Научная статья на тему 'Концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей'

Концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС / ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / CONCEPTION / NATURAL SCIENCE EDUCATION / PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATION / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS / PRINCIPLES OF CONCEPTION / COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Светлана Ефимовна

Представлена концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов-гуманитариев, в которой выделены следующие компоненты: блок основания, теоретический блок, прикладной блок. В основу концепции положена идея, что средствами и методами естественных наук возможно формирование профессионально значимых качеств личности, которые позволят не только повысить общую культуру выпускников вузов, но и будут способствовать становлению их профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостина Светлана Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of Professionally Oriented Natural Science Education of Students of Humanitarian Specialties

The article presents the conception of professionally oriented natural science education for students of humanitarian classes. It has different components: foundation unity, theoretical unity, and applied unity. The conception is based upon an idea of possibility to form by means and methods of natural science professionally valued person features which permit to augment common culture of university students and help to make its professional competence

Текст научной работы на тему «Концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей»

УДК 378.14:5

Старостина Светлана Ефимовна Svetlana Starostina

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

CONCEPTION OF PROFESSIONALLY ORIENTED NATURAL SCIENCE EDUCATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

Представлена концепция профессионально направленного естественнонаучного образования студентов-гуманитариев, в которой выделены следующие компоненты: блок основания, теоретический блок, прикладной блок. В основу концепции положена идея, что средствами и методами естественных наук возможно формирование профессионально значимых качеств личности, которые позволят не только повысить общую культуру выпускников вузов, но и будут способствовать становлению их профессиональной компетентности

Ключевые слова: концепция, естественнонаучное образование, профессионально направленное обучение, теоретико-методологический базис, положения концепции, комплекс педагогических условий

The article presents the conception of professionally oriented natural science education for students of humanitarian classes. It has different components: foundation unity, theoretical unity, and applied unity. The conception is based upon an idea of possibility to form by means and methods of natural science professionally valued person features which permit to augment common culture of university students and help to make its professional competence

Key words: conception, natural science education, professionally oriented education, theoretical and methodological basis, principles of conception, complex of pedagogical conditions

Совершенствование системы высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с тенденциями, обусловленными требованиями общества, государства, личности. Для обоснования нововведений разрабатываются различные концепции. В нашем исследовании под концепцией мы будем понимать системный теоретический подход к исследуемой проблеме, основу которого составляют совокупность ведущих идей, принципов и положений, обеспечивающих теоретическое обоснование и указывающих пути практического решения поставленных задач.

Выбор системного подхода для нашего исследования обоснован, поскольку единая система высшего профессионального обра-

зования представляет собой сложноорганизованную систему определенного класса, в которую входит система естественнонаучной подготовки как система более низкого порядка. И соответственно появляется возможность исследовать реализацию идеи интеграции фундаментальности и профессиональной направленности обучения при решении задач естественнонаучного образования, установить интегративные связи естественнонаучного и профессионального образования.

На основе теоретического анализа ряда концепций, имеющих отношение к содержанию образования, образовательным технологиям, естественнонаучному образованию, мы определились с содержанием

концепции профессионально направленной естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей. В структуре концепции нами выделены три основных компонента:

1) основание;

2) теоретический блок;

3) прикладной блок.

При определенной деятельности эти компоненты вступают в определенные функциональные связи. Каждый компонент концепции состоит из ряда взаимосвязанных элементов, содержание которых выявляется из условий создания педагогической системы. Разработанная концепция является открытой системой, она может быть дополнена и расширена. Раскроем содержание элементов, входящих в каждый компонент концепции.

Основание концепции составляют цели естественнонаучного образования, источники, факторы, её особенности.

