ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В СИСТЕМУ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Е.М. ГОНЧАРОВА,
преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России
19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
goncharova_e_ 79@mail.ru
Аннотация. Анализируются проявления профессионально важных качеств сотрудников ОВД с учетом тендерных различий. Приводится статистический анализ гендерных различий в эмоционально-волевой и коммуникативных сферах профессиональной деятельности сотрудников отделов по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: профессиональная деятельность ОВД, личностные и профессионально важные качества, тендерные различия, профессиональный и психологический отбор.
OCCUPATION AND PSYCHOLOGY SELECTION IN THE SYSTEM OF INTERIOR MINISTRY TAKING IN THE ACCOUNT THE GENDER DIFFERENCES
EM GONCHAROVA,
lecture in legal psychology Moscow university of interior ministry of Russia
The summary. In the article analysisthe demonstration competencies the staff of the Police, taking the account of gender differences. Provides a statistical analysis of gender differences in emotional and volitional and communicative scope of the professional activity of the staff of the department to prevent and combat crives Juvenile.
Key words: professional activity of the Police; personal and vocational important characters; gender differences; professional and psychological selection.
Сфера профессиональной деятельности — одна из важных областей, где человек развивается как личность и индивидуальность, при этом получая материальные и психологические средства для существования и самоосуществления. В профессиональной деятельности любой человек имеет возможности раскрыть и проявить свои способности, личностные профессиональные качества.
Анализ гендерных исследований свидетельствует о том, что среди женщин и мужчин существуют физиологические и психологические отличия. Однако эти отличия не являются существенными в отношении профессиональной деятельности и специального положения в обществе представителей обоих полов. Женщины успешно занимаются теми же видами деятельности, что и мужчины. Не исключение — служба в ОВД, хотя надо учитывать, что все сотрудники проходят профессиональный отбор, который состоит из нескольких этапов.
Профессиональный отбор выстраивается на выявлении соответствия данного человека требованиям профессиональной деятельности. Критериями соответствия принято считать наличие у человека способностей или профессионально важных качеств. Однако до сих пор существуют разночтения в толковании и использовании близких терминов — способности, одаренность, качества, характеризующие возмож-
ности человека. В одних случаях отказываются от понятия качества и говорят только о способностях (В.С. Фарфель), в других — оба понятия используются как синонимы (это встречается в большинстве работ по психологии труда). Возможности человека и эффективность его профессиональной деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими. Все это индивидуально-личностные факторы, обусловливающие возможности человека.
Любая профессиональная деятельность изначально предъявляет к сотруднику определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток не только на его личность, но на образ жизни. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет определить, какими личными качествами, обусловливающими эффективность этой деятельности, должен обладать сотрудник ОВД, для ее изучения и разработки системы организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.
Разные сферы профессиональной деятельности требуют сочетаний профессионально важных качеств. Одной из основных задач кадрового обеспечения ОВД на первом этапе является совершенствование системы отбора кадров и комплектования ОВД, развитие контрактного и конкурсного порядка от-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^ -
бора на службу. Основой процесса комплектования должно стать определение прогноза потребности в специалистах требуемого профиля для служб милиции, источников комплектования, а также нового порядка отбора кандидатов, учитывающего совокупность профессиональных, психофизиологических, морально-этических качеств, необходимых для осуществления конкретной служебной деятельности.
Профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование. Эти направления изучения человека часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно связаны и дополняют друг друга.
Психологический отбор — это процедура изучения и оценки степени развития психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией, что способствует успешному овладению профессией и последующей эффективной деятельности. В процессе психологического отбора в зависимости от его задач, характера контингента и профессиональных требований может быть предусмотрена оценка, во-первых, биологически устойчивых психофизиологических качеств (пороги ощущения и восприятия, типологические свойства высшей нервной деятельности, психомоторные качества и т.д.), во-вторых, социально-психологических характеристик (направленность личности, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм и т.д.), в-третьих, особенностей психических процессов, состояний и свойств. В практическом отношении психологический отбор может разрабатываться и проводиться либо в полном объеме (по всем трем направлениям) для всестороннего изучения личности, либо только в виде психофизиологического или социально-психологического отбора (на руководящие специальности или должности).
По результатам многочисленных исследований, посвященных психологическим особенностям женщин, выявлено, что женщины превосходят мужчин по доверчивости, тревожности, экстраверсии и, особенно, по заботливости. Нет существенных различий по социальной тревожности, импульсивности, активности, рефлексивности, контролю и аккуратности; т.е. личностные качества женщин не могут рассматриваться как «худшие» относительно возможности профессиональной реализации, а потенциально женщины имеют такие же, как и мужчины, способности, чтобы добиться успеха в карьере. Женщины как субъект профессиональной деятельности чаще пассивны в планировании условий карьеры, менее организованы на состязание, конкуренцию.
