тивацию и органически дополняющие обе стороны. Все эти мотивы в совокупности и будут определять уровень учебной мотивации. Но конечной нашей задачей является диагностика учебной мотивации, которая на модели мотивации может быть сформулирована как задача оценки состояния модели. При этом мотивы будут выступать как диагностические признаки, а уровень учебной мотивации — как диагностическая категория.
Литература:
1. Бордовская Н В., Реан А.А. Педагогика — учебник для вузов.— Москва, Питер, 2000.- 354 с.
2. Бобровицкая С.В. Психология познания: за пределами непосредственной информации.- М.: Прогресс, 2003.- 412 с.
3. Вайсман Р.С. Психология мотивов творчества.- М.: Наука, 2003.— 302 с.
4. Гебос А.И. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы
психологии.— 2007.— № 6.— С. 14—20.
5. Гребенюк О.С. Мотивы учения.— М.: Высшая школа, 2003.— 433 с.
6. Дворяшина М.Д. Успехи интеллекта. - М.: Наука, 2004.- 221 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.— 2003.— № 5.— С. 34—42.
8. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.— Казань: Изд-во КГУ, 1993.— 224 с.
9. Кикоть В.Я. Процесс обучения.— М.: Просвещение, 2006.— 179 с.
10. Мюррей Г.А. Сотрудничество и общение.— М.: Педагогика, 2003.— 83 с.
11. Печников А.Н., Мухина Г.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы.— М.: Изд-во МГУ, 2006.— 115 с.
12. Реан А.А. Непроизвольное запоминание.— М.: Наука, 2000.— С. 185—226.
13. Якобсон П.М. Учебная деятельность.— М.: Педагогика, 2001.— 158 с.
14. Якунин В.А. Процессы обучения. — М., 2000.— С. 78—86.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ф. А. Махмудова
Профессиональная адаптация необходима для гармоничного вхождения личности в профессию. Сохранения его психологического и психического здоровья. Адаптивный процесс для первокурсника и молодого педагога проходит в разных условиях, но имеет общие механизмы своей организации и для большей успешности его необходимо начинать задолго до вступления в должность учителя. Профессиональная адаптация — частный случай адаптации, которая означает активную деятельность индивида, обеспечивающую ему возможность адекватно реагировать на изменение условий среды. В процессе человеческой адаптации труду принадлежит ведущая роль, так как на его основе человек совершенствует общество. Необходимо учитывать роль жизненного опыта, которые получены до приобретения профессии.
Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, адаптивные формы, адаптивный процесс.
Professional adaptation is necessary for harmonious occurrence of the person in new situations of a trade and stabilization of a psychoemotional condition status of the person, preserving of its psychological and mental health. Adaptive process for the first-year student and the young teacher passes in different conditions, but has the common mechanisms of the organization and for larger success it is necessary for beginning for long to actually introduction into a post of the teacher.
Keywords: adaptation, professional adaptation, adaptive forms, adaptive process.
Сложность и многогранность феномена адаптация обусловлены разнообразием его истолкований и интерпретацией.
Сторонники биологизированного подхода в объяснительной модели адаптации выдвигают на первый план определенную регулировку уровней возбуждения и торможения функциональных систем организма, обеспечивающих продуктивную работу человека в условиях помех.
В зарубежной литературе адаптация определяется как сдвиг в функции или форме, поддерживающий существование системы в определенной среде. В большой психологической энциклопедии адаптация понимается как «процесс приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды» [4].
Понятие адаптации отображает в своем содержании как общее — одну из бесчисленных сторон универсальной связи и взаимодействий действительности, так и особенное — содержание объективных связей и диалектических отношений между субъектом и средой. Эти конкретные виды связей устанавливаются в зависимости от характеристик жизненных ситуаций и уровня организации социальных систем.