Цели являются системообразующим элементом образовательного процесса. Формирование целей и задач происходит на начальном этапе разработки концепции. Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в форме перечня компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза (ФГОС ВПО третьего поколения ), позволил нам сформулировать цели естественнонаучного образования в высших учебных заведениях. Естественнонаучная подготовка студентов должна обеспечить становление целостной системы научных знаний об окружающем мире, законах развития Природы; формирование у студентов системы методологических знаний, знакомить с методами научного познания и культуры мышления, способности к восприятию, обобщению, анализу информации; повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности; развитие психических качеств личности, необходимых для успешной реализации конкретной профессиональной деятельности.

Основная идея, составляющая основу проектирования данных целей естествен -нонаучного образования, заключается в

том, что средствами и методами естественных наук возможно формирование профессионально значимых качеств личности, которые позволят не только повысить общую культуру выпускников вузов, но и будут способствовать становлению их профессиональной компетентности.

При определении источников и факторов мы исходили из теоретических положений, разработанных Л.Я. Зориной, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, Н.С. Пу-рышевой и др.

Источник — это объекты, содержание и сущность которых становится в той или иной степени содержанием образования. «Содержательная сторона концепции определяется источниками» [2, 103]. Основными источниками нашей концепции являются: представление о естествознании как единой целостной науке о Природе и элементе культуры; фундаментальные концепции современного естествознания; система методологических знаний; естествен -нонаучные знания прикладного характера, необходимые для успешной деятельности в профессиональной области.

Под фактором понимаются обстоятельства, с которыми сообразуется исследователь при определении содержания образования, т.е. это те закономерности, на которые необходимо ориентироваться при разработке концепции. Факторами концепции будем считать новую образовательную парадигму, основанную на компетен-тностном подходе; фундаментальность и целостной образования; возрастание роли естественных наук в современном постиндустриальном обществе; падение престижа и утрата традиций российского естественнонаучного образования; увеличение разрыва между достижениями в развитии естественных наук и уровнем естественнонаучного образования и другие тенденции современного этапа развития высшего образования.

Особенности концепции связаны с тем, что она ориентирована на обучение основам естествознания студентов гуманитарных направлений. Концепция основана на субъект — объект — субъектных отношени-

ях, где объектом выступает предметное содержание естественнонаучной подготовки, используемые технологии обучения, жизненный опыт студентов и преподавателя. При разработке концепции мы исходили из концептуальных положений психологии профессиональной деятельности, психологии труда учителя, дидактики высшей школы, теории и практики изучения отдельных естественных наук.

Теоретический блок концепции включает ведущие идеи, основополагающие принципы, теоретико-методологический базис концепции, основные положения концепции, комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию концепции.

В основу концепции положена идея профессионально-направленного обучения естественнонаучным дисциплинам. Под профессионально направленным обучением мы понимаем образовательный процесс, в котором условия для становления будущего субъекта профессиональной деятельности в образовательной среде естественнонаучных дисциплин создаются путем суперпозиции проблемного поля фундаментальной естественной науки и проблемного поля предмета предстоящей профессиональной деятельности. Реализация профессионально направленного обучения обеспечивается через содержание предмета изучения, а также технологию учебного процесса по предмету.

Ведущие идеи концепции.

1. Рассмотрение естественнонаучного образования как составной части целостного профессионального образования.

2. Формирование профессиональной компетентности как целостной системы ключевой, базовой и специальной.

3. Преимущественная ориентация естественнонаучного образования на формирование общекультурных компетентностей с проекцией на профессиональную деятельность.

4. Выделение в образовательном процессе содержательного, технологического и организационно-методического аспектов, которые рассматриваются во взаимосвязи и единстве.

5. Представление содержательного, технологического и организационно-методического аспектов, через основные элементы позволяющие реализовать профессионально-направленное обучение.

Важным элементом теоретического блока являются основополагающие принципы. По мнению Е.Н. Шиянова и И. Б. Котовой, знание принципов обучения «дает возможность организовать учебный процесс, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения» [6, 63].

