Экономика *
факторный анализ процесса адаптации сельских
ЖИТЕЛЕЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В. Н. САВИН, 620075, г. Екатеринбург, Уральская государственная сельскохозяйственная академия 7ТззДбЭ2’
Положительная рецензия представлена Л. И. Васильцовой, доктором экономических наук, профессором Уральской государственной сельскохозяйственной академии.
Кафедра управления и права УРГСХА провела социологическое исследование взаимосвязи процессов адаптации и мотивации у 160 работников пяти сельскохозяйственных предприятий: Рудянское крестьянское фермерское хозяйство «Темп», Знаменское государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие совхоз «Сухоложский», ЗАО «Новопышминское», Филатовский сельскохозяйственный кооператив Свердловской области.
Как показывают результаты социологических исследований, в системе трудовой мотивации преобладают материальные факторы.
Так, наибольший вес в структуре трудового поведения сельскохозяйственных работников имеют материальные факторы — 54,17 %. Результаты социологических исследований, проведенных кафедрой управления и права Уральской государственной сельскохозяйственной академии в Сухоложском и Богдановическом районах Свердловской области показали, что первые полгода работники, которые перешли на новое предприятие, имеют производительность труда на 11 % ниже, чем на прежнем месте.
В настоящее время Россия находится в экономическом кризисе, сокращают объемы производства или совсем прекращают работать предприятия группы «А» (производство средств производства) промышленного комплекса Российской Федерации, что связано с сокращениями персонала на этих предприятиях. Эта проблема является особо актуальной в связи с тем, что наша экономика вышла из экономического кризиса, и некоторым работникам приходится переучиваться на приобретение новой профессии. Процесс приобретения новой профессии называется перепрофилированием. Он осуществляется в настоящее время на всех уровнях (начальном; среднем — колледжи, техникумы; высшем — вузы) профессионального образования. Этот процесс обязательно сопровождается трудовой адаптацией, так как после окончания перепрофилирования человек должен приступить к работе по новой профессии, что он и делает, и, к сожалению, не всегда успешно.
Профессиональная адаптация в условиях экономического кризиса предполагает отношение к человеку как объекту, которого жизненные обстоятельства заставляют менять прежнюю профессию. Человек, приобретающий новую профессию под давлением сложившейся объективной и субъективной жизненной ситуации, как правило, к процессу освоения новой профессии относится критически. На начальном этапе перепрофилирования новая профессия очень часто не нравится и вызывает отрицательные эмоции, и человек не хочет ничего сделать, что найти в ней привлекательные стороны. Вместо активной деятельности по освоению новой профессии он переживает, страдает, мучается.
Это выступает психологической предпосылкой профессиональной дезадаптации таких людей в начале новой трудовой деятельности.
Адаптация и дезадаптация диалектически взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга, так как далеко не все стороны новой профессии вызывают положительные эмоции у зрелых людей. Это требует от преподавателей, осуществляющих перепрофилирование, высокой педагогической и психологической культуры в освещении про-фессиографического материала.
Адаптация различается по степени и уровню мотивации на новую трудовую профессиональную деятельность, по степени актуализации потребностей личности работника, в зависимости от его личных субъективных притязаний по отношению к трудовой деятельности на определенном рабочем месте на конкретном предприятии.
Профессиональную адаптацию необходимо рассматривать и исследовать, опираясь на методологию системного подхода принцип деятельности. Если положить принцип деятельности в качестве логического основания, можно выделить две модификации профессиональной адаптации — адаптационную трудовую деятельность и адаптационное трудовое поведение. При этом под «адаптационной трудовой деятельностью» мы понимаем активную адаптацию работника в процессе овладения и выполнения им трудовых функций и конкретных трудовых операций на определенном рабочем месте на конкретном предприятии. Адаптационное трудовое поведение осуществляется в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, требованиям технологической среды, к системе социально-психологической коммуникации.