Б.Г. Ананьев в своих работах (1996, 1998, 2003) о психическом и 20
соматическом благополучии человека свидетельствует наличие комплекса адаптационно-компенсаторных паттернов. Это комплекс — «базовые умения» человека — заложенное стремление к здоровью в условиях подчинения законам природы своего тела и психики, позволяющее существовать в условиях «нормы психической адаптации», которая, в свою очередь, формируется благодаря научению [1]. Согласно этим представлениям, каждый человек формирует свою детерминанту, опираясь как на генетические, так и на приобретенные программы. По мнению ученого, правильно организованный процесс адаптации выступает как объединяющее начало психогигиены и психопрофилактики и включает в себя не только задачи предупреждения возникновения психических расстройств, но и мероприятия по созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации и социализации, способствует самореализации человека, повышению качества его жизни.
Болгарский ученый И. Д. Калайков рассматривает морфологию приспособительного процесса (основываясь на гносеологической теории отражения) с позиций анатомо-физиологической структуры, предлагает четыре основ-
ные характеристики жизненной среды (в том числе и педагогической): относительно постоянные, быстро востребованные, полезные и вредные факторы жизненных условий; и утверждает абсолют социально-психологической адаптации в становлении личности человека. Автор в понятие адаптации включает следующие конкретные и основные формы приспособления:
1) относительно постоянные или 2) динамические в структурно-функциональном отношении; 3) нормальные или 4) патологические, способствующие либо сохранению и стабилизации течения и проявления жизненных, социальных, психологических реакций, либо отклонению, дестабилизации и нарушению жизненных, социальных, психологических процессов [7].
В своей работе об неадаптивной активности В.А. Петровский убедительно пишет: «Необходимость адаптивных поведенческих актов несомненна. Однако нельзя мыслить себе, что по-настоящему существенное в личности субъекта охватывается и исчерпывается отношениями, взятыми «постулатом сообразности» за основу. Наоборот, личность как специфично человеческое образование... не может быть выведена из приспособительной деятельности» [11]. В понятие адаптации ученый включает определенное содержание, характеризующее закономерные стороны и свойства живой материи.
Рассматривая с точки зрения системного понимания категорий науки, В. П. Казначеев считает, что следует давать не общие, а частные определения этого понятия с точки зрения различных отраслей науки [8]. В
логическом русле его рассуждений можно привести слова И.А. Бабаевой, которая убеждена, что социальная адаптация — есть усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой она принадлежит и пишет: «состояние удовлетворительной адаптации:
— состояние неполной или частной;
— кратковременная или неустойчивая; — состояние неудовлетворительной; — состояние истощения и срыва» [3].
По мнению И. А. Милославовой, социальная адаптация это «... один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в структурные различные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности успешно функционировать в условиях динамического социального окружения» [9].
В педагогическом поле исследования интересны работы А. А. Андреевой, которая, исследуя адаптацию личности студента к условиям учебы в вузе, пишет, что «адаптироваться означает не более чем освоиться, а, следовательно, в процессе адаптации еще нет ничего от собственно предметной деятельности, направленной непосредственно на достижение цели (например, получение новых знаний, навыков, умений), хотя и адаптация и положительная деятельность протекает одновременно» [2].
И.Д. Калайков развивает в своих трудах положение о ведущей роли труда в процессе человеческой адаптации, в жизнедеятельности человека, и именно на основе совершенствования труда человек совершенствует общество, предупреждает всякого
рода случайности. В классической педагогике таким трудом выступает просветительская, образовательная, воспитательная и обучающая деятельность учителя. В гуманной личностно-развивающей педагогике это также отношения сотрудничества и диалоговое общение [7].
А.Л. Свенцицкий утверждает, что адаптация начинается с включения в официальную структуру отношений, представляющих собой такую матрицу поведения, когда «каждый должен взаимодействовать с остальными членами организации совершенно определенным, предписанным ему образом». Особенно трудно и нелегко адаптация дается молодым, начинающим специалистам. Это обусловлено рядом факторов:
— до начала самостоятельной трудовой деятельности формирование и управление личностью осуществляется в основном на общественном уровне (личность осваивает все богатство мировоззрения, принципов, норм и ценностей, присущих обществу). Такое «освоение» в целом безотносительно к специфическим особенностям конкретного труда;
— информационный «вакуум» между информацией об обществе в целом и об узком круге будущих непосредственных профессионально-трудовых условий и обязанностей;
— процесс получения информации, соответствующей профессии, лишен во многом конкретности, непосредственности, практической осязаемости [12].