Анализ существующих принципов в качестве исходной системы теоретических положений и одновременно требований к образовательному процессу позволил нам определить совокупность принципов, лежащих в основе концепции, которые распределены нами на три группы:

1) методологические (культуросообраз-ности, целостности, фундаментальности, интегративности, дополнительности, самоорганизации, открытости системы, неопределенности);

2) дидактические: определения содержания (общие принципы отбора содержания, предметно-содержательные, представления и структурирования содержания) и организации учебного процесса (организации взаимодействия обучаемого с содержанием, преподавателем, коллективом, ориентации на становление личности познающего субъекта);

3) профессиональной направленности (единства фундаментальности и профессиональной направленности, контекстности, профилизации вариативных компонентов, связи обучения естественнонаучных дисциплин с предстоящей профессиональной деятельностью).

С помощью представленной совокупности принципов преподаватель может творчески подойти к построению педагогического процесса. Выделенные принципы определяют стратегию реализации естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей. Каждый из представленных принципов выполняет

характерную, свойственную ему методологическую или дидактическую функцию, в своей системно-целостной совокупности они реализуют единые системообразующие функции по отношению к процессу обучения и его компонентам, поэтому их нельзя ранжировать по степени важности.

Принципы профессиональной направленности являются ведущими для нашего исследования и реализуются на всех этапах организации учебного процесса: при определении содержания, выборе образовательных технологий, методов, форм и средств обучения.

Взаимодействие данных принципов с методологическими и дидактическими принципами способствует повышению эффективности естественнонаучного образования, изменяет акценты в некоторых методологических и дидактических принципах. Так, по мнению Л.В. Медведевой, «принцип системности обеспечивает процесс взаимодействия будущего субъекта профессиональной деятельности с объектом познания; принцип неопределенности — запрещает одновременно «жестко закреплять» алгоритмы решения и алгоритмы практических действий, осуществляемых в условиях профессионально-подобных ситуаций; дополнительности — обуславливает выбор объектов познания, построение профессионально-подобных ситуаций и средств деятельности обучающихся» [3, 221]. Дидактические принципы, касающиеся определения содержания и организации учебного процесса, обеспечивают условия суперпозиции проблемного поля фундаментальной естественной науки и проблемного поля предмета предстоящей профессиональной деятельности [1; 3].

В качестве теоретико-методологического базиса концепции выступают три подхода:

1) компетентностный;

2) личностно-деятельностный;

3) контекстный.

Выбор данных подходов обусловлен значимостью естественнонаучной подготовки, которая должна способствовать становлению личности студента, обеспечить

повышение уровня его общекультурной и профессиональной компетентности, формировать индивидуальный стиль творческой деятельности, необходимый для успешной реализации конкретной профессиональной деятельности.

В традиционной образовательной системе происходит искусственное разделение модели специалиста на три обособленные характеристики — как профессионала, личности и исследователя. Основные процессы (учебный, научный, воспитательный) оказываются изолированными и слабо согласованными. Данное противоречие находит свое разрешение в предложенной модели. Формирование личности студентов в трехмерном пространстве векторов ( вектор личностного становления, вектор профессиональной подготовки, вектор индивидуально-творческой деятельности) возможно при системной интеграции компетентност-ного, личностно-деятельностного и контекстного методологических подходов. Основой интеграции выступает компетентностный подход, поскольку, согласно современным воззрениям, понятие «компетенция» включает когнитивную составляющую; функциональную оставляющую; личностную оставляющую; этическую оставляющую [4, 101].

Личностные качества человека формируются в деятельности, профессионально значимые качества — в процессе профессиональной деятельности, формирование всех составляющих элементов компетенции возможно только при объединении, взаимопроникновении, слиянии в единое целое компетентностного, личностно-деятельнос -тного и контекстного подходов.

