Научная статья на тему 'Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы'

Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / COMPONENTS OF HIGH SCHOOL TEACHER PROFESSIONALISM / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Саргылана Егоровна, Уколова Лидия Евгеньевна

Исследование проблемы профессионализма преподавателя высшей школы выполнено с целью определения особенностей восприятия профессионализма преподавателя студентами. Становление и развитие профессионализма преподавателя высшей школы связано с личностно-профессиональным развитием, которое осуществляется путем саморазвития и профессионального взаимодействия. Авторами определена зависимость профессионализма личности от системы личностных норм регуляции поведения и отношений, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными, которых отличает, прежде всего, высокое качество труда и стабильность его показателей. Важным условием достижения профессионализма является активное развитие у личности общих способностей и нравственная воспитанность личности, то есть превращение общечеловеческих ценностей в собственные, а также в использовании внутренних ресурсов преподавателя для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы и в конкретную деятельность. В статье представлены результаты исследования особенностей оценки студентами профессионализма деятельности преподавателя высшей школы. Полученные результаты в ходе проведенного исследования позволят осуществить концептуализацию профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в контексте современных преобразований и требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Саргылана Егоровна, Уколова Лидия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism in the practice of a teacher in higher education

A study of a teacher in higher education professionalism issues is aimed to determine the features of students’ perception of teacher professionalism. Formation of teacher in higher education professionalism is related to personal and professional development, which is carried out by means of self-development and professional interaction. The authors have determined the dependence of the individual professionalism on the system of personal norms regulating the behavior and attitudes of professionals. That makes professionals exceptional personalities to certain extent who are distinguished, above all, by high quality of work and the stability of its performance. An important requirement for achieving professionalism is active development of general abilities in individual and moral educatedness of the individual, that is the transformation of human values in their own as well as in the use of internal resources of the teacher for personal development of students and prepare them for successful entry into the following educational systems and specific activities. The article presents the results of studies of special aspects of the students’ evaluation of higher education teachers professionalism. The results obtained in the course of the study will allow to carry out the conceptualization of professional education of high school teachers in the context of current changes and requirements.

Текст научной работы на тему «Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN616.pdf Статья опубликована 15.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Захарова С.Е., Уколова Л.Е. Профессионализм в деятельности преподавателя высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.99

Захарова Саргылана Егоровна

ФГБУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Россия, Москва1

Доцент кафедры Кандидат психологических наук E-mail: S.E.Zakharova@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=325781

Уколова Лидия Евгеньевна

ФГБУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Россия, Москва

Заведующая кафедрой «Связи с общественностью и массовые коммуникации» факультета иностранных языков

Доктор филологических наук, профессор E-mail: bos7979@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=830549

Профессионализм в деятельности преподавателя

высшей школы

Аннотация. Исследование проблемы профессионализма преподавателя высшей школы выполнено с целью определения особенностей восприятия профессионализма преподавателя студентами. Становление и развитие профессионализма преподавателя высшей школы связано с личностно-профессиональным развитием, которое осуществляется путем саморазвития и профессионального взаимодействия. Авторами определена зависимость профессионализма личности от системы личностных норм регуляции поведения и отношений, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными, которых отличает, прежде всего, высокое качество труда и стабильность его показателей. Важным условием достижения профессионализма является активное развитие у личности общих способностей и нравственная воспитанность личности, то есть превращение общечеловеческих ценностей в собственные, а также в использовании внутренних ресурсов преподавателя для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы и в конкретную деятельность. В статье представлены результаты исследования особенностей оценки студентами профессионализма деятельности преподавателя высшей школы. Полученные результаты в ходе проведенного исследования позволят осуществить концептуализацию профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в контексте современных преобразований и требований.

Ключевые слова: профессионализм; составляющие профессионализма преподавателя высшей школы; социологический опрос

1 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3

50PDMN616

В последнее время высшая школа находится в центре внимания общественности как важнейший институт подготовки будущих кадров. Преобразования, переход на двухступенчатый уровень образования вызывают интерес к проблеме профессионализма преподавателя высшей школы, а также актуализируют вопрос о непрерывном образовании и научном росте педагогических и научных кадров высшей школы.