К.М. Гуревич подтверждает эту мысль: « Никто не вступает в профессию со сложившимся во всем готовом психофизиологическим аппаратом,
отвечающим всем требованиям. Формирование этого аппарата — сложный процесс» [5].
Студенты получают, в основном, теоретические знания в той или иной области знаний, закрепляемые на практике в процессе обучения. Но этого недостаточно для привития навыков профессиональной адаптации.
Любая сложная система адаптивна. Адаптивность — это атрибутивное свойство, функциональный признак сложной системы (педагогической в частности) [11].
При анализе различных подходов к определению понятия адаптации видно, что строгая классификация факторов адаптации не разработана, вероятно, по причине разброса показателей в отраслях профессиональной деятельности.
Универсальность адаптивного процесса личности как субъекта и объекта адаптации обеспечивается деятель-ностью индивидуальных и общественных информационных механизмов прямых и обратных связей: любая функциональная (адаптивная) система при эффективном использовании отрицательной обратной связи становится самосовершенствующейся, развивается эволюционно и не нуждается в перестройках, и, кроме того, «обратная связь посредством информационных процессов отличается большой гибкостью, универсальностью, относительным быстродействием и экономностью.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что адаптация — это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в
конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач самосохранения или развития. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно.
А.А. Цахаева считает, что доля активности в адаптивном процессе принадлежит содержательному, творческому, активному приспособлению — это главное и всегда основополагающее в процессе адаптации [13].
В отечественной науке наработан большой и противоречивый массив экспериментальных данных и сегодня существуют различные определения «профессиональной адаптации»:
1. Профессиональная адаптация — это активное приспособление к профессии и социально-психологическим требованиям, традициям нового коллектива, в процессе которого осуществляется освоение новым работником в оптимальные сроки профессиональных навыков и умений, развитие и укрепление отношений сотрудничества в коллективе, активное его включение в творческую деятельность, повышения уровня знаний по специальности, углубление удовлетворенности трудом [4].
2. Профессиональная адаптация является частным случаем адаптации, которая означает активную деятельность индивида, обеспечивающую ему возможность адекватно реагировать на изменение условий среды [4].
Особенно ярко проявляются сбои
или успехи адаптивного процесса у молодых, начинающих профессиональную деятельность людей. Наши наблюдения показали, что не всегда адаптация является фактором, необходимым для нормальной трудовой деятельности личности. Так, на первый взгляд «дружный и сплоченный» коллектив может объединять людей не свободных в проявлении своей самостоятельности, творческой индивидуальности. Такой коллектив пропитан духом конформизма, он не способен к широкому дифференцированию производственной, нравственной, духовной жизни. В таких коллективах существует сложный, противоречивый комплекс устойчивых негативных диссонансов, настроений и переживаний, адаптация к которым социально принижает личность, служит предпосылкой ее нравственного разрушения, ибо безнравственны не только действия, направленные против других людей, но и безразличие индивида к способу существования, поскольку оно может иметь и отрицательные для других последствия. Решающий ориентир для оценивания уровня профессиональной адаптации должен находиться в поле поведения человека, свободно принимающего ролевые формы.
Профессиональная жизнь молодого учителя не ограничивается рамками одной группы, даже если в ней человек осуществляет свою ведущую деятельность. Одновременно он является членом семьи (своей и родительской), дружеских приятельских объединений, представителем своего этноса, его обычаев и культуры, законов поведения, где, хочет он или нет, но проявляются педагогические
способности. Учитель не может за стенами школы стереть из памяти все профессиональные навыки общения. Необходимо учитывать роль опыта, который личность получила в своем этническом, родовом объединении, роль жизненного опыта, которые получены до приобретения профессии.
При определении уровня и закономерностей протекания адаптивного процесса необходимо учитывать специфические, этноспециальные, духовно-нравственные особенности как субъекта, так и группы, к которой адаптируется личность. А личность молодого педагога, например, должна адаптироваться к разноречивым и разновекторным условиям — к профессии, к каждой личности обучаемого, к педагогическому сообществу образовательного учреждения, к своему новому статусу и т. д. Подтверждает нашу мысль Б.М. Петров, который указывает на неправомерность попыток оценить условия и напряженность труда учителя только психологическими методами, путем изучения эмоционально-волевых характеристик, функций внимания, памяти и т.д., так как они не учитывают, что высокая работоспособность часто поддерживается за счет сильного психологического и соматического функционального перенапряжения и это пагубно сказывается на внешней и внутренней, кажущейся и подлинной адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности [10].
