Научная статья на тему 'Профессионализм современного учителя в контексте театральной педагогики'

Профессионализм современного учителя в контексте театральной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / УЧИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / PEDAGOGUE''S PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONALISM / PROFESSIONALISM STRUCTURE / PROFESSIONAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлюк Светлана Михайловна

Современный учитель является не только носителем теоретических знаний, но и специалистом высокого профессионализма, умеющим убедительно, интересно и креативно подходить к решению педагогических задач. Театральная педагогика теоретическая основа и практический инструмент для формирования профессионально значимых качеств личности современного учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professionalism of a modern teacher in the context of theater pedagogy

A modern teacher possesses not only theoretical knowledge, but also is a true professional who can find convincing, interesting and creative approaches to solve educational problems. Methods and devices of theater pedagogy form the theoretical basis and serve as a practical tool for developing professionally significant skills and traits of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «Профессионализм современного учителя в контексте театральной педагогики»

УДК 371:792.036

Яковлюк Светлана Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна

svtlana-yakovlyk@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Современный учитель является не только носителем теоретических знаний, но и специалистом высокого профессионализма, умеющим убедительно, интересно и креативно подходить к решению педагогических задач. Театральная педагогика — теоретическая основа и практический инструмент для формирования профессионально значимых качеств личности современного учителя.

Ключевые слова: профессионализм, структура профессионализма, учитель-профессионал, профессиональные качества педагога.

По мнению отечественных ученых, первоочередная задача школы заключается в том, чтобы открыть в каждом растущем человеке творца. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [5, с. 58]. Поэтому от уровня культуры, профессиональной подготовки учителя, широты его мировоззрения и интересов, готовности к сотворчеству с вверенными ему детьми напрямую зависят результаты интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития подрастающего поколения.

Для подготовки современного учителя нужна особая технология профессионального обучения, которая способствовала бы развитию не только его познавательной сферы, но и эмоциональных чувств, творческих способностей, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу выразительности человеческих чувств. Будущему педагогу важно научиться ставить сверхзадачу своей деятельности, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс. Изучение и овладение основами театральной педагогики помогает формированию ценностей учителя, выработке у него ценностных знаний, которые невозможно приобрести только благодаря волевым действиям, а можно лишь пережить в опыте человеческих отношений. Это особенно проявляется в процессе выполнения специальных упражнений, тренингов актерского мастерства. Именно в этот момент, когда вовлечена вся личность будущего учителя, и возникает единство сознания и переживания, расширяется круг ее духовных запросов, интересов, моральных побуждений, формируя, тем самым, духовно-нравственное отношение к людям, к явлениям жизни, человеческим поступкам, к их осмыслению и переосмыслению.

Поэтому сегодня остро встает вопрос о подготовке учителя-профессионала, воспитанного не только в духе традиций гуманистической педагогики, но и обладающего высоконравственной, духовной культурой, образовательными ценностями и педагогическим артистизмом.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, желание и умение работать вместе с другими, высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность; профессионально-педагогическая культура; педагогическое мастерство.

Профессионализм учителя, с точки зрения Ю.М. Асадова, - это сложное интегральное и многофункциональное новообразование личности и субъекта деятельности, в структуру которого входят: а) общие или типичные компоненты профессионализма, обусловленные нормативными требованиями к деятельности и личности учителя (нормативный профессионализм); б) специфичные индивидуализированные компоненты, характеризующие индивидуально-психологические, личностные и субъектные особенности учителя, проявляемые в индивидуальных стилях деятельности и стилях педагогического общения (уникальный профессионализм); в) целостные компоненты как интегрированные составляющие профессионализма учителя [1, с. 32].

Человек по своей природе активен, и потому он должен не только принимать знания, но и уметь активно их добывать, используя мышление, память, волю, воображение и наблюдательность. Приняв это за основу, К.С. Станиславский занялся поисками «технических путей для создания творческого

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Яковлюк С.М., 2012

самочувствия», разработал методические руководства о том, как «сознательно возбуждать в себе бессознательную природу для сверхсознательного органического творчества» в театральной педагогике [3, с. 47].