В наши дни наблюдаются тенденции роста требований к профессионализму преподавателей, повышается значимость квалификации преподавательских кадров высшей школы, к тому же складывается система регулярной оценки эффективности работы высших учебных заведений со стороны общества.

Сегодня в аспекте разных научных подходов изучается проблема профессионализма личности. Данный вопрос нашел свое отражение в трудах А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.А. Реан, Селезнева Е.В. и др. [2, 3].

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, который обладает высоким профессионализмом в определенной области, имеет высокий профессиональный и социальный статус, активно развивающуюся систему деятельной и личностной регуляции, постоянно нацелен на самосовершенствование, на достижения с позитивным социальным значением (личностные и профессиональные).

По мнению А.А. Деркача и В.М. Дьячкова, становление профессионала связано с личностно-профессиональным развитием, это процесс формирования личности и ее профессионализма, который осуществляется путем саморазвития и профессионального взаимодействия. Ряд исследователей подчеркивают, что профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностных норм регуляции поведения и отношений, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Обратим внимание, что настоящих профессионалов своего дела отличает прежде всего высокое качество труда и стабильность его показателей [9, с. 118].

Профессия - это система задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата. Вполне ясно, что абстрактного профессионализма вообще нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и определенные области деятельности. Называя эти определенные области деятельности, видно, что в них обнаруживаются в каждом случае свои специфические черты [6].

Профессионализм преподавателя тесно связан с другим понятием «профессиональный имидж». Если профессиональный имидж предполагает создание целостного образа в единстве содержания и формы, то профессионализм нацелен на выявление слагаемых (черт), присущих представителям той или иной специальности, и коммуникативных взаимосвязей между субъектами в процессе деятельности с точки зрения социологического подхода [7, 12]. Преподавание как вид деятельности прежде всего выявляет взаимосвязь преподавателя и студента в контексте преподаваемого предмета.

Следует отметить, что специалист и профессионал отличаются ориентацией на предмет своей работы. Профессионал ориентирован на взаимодействие с проблемами в реальных ситуациях, ему важно решить проблему, он берет продуктивное из других областей. Таким образом из специалиста он превращается в профессионала.

Профессионализм может быть свойственен человеку, который занимается исключительно одной узкой сферой деятельности, тем более, если по характеру она сложна. Высокий уровень профессионализма связан с формированием у человека специальных способностей в конкретной деятельности, знаний и умений. В то же время важным условием

достижения профессионализма является активное развитие у личности общих способностей и нравственная воспитанность личности, то есть превращение общечеловеческих ценностей в его собственные.

Сегодня в отечественной педагогической психологии вопрос личностных свойств преподавателя, которые определяют эффективность его деятельности, стал предметом специального изучения в работах С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой и её школы, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, О.В. Москаленко, Р.З. Сабанчиева и др. [5, 8, 10].

Но следует обратить внимание, что зачастую рассуждения о профессионализме преподавателя высшей школы анализируются без учёта мнения студентов, являющихся основной целевой аудиторией, на которую направлена профессиональная деятельность преподавателя [1, 4].

Для выявления особенностей восприятия профессионализма преподавателя высшей школы студентами нами был проведено эмпирическое исследование. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре на факультете иностранных языков Московского авиационного института (национального исследовательского университета), проведенного в 2015 году совместно с Федоровой Р.А. [11]. В качестве респондентов выступили студенты бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Общее количество выборки составило 200 человек: 70 - мужчин, 130 -женщин. Выборка является репрезентативной, поскольку достоверно отражает признаки генеральной совокупности студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» в данном высшем учебном заведении.

