Научная статья на тему 'Professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics»'

Professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ КУРСА / PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY COMPETENCE / NATURAL-SCIENCE TRAINING / PROFESSIONALLY-ORIENTED COURSE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Khristoforova Svetlana Valentinovna

The article deals the professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics» including its purpose and goals, basic ideas and principles defining strategies and the ways of achieving the goals, the contents and processes of professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Khristoforova Svetlana Valentinovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics»»

УДК 796 (07)

ББК Ч 426.73

С. В. Христофорова

Профессионально-ориентированная модель курса «региональный компонент содержания физического образования»

В статье представлена профессионально-ориентированная модель курса «Региональный компонент содержания физического образования», включающая: цель и задачи курса, основные идеи и принципы, определяющие стратегию и пути достижения поставленных целей, содержательный и процессуальный аспекты.

Ключевые слова: профессиональная

компетентность, ключевая компетентность, естественнонаучная подготовка, профессионально-ориентированная модель курса.

S. V. Khristoforova

Professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics»

The article deals the professionally-oriented model of a course «Regional component in training physics» including its purpose and goals, basic ideas and principles defining strategies and the ways of achieving the goals, the contents and processes of professional training.

Key words: professional competence, key competence, natural-science training, professionally-oriented course model.

Высшее образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Образование должно раскрывать смысл бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром [1; 2]. Значит, главная цель и предназначение

образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении роли человека в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет об образовании как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение и развитие личности. Все это описывает различные аспекты «вхождения» человека в культуру.

Одним из средств формирования специалистов нового типа является компе-тентностный подход. Компетентность представляет собой интегрированную характеристику идеального выпускника. Знания, опыт, навыки, мотивация выпускника, его способность успешно решать профессиональные задачи; компетентность как способность выпускника самостоятельно применять в определенном контексте различные комбинации знаний, умений и отношений.

При подготовке специалистов отдают предпочтение развитию универсальных компетентностей, которые проявляются в разнообразных условиях и ситуациях. К таким компетентностям прежде всего относят ключевые компетентности. Ключевые компетентности определяются по-разному, но все они предусматривают готовность субъекта решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях. В сфере высшего профессионального образования основной является профессиональная компетентность, обеспечивающая высший уровень достижений в какой-либо области деятельности. Она трактуется как одна из сторон профессионализма, отражающая степень соответствия человека требованиям профессии. Профессиональная компетентность включает в себя ключевую, базовую и специальную компетентности. Ключевые компетентности связывают с успешностью личности в современном обществе; базовые

определяют специфику педагогической деятельности; специальные отражают специфику предметной области. Все три вида компетентностей взаимосвязаны, и их становление происходит одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Сегодня ключевые компетентности приобретают особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; сочетают элементы профессиональной и общей культуры, профессионального опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков смыслов и действий [3].

Естественные науки, в частности физика, имеют огромное значение не только для развития личности, но и для культуры в целом. Тем не менее, в современном естественнонаучном образовании на уровне высшей школы, как показывают многочисленные исследования, сложилась достаточно сложная ситуация, обусловленная группами проблем: характерная предметная дифференциация приводит к утрате целостного восприятия научного знания; осмысления мира как единого организма; редкое обращение студентов в ходе своих рассуждений к приему синтезирования индивидуального опыта (так называемой «жизненной философии») и знаний, получаемых в учебном заведении; слабая способность диалогического и по-лилогического мышления и общения; низкий уровень сформированности у студентов навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, противопостав-

ления, экстраполяции, трансформации, обобщения, нахождения общих точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, противоположными позициями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.

Обозначенные выше проблемы обостряют противоречие между возрастающими требованиями современного общества к уровню профессиональной подготовки специалиста, его общей культуре и фактическим уровнем образования и развития выпускников высших учебных заведений.

Достойное место в системе подготовки будущих учителей занимают специальные курсы. Для студентов-физиков нами разработан и реализован на практике интегративный курс «Региональный компонент содержания физического образования». Интегративный курс -это целостная дидактическая система, которая включает определенное содержание, средства, способы реализации и решает специфические задачи. Основная цель курса заключается в развитии профессиональной компетентности будущего учителя путем освоения природы и культуры Забайкалья с позиций физики и астрономии. Курс позволяет не только рассмотреть специфику природы и культуры Забайкальского края, но и представить включенность региона в общемировое пространство. Основу курса составляет интегративный стержень, который выполняет системообразующую функцию по объединению разнородных знаний гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в контексте взаимосвязи личностного, регионального и глобального. В результате взаимодействия участников образовательного процесса имеет место «восхождение к Универсуму» через своеобразную цепочку «Личность-Регион-Мир-Вселенная».