Так появилась «система Станиславского», главной особенностью которой является способность человека сознательно управлять физической, психической и духовной природой. Поэтому, «.. .искание в себе сил, причин и следствий своего творчества должно стать началом всех начал обучения.» [2, с. 21].

Работа актера над собой заключается в выработке внутренней техники переживания, позволяющей актеру сознательным путем вызывать в себе творческое самочувствие, при котором у него легче всего появляется вдохновение. Основным средством проникновения в область вдохновения, сознательного владения подсознательным творческим процессом, Станиславский считал метод «физических действий», опирающийся на принцип органической взаимосвязи физических и духовных элементов, а также использование предполагаемого обстоятельства, магического «если бы».

В то же время, наряду с требованием владеть внутренней психической техникой, Константин Сергеевич утверждал необходимость для артиста обладания внешней физической техникой, «делающей невидимую творческую жизнь актера видимой, так как нельзя с неподготовленным телом передать бессознательное творчество природы» [4, с. 56]. Для подготовки телесного аппарата педагог-практик разрабатывает основы внешней техники по совершенствованию физического аппарата актера: пластики, ритмики, внешней выразительности, голоса, дикции.

Выработка внешнего самочувствия невозможна вне контекста общения. Внешнее самочувствие актера предопределяется, по словам К.С. Станиславского, степенью овладения кинетическим каналом общения. Из трех предложенных им каналов (лингвистический, паралингвистический и кинетический), последний выполняет регулятивную функцию с помощью невербальных средств общения, которые эмоционально воздействуют на партнера по общению через зрительный анализатор. Невербальные средства общения представляют собой взаимное положение общающихся в пространстве, включая расстояние между ними, позу, жестикуляцию и мимику, направление взгляда и его изменение. Поэтому, как показал педагог-практик в своей деятельности, психические и физические процессы выступают в органическом единстве чувств и формы, взаимообусловливая и взаимодополняя друг друга. Понимание Станиславским действия как единства физического и психического исключает отдельное развитие внутренних или внешних элементов поведения актера, а требует тесной их взаимосвязи.

Поэтому ценность «системы Станиславского» заключается в том, что она как педагогика формирования творческой личности является не только теоретическим фундаментом театрального искусства, но и практическим инструментом, способствующим постижению объективных законов творчества, методологической основой воспитания чело-века-творца.

Правомерность обращения к программно-методическим указаниям К.С. Станиславского, разработанные для профессии актера, заметны в функциональном родстве актерского и педагогического творчества. С профессионально-педагогической деятельностью учителя актерскую деятельность роднят самостоятельность, решительность в принятии решений педагогических задач, волевая активность, настойчивость, эмоциональность, легкость и непринужденность переключения внимания, интуиция, рефлексия и др.

Актерское творчество во многом соприкасается с общепедагогическими установками и механизмами формирования личности, давая возможность решать актуальные педагогические проблемы. Психические процессы в актерской и педагогической деятельности рефлекторны по своей природе, поэтому они проходят по одним и тем же законам.

Театральная и педагогическая деятельности, близкие по своим содержательным инструментальным признакам (коммуникативный; личность творца как инструмент воздействия) [6, с. 24], обладают общими характеристиками, к которым можно отнести следующие:

- деятельность актера и учителя направлена на воздействие другого человека (ученика, зрителя) с целью возбудить у него определенные чувства, мысли, влияя на его эмоциональное состояние;

- в процессе педагогического и сценического взаимодействия с учеником, либо со зрителем, педагог и актер используют свой психофизический аппарат, обеспечивающий выражение внутренних психических процессов при помощи внешних физических выразителей (голоса, мимики, жестов и др.), поэтому происходит идентификация личности творца и инструмента творчества;