В качестве метода исследования проблемы профессионализма преподавателя вуза нами был использован метод опроса в виде анкетирования и метод семантического дифференциала. Респондентам необходимо было выбрать из списка наиболее важные личностно-профессиональные качества, профессиональные способности, умения и навыки преподавателя вуза.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты. Так, в качестве профессионально важных качеств, которыми должен обладать преподаватель высшего учебного заведения, респонденты отметили:

• креативность - 80,5%;

• эмоциональную устойчивость - 62%;

• харизму - 54,5%;

• позитивное мышление - 44,5%;

• работоспособность - 42,5%;

• обаяние - 34%;

• хорошую память - 28,5%;

• воображение - 25%;

• позитивное мышление - 21,5%;

• высокий уровень саморегуляции - 15,5% (см. рисунок 1).

Мир Науки

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

8 0,50%

62% 4,50%

4 А ^ДО 4,50% 4 2,50%

34%

2 8,50% 0 25% 2 1,50% 0

1 5,50%

Креативн ость Эмоцион альная устойчив ость Харизма Позитивн ое мышлени е Работосп особност ь Обаяние Хорошая память Воображ ение Развитое внимание Высокий уровень саморегу ляции

Результаты 80,50% 62% 54,50% 44,50% 42,50% 34% 28,50% 25% 21,50% 15,50%

Рисунок 1. Представления студентов о профессионально-важных качествах преподавателя

высшей школы (составлено Федоровой Р.А.)

Также были такие дополнения, как «творческий подход к обучению», «способность интересно подавать материал, аргументируя примерами из жизни и практики в РЯ и рекламе»; «богатый опыт в своей сфере»; хорошее чувство юмора; умение держать внимание аудитории; «профессиональный имидж»; «коммуникабельность»; «творческое мышление»; «пунктуальность»; «высокий интеллект»; «систематичность»; «идти в ногу со временем».

Таким образом, студенты считают, что основными профессионально важными качествами преподавателя высшего учебного заведения являются креативность, эмоциональная устойчивость и харизма.

В качестве профессиональных умений и навыков преподавателя студентами были отмечены:

• современно мыслить, быть в курсе современных проблем социально-политического контекста - 61,5%;

• устанавливать контакты с людьми, производить на них хорошее впечатление -56,5%;

• сочетание теории и практики - 54%;

• умение мотивировать студентов на творческие задания - 47%;

• организация учебных занятий в форме диалога и дискуссии со студентами -38%;

• постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и профессиональной квалификации - 34%;

• заниматься своим личностно-профессиональным самосовершенствованием и саморазвитием - 30,5%;

• ведение мастер-классов - 30,5%;

• осуществлять различные формы делового общения, убеждать, влиять, полемизировать - 29%;

• непрерывно повышать свои профессиональные знания, умения, навыки - 28,5%;

• руководство практикой студентов в профильных организациях и сферах -26,5%;

• владеть современными компьютерными технологиями - 25,5%;

• связь с работодателями профильных организаций и производственных отраслях - 23,5%;

• умение принимать и реализовывать управленческие решения - 17%;

• руководство студенческими работы в различных профессиональных конкурсах, публикациях и олимпиадах - 13%.

Эти данные представлены на рисунке 2.

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

61,50%

занимать непреры

умение ся своим вно

мотивир личностн повышат

сочетали овать о- введение мастер-классов ь свои

е теории и практики студенто в на творческ ие задания професс иональн ым самосове ршенств ование... професс иональн ые знания, умения, навыки

56,50% 54% 47% 38% 34% 30,50% 30,50% 29% 28,50%

I Результаты

61,50%

Рисунок 2. Представления студентов о профессиональных умениях и навыках преподавателя

высшей школы (составлено Федоровой Р.А.)

Таким образом, студенты в качестве профессиональных умений и навыков преподавателя высшего учебного заведения выделяют также: современно мыслить, быть в курсе современных проблем социально-политической жизни; устанавливать контакты с людьми, производить на них хорошее впечатление; гармоничное сочетание теории и практики.

Очень важным в профессионализме преподавателя высшего учебного заведения в аэрокосмической отрасли, студенты считают:

• высокий уровень интеллекта - 85%;

• отношение к другим - 58%;

• деятельность - 42%;

• нравственные качества - 39%;

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

• поведение - 35,5%;

• яркую индивидуальность - 30,5%;

• духовный мир - 13,5%;

• внешность - 9,5%.