Что касается использования логики, то женщины в равной мере с мужчинами используют рассуждение и размышление. При решении поведенческих задач мужчины опираются на практическое мышление,
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
логику и память, а женщины — на комплекс интеллектуальных способностей, ведущую роль в котором играет блок вербальных способностей, практическое мышление, пространственное воображение и память.
Женщины как субъект профессиональной деятельности более оптимистичны и чаще испытывают состояние работоспособности. Для женщины важно испытывать состояние значимости, т.е. социальное признание своих возможностей. В последние годы женщины все больше стремятся к самостоятельности, независимости, свободе действий. В ценностных ориентациях возросло значение профессиональной карьеры и профессионального роста, что обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями в стране. Соответственно, важной жизненной ценностью для женщины является образование, которое нуждается в постоянном повышении и расширении кругозора. Формирование ценностной ориентации означает становление личности женщины как активного субъекта социальной действительности.
На основании результатов, полученных по опроснику 16 Pf (рис.), можно сделать вывод о том, что для женщин — сотрудниц отделов по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, характерна повышенная общительность по сравнению с мужчинами-инспекторами, но при этом проявляется подверженность эмоциям и чувствам. Это подтверждают и исследования П.А. Ковалева, где также отражен вопрос о большей эмоциональной возбудимости у женщин, где наивысший показатель по данным категориям составляет 12 баллов.
Различия в эмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают с особенностью воспитания тех и других. Это дает основание утверждать, что эмоциональность (т.е. сила переживаемых эмоций) у женщин и мужчин одинакова, различна степень их внешнего выражения. Женщины больше контролируют проявление своих эмоций, более дисциплинированны и точны в выполнении социальных требований, тогда как мужчины проявляют низкий самоконтроль и у них прослеживаются вну-триличностные конфликты, откуда проявляются недисциплинированность и спонтанность поведения.
Женщины более доверчивы в общении с несовершеннолетними, тогда как у мужчин проявляется подозрительность. Женщины, занимающие должности сотрудниц отделов по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, более дипломатичны и предпочитают принятие решений совместно с другими, т.е. предоставляют возможность выбирать пути выхода из сложившихся ситуаций совместно с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями (законными представителями).
Рассматривая фактор H (робость-смелость), мы можем видеть, что мужчины проявляют большую робость и напряженность по установлению контак-
Рис. Показатели по опроснику 16 Pf мужчины-женщины
тов с несовершеннолетними и скрывают истинные эмоции в отличие от женщин. Это объясняется тем, что у мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии. (А.П. Ковалев). Для мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, проявлять эмоциональную сдержанность и более жесткую регламентацию со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний.
Это сравнительная характеристика проведена согласно опроснику 16 Pf между женщинами-сотрудниками и мужчинами-сотрудниками. Но при изучении данных показателей было проведено исследование и внутри групп, в частности они были разбиты на подгруппы по званиям и занимаемым должностям. Разбивка позволила детально определить и выявить те качества женщин-сотрудниц, которые проявляются ими в профессиональной деятельности и которым необходимо уделить внимание при обучении и подготовке этих сотрудников для последующего выполнения ими этих качеств в своей деятельности.
При разработке системы психологического отбора необходимо соблюдать принцип научной обоснованности организационно-методических рекомендаций по отбору. Это предполагает исследование таких вопросов, как актуальность отбора, его задачи и методы. Необходимость создания системы психологического отбора определяется зависимостью успеха подготовки специалистов от выраженности профессионально значимых качеств личности и наличием резкой дифференциации между хорошими и плохими студентами или специалистами, в основе которой лежат индивидуальные особенности. Подбор методов оценки и критерии профессиональной пригодности определяются конкретными задачами отбора, в соот-
ветствии с которыми будут различаться и требования к абитуриенту или молодому специалисту. По характеру задач различается отбор на обучение и для реальной деятельности (в простых или экстремальных условиях).
Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включают в себя разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности.
Литература
1. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Избр. тр. М., 1983.
2. Зараковский Г.М., Зацарный Я.Я. Особенности личностной составляющей психофизиологического потенциала различных социопрофессиональных групп // Физиология человека. 2000.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2008.
5. Роша А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. М., 1989.
6. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005.
7. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей / А.М. Васильков [и др.] // Ананьев-ские чтения-2001 : тезисы науч.-практ. конф. СПб., 2001.
8. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. № 5.