Основные положения концепции естественнонаучного образования студентов гуманитарных направлений сформулируем следующим образом:

1) целью естественнонаучного образования в высшей школе является станов -ление личности студента, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности;

2) для реализации целей естественно-

научного образования в образовательных программах подготовки специалистов всех направлений должен быть включен специальный предмет, интегрирующий знания всех естественных наук, обеспечивающий становление целостной системы научных знаний об окружающем Мире;

3) содержание естественнонаучного образования должно соответствовать современным достижениям естественных наук, включать материал общекультурного и общенаучного характера, иллюстрирующий единство и целостность науки и культуры, позволяющий познакомить с системой методологических знаний, показать значение рационального естественнонаучного стиля мышления;

4) структура естественнонаучного образования должна представлять собой систему дидактических модулей, причем в каждом дидактическом модуле необходимо выделить инвариантную часть и вариативную, соответствующую профилю образовательной программы;

5) методика организации естественнонаучного образования должна быть основана на использовании современных технологий обучения и методов квазипро-фессиональной деятельности, предусматривать создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории;

6) дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов по овладению основами естествознания должны обеспечить возможность самостоятельного изучения и переработки информации, включать задания, требующие выполнения квазипрофессиональной деятельности, способствующие формированию общекультурных компетенций;

7) содержание и форма представления дидактических материалов должна обеспечить возможность оперативного взаимодействия преподавателя и студентов;

8) методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить возможность построения системы контроля за ходом формирования всех составляющих общекультурных компетенций

( когнитивной, функциональной, личностной, этической).

Неотъемлемыми компонентами теоретического блока являются комплекс педагогических условий, обеспечивающий наиболее эффективную реализацию концепции профессионально направленной естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей, который включает:

1) компетентность преподавателя, про-являющаюся в организации деятельностного характера процесса образования, направленности образования на создание условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности студентов;

2) изменение взаимодействия в системе преподаватель — студент. Если раньше преподаватель, имеющий достаточно обширные знания, выполнял роль носителя этих знаний, то сегодня он должен быть способен принять позицию партнерства во всем разнообразии ее проявлений;

3) наличие банка материалов для формирования и оценки сформированности общекультурных компетентностей, методического обеспечения самостоятельной работы, программного обеспечения учебного процесса;

4) особая организация технологического компонента образовательной среды. Для реализации естественнонаучного образования необходимо создание нового качества материально-технической базы (мультимедийное, компьютерное обеспечение, демонстрационное и лабораторное оборудование, имитационные классы и др.), нового поколения познавательных ресурсов (1Т -сайты, технологии и др.). Создание современной инфраструктуры естественнонаучного образования возможно посредством интеграции имеющихся ресурсов: использования научных и учебных лабораторий отдельных естественнонаучных дисциплин, ресурсного центра университета, проведения занятий в музеях города, ботаническом саду и др.

Прикладной блок включает варианты дидактических средств; варианты учебных курсов, предлагаемых в вариативной

части основной образовательной программы; учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания»; электронный образовательный ресурс (электронный учебник), который можно рассматривать и как дидактическое средство, и метод обучения.

В заключение отметим, что представленную концепцию профессионально-направленной естественнонаучной подготовки студентов-гуманитариев можно рассматри-

вать как систему, которая характеризуется иерархичностью и разветвленными связями, благодаря которым возможно формирование оптимального общесистемного результата, или, как говорят, самоорганизации системы. Данная система является динамичной, открытой, способной к изменениям, перестройке, предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех компонентов, допуская корректировку отдельных компонентов.

Литература

1. Авво Б. В. [и др.] Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — 108 с.

2. Бордонская Л.А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: монография. — Чита: ЗабГПУ, 2002. — 237 с.

3. Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2001. - 438 с.

4. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 256 с.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студентов педвузов. — М.: Академия, 1999. — 288 с.

Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author

Старостина С.Е., канд. пед. наук, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, кафедра физики, теории и методики обучения физике [email protected]

S. Starostina, Candidate of Pedagogical Science, Senior Lecturer, Transbaikalian State Humanitarian and Pedagogical Universitynamed after N.G.Chernyshevsky, Department of Physics, Theory and Methods of Teaching Physics

Научные интересы: развитие личности, образовательные стратегии и технологии обучения

Areas of expertise: Development of the person, educational strategy and technologies of training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.