Эти данные отражены на рисунке 3.

Мир Науки

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

85%

Интеллект

58%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42%

Отношение к другим

39%

Деятельное ть

35,50%

Нравственн ые качества

30,50%

Поведение

13,50%

Яркая индивидуал ьность

9,50%

Духовный мир

Внешность

I Результаты

85%

58%

42%

39%

35,50%

30,50%

13,50%

9,50%

Рисунок 3. Представления студентов о самом важном в профессионализме преподавателя

высшей школы (составлено Федоровой Р.А.)

Кроме вышеперечисленных, были дополнения, такие как «умение заинтересовать студента», «креативность», «энергия», «умение правильно и интересно преподносить информацию», «справедливость».

Студентами также было отмечено, что «эффективность учебного процесса зависит от того, насколько верное решение в определенных ситуациях выбирает педагог и насколько точно воспринимают его студенты»; «помимо лекций должен уметь организовывать дискуссии и диспуты, а также постоянно повышать свои квалификационные навыки» и др.

Таким образом, студенты считают, что важно в профессионализме преподавателя высшего учебного заведения - это интеллект, отношение к другим и высокое качество его деятельности.

По результатам полученных данных нами были выделены основные качества, которыми должен обладать «идеальный» преподаватель:

• коммуникабельность - 52%;

• креативность - 48%;

• уметь устанавливать контакт со всеми - 44,5%;

• харизматичность - 27,5%;

• высокий уровень интеллекта - 23%;

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

• способность заинтересовать студентов - 18%;

• образованность - 14%;

• стрессоустойчивость - 13%;

• яркая индивидуальность - 10,5% (см. рисунок 4).

Мир Науки

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

52%

48%

Коммуник абельност ь

44,50%

Креативн ый

27,50%

Уметь устанавли

вать контакт со всеми

23%

Харизмат ичный

18%

Интеллект уальный

14% 13%

Способно

сть заинтерес

овать студентов

Образован ный

10,50%

Стрессоус тойчивый

Яркая индивидуа льность

I Результаты

52%

48%

44,50%

27,50%

23%

18%

14%

13%

10,50%

Рисунок 4. Основные качества, которыми должен обладать «идеальный» преподаватель

высшей школы (составлено Федоровой Р.А.)

Итак, анализ полученных эмпирических данных позволил доказательно подкрепить утверждение о наличии неких личностных или характерологических черт и качеств преподавателя высшего учебного заведения, которые воспринимаются студентами как необходимые для профессионализма деятельности и личности преподавателя высшего учебного заведения.

В формировании профессионализма преподавателя высшей школы основная роль отводится совершенствованию его личности, профессиональным элементам как системе знаний и умений, отношений с людьми в процессе деятельности.

Фигура преподавателя является одной из самых значимых в процессе обучения, так как влияние преподавателей высшей школы на студентов будет сказываться на протяжении дальнейшей жизни человека. Профессия преподавателя воплощает коммуникацию по типу «человек - человек» и ставит перед специалистом определенные требования. В формировании профессионализма преподавателя высшей школы основная роль отводится совершенствованию его личности, профессиональным элементам как системе отношений с людьми в процессе деятельности.

Профессионализм деятельности преподавателя - это умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся. Он состоит в использовании внутренних ресурсов преподавателя для развития личности обучающихся и их подготовки к успешному вхождению в следующие педагогические системы и в конкретную деятельность.

Что касается личности преподавателя, то следует отметить, что сегодняшний преподаватель достаточно умен и образован. Преподаватель высшей школы дружелюбен и

весел, активен и внимателен, но «идеальный» преподаватель должен быть еще более заинтересованным, терпеливым и понимающим. Современный преподаватель должен быть увлечен своим делом, быть креативным и харизматичным.

Преподаватель должен непрерывно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, знать и сообщать о новейших достижениях науки в своей области, любить работу и студентов, быть профессионалом, уметь найти общий язык не только с обучающимся, но и с коллегами и всегда быть готовым помочь им. Преподаватель высшей школы должен нестандартно подходить к студентам и использовать различные методы обучения, быть уверенным в себе, эрудированным, целеустремленным, гордиться своей работой.

