Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТЦИПАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

В статье рассматриваются основные направления деятельности психолога образовательного учреждения по формированию антиципационных способностей учителя в контексте превенции асоциального поведения. Формированию антиципационных способностей способствуют такие направления деятельности психолога как психолого-педагогическое просвещение, психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. Антиципационные способности рассматриваются как конкретное «состояние» системы внутренних ресурсов индивида, обеспечивающих успешность прогностической деятельности в превенции асоциального поведения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF ACTIVITY OF A PSYCHOLOGIST OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE FORMATION OF THE TEACHER'S ANTICIPATORY ABILITIES

The article discusses the main activities of the psychologist of an educational institution for the formation of the teacher's anticipatory abilities in the context of the prevention of antisocial behavior. Such areas of activity of a psychologist as psychological and pedagogical education, psychological diagnostics, psychological counseling and psychological correction contribute to the formation of anticipatory abilities. Anticipatory abilities are considered as a specific "state" of the system of internal resources of an individual, ensuring the success of predictive activity in the prevention of antisocial behavior of students.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ»

изучении инструментальных ценностей у этих студентов были получены результаты, свидетельствующие о том, что показано, что каждой выраженной черте характера соответствует одна или несколько инструментальных ценностей.

• Людям с положительной направленностью личности характерны такие ценности как независимость, твёрдая воля и широта взглядов.

• Людям с выраженными интеллектуальными чертами характера присущи исполнительность и независимость.

• Волевым чертам характера соответствуют жизнерадостность и независимость.

• У эмоциональных черт характера есть взаимосвязь с ценностью «рационализм» (данная корреляция, вероятно, свидетельствует о том, что люди с излишней эмоциональностью очень ценят «рационализм» как ценность, которой им не хватает).

• Черта выражающая отношение к деятельности связанна с ценностью «независимость».

• Черта характера выражающая отношение к другим людям связана с двумя ценностями: независимостью и широтой взглядов.

• Людям с проявленной чертой характера выражающей отношение к себе характерна такая ценность как исполнительность.

Опираясь на результаты исследования также можно сказать:

• Одна и та же ценность может соответствовать разным чертам характера;

• Инструментальная ценность «независимость» связана с большей частью черт характера.

По результатам исследования можно сказать, что гипотеза была подтверждена частично. Между чертами характера и терминальными ценностями не было обнаружено взаимосвязи. Между чертами характера и инструментальными ценностями взаимосвязь есть.

Литература:

1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - 11-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 448 с.

2. Джанерьян, С.Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие / С.Т. Джанерьян; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 142 с.

3. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - 3-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2020. - 264 с.

4. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: учебник / И.Г. Малкина-Пых. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 423 с.

5. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 6-е изд., стер. -Москва: ФЛИНТА, 2021. - 281 с.

6. Нейрофизиология. Основной курс: учебное пособие / А.А. Лебедев, В.В. Русановский, В.А. Лебедев, П.Д. Шабанов. - Изд. 2-е, стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2022. - 270 с.

7. Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3 книгах / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва: Владос, 2016. - Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с.

8. Определение ценностных ориентаций // HR-Portal URL: https://hr-portal.ru/article/opredelenie-cennostnyh-orientaciy (дата обращения: 20.02.2022).

9. Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - 3-е изд., стер. -Москва: Дашков и К, 2021. - 518 с.

Психология

УДК 159.9.316.6

кандидат психологических наук, доцент Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности психолога образовательного учреждения по формированию антиципационных способностей учителя в контексте превенции асоциального поведения. Формированию антиципационных способностей способствуют такие направления деятельности психолога как психолого-педагогическое просвещение, психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. Антиципационные способности рассматриваются как конкретное «состояние» системы внутренних ресурсов индивида, обеспечивающих успешность прогностической деятельности в превенции асоциального поведения обучающихся.

Ключевые слова: антципационные способности, прогнозирование, деятельность психолога, психологическое сопровождение.

Annotation. The article discusses the main activities of the psychologist of an educational institution for the formation of the teacher's anticipatory abilities in the context of the prevention of antisocial behavior. Such areas of activity of a psychologist as psychological and pedagogical education, psychological diagnostics, psychological counseling and psychological correction contribute to the formation of anticipatory abilities. Anticipatory abilities are considered as a specific "state" of the system of internal resources of an individual, ensuring the success of predictive activity in the prevention of antisocial behavior of students.

