Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

Статья посвящена вопросам адаптации личности к службе в уголовно-исполнительной системе. Автор обращает внимание на личностные особенности, которые способствуют адаптации, а также препятствуют становлению молодого сотрудника на первом году службы. В статье раскрываются основные общие требования, предъявляемые к нравственным, личностным и профессиональным качествам кандидатов на службу. Особое внимание автор уделяет объективным и субъективным факторам, оказывающим влияние на особенности прохождения адаптационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS TO SERVICE IN THE PENAL SYSTEM

The article deals with the adaptation of the individual to the service in the penal system. The author draws attention to the personal characteristics that contribute to adaptation, as well as prevent the formation of a young employee for 1 year of service. The article discloses the basic general requirements for moral, personal and professional qualities imposed on candidates for service. The author pays particular attention to objective and subjective factors that affect the features of the adaptation process.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

ПСИХОЛОГИЯ Psychology

УДК 343.85

О. Н. Мазеина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Статья посвящена вопросам адаптации личности к службе в уголовно-исполнительной системе. Автор обращает внимание на личностные особенности, которые способствуют адаптации, а также препятствуют становлению молодого сотрудника на первом году службы. В статье раскрываются основные общие требования, предъявляемые к нравственным, личностным и профессиональным качествам кандидатов на службу. Особое внимание автор уделяет объективным и субъективным факторам, оказывающим влияние на особенности прохождения адаптационного процесса.

Ключевые слова: профессиональная адаптация; адаптивность; адаптационный процесс.

Для цитирования: Мазеина О. Н. Профессиональная адаптация молодых специалистов к службе в уголовно-исполнительной системе // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 3 (15). С. 56-61.

O. N. Mazeina

PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS TO SERVICE IN THE PENAL SYSTEM

The article deals with the adaptation of the individual to the service in the penal system. The author draws attention to the personal characteristics that contribute to adaptation, as well as prevent the formation of a young employee for 1 year of service. The article discloses the basic general requirements for moral, personal and professional qualities imposed on candidates for service. The author pays particular attention to objective and subjective factors that affect the features of the adaptation process.

Keywords: professional adaptation; adaptability; adaptation process.

© Мазеина О. Н., 2021 © Mazeina O. N., 2021

For citation: Mazeina O. N. Professional adaptation of young specialists to service in the penal system. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2021, no. 3 (15), p. 56-61.

Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет высокие требования к нравственным, деловым, личностным качествам, профессиональным компетенциям сотрудников. Это связано с влиянием на персонал различных неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие на самого работника, его деятельности, психологическое состояние. Поэтому на этапе трудоустройства необходимо информировать будущих специалистов о предстоящей деятельности, ее особенностях, трудностях, возможных проблемах: условия организации и содержания работы, заработная плата, возможности их профессионального роста. На первых этапах выполнения обязанностей достаточного внимания требует профессиональная подготовка по должности, которая позволит приобрести не только необходимые знания, умения и навыки, не и сформировать внутреннюю мотивацию, развить профессионально важные качества, повысить уровень психологической готовности к профессии, выработать адаптивные способности, что в конечном итоге облегчит ход профессиональной адаптации.

А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов определяют профессиональную адаптацию как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с

включением в него психофизиологических, личностных, поведенческих и социальных компонентов.

Н. Н. Барановский раскрывает понятие «профессиональная адаптация», определяя его как социально-психологический процесс включения сотрудника в служебный коллектив, его приспособление к характеру службы, режиму деятельности, условиям труда, закрепление интереса к нюансам службы, овладение начальными знаниями и умениями, формирование необходимых профессионально значимых качеств, налаживание взаимоотношений, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива [2].

Профессиональная адаптация специалиста обусловлена рядом обстоятельств внешнего и внутреннего характера. Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя: особенности целей организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности; своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Внутренние — уровень адаптационного потенциала специалиста, степень развитости и адаптивности качеств личности, физиологических особенностей организма,

адекватность мотивации требованиям деятельности [3].

Вопросы профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов рассматривали отечественные авторы: Н. Н. Барановский, О. В. Хлудова, Е. С. Ильина, Б. Б. Казак, В. Н. Казанцева (они изучали детерминанты, способствующие или затрудняющие процесс адаптации), Н. Р. Битянова, В. М. Поздняков,

А. И. Ушатиков, Н. Г. Соболев (исследовали средства профилактики профессиональной адаптации).

О. В. Хлудова (на примере сотрудников органов внутренних дел) рассматривает вопросы социально-психологической адаптации сотрудников правоохранительных органов. Исследователь считает, что социально-психологическая адаптация способствует личностному развитию личности, но при следующих условиях: при наличии сформированных ценностных ориентациях сотрудника, пластичности его мышления, эмоционально-волевой стабильности; развитых профессионально значимых качествах. По мнению О. В. Хлудовой, сотрудник должен обязательно обладать таким качеством, как конформность, для принятия и неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к профессии. Однако избыток этого качества может негативно сказываться на результатах деятельности: сотрудник излишне пассивен, безропотен, несамостоятелен, не склонен проявлять инициативу. Антиподом конформности является нонконформ-

ность, которая также может способствовать отрицательной социально-психологической адаптации, так как излишнее стремление к самостоятельности может приводить к игнорированию правил, норм поведения, общественного мнения, межличностным конфликтам и др.[6].

