НАВЫКИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
© гоп Магомедова Е.Э.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье проанализированы научные взгляды на адаптивный процесс, дана трактовка понятия адаптивного поведения, изложен авторский взгляд на процесс формирования навыков адаптивного поведения, выступающихусловием нравственного воспитания.
The author of the article analyzes the scientific views on the adaptive process, interprets the adaptive behavior concept, states her own view on the process of forming the adaptive behavior skills as a condition of the moral education.
Ключевые слова: личность, адаптация, подросток, навыки, поведение, педагогические
условия.
Keywords: personality, adaptation, teenager,
Образовательная среда в современной России включает в себя такие условия обучения, воспитания и развития, которые в значительной степени способствуют усвоению детьми
нравственных норм на основе широкой культурной деятельности. Они
раскрывают потенциальные духовные возможности личности ребенка только в том случае, если созданы условия педагогического сопровождения
адаптивного процесса. Проблема адаптации к условиям школьного социума становится все более очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний, функциональных
расстройств и необходимостью охраны психического здоровья детей и подростков. Пристальное внимание к адаптации детей к условиям школы вызвано тем, что механизмы приспособления, возникающие в данном процессе, актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в личности и становятся подструктурами ее характера.
Согласно А. А. Цахаевой,
разнообразные формы адаптивного поведения по своему содержанию относятся к активному приспособлению.
По мнению автора, в случае, когда
skills, behavior, pedagogical conditions.
адаптация включает конкретные формы приспособления и взаимосвязь, взаимопроникновение между ними, она складывается в стройную единую и надежную систему, способную отражать жизненные условия, исправлять и регулировать отношения «живых систем» в этих условиях [8. С. 156-158]. В. П. Казначеев считает, что следует давать не общие, а частные определения этого понятия с точки зрения различных отраслей науки [3. С. 31-32].
Выделение параметров
педагогической адаптации в социально-психологи-ческом их освещении
позволило И. А. Милославовой
предложить следующее понимание: «адаптация - один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в структурные
различные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность
личности успешно функционировать в
условиях динамического социального окружения» [5. С. 5-8]. Данное
определение ценно не только для
рассмотрения педагогической адаптации личности, но и соответствующего ей поведения, при этом адаптация
представлена как довольно сложное и многогранное явление, имеющее свою структуру, специфические механизмы, определенную последовательность и стадиональность протекания. Интересно в этой связи мнение Л. М. Растовой, характеризующей адаптивное поведение как процесс, в ходе которого осуществляется изменение, снятие одних свойств и черт личности, формирование других [7. С. 348]. Болгарский ученый И. Д. Калайков развивает в своих трудах положение о ведущей роли труда в процессе человеческой адаптации, в жизнедеятельности человека и его
поведения [4. С. 148]. Навыки
адаптивного поведения личности -сравнительно новое понятие в научной педагогике. Оно возникло в процессе изучения проблем девиации поведения, асоциализации и деградации
нравственной сферы. Этим вопросам посвящены работы Б. М. Гасанова, Г. X. Багандовой, П. Г. Гасановой, В. Н. Гурова, Д. М. Маллаева и др.
Зависимость адаптации от периодов онтогенетического развития личности выделена в трудах Л. А. Запорожец, И. М. Кондакова, А. С. Кочаряна, П. С. Таранова, Д. И. Фельдштейна и др. Проведя анализ исследуемой проблемы, мы убедились, что навыки адаптивного поведения личности подростков как условие нравственного воспитания -важная задача всех ступеней школьного образования, но она становится особенно важной в сложном подростковом возрасте, который отличается
интенсивным формированием
физических показателей и психических свойств, сопровождается кризисами протестных настроений, отказом от принятых в обществе норм и правил поведения, ценностных ориентаций, моральных устоев. Этот возраст наиболее интенсивных проявлений в
межличностных связях, так как ведущим психическим новообразованием является чувство взрослости, а интимное общение становится ведущим видом деятельности. В своем исследовании мы предположили, что навыки адаптивного поведения являются педагогическим условием реализации нравственного воспитания
личности. Педагогическими
особенностями и факторами
формирования навыков адаптивного поведения можно считать: организацию, содержание и технологии
воспитательного процесса, направленные на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности:
функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и
личностно-психологического; создание педагогических ситуаций, нацеленных на позитивное использование знаний по современным проблемам
межрелигиозных и межнациональных связей; при этом в обучении и воспитании подростков в духе межэтнической терпимости
используются нравственносообразные методы воспитания (обучающие, активизирующие, стимулирующие). Особенности навыков адаптивного поведения подростков как условия нравственного воспитания заключаются в формировании соответствующих
взглядов и убеждений подростка, которые подразумевают: постижение
сущности понятия духовной жизни; знание составляющих компонентов морали, нравственности и духовности; установление устойчивых связей между знаниями о морали, нравственности и духовности и поведением в повседневной жизни. Основой послужили концепция нравственного воспитания и
оздоровления социальнопсихологического климата в
подростковом коллективе, модель личной поведенческой культуры учащихся школьного возраста, концепция формирования адаптивной
саморазвивающейся личности учащихся общеобразовательной школы в процессе духовно- нравственного воспитания (Е.