Key words: anticipatory abilities, forecasting, activity of a psychologist, psychological support.

Введение. Современное состояние неразрешенных проблем в области превентивной деятельности образовательных учреждений отражает противоречие между возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам педагогов, их способности к проектированию и прогнозированию, и, с другой стороны, отсутствием новых превентивных стратегий, требующие нестандартных подходов как на уровне теоретических, так и на практике.

В психолого-педагогической науке антиципация все чаще становится предметом изучения, формируя новые возможности и направления в практической деятельности учителя (Абасов З.А., Безруких М.М., Батраченко И.Г., Бакулина Г.А., Регуш Л.А., Захаров А.В., Максимова К.В., Джига Н.Д., Монахов В.М. и многие другие). В то же время, проблема формирования антиципационных способностей педагогов в превентивной деятельности не обозначена.

Изложение основного материала статьи. Психолог является ключевой фигурой в устранении последствий деструктивного поведения в образовательном учреждении. В то же время реализация целей и задач превентивной деятельности представляется возможным лишь при непосредственном участии учителя, взаимодействующего с обучающимися в ходе всего процесса учебно-воспитательной работы направленной на развитие личности.

Именно учитель, являясь центральной фигурой образовательного процесса имеет широкие возможности в поле коррекционной деятельности. Учитель находится в непрерывном и каждодневном взаимодействии с учеником и его родителями, принимает активное участие в социально-педагогическом сопровождении ребенка; несет основную ответственность за обучение и поведение ребенка в школе.

Учет индивидуального подхода к обучающимся в образовательной деятельности стал традиционным требованием, реализация которого для большинства учителей становится трудновыполнимой задачей. Так, по данным отечественного исследователя Т.А. Боровских 60% опрошенных респондентов указали на невозможность реализации индивидуального подхода к обучающимся при стандартной (25-30 человек) наполняемости класса [1, С. 56].

В предлагаемой нами модели изучение характерологических особенностей личности обучающегося становится центральной задачей превентивной деятельности, что позволяет обучающегося представить, как целостную личность, тем самым позволяя предвидеть весь спектр его поведения.

В изучении социально-психологического типа личности учитель опирается на разработанную В.М. Минияровым комплексное диагностическое изучение социально-психологического типа личности, детерминированное определенным стилем семейного воспитания. Прослеживая детерминологическую обусловленность формирования характерологических особенностей личности обучающихся тем или иным стилем семейного воспитания учитель способен предопределить и предвидеть возможность развития траектории его социально-обусловленного поведения.

Стержневой основой определения дальнейшего поведения ученика является четко структурированная социально-психологическая типология основанная на описании нравственных установок личности, что и будет являться основой для последующей коррекционной деятельности.

Таким образом, диагностика, изучение личности ученика, овладение конструктивными навыками общения с ребенком, эффективное взаимодействие с родителями позволяют сформировать антиципационные способности учителя.

Цель деятельности психолога образовательного учреждения состоит в том, чтобы учитель овладел арсеналом психологических знаний, и создав конкретный содержательный психологический портрет каждого ученика, умел предвидеть дальнейшее его поведение, имел возможность максимально ограничить его от безнравственных поступков.

Приортетными направлениями работы психолога с учителями по формированию антиципационных способностей являются:

1. Психолого-педагогическое просвещение.

2. Психологическая диагностика.

3. Психологическое консультирование.

4. Психологическая коррекция.

Знание является важной составляющей процесса любой организованной деятельности, и, в то же время запускающей соответствующую мотивацию использования их в практической деятельности. Только на основе полученных знаний учитель наполняет содержанием педагогическую деятельность по предупреждению асоциального поведения, с учетом всей информации, полученной о психологическом статусе конкретного ребенка или данного класса.

Поэтому, основной и первоначальной функцией психолога является - предоставление всей необходимой информации педагогу, создание ситуации психолого-педагогического сотрудничества при разработке превентивной стратегии и тактики педагогического воздействия.

Для того чтобы педагоги могли грамотно и без усилий справиться с разработкой превентивной программы, необходима предварительная обучающая и просветительская работа школьного психолога.