А.А.Цахаева пишет, что педагог, не владеющий средствами и механизмами собственной адаптации, не способен управлять адаптивными процессами своих подопечных. Изучая
психолого-педагогическую адаптацию молодых учителей в полиэтнической образовательной среде, она выделила как основные факторы успешности адаптивного процесса характеристики следующих личностных структур:
1. уровень сформированности профессионально важных качеств личности;
2. демографические параметры (пол, возраст, национальность);
3. профессиональные характеристики, приобретаемые в процессе включения в новую среду.
Личности молодого педагога трудно перестроиться под условия постоянно меняющихся профессиональных задач, имея свой опыт субъектно-субъектного общения с педагогами в качестве ученика и студента, он склонен переносить стереотипы традиционного профессионального поведения, а наличная ситуация требует импровизации и постоянного развития.
Автор предложила психограмму профессии учителя рассматривать как характеристику успешности адаптивного процесса в профессии и выделила ряд важных параметров, среди которых: сопереживание (эмпатия), общительность, доброжелательность, организованность, острый гибкий ум, чувство юмора, уверенность в себе, творческое отношение к работе, компетентность, ответственность, уравновешенность, пластичность, умение слушать, независимость [13].
Образовательная система высшей школы органично связана с национальными и социальными идеалами, что обусловлено ее происхождением и системой организации. С психологической точки зрения это дает ей боль-
шое преимущество как воспитательному учреждению. С точки зрения психологии, основная цель воспитания состоит в социальной адаптации. На современном этапе высшей школе легче, чем семье, руководить уровнем будущей профессиональной адаптации молодого специалиста, так как она ближе к требованиям общества и более независима от критики. В связи с тем, что в настоящее время исследовательская деятельность в этом направлении становится все шире и интенсивнее, открываются новые перспективы для изучения локального опыта, специфики реализации той или иной педагогической идеи в конкретных условиях, вариативности ценностных и смысловых ориента-ций. Таким образом, педагогическая наука может получить богатейший, достоверный эмпирический материал для дальнейших исследований посредством сопоставления адаптационных срезов, которые отражают разные подходы в подготовке и переподготовке педагогических кадров, продуцировать объективное знание о педагогических фактах, факторах, закономерностях, тенденциях функционирования педагогических идей.
Подводя итог по данной проблеме, можно сказать, что профессиональная адаптация — приспособление к новым условиям работы, взаимодействия с новым коллективом в процессе общения, совершенствование коммуникативных качеств личности, повышение качества знаний в практической деятельности, использование опыта прошлого и настоящего для более
успешной и эффективной педагогической работы.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Избранные психологические труды. В 2-х томах.- М., 1980.- Т. 2..- С. 44 — 45.
2. Андреева А.А. Проблема адаптации студента. В сб.: Молодежь и образование. М.: Молодая гвардия, 1972..- 203 с.
3. Бабаева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих. Дис. ...канд. психол. наук.- Л., 1985. — 148 с.
4. Большая психологическая энциклопедия.- М., 2007.- С.14.
5. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970.- 123 с.
6. Готт В., Урсул А. Общенаучные понятия и их роль в познании. 1974 // Вопросы психологии.- № 9.- 84 с.
7. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация.- София, 1974.- С. 182.
8. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980. — 192 с.
9. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия/ Под ред. Б.Ф. Парыгина.— Вып.2.- Л., 1973.-С. 111 — 120.
10. Петров Б.М. Психологические особенности адаптации студентов педагогического вуза к познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Дис. ...канд. психол. наук.- М., 1986. —
С. 151.
11. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М.: Просвещение, 1992.- С. 32.
12. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления.- Л.: ЛГУ, 1975.- С. 44 — 52.
13. Цахаева А. А. Теория и практика развития адаптивного поведения.- Махачкала: ДНЦ РАН, 2002.- 472 С.