Н. Шиянов, А. А. Цахаева). Наше экспериментальное исследование
условий формирования навыков адаптивного поведения подростка потребовало разработки и внедрения поэтапной модели и программы деятельности по формированию навыков адаптивного поведения личности, демонстрирующих нравственные
качества, усвоению социокультурного
опыта с учетом актуального уровня развития подростков, в соответствии с которым обозначается вектор на перспективу развития личности; апробации методик психологопедагогической диагностики,
организации работы способствующих реализации блоков нашей модели. Исследование осуществлялось на базе МОУ СШ №№ 9 и 52 г. Махачкалы Республики Дагестан с 2007 по 2011 гг., которым на различных этапах было охвачено 190 учащихся 6-9 классов. Проводилось анкетирование по вопросам нравственной воспитанности среди учащихся и родители. В качестве критериев нравственной воспитанности выступили: любознательность,
отношение к школе, обществу, прилежание, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к себе. Также учащимся были предложены 20 заданий в ходе свободной беседы по вопросам сохранения и укрепления морали, влияния деструктивных факторов на состояние устоев общества и
др.
Для определении уровня
сформированное™ навыков адаптивного поведения использовался комплекс методик, определяющих уровень сформированное™ навыков адаптивного поведения, и разработанная методика для выявления индивидуальнопсихологических особенностей
подростков «Адаптивное поведение подростков». Во время свободной беседы с подростками выявились и фиксировались их мнения о нормах поведения, о восприятии ими ситуации выбора поведенческих тактик и об отношении к ситуации адаптации, в результате чего был сформирован базовый список из 150 высказываний подростков о поведении, социальной адаптации, представляющих
разнообразные оценки различных аспектов этого процесса. На следующем этапе данный список предлагался подросткам для субъективного ранжирования. Новая выборка, по составу аналогичная первой, включала 105 подростков, которые должны были определить степень соответствия
каждого высказывания из базового списка оценок их психологическому состоянию в настоящее время.
В результате был сделан вывод, что процесс формирования навыков адаптивного поведения подростков
имеет высокий, средний и низкий уровни, которые мы выявляли по двум показателям: удовлетворенность и
эффективность. Высокий уровень определялся наличием у подростка
выраженного навыка адаптивного поведения, активно включённых в поведение нравственных идеалов, гуманных убеждений, общечеловеческих ценностей, которые обеспечивают
продуктивное преобразование структуры личности над воздействием новых условий нравственной среды. Члены этой группы малочисленны (7-8%), чаще всего это официальные лидеры, имеющие авторитет в группе сверстников и педагогов, легко поддающиеся влиянию учителя, их поведение подчинено общественно значимым мотивам. Средний уровень характеризовался наличием у подростков личных мотивов поведения и приобретения высокого статуса в коллективе. Ведущим мотивом представителя такой группы является желание получить признание
одноклассников как «порядочного человека», при этом главное «казаться, а не быть», т.е. в достаточной степени не сформированы общественные мотивы и интерес к результатам совместной деятельности во благо коллектива. Группа эта наиболее многочисленная. Низкий уровень сформированное™ навыков адаптивного поведения
соответствовал безразличному
отношению к ценностям группы и коллектива, эмоциональному покою и пассивности в выполнении поручений учителя, низкой осведомленности в вопросах морали, духовности и нравственности, что естественно определяло их нигилистическое отношение к учебному и воспитательному процессу. Поэтому перед нами стояла задача позитивной ориентации тех, кто формально уже имеет опыт социального успеха.