- основу педагогической и актерской деятельности составляет процесс общения, реализуемый в обстановке публичного действия, применяя одинаковые законы, способы и средства, характерные для эмоционально-коммуникативной сферы;

- театральная и педагогическая деятельности в силу своей специфики определяют объект своего воздействия одновременно и субъектом творчества, сотворцом;

- актерская и педагогическая деятельности ограничены в пространстве и временными рамками, что требует от актера и учителя оперативности в управлении своим психическим состоянием и мгновенного «рождения» творческого самочувствия;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

9

- как в актерской, так и в учительской деятельности разрабатывается драматургия педагогического действия, предполагающая режиссерское видение того или иного сюжета;

- выполнение социальной и сценической роли, наполняет их содержание своими подлинными чувствами и мыслями;

- актерская и педагогическая деятельности предполагают публичное выступление перед определенной группой людей, являющейся активными участниками творческого процесса, отсюда педагогическая деятельность понимается как театр одного актера, превращая ее в активных участников педагогического взаимодействия;

- результатом педагогического и актерского творчества является обогащение личности новыми знаниями и умениями, отвечающим требованиям современного общества.

Таким образом, К.С. Станиславский, в результате многолетней художественно-педагогической и исследовательской работы, открыл такие творческие закономерности, через призму которых можно осмыслить профессиональные особенности творческого процесса учителя в эмоционально-когнитивном плане, разрабатывая теорию управления эмоциональными аспектами педагогической деятельности.

«Система Станиславского» как общепедагогическое учение перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, так как она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности, определяя пути управления им, и раскрывает природу человеческой выразительности [6, с. 46]; предлагает ряд требований, помогающих повышать профессионализм современных учителей, совершенствуя их педагогическое мастерство:

- для воспитания творчески активной личности учителя недостаточно вооружать его только техникой и дидактическими методами, а помочь ему сформироваться как высоко нравственная духовноэстетическая личность, поэтому наряду с профессиональными качествами должно уделяться большое внимание нравственно-этической стороне творчества, тому, что Станиславский называл сверхсверхзадачей;

- в системе прослеживается наиболее целесообразная с точки зрения живого органического творчества методика работы актера над собой и над ролью, учитывая специфику педагогического труда, предлагаемая Станиславским методика может быть использована и для подготовки учителя;

- для подготовки учителя важно знание трех взаимосвязанных составных частей системы и их перевод в плоскость современного учебного заведения и главного его действующего лица - учителя.

Искусство актера, как и искусство учителя -искусство психофизического действия. В обучении и воспитании только то приобретает силу и убедительность, что выражено через действие. Действие является главным средством выразительности и учителя, и актера. Через активное, целенаправленное, органическое действие формируются установки, убеждения, мировоззрение. Этой задаче, по мнению ученого, должны быть всецело подчинены педагогическая техника и творческий метод.

Таким образом, анализ «системы Станиславского» позволяет сделать следующие выводы:

- театральная педагогика связана с развитием учебно-познавательных и артистических способностей студентов;

- содействует формированию мировоззрения, интеллекта, образного мышления, творческого потенциала и «духовных сил» личности;

- способствует становлению нравственных качеств, выработке отношения к нормам поведения и закреплению их через эмоциональное переживание на основе тесной связи представлений и оценок с жизнью и личным опытом.

Более того, театральная педагогика является не только теоретической основой для становления актера, но и практическим инструментом развития мастерства учителя. Использование предлагаемых театральной педагогикой приемов и методов в профессиональной подготовке учителя, дает возможность эффективно овладеть процессами восприятия, внимания, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость и устойчивость, которые, в свою очередь, способствуют формированию таких умений, как когнитивные, мотивационные, ценностно-ориентационные, художественно-эстетические, коммуникативные и эмпа-тийные, эмоционально-преобразовательные и рефлексивные.