Представим профессионально-

ориентированную модель курса «Региональный компонент содержания физического образования», предусматривающую формирование профессиональных компетентностей, которые представляют единство ключевых, базовых и специальных. В модели выделены следующие компоненты методической системы: цель и задачи преподавания курса для студентов-физиков; основные идеи, лежащие в основе построения модели, включающие содержательный и технологический компоненты; принципы, определяющие стратегию и пути достижения поставленных целей и задач. В ходе реализации профессионально-ориентированной модели учебного курса уточнялось понятие профессионально-направленного обучения, пересматривались и дополнялись цели и задачи изучения курса

с позиций компетентностного подхода. На схеме 1 представлена структура профессионально-ориентированной модели курса, ниже кратко раскрыт один из основных элементов содержательного аспекта.

Содержательный аспект. Представление содержания курса через проблемнопредметное поле. С целью обеспечения многовариантности изложения и нелинейности развития учебного курса, мы предлагаем, вслед за Л.А. Бордон-ской [1], информационную составляющую содержания представить через проблемно-предметное поле, выделяя в нем три составляющие: общекультурную, общенаучную, научнопредметную - и рассматривать их как дополняющие друг друга элементы содержания, которые важны для целостного восприятия естествознания как важнейшей области научного знания

Структура профессионально-ориентированной модели курса

Схема 1

Образовательный процесс I

Курс «РКСФО»

Цели и задачи

Содержательный аспект Процессуальный аспект

■ Представление содержания курса ■ Применение гуманитарных

через проблемно-предметное поле образовательных технологий

■ Раскрытие содержания курса с ■ Система самостоятельной работы по

позиции эволюционно- курсу

синергетического подхода ■ Реализация рейтинговой системы

■ Модульное структурирование организации образовательного

образовательной программы и процесса

содержания образовательного ■ Использование различных способов

материала оценки результатов образовательного

■ Выделение в структуре и содержании процесса

курса инвариантной и вариативной ■ Взаимосвязь аудиторной и

составляющих внеаудиторной деятельности

Ключевая Базовая Специальная

£ сиональная компетентнос ть

и культуры в целом. Общекультурная составляющая требует интерпретации культурных феноменов, например: материальные памятники культуры региона как образ мира; вклад ученых-естествоиспытателей Забайкалья в мировую науку; астронимы Забайкалья и мира и т.д. Научно-предметная составляющая ориентирует на освоение уникальных природных и технических феноменов (явлений, процессов, технологий) и т.п. Общенаучная составляющая позволяет ощутить генетическую связь с ландшафтом, климатом, этнопсихологическими корнями; предоставляет человеку са-моидентифицироваться, осознать себя уникальным субъектом мироздания; обобщить индивидуальный жизненный опыт, вписать его в общечеловеческий, осмыслить себя в качестве «человека Мира».

Интегрированный курс «Региональный компонент содержания физического образования» играет значительную

роль в подготовке будущего учителя физики. Он позволяет:

- углубить, расширить и систематизировать знания по физике, насытить их конкретным содержанием, отражающим специфику региона;

- способствовать развитию коммуникативных способностей, умению работать в команде;

- формировать ценностное отношение к миру и ощущать себя «человеком Мира»;

- осуществлять подготовку к будущей профессиональной деятельности через выполнение заданий и привлечение студентов к непосредственной работе с учащимися.

Диалектика глобального и регионального, теоретического и прикладного, интернационального и национальнопатриотического является перспективной формой интеграции образования в культурную среду и может занять достойное место в структуре профессионального образования.

Список литературы

1. Бордонская Л.А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом

образовании и подготовке учителя: монография. Чита: Изд-во ЗабГПу, 2002. 237 с.

2. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета:

Сущность. Модель. Проектирование. СПб., 2004. С. 39-40.

3. Компетентностная модель современного педагога /О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек,

С.А. Писарева, и др. СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2009. 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.