorenko E.B. pedagogue-psychologist Municipal budgetary institution additional education center children's (youthful) scientific and technical creativity

Armavir Kostenko AA, Ph.D. Associate Professor of the SSPS

FGBOU VO

Armavir State Pedagogical University Tersakova AA, Ph.D. Associate Professor of the Department TIPIOP

FGBOU VO

Armavir State Pedagogical University PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER -PSYCHOLOGIST IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL

EDUCATION

Annotation: the article deals with the tasks, forms, roles of psychological

enlightenment in the formation of methods, the means of psychological enlightenment and the development of the psychological culture of the individualas one of the directions of the psychologist's professional activity. And also about the activity of the teacher-psychologist.

Key words: psychological enlightenment, psychological personality culture, everyday ideas about psychology, competence about approach, empathy.

Современные условия развития общества предъявляют высокие требования к личности, знаниям и умениям специалиста любой профессии. Реализация компетентностного подхода в образовании позволяет упорядочить эти разнородные требования в систему компетенций различного уровня. Особым блоком в системе компетенций выделяются общекультурные компетенции, носящие надпрофессиональный характер. Некоторые из них, в частности, способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей, владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, относятся к сфере психологической грамотности и психологической культуры.

В массовом сознании бытует мифологизированное представление о психологии, сформированное в обществе под влиянием стремительно развивающихся парапсихологических направлений (гадание, ясновидение, целительство и т.п.). Искаженное представление о психологии как сфере профессиональной деятельности и о психологах как специалистах формируется также под влиянием популярной психологической литературы, качество которой часто оставляет желать лучшего. К мифологизированному образу «мага и экстрасенса», видящего человека насквозь и умеющего читать мысли, добавляются мифы о психологе как человеке без проблем, а о его деятельности - как о чрезвычайно простом и даже легкомысленном занятии, о том, что специальности психолог и психиатр, психолог и социолог, психолог и педагог тождественны, а практическая деятельность психолога сводится к задушевной беседе. Психологические знания не признаются научными, процветают представления, согласно которым каждый человек, имеющий некоторый опыт общения с другими людьми, уже является «сам себе психологом».

Приведем некоторые из мифов, с которыми нам приходилось встречаться в процессе просветительской работы: «Главная фраза психолога - вы хотите поговорить об этом?»; «Психолог решит все ваши проблемы без вашего участия»; «Психолог - человек без проблем»; «Психолог всегда в хорошем настроении»; «Психологи - неординарные личности (либо гений-мудрец, либо с ненормальной психикой)»; «Психолог дает советы, как поступить»; «Психологу достаточно взглянуть на человека, чтобы узнать о нем все»; «Всю психологию придумал Зигмунд Фрейд».

Разумеется, за мифами стоит реальность, они имеют под собой некое основание, но реальность эта воспринимается искаженно, приобретая гипертрофированные оттенки. Такие обстоятельства не только снижают эффективность профессиональной психологической помощи, но и препятствуют формированию адекватной потребности в психологических услугах и развитии психологической культуры. Поэтому первостепенной задачей психологического просвещения нам видится именно преодоление мифологизированного представления о психологии

Проблема оказания квалифицированной психологической помощи населению нашей страны остается актуальной в течение нескольких десятилетий. Практическая психология как отдельная отрасль активно развивается, но из-за многомерности предоставляемой помощи и низкой популярности среди населения еще не достигло своего пика.

Отдельная отрасль деятельности педагогов-психологов, которая охватывает сферу образования.

Основной целью психологической службы в образовательных организациях является сохранение психологического здоровья человека, создание благоприятного социально-психологического климата в организациях и оказание психологической поддержки.

Если обследование или психологическое вмешательство ребенка проводится по просьбе другого лица, психолог должен уведомить родителей ребенка или лиц, которые их заменяют. Он лично несет ответственность за секретную информацию о детях, которых он инспектирует.

Понимая свою профессиональную деятельность в системе образования, педагог-психолог работает в следующих областях: психологическое воспитание, психологическая профилактика, психопрофилактическая диагностика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.

Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. К формам психологического просвещения относят лекции, тематические встречи, выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские лектории, стендовая информация, памятки, буклеты и др.

Психологическая профилактика - целенаправленная,

систематическая совместная работа психолога, педагога и родителей, направленная на предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов, создание комфортного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, пропедевтические разноплановые мероприятия, позволяющие предупредить нарушения развития, обучения и воспитания учащихся, по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме обследования детей с использованием метода экспертных оценок для

выявления детей групп риска по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям, разработку программ коррекционной работы и разработке индивидуальной стратегии сопровождения детей разных групп, объединенных по структуре дефекта. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся школы осуществляется психологом в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены элементы различных направлений психотерапевтической и коррекционной работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных программ.

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определение индивидуального стиля познавательной деятельности.

Психологическая диагностика осуществляется в виде формы плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, педагогов, родителей и администрации школы и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя.

Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершившим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкции за их нарушения в учебном заведении. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи

обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы причин затруднений, в решении проблем, связанных с соответственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,

взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультации, тематических встреч с разными группами взрослых, имеющими одинаковые проблемы [5,1,3].

Таким образом, профессия педагога-психолога несет в себе очень сложные и ответственные функции. Педагог-психолог образования имеет довольно широкий круг должностных обязанностей, должен владеть большим арсеналом психолого-педагогических знаний, соблюдать множество этических принципов, знать концепцию психологической службы образования. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог несет персональную ответственность за выполнение каждого из основных направлений деятельности: психологической диагностики, коррекции, консультирования, а также психологической профилактики и просвещения.

Только при условии выполнения всех выше обозначенных квалификационных требований педагог-психолог сможет качественно осуществлять профессиональную деятельность, главной целью которой является сохранение психического и социального благополучия обучающихся.

Использованные источники:

1. Грановская Р.М. "Элементы практической психологии". - СПб.: Свет, 2000.

2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т. II. - М., 1989.

5. Менеджмент организации. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА - М., 1995 - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.