Для выявления названных уровней применялись наблюдения за учащимися, беседы, анкетирование, сочинения, записи, индивидуальные программы саморазвития подростков, дневники наблюдений, тестирование. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил в период с 2006 по 2011 гг. непрерывный рост количества школьников с относительно
устойчивыми нравственными
качествами, ярко выраженными навыками адаптивного поведения к
нравственности, демонстрацией
нравственного поведения. При этом повышается эффективность ученического труда, отмечается некоторая
удовлетворенность процессом обучения. Тревога исчезает, принимаются нормы и даже сомнительные стереотипы нового коллектива, происходит привыкание к эмоциональному режиму, физическим и психическим нагрузкам, вырабатываются новые правила поведения,
соответственные новому социальному статусу и месту в групповой иерархии, возникает комфортное чувство «я - свой среди своих».
В ходе формирующего эксперимента проводились психолого-педагогические мероприятия комплексного характера, направленные на реализацию адаптивного поведения, что
подтверждено апробированной работой по программам для 6-9 классов. Педагогическая модель управления
формированием навыков адаптивного поведения подростка состоит из трех взаимосвязанных блоков-уровней,
опосредующих адаптивную
деятельность, направленную на
продуктивное приспособление:
организация воспитательного процесса, формы организации воспитательного процесса и поведение. Повышение
уровня сформированное™
адаптационных навыков осуществлялось
посредством начала формирования
социального интеллекта, нравственных ориентиров, навыка групповой работы и снижения общей ситуативной
тревожности (6 кл.). Занятия в данной возрастной группе способствовали формированию положительной
групповой динамики и соответствующего благоприятного социально-
психологического климата; в 7 классах -получения подтверждения личностной состоятельности, способствующей
идентификации собственного «Я» («Я -такой», «Я хочу», «Я умею», «Я могу»). Данное психолого-педагогическое
сопровождение направленно на развитие и закрепление позитивного опыта: не замыкаться в себе, действовать обдуманно, верить в лучшее, помогать друг другу, брать на себя
ответственность, идти на компромисс, развивая мотивы сотрудничества. В 8 классах тренинг стал средством рефлексии с формированием важнейших качеств целеполагания и планирования. Он способствует снижению уровня общей тревожности, развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, закреплению позитивного мышления. В 9 классах программа направлена на оказание помощи в вопросах формирования навыков нравственного самопознания,
самосознания анализа своих успехов и неудач, их соответствия нормам
нравственного социального престижа. Основными критериями этапов
формирования навыков адаптивного поведения в этот период следует считать уровень понимания нравственного личностного смысла жизни, полноту уровня соотнесения «хочу - могу - есть -требую». Общая воспитательная тенденция характеризуется в данном возрасте повышением уровня
самоуважения (уверенности в себе).
Для оценки шкал тестов,
используемых в экспериментальной
части исследования (опросник «Адаптивное поведение», «Субъективная оценка», тесты на определение потребностей в достижениях
поведенческого успеха,
коммуникативной деятельности, чувства юмора, бесконфликтности, социальной эмпатии, тревожности и др.), были применены факторный и
корреляционный анализы.
В целом после проведения
формирующего эксперимента I этапа
обнаружены положительные тенденции
гармонизации поведенческих стратегий и тактик личности.
Максимальное улучшение по шкалам «тревожность» (-25%) и
«конфликтность» (-19%) подтверждается опросом и наблюдением; увеличение социальных контактов, стремление к сотрудничеству, подтверждают
увеличение показателя
«коммуникативные способности» (+11%) и «эмпатия» (+33%).
Увеличение профиля по шкале
«чувство юмора» (+8%) синхронно
улучшению показателя «^» (+20%), что свидетельствует о ситуации социального расслабления, комфортности,
уверенности и стабильности личности в реализации поведенческих задач.
Незначительное увеличение по шкалам «адаптивное поведение» (+18%) и «Субъективная оценка» (+9%)
характеризует сложность и
многоуровневость данных показателей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на начальных этапах формирования стратегий адаптивного поведения ведущее значение имеют существующие стандарты и известные роли, включенные в оформление поведения в практически равной степени, в то время как нормы и техника поведения в равном соотношении не имеют особенного значения, чем, вероятно, и объясняется определенная спонтанность и
непредсказуемость поведения старших подростков.