Что касается оптимизации профессионализма преподавателя высшей школы в современной России то следует учитывать, что профессионализм преподавателя - это система, которая характеризуется устойчивыми связами, существующими между элементами и формирующих профессиональную компетентность. В акмеологическом понимании это главный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, позволяющий исполнять свои обязанности с высокой продуктивностью.

Данные акмеологические инварианты профессионализма имеют не только общую, но и особенную специфику. Этот феномен требует дополнительного изучения. Для полного описания особенностей профессионализма преподавателя высшего учебного заведения нужны дополнительные специальные теоретические и прикладные исследования. Столь сложная деятельность требует углубленного научного осмысления, поиска путей развития и формирования высокого уровня профессионализма в этой области.

Таким образом, профессионализм деятельности преподавателя - это умение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся. Он состоит в использовании внутренних ресурсов преподавателя для развития личности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Албакова З.А. - М. Студенческий образ преподавателя высшей щколы XXI века // Акмеология. - 2015. - №3 (55). - С. 25-26.

2. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. - 2015. - №4 (56). - С. 9-19.

3. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. - 2013. - №2 (46). С. 25.

4. Егоров И.В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-133.

5. Захарова С.Е., Уколова Л.Е. Акмеологическая модель имиджа преподавателя высшего учебного заведения // Акмеология. - 2016. - №2. - С. 67-71.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - 5-е изд., испр.

- М.: Академия, 2012. - 304 с.

7. Малыхина М.А. Категория качества в современной социологии коммуникации // Сборник международной научно-практической конференции «Коммуникативные основания развития высшего образования: проблемы повышения качества обучения и компетентности выпускников». - М., 2016.

8. Москаленко О.В. Преподаватель высшей щколы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. - 2015. - №3 (55). - С. 121-122.

9. Орлова Е.А. Профессиональный имидж работников социальной сферы психолого-акмеологический подход // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы первого международного симпозиума «Имиджелогия - 2003». - М., 2003. - С. 117-120.

10. Сабанчиева Р.З. Психолого-акмеологическая концепция профессиональной самореализации преподавателя высшей школы // Акмеология. - 2015. - №3 (55).

- С. 145.

11. Федорова Р.А., Захарова С.Е. Использование социологических исследований в связях с общественностью для выявления социальных ожиданий студентов МАИ // Неделя студенческой науки Факультета иностранных языков МАИ (НИУ), посвященная 55-летию полёта Ю. Гагарина: Сб. докладов. - М.: Перо, 2016. С. 272-277.

12. Шарков Ф.И. Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления «коммуникология» // Коммуникология: теория и методология. - 2014. - Т. 7. - №5. - С. 15-24.

50PDMN616

Zakharova Sargylana Egorovna

Moscow aviation institute (national research institute), Russia, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: S.E.Zakharova@mail.ru

Lidiya Ukolova Evgen'evna

Moscow aviation institute (national research institute), Russia, Moscow

E-mail: bos7979@yandex.ru

Professionalism in the practice of a teacher in higher education

Abstract. A study of a teacher in higher education professionalism issues is aimed to determine the features of students' perception of teacher professionalism. Formation of teacher in higher education professionalism is related to personal and professional development, which is carried out by means of self-development and professional interaction. The authors have determined the dependence of the individual professionalism on the system of personal norms regulating the behavior and attitudes of professionals. That makes professionals exceptional personalities to certain extent who are distinguished, above all, by high quality of work and the stability of its performance. An important requirement for achieving professionalism is active development of general abilities in individual and moral educatedness of the individual, that is the transformation of human values in their own as well as in the use of internal resources of the teacher for personal development of students and prepare them for successful entry into the following educational systems and specific activities. The article presents the results of studies of special aspects of the students' evaluation of higher education teachers professionalism. The results obtained in the course of the study will allow to carry out the conceptualization of professional education of high school teachers in the context of current changes and requirements.

Keywords: professionalism; components of high school teacher professionalism; a sociological survey

50PDMN616

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.