Одним из действенных и значимых форм психологического просвещения являются просветительские семинары, которые становятся источником информации теоретических знаний о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о сложившихся социально-психологических типах личности.

В начале учебного года психолог в процессе информирования ориентирует педагогов на установление причинно-следственных связей между стилями семейного воспитания и сложившихся социально-психологических типов личности. Так, например, учитель выявляет связь между контролирующим стилем семейного воспитания, которые культивируют родители и формированием в процессе данного стиля воспитания тревожного социально-психологического типа личности обучающегося.

В ходе получения информации учителю становится понятным поведение того или иного обучающегося; так как он получает целостную картину об обучающемся. Если до просветительского семинара учитель не владел знаниями о личностных особенностях и не мог предвидеть поведение ребенка, а главное, не понимал первопричины отсутствия дисциплины обучающегося на уроках и в свободное от занятий времени, то в ходе осмысления полученной информации у учителя возникает понимание соответствующего поведения каждого обучающегося его класса.

На данном этапе работы у учителя возникает понимание и осознание проблем в поведении конкретного обучающегося, что позволяет ему прийти к предварительному предположению о наличии того или иного социально-психологического типа личности. Формальное воспитание в семье не может закладывать нравственную основу поведения, что и становится первопричиной асоциальных поступков как в школе, так и за ее пределами [2, С. 53].

Таким образом, психологическое просвещение приобретает конкретное содержательное наполнение именно в свете формирования антиципационных способностей учителя как важного профессионального качества, с учетом всей информации, полученном о каждом школьном статусе конкретного обучающегося, на основе установления причинно-следственных отношений между стилем семейного воспитания культивирующих родителями и его социально-психологическим типом личности.

Следующее направление - психолого-педагогическая диагностика является синтезирующим, обобщающим этапом, и определяющим дальнейшую коррекционную деятельность педагога. Она становится условно говоря «связкой» с теми знаниями, которые были получены в ходе предшествующей работы - психологического просвещения.

Диагностика - центральный этап всей работы, и «поворотный пункт» в формировании антиципации так как, некоторые предположения учителя сделанные относительно природы и содержания тех или иных проблем обучающихся еще на первом этапе (психологическое просвещение), получает достоверную информацию на основе диагностических данных.

С целью установления действительно ценных прогностических результатов психолог предлагает учителям определить тип личности обучающихся своего класса с помощью методики по выявлению характерологических особенностей обучающегося.

Современный учитель никогда не мог овладеть психодиагностической диагностикой личности обучающихся, так как чаще всего не готов к психолого-педагогическому исследованию школьников.

Психолог предлагает для учителя систему диагностического минимума, через которую проходит каждый ученик его класса, и может быть представлен в следующем виде:

- определение социально-психологического типа личности ученика;

- определение социальной направленности;

- определение предрасположенности обучающихся к асоциальному поведению.

1. Определение социально-психологического типа личности ученика.

Системные психологические знания способствуют учителю строить достоверные прогнозы о возможном поведении каждого обучающихся, в частности учеников, предрасположенных к асоциальному поведению.

Это становится благодаря четко обоснованной и содержательной характеристике социального-психологического типа личности, основанной на системе нравственных отношений. Учитель способен прогнозировать события уже на уровне предвосхищения, понимая внутренние мотивы будущего поведения ученика.

Понимая узловые интегрированные свойства личности, а также социальную направленность у учителя появляется возможность организовать целенаправленный процесс педагогического воздействия.

2. Определение социальной направленности.

Целью методики является определение общего вектора развития личности, предопределенная смыслообразующими ее целями и мотивами. На этапе исследования личности обучающегося тест социальной направленности способствует выявлению на поведенческом уровне отклонения учащегося от нормы.

С помощью данного теста автором выявляются социальная, коммуникативная и эгоистическая социальная направленность обучающегося.

3. С целью определения предрасположенности обучающихся к асоциальному поведению учителям предлагается карта наблюдения.

Исходя из вышесказанного, предложенный психодиагностический минимум направлен не только на изучение поведенческих реакций и личностных свойств, но и научно-психологическое осмысление задачи.

Диагностический мониторинг на начальном, текущем и итоговом этапах позволяет учителю на основе четко структурированных психологических знаний и результатах диагностического обследования отслеживать динамику развития поведения детей.