При структурировании результатов были получены данные, претерпевающие качественные и количественные
изменения по истечении некоторого времени. Так, в начале констатирующего эксперимента ребята выбирали одни нравственные качества,
характеризующие нравственную
культуру личности, по завершении этапа формирования - другие. Следовательно, внешние оценки собственной
нравственной культуры человека будут постоянно меняться в зависимости от нравственных норм социального
окружения, его возрастных, этнических параметров. Подростки из контрольной группы демонстрируют низкий уровень
сформированное™ навыков адаптивного поведения по истечении времени, в то время как представители
экспериментальной группы на втором уже этапе (7 класс) формирующего эксперимента готовы пренебречь собственной независимостью и значимостью ради эмоционального покоя и мира в коллективе сверстников, в суждениях проявляя большую категоричность и агрессивность (КГ -
2.2, ЭГ - 4,2) по отношению к
безнравственным поступкам, что свидетельствует о наличии активной жизненной позиции и готовности отстаивать нравственные ценности, проявляя в поведении
доброжелательность, послушание (КГ -5,5, ЭГ - 9,6), дисциплинированность, конструктивное взаимодействие (КГ -
3.2, ЭГ - 3,5). «Идти на уступки в
отношениях с другими людьми - значит проявлять бесхарактерность» считают 32,4% шестиклассников из ЭГ, 31,5% шестиклассников из КГ, в восьмом (25,6/59,9%) и девятом (34,8/78,5%) классах наблюдается значительная разница в ЭГ и КГ, где удельный вес показателя удваивается. Вопрос «Готов драться за достоинство слабого» показал положительную динамику демонстрации навыка адаптивного поведения через бесконфликтность и толерантность. Так, респонденты ЭГ с 22,1% положительного ответа довели свою не агрессивность к нормативному поведению других до 5,6% к девятому классу. Показатели эгоистических настроений
регламентирует ответ на вопрос «В новой компании буду следовать только своим интересам», где шестиклассники в ЭГ (25,5%) и в КГ (28%) находились почти на одном уровне, в то время у них же в 9 классе показатели различны
(соответственно 14,5% и 59,6%). «Абсолютно уважают традиции только дагестанцев» в 6 классе ЭГ 10,5%, в КГ почти в 2 раза больше. Интересно, что в следующем году происходит увеличение лиц с центристскими настроениями националистического полка в ЭГ (15,3%). Вопрос «Я против ассимиляции нравственной культуры народов мира и Дагестана» вызвал неоднозначный
отклик у респондентов: только 9,5% шестиклассников против, значит 90,5% все-таки «за» интеграцию в
общероссийскую и мировую культуру. В девятом классе уже 0,5% учеников ЭГ хотят обособленного существования, в то время как в КГ 99,6% настаивают на суверенитете дагестанской ментальности, культуры и быта, что определяется внутрисемейными установками,
религиозно-радикальны-ми настроениями, националистическими выпадами в повседневной жизни.
Результаты формирующего
эксперимента выявили существенные изменения в системе самооценивания,
самоотношения и самопонимания, которые стали более четкими, достаточно сформированными и полными, а комплекс определения поведенческих качеств - более емким и содержательным. Повысился уровень сформированное™ представлений о специфике адаптивной деятельности, что способствовало лучшему самоанализу поведения, когда, используя знания о нормах социума, испытуемый смог сформировать свой поведенческий образ. В целом исследование подтвердило, что навыки адаптивного поведения являются педагогическим условием реализации нравственного воспитания личности.
Примечания
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М. : Просвещение, 1982. 3. Казначеев В. П. Современное состояние проблемы адаптации // Вестник АМН СССР. 1975. № 10. 4. Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация. София, 1974. 5. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Л., 1974. С. 16. 6. Подласый И. П. Педагогика. М., 1999. С. 163. 7. Растова Л. М. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация» // Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1974. Вып. 20. С. 348-356. 8. Цахаева А. А. Развитие стратегии адаптивного поведения в поликультурной образовательной среде: Монография. ДНЦ РАН. Махачкала, 2011. 406 с.
Статья поступила вредакцию 15.11.2011 г.