Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна

В статье рассматривается психологическое просвещение в системе деятельности педагога-психолога, раскрывается сущность и содержание психологического просвещения родителей (законных представителей) с точки зрения педагогического смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST-TEACHER: PEDAGOGICAL ASPECT

The article deals with psychological education in the system of activity of a teacher-psychologist, reveals the essence and content of psychological education of parents (legal representatives) from the point of view of pedagogical meaning.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

способствовать тому, что молодой педагог, приступивший к работе в школе будет не только транслятором знаний, но и референтной личностью для учащихся и коллег.

Выводы. Очевидно, что нравственные ценности формируются на основе соотнесения субъектного опыта обучающихся с бытующими в данном социуме нравственными образцами поведения. Задача педагогов - направить воспитательный процесс на усвоение ценностей, адекватных общечеловеческим для того, чтобы учащиеся идентифицировали себя с определенной культурой.

Успешность реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе вуза зависит от того в какой степени педагог:

- понимает, насколько велико влияние личностных ценностей обучающихся на характер их установок и поведения в жизни;

- способен формировать гуманные ценностные ориентации личности;

- готов стать ориентиром ценностного поиска студентов во всех формах образовательной деятельности - в аудитории и вне ее [4].

Результаты проведенных исследований продемонстрировали необходимость выделения ценностных ориентаций студентов и включение их в образовательный процесс. Среди них можно выделить следующие виды ценностных ориентаций и конкретизировать формы реализации в учебно-воспитательном процессе вуза:

1) Деятельностно-познавательные - направлены на научно-исследовательскую деятельность: участие в работе научных кружков, конференций, круглых столов, расширение и углубление знаний в области будущей профессиональной деятельности, все это способствует формированию профессиональных ценностей.

2) Деятельностно-оценочные - формируют духовно-нравственные ценности посредством различных форм культурного досуга, чтение классической литературы, посещение театров, выставок, музеев и пр.

3) Коммуникативно-ценностные - ориентируют на активные виды и формы общения, передачу эстетической информации.

4) Преобразовательно-ценностные - сфокусированы на общественно-полезной, воспитательной, культурно-просветительной деятельности.

5) Художественно-творческие - нацелены на участие в коллективах художественной самодеятельности, в различных видах художественного творчества: исполнительской, сочинительской деятельности и пр.

Таким образом, в процессе дальнейшей разработки проблемы формирования ценностных ориентаций студентов вуза средствами научного знания, следует уделить внимание изучению особенностей формирования ценностных ориентаций в структуре личности на разных этапах ее развития, выявлению динамики профессионального мастерства преподавателей различных дисциплин, вопросам интеграции гуманитарных дисциплин в формировании устойчивых ценностей у студентов.

Литература:

1. Бубнова, С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова.

- Москва: Институт психологии РАН, 1994. - С. 144-157

2. Гущина, Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: диссертация...канд. пед. наук: 13.00.01 / Гущина Наталия Александровна. -Калуга, 2004. - 188 с.

3. Жданова, Н.Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза / Н.Е. Жданова // Образование и наука. - 2014. - №7 (116). - С. 75-86

4. Тимашкова, Л.Н. Профессионально-аксиологическая подготовка будущих педагогов / Л.Н. Тимашкова // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. VI Всероссийской научно-практической конференции 14 февраля, 2019. - СПб.: «Свое издательство», 2019. - С. 302-305

5. Чернышева, Е.Н. Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е.Н. Чернышева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

- Орел: ОГУ, 2012. - №2. - С. 362-366

Педагогика

УДК 371.21

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается психологическое просвещение в системе деятельности педагога-психолога, раскрывается сущность и содержание психологического просвещения родителей (законных представителей) с точки зрения педагогического смысла.

Ключевые слова: педагог-психолог, родители (законные представители), просвещение, психологическое просвещение. Annotation. The article deals with psychological education in the system of activity of a teacher-psychologist, reveals the essence and content of psychological education of parents (legal representatives) from the point of view of pedagogical meaning. Key words: educational psychologist, parents (legal representatives), education, psychological education.

