Научная статья на тему 'Профессионализация Вооруженных Сил РФ в системе военной безопасности современной России'

Профессионализация Вооруженных Сил РФ в системе военной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
армия / профессионализация / военная безопасность страны / новый облик Вооруженных Сил / ДИАГНОСТИКА / Социальные технологии / army / Professionalization / military safety of the country / new shape of Armed forces / Diagnostics / Social technologies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Валентина Георгиевна

Выявлен ряд направлений в изучении проблем профессионализации Вооруженных Сил Российской Федерации с позиций социологического, политического, экономического анализа. Делается вывод, что совершенствование и практическое применение критериев качества профессионализации призваны стать важнейшим инструментом в обеспечении военной безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The variety of directions in studying of problems professionalization of Armed forces of the Russian Federation from positions of the sociological, political, economic analysis is specified. Perfection and practical application of criteria of quality professionalization urged to become the major tool in maintenance of military safety of the country

Текст научной работы на тему «Профессионализация Вооруженных Сил РФ в системе военной безопасности современной России»

УДК 316.354:355.1

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2010 г. В.Г. Павлова

Военный университет Министерства обороны РФ, Military University of the Ministry ofDefense RF,

ул. Б. Садовая,14, г. Москва, 123001 B. Sadovaja St., 14, Moscow, 123001

Выявлен ряд направлений в изучении проблем профессионализации Вооруженных Сил Российской Федерации с позиций социологического, политического, экономического анализа. Делается вывод, что совершенствование и практическое применение критериев качества профессионализации призваны стать важнейшим инструментом в обеспечении военной безопасности страны.

Ключевые слова: армия, профессионализация, военная безопасность страны, новый облик Вооруженных Сил, диагностика, социальные технологии.

The variety of directions in studying ofproblems professionalization of Armed forces of the Russian Federation from positions of the sociological, political, economic analysis is specified. Perfection and practical application of criteria of quality professionalization urged to become the major tool in maintenance of military safety of the country.

Keywords: army, professionalization, military safety of the country, new shape of Armedforces, diagnostics, social technologies.

Понятие «профессионализация» является объектом изучения различных наук: медицины, экономики, психологии, социологии и др. Социология, изучая социальные связи, общественные отношения способна внести свой вклад в содержательное насыщение данного феномена.

Рассматриваемое понятие включает в себя высокий уровень профессионального труда, возрастание требований к его качеству, оно также связано с усложнением профессиональной социальной структуры, а значит, с дифференциацией людей по специализации на различные социальные группы.

Профессионализм личности становится основным критерием социальной стратификации, фактором социальной мобильности и социокультурной динамики.

Профессионализация Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) продиктована сложившейся ситуацией в мире, необходимостью обеспечения безопасности государства. В эпоху глобализации, новых форм ведения войн повышаются требования к профессиональной деятельности военнослужащих, так как прежние способы обеспечения безопасности людей становятся неадекватными.

С учетом сложившейся военно-политической обстановки, экономических возможностей государства политическим руководством страны принято решение о формирование нового облика ВС РФ. Остро встал вопрос о выборе стратегии военной безопасности России. Президент Д. Медведев подписал Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [1]. Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопас-

ности РФ до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2].

В Стратегии национальной безопасности указано, что она обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

Государственная политика России в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках союзного государства, в долгосрочной перспективе нацелена на совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новым ВС РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил [1].

Преобразования, которые происходят в ВС страны, затрагивают все стороны жизни армии и направлены на повышение уровня её боеспособности, и при наибольшем внимании общества, профессионализации. Появилась необходимость иметь более мобильные соединения и воинские части, способные действовать в различных условиях обстановки в составе разновидовой группировки войск, без снижения уровня их боевой готовности.

К 2012 г. все соединения и части будут переведены в категорию постоянной боевой готовности. Численность армии и флота составит 1 млн чел. За счет перехода на трехзвеньевую структуру повысится оперативность управления войсками, а отдельные бригады ВДВ появятся в каждом военном округе. Переход к новой структуре военного управления позволит ликвидировать «многоярусность» и повысит оперативность управления войсками. В течение ближайших лет планируется также значительно сократить количество воинских частей и соединений, избавившись от частей неполного состава. В результате в армии останутся лишь офицеры, которые реально управляют подразделениями.

Оптимизирован будет и центральный аппарат. Общее числе офицеров в ВС РФ будет приведено в соответствие с мировыми нормами. К 2012 г. их количество составит 150 тыс. чел. [3].

В ходе проводимых мероприятий руководство страны стремится создать компактные мобильные ВС, способные решать весь спектр задач по обеспечению безопасности России. При этом офицер как основа ВС РФ на фоне нового облика Вооруженных Сил видится высокообразованным, обеспеченным, с высоким уровнем денежного довольствия и хорошим жильем, профессионалом с большой буквы.

Поддержание высокой боевой готовности ВС РФ, их техническое переоснащение, обеспечение новыми современными вооружением и военной техникой (ВВТ), создание профессиональной, мобильной армии вошли в число приоритетов бюджетных расходов. Бюджет Министерства обороны РФ на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 гг. направлен, прежде всего, на создание принципиально новой армии XXI в. в соответствии с утверждаемыми Верховным Главнокомандующим ВС РФ - Президентом РФ параметрами боевого состава ВС РФ, их новым обликом.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» общие объемы ассигнований Министерству обороны РФ на 2009 г. предусмотрены в размере 1 376,5 млрд руб., 2010-й - 1 379,5, 2011 - 1 476,7 млрд руб. Выделяемые ассигнования должны обеспечить на достаточном уровне реализацию мероприятий по формированию нового облика ВС РФ, Государственной программы вооружения, боевой и мобилизационной подготовки, а также улучшение условий повседневной жизнедеятельности войск (сил) [4].