Л. Л. Панченко, рассматривая адаптационный процесс молодых сотрудников, выделяет объективные и субъективные факторы, влияющие на особенности прохождения службы. К объективным относит индивидуальные особенности личности: тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности-инертности), мотивацию, самостоятельность, склонность к сотрудничеству, адекватность самооценки, уровень самоконтроля, эмоциональную устойчивость, уровень тревожности. Субъективными факторами адаптационного процесса автор считает особенности восприятия человеком изменений, происходящих в объективном плане и их оценке [5].

Н. Н. Барановский также выделяет внешние и внутренние факторы, отрицательно влияющие на процесс профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы:

к внешним относит трудности адаптации, связанные с неудовлетворительной организацией профессионального отбора, прохождения испытательного срока и помощи в адаптационный период, невнимание со стороны руководителей к молодым сотрудникам, просчеты в организации наставничества, отсут-

ствие четкости в определении и освоении функциональных обязанностей, неудовлетворенность режимом службы, организацией профессиональной подготовки, недостаточность внимания со стороны коллег по службе и др.;

к внутренним трудностям адаптации относит личностные качества сотрудника (недостаток практического опыта, нехватка специальных знаний, несоответствие выполняемой работы желаниям и интересам, неумение наладить психологический контакт с коллегами по службе и лицами, содержащимися в учреждении УИС, психологическая неподготовленность к правоохранительной службе, отсутствие необходимой мотивированности на службу, неадекватное представление о содержании и условиях прохождения службы в УИС, недостаточный уровень развития или отсутствие профессиональной направленности личности сотрудника) [2].

По мнению А. А. Реана, А. Р. Ку-дашева, А. А. Баранова, адаптационный процесс можно рассматривать с точки зрения активности и пассивности. К активному адаптационному процессу авторы относят активный процесс самоизменения и самокоррекции личности в соответствии с требованиями, предъявляемыми средой. В связи с этим они предлагают классификацию на основании направленности вектора активности:

вектор 1 — направленность «наружу» (активное влияние личности на

среду, ее освоение и приспособление к ней);

вектор 2 — направленность «внутрь» (активное изменение личностью себя — изменение собственных социальных установок и привычных стереотипов поведения).

вектор 3 — активный поиск в социальном пространстве лиц, имеющих высокий адаптивный потенциал и способных оказать содействие в адаптации;

вектор 4 — используются все вышеперечисленные стратегии.

Пассивным адаптационным процессом авторы считают комфортное бездеятельное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения живого, деятельного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития, что, в принципе, можно считать дезадаптацией личности

[7].

К. Э. Завалишин предлагает адаптационные типы людей, основанные на способности решения человеком проблем, связанных с адаптацией:

тип 1 — прогрессивно-творческий (характерна постановка разносторонних, перспективных, обобщенных идей оптимизации собственной деятельности и саморазвития);

тип 2 — адаптивно-репродуктивный тип (свойственно упрощение действительной ситуации и сведение ее к известным из прошлого опыта моделям поведения);

тип 3 — адаптивно-активационный тип (присуща способность искусственной постановки новой проблемы,

усложнения ситуации, решение которой необходимых для успешной службы.

строится на основании прошлого опы- Показателем успешности будет закреп-

та); ление кадров в уголовно-

тип 4 — адаптивно- исполнительной системе, приспособле-

деформирующий тип (характерно сни- ние к содержанию и характеру труда и

жение адаптивных способностей в ме- успешное овладение профессиональ-

няющихся условиях деятельности) [4]. ными компетенциями. Однако необхо-

Итак, на этапе профессионального димо помнить, что факторы внешней

становления сотрудников уголовно- среды динамично изменяются, и про-

исполнительной системы применяются блемы адаптации остаются актуальны-

различные меры, которые способствуют ми не только для молодых сотрудников,

формированию и развитию у новичков но и для тех, кто проходит службу дли-

профессионально значимых качеств, тельный период времени.

Литература

1. Бовин, Б. Г. Психологическая пригодность к службе в правоохранительных органах : монография / Б. Г. Бовин. — Москва: Юрлитинформ, 2018. — 355 с.

2. Барановский, Н. Н. Профессиональная адаптация молодых сотрудников, принятых на службу в УИС: методические рекомендации / Н. Н. Барановский, В. М. Демин, Н. Г. Соболев. — Москва: НИИИ и ПТ ФСИН России, 2007. — 48 с.

3. Гордашников, В. А. Успешность профессиональной адаптации будущего специалиста / В. А. Гордашников, А. Я. Осин // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 7. — С. 43-54.

4. Завалишин, К. Э. Управление человеческими ресурсами: конспект лекций. — Москва: Ритмик, 2014. — 105 с.

5. Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб. пособие / Л. Л. Панченко. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. — 35 с.

6. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психологическая адаптация личности. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.

Сведения об авторе

Ольга Николаевна Мазеина: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник факультета правоохранительной деятельности, кандидат психологических наук. E-mail: olly13 09@yandex.ru

Information about the author

Olga N. Mazeina: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Faculty of Law Enforcement Activity, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.