Введение. В настоящее время создание условий для успешного развития и защиты детей выступает национальной стратегией российского общества. Эти аспекты нашли отражение в выступлениях Президента, в постановлениях Правительства Российской Федерации. Сегодня государство в лице законодательной и исполнительной власти обеспокоено проблемами детства, поэтому в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года они четко обозначены, кроме этого, определены пути их решения. Успешная реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» служит бесспорным тому подтверждением.

Одной из ключевых задач современного общества становится переформатирование всей психолого-педагогической системы с целью осуществления повышения психологической информированности родителей, в целом, и сопровождения развития подрастающего поколения в частности.

На законодательном уровне, создание образовательной среды в условиях которой осуществляется просвещение и консультирование родительского сообщества по различным вопросам, закреплено в нормативно-правовых документах Правительства Российской Федерации [8].

На современном этапе проблеме сущности и содержания психологического просвещения посвящены работы К.К. Платонова, Л.Ф. Чупрова. По мнению таких ученых, как М.К. Акимовой, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, данному направлению деятельности педагога-психолога сегодня уделяется недостаточное внимание, данный аспект является мало разработанным, как в теоретическо-практическом, так и нормативном аспектах.

Среди диссертационных исследований, посвященных проблеме психологического просвещения родителей можно выделить работу ЯЗ. Газиевой [1].

Изложение основного материала статьи. Психологическое просвещение как один из видов работ по психологическому сопровождению образования определилось сравнительно недавно, с момента принятия в 2013 году профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) [7]. Причем сегодня до сих пор продолжаются споры о месте и роли психологического просвещения в системе работы специалиста психолого-педагогического направления, где оно является, с одной стороны, разделом системы психопрофилактической работы педагога-психолога, с другой, одной из трудовых функций, выполняемых им в системе образования.

Для сущностного понимания понятия «психологическое просвещение», обратимся к анализу категории «просвещение».

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова понятие «просвещение» понимают, как «знания, образованность» [4, С. 619].

Необходимо отметить, что в большинстве словарей, просвещение трактуется, как образование, обучение, распространение знаний.

Исследователь К.К. Платонов - один из первых, кто рассматривает и дает объяснение термину психологические проблемы пропаганды, по мнению автора, смысл его сводится к «возможностям психологической науки помогать эффективному развитию психологической службы, как основной формы работы психолога через психологические закономерности и влияние на личность с учетом психологических особенностей речевого общения» [5, С. 66-67].

Как видно, из приведенного высказывания, автор не оперирует дефиницией «психологическое просвещение», а использует формулировку «психологические проблемы пропаганды» [5], что, конечно, объясняется, общим научным подходом, как в педагогической, так и психологической науки советского периода.

Анализ разных подходов к раскрытию сущности понятия «психологическое просвещение» показал, что у исследователей и ученых нет единого мнения, каждый из них рассматривает исследуемую категорию с разных сторон. Достаточно привести пример толкования этой дефиниции исследователем И.В. Дубровиной, понимающей его с позиции «... отдельного вида работы психолога ... через приобщение взрослых ... и детей к психологическим знаниям... » [2, С. 200].

При этом обратимся к теоретическому опыту понимания организационной и функциональной природы психологического просвещения, представленного в трудах Н.В. Лукьянченко [3]. Автор раскрывает сущность данного явления с точки зрения разных видов отношений, в частности, к деятельности, социуму и его отдельным представителям.

Применимо к профессиональной деятельности специалиста в области психологии можно выделить такие функции психологического просвещения:

- развитие мотивационной сферы;

- расширение людей, осуществляющих запрос на оказание данной услуги;

- конкретизация и уточнение запроса;

- выработка единой стратегии действий.

В контексте рассмотрения значимости психологического просвещения для членов общества, Н.В. Лукьянченко обозначает следующие функции:

- информирование населения по вопросам психологии;

- формирование рефлексии;

- развитие объективных установок личности.

В социальной парадигме психологическое просвещение можно представить с точки зрения:

- значимости психологических знаний для социума;

- актуализации сущностного содержания социальных представлений;

- включения психологии в систему факторов социализации [3].