Следующим направлением в превентивной деятельности психолога является психологическое консультирование.

Целью психологического консультирования в рамках задач формирования антиципационных способностей учителя является определение путей и условий для раскрытия и реализации личностного потенциала обучающихся.

Практически все формы и виды психологического консультирования определяются рамками социально-психологического статуса ученика, которые были определены в процессе психологической диагностики и просвещения.

Имеющиеся графики и подробное описание социально-психологического статуса ученика позволяют не только уточнять их конкретное содержание, но и способствует овладению конструктивными формами взаимодействия с каждым учеником.

Одним из эффективных мероприятий в ходе которых формируется прогностические свойства являются консилиумы. В рамках психолого-педагогического консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии каждого ученика в воспитательно-образовательном процессе.

В ходе работы в консилиумах происходит объединение информации об отдельных составляющих характерологических особенностей детей, поведения ребенка в классе и за его пределами. Учителя начального класса делятся своими наблюдениями, а также особенностями поведения ученика в соответствии с социально-психологическим типом личности, в ходе которого формируется целостное видение поведения ученика с учетом его актуального состояния.

Важнейшей составляющей превентивной деятельности служит сотрудничество психолога с учителями, что позволяет реализовать ее в последовательной и целостной форме. Совместно с психологом учителя начальных классов разрабатывают общую стратегию взаимодействия с обучающимся, выстраивают алгоритм конструктивного общения.

Психолог затрагивает не только остро проблемные вопросы, касающиеся детей группы риска, но и старается охватить всех детей, и подводить педагогов к обобщенному обсуждению класса, тем самым расширяя психолого-педагогический кругозор и антиципацию относительно коррекционной стратегии.

Таким образом, консилиумы позволяют учителям быть более наблюдательными, объективными в оценке поведения учеников и своих педагогических действий.

Следующее направление - психологическое консультирование органично вплетается в ход всего психолого-педагогического сопровождения как учителя, так и обучающихся; позволяет решать проблемы в межличностных системах: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель».

В ходе группового и индивидуального консультирования у учителя оттачивается способность к прогнозированию будущего поведения ученика на основе глубокого знания социального-психологической типологии детей, учета социальной и нравственной их направленности.

Педагог уже не остается один на один с возникшей проблемой. Часто учитель испытывает безысходность при решении сложных педагогических ситуаций, возникающих с одними и теми же учениками. Не понимая источника проблемы, учитель был вынужден решать конфликтную ситуацию самостоятельно, и не всегда конструктивно.

В процессе сотрудничества с психологом, учитель имеет возможность обратится с возникшим затруднением, совместно находить пути ее решения.

Следующим, важным направлением деятельности психолога является психологическая коррекция.

В коррекционной деятельности психолог использует такие формы как консультирование, консилиумы, так и активные формы работ: тренинги, практические семинары, деловые игры.

Так, например, при проведении практических семинаров с учителями решаются прогностические задачи.

Прогностические задачи создаются в соответствии с определенным социально-психологическим типом личности:

1) определить последствия конкретных словесных воздействий учителя для разных социально-психологических типов личности;

2) составить план работы формирования нравственных качеств с помощью педагогических методов и приемов;

3) составить план коррекционных действий для ученика с определенным социально-психологическим типом личности на уроке;

4) определить и обосновать вероятностные затруднения во взаимодействиях с ученика с учителем, со сверстниками;

5) определить и обосновать гипотезу возникновения возможных конфликтных ситуаций во взаимодействиях в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель» с обучающимся с определенным социально-психологическим типом и предложить варианты их предупреждения.

Решение прогностических задач содержат реальные педагогические ситуации, в которых учителю приходится прогнозировать и определять стратегии превентивной деятельности.

Выводы. Таким образом, выделенные направления деятельности школьного психолога позволяют решать задачи формирования антиципационных способностей учителей начальных классов в контексте предупреждения деструктивных форм поведения младших школьников.

Превентивная работа представляет собой непрерывный процесс равноправного сотрудничества школьного психолога с учителем в решении предупреждения деструктивных форм поведения младших школьников. Работа по формированию антиципационных способностей учителя должна основываться на глубоких знаниях личностных, индивидуальных и социально-психологических особенностей обучающихся.