В связи с этим, подробное изучение и овладение элементами театральной педагогики, стремление учитывать их в собственном поведении, повышая уровень профессионализма, дает возможность каждому учителю:

- обогатить свои дидактические знания;

- осознать себя учителем - носителем духовнонравственных ценностей;

- развить в себе эстетическо-эмоциональное начало личности;

- сформировать способности к сочувствию и сопереживанию;

- овладеть «пятью стадиями органического общения» (К.С. Станиславский);

- овладеть приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для достижения и реализации педагогических задач в образовательном процессе;

- сформировать умения целесообразных действий в предложенных обстоятельствах;

1 0

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

- сформировать умения оценивать свои действия и анализировать причины успеха и неудач в ходе реализации творческих задач.

Библиографический список

1. Асадов Ю.М. Сущность и научные определения феномена профессионализма учителя // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. -Т. 12. - № 3 (3). - С. 568-570.

2. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станис-

лавского. - М.: Искусство, 1974.

3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1962.

4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002.

5. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. - 2003. - № 5. - С. 56-59.

6. Учителю о педагогической технике / под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Педагогика, 1987.

УДК 159.923

Рыбак Евгения Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Федулова Анна Борисовна

кандидат философских наук, доцент Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

rubakev@pomorsu.ш, fedulova@pomorsu.ru

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ: АКСИКРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию ценностей современной семьи, вопросы социального образования как семейных ценностей, характеризуется аксикреативный подход к анализу семьи.

Ключевые слова: молодая семья, родительство, семейные ценности; социальное образование и социальное развитие; аксикреация.

Исследования социального положения современной российской семьи свидетельствует о состоянии затяжного кризиса (В.И. Добреньков; Т.С. Зубкова, Л.В. Карцева, Н.В. Тимошина). В связи с тем, что согласно официальной статистике значительную часть семей с детьми составляют молодые семьи. Данные авторитетных комплексных междисциплинарных исследований состояния и тенденций развития российской молодёжи в целом указывают на негативное изменение качества молодого поколения, углубление разрыва поколений, говорят о нахождении страны в стадии демографического кризиса. [12, с. 31-40]. Поднимается вопрос об утрате семейных ценностей в молодёжной среде, социальных деформациях и угрозах для молодой семьи (В.А. Луков; Ю.А. Зубок,

B.И. Чупров, Е.А. Бокша; Е.М. Черняк и др.)

В целом, проблемы семейных ценностей получили свое отражение в психологии (Л.С. Выготский, Н.Д. Добрынин, В.В. Ильин, И.С. Кон, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.) и педагогике (С.П. Акутина, В.И. Переведенцев, В.А. Титарен-ко и др.). Значительный вклад в изучение семейных ценностей внесли социологи (А.И. Антонов,

C.И. Голод, В.М. Медков, Л.И. Савинов, В.А Сы-сенко). Выделяют две основные исследовательские парадигмы (В.М. Медков). С точки зрения рассмотрения изменений в сфере семейно-брачных отношений, проблема семейных ценностей является центральной для кризисной парадигмы (А.И. Антонов, В.А. Борисов и др.). В ней состояние семьи

как социального института и стабильность общества в целом объясняется положением семейных и внесемейных (индивидуалистических) ценностей в общей системе ценностей. Представители кризисной парадигмы среди главных ценностей брака и семьи называют готовность супругов к исполнению семейных ролей в основных сферах жизнедеятельности. Анализ ситуации, связанной с функционированием семей в России приводит исследователей к выводу о том, что семья терпит ценностный кризис и ей нужна радикальная переориентация систем ценностей.

Парадигма модернизации (А.Г. Вишневский,

С.И. Голод, М.С. Мацковский и др.), вообще не рассматривает вопрос трансформации семейных ценностей как проблему.

Возникает острая необходимость классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки. Традиционно их принято делить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Второй вариант классификации семейных ценностей может быть представлен по выполняемым семьей социальным функциям. В репродуктивной функции - ценность детей;

© Рыбак Е.В., Федулова А.Б., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.