В условиях школы психологическое просвещение направлено в первую очередь на развитие личности ребенка и включено в контекст целенаправленного и систематического педагогического процесса. Причем одним из аспектов такого вида деятельности является работа со всеми субъектами образовательной среды.

Подобное понимание психологического просвещения в условиях школы позволяет рассматривать его с позиции трудовой функции, выполняемой педагогом-психологом.

Итак, психологическое просвещение родителей в образовательной среде школы осуществляется специалистом психолого-педагогического направления, выступающим центральным звеном психологической службы. Исходя из этого, особенности данного явления обусловлены нормативно-правовыми аспектами деятельности специалиста психолого-педагогического направления, а также общим содержанием этого явления.

Стоит отметить, что на уровне законодателя, статус педагогических работников, к которым относятся учителя-предметники, а также педагог-психолог прописан в статье 47 ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [9]. Кроме этого, в нормативно-правовых актах Правительства РФ задекларированы основные права и полномочия специалиста в области психологии, осуществляющего работу с обучающимися и их родителями [6].

Исходя из того, что основной целью просвещения родительского сообщества по вопросам психологии, выступает развитие психологической культуры, что предполагает усвоение ими психологических знаний, направленных на предупреждение отклонений в психическом развитии детей через активное приобщение их к совместной социально значимой деятельности.

В настоящий момент, специалист психологической сферы, осуществляя деятельность по приобщению родителей к информации из области психологии сталкивается с рядом трудностей, среди которых, отбор содержания, а также внешних способов взаимодействия.

Психологическое просвещение родителей можно трактовать с позиции целенаправленного процесса, организацией и планированием которого занимается психолог, предусматривающий устранение пробелов в когнитивной системе, возможности применения полученных психологических знаний на практике, при этом, с сохранением и построением позитивных, «здоровых» отношений с детьми. Кроме этого, оно обеспечивает знакомство родителей с основными знаниями из различных областей психологии - возрастной, педагогической, а также социальной. В свою очередь, обучающиеся, воспитанники знакомятся с азами процесса самовоспитания и собственного личного роста. В этой ситуации, педагог-психолог способствует в доступной форме донесение до субъектов просвещения актуальных психологических знаний,

формирует мотивационную сферу, в том числе, общую заинтересованность в получении этой категории знаний, прежде всего, в родительской среде.

Рассматривая вопрос отбора содержания в ходе психологического просвещения, важно подчеркнуть, что в функционал психолога образовательной организации не входит передача систематизированных психологических знаний родителям, а заключается в погружении взрослых в социально значимые для ребенка ситуации, связанные непосредственно с процессом их обучения и психологическим развитием, в ходе чего, специалист предлагает эффективные и целесообразные формы построения семейных взаимоотношений.

К распространенным формам работы специалиста в области психологии с разными группами взрослых относятся следующие:

- беседы, проводимые в индивидуальной и групповой формах;

- классический вариант собраний для родителей;

- разные виды конференций для родительского сообщества [10].

Среди нетрадиционных подходов к выбору внешних способов взаимодействия психолога с родительским сообществом по различным психологическим вопросам можно назвать такие: участие в семинарах; включение в работу и посещение специализированных выставок, посвященных узконаправленной тематике, осуществление индивидуального подбора литературы психологической направленности.

При этом, как подчеркивают многие исследователи, психологическое просвещение родителей (законных представителей) - это деятельность, в которую вовлечены не только специалисты психолого-педагогического направления, но и эксперты из разных практических областей, таких как: юриспруденция, экономика, медицина, уголовное право и другие.

На современном этапе в работе педагога-психолога широкое распространение приобретает сеть Интернет, например, представление сведений психологической направленности на официальных web-сайтах, данный аспект широко применяется в условиях функционирования образовательных организаций.

Важное место в деятельности компетентного специалиста, занимающегося просвещением родительского сообщества по вопросам психологии, занимает педагогический такт, значимость которого особо выражена в ходе организации, как групповой, так и индивидуальной работы со взрослыми.