Литература:

1. Боровских, Т.А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе / Т.А. Боровских // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 56-57.

2. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 158 п (07)

кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы стрессоустойчивости в спортивных соревнованиях фехтовальщиков-подростков. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей переживания стрессоустойчивости спортсменов-фехтовальщиков подросткового возраста. Обозначены психологические особенности фехтования как вида спорта. Проанализированы феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях. Определены структурные компоненты стрессоустойчивости: волевые качества, параметры саморегуляции, мотивация стремления к успеху, ситуационная тревожность. Целью данной статьи является выявление структурно-содержательных особенностей стрессоустойчивости в соревновательном отрезке деятельности у подростков, занимающихся фехтованием. Обоснованы методики исследования особенностей стрессоустойчивости спорстменов-фехтовальщиков. Выделены подростки успешно и неуспешно осуществляющие соревновательную деятельность. Охарактеризованы особенности соревновательной деятельности и ее особенностей подростков успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность. Описаны структурные компоненты стрессоустойчивости фехтовальщиков-подростков. Представлены профили стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Проведен сравнительный анализ и выявлены различия в структурных компонентах стрессоустойчивости успешных и неуспешных спортсменов-фехтовальщиков. Выделены содержательные особенности стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Представлено описание связей структурных компонентов стрессустойчивости. Описаны особенности связи структурных компонентов успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков.

Ключевые слова: спортивная деятельность, стресс, стрессоустойчивость, компоненты стрессоустойчивости, спортсмены-фехтовальщики.

Annоtation. The article is devoted to the problem of stress resistance in sports competitions of teenage fencers. The relevance of the problem of finding the features of experiencing stress resistance of teenage fencers is consecrated. Psychological features of fencing as a sport are indicated. The phenomenology, patterns and mechanisms of functioning of the athlete's psyche in extreme conditions are analyzed. The structural components of stress resistance are determined: volitional qualities, parameters of self-regulation, motivation of striving for success, situational anxiety. The purpose of this article is to identify the structural and content features of stress resistance in the competitive segment of activity in adolescents engaged in fencing. The methods of studying the features of stress resistance of sports fencers are substantiated. Teenagers who successfully and unsuccessfully carry out competitive activities are singled out. The features of competitive activity and its features of adolescents successfully and unsuccessfully carrying out competitive activities are characterized. The structural components of stress resistance of teenage fencers are described. The profiles of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are presented. A comparative analysis was carried out and differences in the structural components of stress resistance of successful and unsuccessful fencers were revealed. The substantial features of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are highlighted. A description of the relationships of structural components of stress resistance is presented. The features of the relationship between the structural components of successful and unsuccessful sportsman-fencers are described.

Key words: sports activity, stress, stress resistance, components of stress resistance, athletes-fencers.

Введение. Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований к психике и физиологии спортсменов. Необходимость систематической адаптации к регулярному повышению спортивных нагрузок, рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция в соревновательном отрезке времени характеризуют современный спорт. Для достижения целей соревновательной деятельности спортсменам приходится испытывать нагрузки, которые характеризуются высокой стрессогенностью, и преодолевать широкий спектр стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы. Поэтому в науке сохраняется устойчивый интерес к свойствам личности, которые обеспечивают эффективное противодействие стрессорам в спорте: к предпосылкам и характеристикам стрессоустойчивости, ее особенностях в условиях выступлений спортсменов в соревнованиях.

Фехтование как и любой вид спорта имеет свои психологические особенности, складывающиеся из множества факторов. Соревновательный поединок между фехтовальщиками включает тщательный выбор, подготовку и применение тактических средств, адекватных конкретным ситуациям и индивидуальным манерам ведения боев. Однако при равной подготовке спортсменов и равных возможностях, психологических факторов, влияющих на спортивный результат, в фехтовании много. Одним из них, напрямую влияющих на исход борьбы, является специфика реагирования фехтовальщика на стрессоры различного характера, возникающие в соревновательной деятельности (специфика судейства, особенности действий противника, наличие или отсутствие зрителей и т.п.). В результате действия стрессоров спортсмен может сбиваться на эмоциональное переживание возникающей ситуации и, как следствие, принимать неадекватные тактические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.