Адаптационные формы трудового поведения наблюдаются в процессе реорганизации и модернизации организационной структуры предприятия, организационной и кадровой коррекции при снятии социальной напряженности на предзабастовочной стадии развития социальнотрудовых конфликтов, изменения формы собственности предприятия. В этих случаях существенно изменяются штатное расписание предприятия, организация рабочих мест, статусно-ролевая структура коллектива.
Таблица 1
Рейтинг мотивирующих факторов в структуре трудового поведения работников сельскохозяйственных
предприятий
Мотивирующий фактор Процент ответов
Материальные факторы 54,17 %
Социальные 4,17 %
Психологические 20,83 %
Нет 12,50 %
Не ответили 8,33 %
В свою очередь, адаптационное трудовое поведение делится на конформное и конвенциональное. Конформное адаптационное трудовое поведение характеризуется специфическим способом приспособления человека к психологическим установкам других лиц, что позволяет повысить уровень устойчивости своего статуса в организации. Конвенциаль-ное трудовое адаптационное поведение — это промежуточные, транзитные поведенческие структуры, основанные на явном или неявном согласовании статусно-ролевых позиций, интересов и потребностей совместно работающих людей. В ряде случаев оно основывается или на относительно жестком, нормативно предписанном распределении прав и ответственности между работниками, или на распределении сфер влияния через общение. Трудовое адаптационное поведение также включает в себя индивидуально-психологическую, социально-психологическую адаптацию, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Для успешной индивидуально-психологической и социально-психологической трудовой адаптации работников большую роль играет составление и исследование психограммы профессии. Психограмма профессии — это совокупность психологических требований к определенной профессии и психологическим качествам личности. Степень соответствия психологических качеств работника занимаемой должности (психограмме) называется психологическим клирингом. Ознакомление и изучение психограммы профессии применительно к определенной должности на конкретном предприятии значительно ускоряет и улучшает процессы индивидуальной психологической и социально-психологической трудовой адаптации, повышает психологический профессиональный клиринг работника. При этом под профессиональным клирингом мы понимаем степень соответствия профессиональных и психологических качеств работника занимаемой должности на конкретном предприятии. Психологический клиринг выступает составной частью профессионального клиринга.
Дезадаптация, как показали наши исследования, приведет к стрессу, неврозу, нарушению обмена веществ, образованию камней в желчном пузыре. Поэтому нельзя торопить процесс адаптации, так как адаптация идет на уровне простейшего элемента нервной системы нейрона. Экспериментально было обнаружено, что после прохождения через нейрон за ограниченное время большого количества импульсов наступает снижение частоты разрядов (так называемое «утомление»), которое восстанавливается только через некоторое время.
Для успешной профессиональной адаптации необходимо привлечение профессиографического материала. Знакомясь с профессиограммой профессии, работник создает у себя систему профессиональных установок на восприятие профессии (в том числе профессиональных функций и операций), тем самым, исключается открытый немецким психологом Г. Мюллером эффект «обманутого ожидания» (иллюзорных несбывшихся надежд) по отношению к получаемой профессии. При овладении конкретными профессиональными функциями и операциями у работника формируется система моторных установок,
Экономика
на основе которых будет осуществляться профессиональная деятельность.
Далее в процессе трудовой адаптации происходит процесс совершенствования профессионального мастерства. Потребность в творческой профессиональной деятельности становится основной жизненной потребностью. Начинается этап самореализации личности в труде. На этой основе формируются профессиональные установки. Фиксируются познавательные установки на творческое совершенствование и развитие своей профессиональной деятельности.
Успешная трудовая адаптация является важнейшим фактором стабилизации трудового коллектива и снижения текучести кадров. Для целей стабилизации трудового коллектива в ССТК (системах стабилизации трудового коллектива) выделяется специальная подсистема, посвященная трудовой адаптации работников.
Трудовая дезадаптация — это нарушение комплекса трудовой адаптации, в том числе формирования положительных профессиональных и психологических установок, приспособительных реакций организма работника к условиям профессиональной, производственной и социально-психологической ситуации, приводящее к неблагоприятному для работника изменению взаимоотношений с окружающей средой.