Причем, в процессе проектирования образовательной среды школы, необходимо учитывать опыт и наработки психологической службы, одним из направлений деятельности которой выступает психологическое просвещение родителей, что объясняется низким уровнем психологической компетентности семей, а также их неспособностью выстраивать благоприятные отношения с детьми.

Прежде всего, перед большей частью родительского сообщества возникает ряд проблем, которые объясняются не развитостью или полным отсутствием знаний возрастных, психологических особенностей подрастающего поколения, среди прочих проблемных аспектов, исследователи называют неспособность родителей управлять, контролировать поведение собственных детей. Поэтому у родителей происходит перенос ответственности в вопросах воспитания и развития детей на государственные учреждения (школа, детский сад). Пособия, разработанные специально для родителей, не позволяют решить те многочисленные проблемные ситуации, в которых оказываются семьи, с этой задачей помогают справиться разные специалисты, относящиеся к психолого-педагогической области, (педагог-психолог, социальный педагог, логопед, педагог-дефектолог) в ходе формирования психологических знаний и информирования населения.

Обратим внимание еще на один аспект осуществления просвещения взрослых по вопросам психологии, на который стоит опираться психологу в своей работе. Речь идет про практику использования индивидуализированного и дифференцированного подходов к родительскому сообществу. Так, использование данных подходов специалистами предполагает оперирование различными технологиями, среди которых особое место занимает модель наставничества, включающая поэтапную деятельность по формированию психологической компетентности у родителей.

В ходе психологического просвещения педагог-психолог может столкнуться с представителями родительского сообщества, характеризующиеся низким уровнем мотивации, нежеланием участвовать в мероприятиях, просветительской направленности. В этой ситуации специалист может использовать онлайн формат для работы по психологическому просвещению родителей (законных представителей), в том числе, дистанционные технологии. Причем, следует отметить, если возникает обстоятельство, при котором родители не стремятся или не желают выйти на связь с образовательной организацией, не нацелены на взаимодействие, что негативным образом сказывается, как на взаимоотношениях с детьми, так и на их развитии. Из этого следует, что педагогу-психологу необходимо обратиться за помощь специалистов других ведомств и служб [3].

Из анализа международной и отечественной практики работы профессионалов психологической сферы следует, что как правило, просвещение в области психологии является частью комплексных программ деятельности этого специалиста, это находит выражение не только и не столько в информировании взрослых, как прежде всего, направлено на выработку практических навыков и необходимых компетенций.

Выводы. Вышеизложенное, позволяет резюмировать следующее: в современной образовательной парадигме, педагог-психолог занимает ключевое место, организуя свою работу через психологическую службу школы. Причем выполняет специалист данного направления деятельности разные трудовые функции, среди которых просвещению родителей в области психологии уделяется особое внимание. Данный аспект психологической деятельности организован, как через лекции, семинары, беседы, консалтинг, так и в ходе проведения «живых» выступлений в средствах массовой информации. Педагогический аспект рассмотрения природы распространения и формирования психологических знаний среди взрослого населения во многом решает проблему определения эффективных форм и методов работы психолога.

Литература:

1. Газиева, ЯЗ. Формирование у бакалавров способности осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам психического развития детей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Я.З. Газиева; [Место защиты: ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет], 2017. - 185 с.

2. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Просвещение, 1991. - 324 с.

3. Лукьянченко, Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») / Н.В. Лукьянченко // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2012. - № 2.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // РАН. - 4-е изд., допол. - Москва: Азбуковник, 1999. - 939 с.

5. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие / К.К. Платонов. - Москва: Высшая школа, 1984. - 174 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499038030.

7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514 н. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://gppc.ru/work/standard/psy/.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: электронный ресурс // Ссылка доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html/.

9. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»: электронный ресурс // Ссылка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

10. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика / Л.Ф. Чупров // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2013. - №1. - 75 с.

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Хоменко Елена Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье обоснована важность воспитания у учащихся умения слушать. Выявлены и охарактеризованы психолого-педагогические основы формирования навыков аудирования у учащихся основной школы: учёт степени развития у них речевого слуха, памяти, внимания, речевого восприятия, мышления, способности к речевой догадке; знание основных барьеров, препятствующих процессу успешного слушания, и факторов, облегчающих восприятие звучащей речи; необходимость чёткого представления всей системы умственных действий, обеспечивающих полноценное овладение исследуемыми навыками (восприятие, идентификация, осмысливание, оценивание и интерпретация).

Ключевые слова: навыки аудирования, психолого-педагогические основы, учащиеся основной школы.

Annotation. The article substantiates the importance of educating students to listen. The psychological and pedagogical foundations of the formation of listening skills in primary school students are identified and characterized: taking into account the degree of development of their speech hearing, memory, attention, speech perception, thinking, the ability to guess speech; knowledge of the main barriers that hinder the process of successful listening, and factors that facilitate the perception of sounding speech; the need for a clear representation of the entire system of mental actions that ensure full mastery of the studied skills (perception, identification, comprehension, evaluation and interpretation).

Key words: listening skills, psychological and pedagogical foundations, primary school students.

Введение. В соответствии с основными нормативными документами (Фундаментальное ядро содержания общего образования [18], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [17], Примерная программа по русскому языку [15]) одной из приоритетных задач в обучении русскому языку является формирование у школьников умений и навыков, необходимых для полноценного общения в различных жизненных ситуациях. Ведущую роль в этом процессе играет умение слушать - одно из самых социально значимых и одновременно наиболее сложных коммуникативных умений. Именно это базовое умение лежит в основе способности человека воспринимать, понимать, интерпретировать и преобразовывать звучащий текст. Умение слушать позволяет понять точку зрения собеседника, получить от него полную информацию, сделать общение комфортным для собеседника. Степень владения этим умением во многом определяет успешность человека в жизни и профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель статьи - выявить и охарактеризовать психолого-педагогические основы формирования навыков аудирования у учащихся основной школы.

Изложение основного материала статьи. Изучению психолого-педагогических основ формирования навыков аудирования у учащихся основной школы посвящены многочисленные исследования, среди которых ведущее место занимают работы П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Т.В. Ивановой, З.Р. Киреевой, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик и др. Анализ работ указанных авторов показывает, что в ходе аудирования школьники выполняют сложную перцептивно-мнемоническую деятельность, включающую опознавание речевых единиц, их смысловую переработку и на этой основе - понимание речи [14, С. 266]. Также исследователями установлено, что аудирование -процесс строго личностный и зависит от степени развития у школьников речевого слуха, памяти, внимания, речевого восприятия, мышления, а также способности к речевой догадке (вероятностному прогнозированию). Рассмотрим особенности развития названных ментальных способностей у детей среднего школьного возраста (11-15 лет), знание которых позволит нам определить условия обучения эффективному слушанию.

Речевой слух - это способность человека воспринимать устную речь, делить её на смысловые отрезки, узнавать знакомые образы в потоке речи [10, С. 116]. Учёными установлено, что речевой слух наиболее интенсивно развивается до восьми лет, а затем он совершенствуется без резких скачков в развитии. На развитие речевого слуха положительно влияет музыка и пение, поэтому необходимо тесное взаимодействие с учителем музыки и пения.

Память - это способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить какую-либо информацию. Аудирование речевых сообщений тесно связано с деятельностью двух видов памяти: кратковременной и долговременной (или оперативной). Первая помогает учащимся удерживать слова и фразы, слышимые в данный конкретный момент; вторая помогает удерживать воспринятое в течение длительного срока. В подростковом возрасте активно развиваются оба вида памяти. Кроме этого, начинает развиваться логическая память, что проявляется в умении логически обрабатывать аудиотекст для преднамеренного запоминания, устанавливать причинно-следственные отношения внутри запоминаемого материала.

Внимание. Данный психический познавательный процесс, под которым понимают направленность и сосредоточенность на каком-либо предмете, явлении, деятельности, играет очень важную роль в формировании навыков аудирования. Внимание подростков характеризуется произвольностью (т.е. учащиеся способны сконцентрироваться и сосредоточиться на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.