Одни и те же факторы профессиональной, производственной и социально-психологической среды в меру длительности и интенсивности их воздействия могут выступать и как адаптационные, и как дезадаптирующие в зависимости от этапа формирования внутренних профессиональных и психологических установок. Поэтому очень важно управлять адаптацией, опираясь на нормы.
И. И. Шмальгаузен вводит понятие адаптивной нормы: «Если широкая норма реакций вообще облегчает возможности перехода организма человека от одних условий развития к другим, то еще гораздо большее значение имеет широкая зона уже выработанных адаптивных реакций. Поэтому мы вводим понятие «адаптивных норм», более узкое, чем понятие норм реакций, которое, как известно, охватывает все вообще возможные реакции организма человека при любых возможных условиях развития (включая, следовательно, и все метаморфозы) [5].
И. Д. Калайков дополняет И. И. Шмальгаузена: «С точки зрения информационной характеристики адаптации норма отражает строго определенные и относительно постоянные параметры» [3].
Трудовая адаптация не проходит у человека спонтанно, она требует активной адаптационной систематической трудовой деятельности и не менее активного трудового поведения, которые должны управляться, регулироваться службой управления персоналом предприятий.
Особенный интерес вызывает зависимость трудовой адаптации от пола. Результаты наших исследований показали, что женщины лучше адаптируются к работе в сельских условиях, чем мужчины: отлично адаптировалось 93 % женщин и только 67 % мужчин адаптировалось отлично, хорошо адаптировались 6 %; женщин и 22 % мужчин, то есть женщины обладают большей устойчивостью к эмоциогенным факторам средней интенсивности и длительно действующим.
Экономика ^тГ/
Их лучшая адаптация обеспечивается за счет биохимической и физиологической специфики женского начала, призванного в биологической эволюции играть основную роль в обеспечении процесса наследственности (Анжело Конти, Чезаро Ламбразо), тогда как биологическое предназначение мужчин заключается в привнесении изменчивости в фенотипическую составляющую рода человеческого, а поэтому он более приспособлен к особым экстремальным условиям деятельности. Но с целью проникновения в сущность рассматриваемой закономерности недостаточно опираться только на биологическую интерпретацию психологических различий полов, хотя как объяснительный подход она является весьма продуктивной.
Результаты исследования показали, что в основе адаптации лежит смена психологических установок. Адаптированные работники сельскохозяйственных предприятий не обязательно являются носителями четко выраженной психической маскулинности или
фемининности. В личности сельскохозяйственной труженицы могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как фемининного, так и маскулинного типов. Результаты тестирования показали, что такая гармоничная психическая интеграция фемининных и маскулинных черт повышает адаптивные возможности сельских женщин. Адаптацию женщин, у которых в процессе адаптации гармонично сочетаются фемининные и мускулинные черты, мы считаем нужным назвать «адаптацией андрогинного типа». На селе не хватает мужчин и женщины вынуждены выполнять мужскую работу и приобретать мускулинные черты адаптации. Можно с достаточной долей вероятности предположить, что уровень адаптации и стрессоустойчивости лиц с превалированием того или иного гендерного начала будет определяться условиями разворачивающейся стрессогенной ситуации, требованиями профессиональной деятельности, адаптивными ресурсами личности. Адаптируется лучше не тот, кто сильнее, а тот, кто лучше подготовлен.
Литература
1. Гуревич М. Адаптация рабочих предприятий Южного Урала. Челябинск, 2012.
2. Калайков И. Д. Отражение и приспособление. М., 2011.
3. Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация. М., 2012.
4. Конти А. Психология женщин. М., 2012.
5. Ламбразо Ч. Женщина. М., 2012.
6. Селье. Г. Стресс без дистресса. М., 2012.
5. Шмальгаузен И. Изменчивость и смена адаптивных норм в процессе эволюции // Журнал общей биологии. 2012. Т. 1. № 4.