Преобразования ВС РФ зависят от основательности и продуманности концепции, которая должна быть взвешенной, перспективной, соответствовать

сегодняшним реалиям, органически вбирать в себя достижения современной военной мысли и не допускать ошибок предшествующих этапов развития отечественной и зарубежной военной теории и практики. Это требование должно учитывать, в том числе, и достижения социологической науки, позволяющей опираться на законы и закономерности развития общества, прогнозировать пути формирования ВС РФ, выявлять и предупреждать возможные проблемы.

Социологический анализ позволяет определить наиболее узкие места проблемы, ее острые и недостаточно изученные аспекты, выделить возможные направления их дальнейшей разработки.

П. Сорокин в своих работах уделял особое внимание таким феноменам как: армия, война и милитаризация общества. По его мнению, армию возможно рассматривать как канал социальной мобильности в мирное и военное время [5, с. 302 - 373], а также анализировать состояние российского общества, прогнозировать его развитие с учетом знания об особенностях милитаризированного общества [6, с. 3 - 10].

Профессионализация ВС РФ является процессом и результатом изменения характера и содержания воинской деятельности, связанной с ее специализацией и универсализацией, определяющей ее комплектование военными профессионалами, т. е. кадровое обеспечение. Это проблема не только оснащения ВС РФ новейшим вооружением, но и кадровым составом с инновационным подходом к профессиональному делу. Современный военный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях.

Социологический анализ профессионализации ВС РФ позволяет использовать методы, формирующие систему социальной диагностики состояния кадрового обеспечения армии. Система технологий социологической диагностики определяет социальные ценности и моральные факторы в профессиональной деятельности военнослужащих, устанавливает перспективы использования, развития кадровой политики, механизмов управления военнослужащими. Благодаря использованию социологических методов, возможно оценить уровень профессионализма военнослужащих и отношение российского населения к рассматриваемой категории, уровень доверия к власти, а также личностно-психологические аспекты. Информация, получаемая с помощью социологического мониторинга, позволяет оценить социально-демографическое, статусно-профессиональное и духовно-нравственное состояние войск.

В качестве направлений социологической диагностики профессионализации военнослужащих выступают следующие методы:

- управленческие, ориентированные на формирование такого поведения у военнослужащих, которое

способствует осуществлению служебной деятельности в соответствии с современными требованиями, понимании необходимости военной дисциплины, чувстве долга, культуре военно-профессиональной деятельности;

- экономические, основанные на использовании материальных и экономических механизмов управления профессионализацией военнослужащих;

- социально-психологические, ориентированные на мотивационную сторону личности, социально-психологический климат в коллективе для успешной профессионализации военнослужащих;

- политические, направленные на изучение отношения власти, гражданского населения к военнослужащим ВС РФ как государственным служащим [7, с. 26].

В настоящее время, на наш взгляд, обозначился ряд следующих направлений в изучении проблем профессионализации ВС РФ с позиций социологического, экономического, политического анализа:

1) социальный аспект процесса формирования нового облика ВС РФ;

2) решение задач ядерного сдерживания в условиях развертывания глобальной ПРО США;

3) преобразование системы военного образования;

4) роль органов военного управления при новой конфигурации облика ВС РФ;

5) современная концепция строительства ВВС, ВМФ (выработка концептуальных подходов);

6) тыловое обеспечение войск;

7) особенности современных требований по расквартированию и обустройству войск;

8) особенности, новации и приоритеты военного бюджета;

9) оснащение войск современным вооружением и военной техникой;

10) структурный переход к трехуровневой системе управления в рамках придания современного облика ВС РФ;

11) радикальная перестройка системы боевой подготовки войск;

12) оптимизация структуры и повышения интенсивности боевой подготовки войск и оперативно-тактических штабов в целях приращения боевого потенциала ВС РФ;

13) политический (государственный) и общественный (гражданский) контроль над ВС РФ как ключевое звено строительства нового облика армии и флота.

Совершенствование и практическое применение критериев качества профессионализации, их исполь-

зование в деятельности военной организации призваны стать важнейшим инструментом повышения эффективности. Цель такой политики состоит в обеспечении военной безопасности страны.

Специфика управления профессионализацией ВС РФ в процессе формирования нового облика находится в зависимости от роли органов военного управления, содержания стратегии военной безопасности страны.

Особенности профессионализации военнослужащих, основные перспективы их профессионального развития зависят от качества преобразований системы военного образования, оснащения войск современным вооружением и военной техникой, приоритетов военного бюджета и уровня военно-гражданских отношений.

Трансформация военно-гражданских отношений в направлении совершенствования взаимодействия ВС, гражданского общества и демократического правового государства зависит от качества профессионализации армии, общественного и политического контроля над ней.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12. 05. 2009 г. № 537.URL : http://www.scrf. gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 27.12.2009).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL : http://www.economy.gov.ru /wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/legislation/gover nmentacts/doc1248450453794 (дата обращения: 27.12.2009).

3. Информационное обеспечение. О новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации. URL: http://www.mil.ru/info/53270/index.shtml (дата обращения: 27.12.2009).

4. Куделина Л. Особенности и новации бюджета Минобороны России. URL : http://www.mil.ru/files/Kudelina _RVO.pdf (дата обращения: 27.12.2009).

5. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. (Сер. «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302 - 373.

6. Сорокин П. Война и милитаризация общества // Артельное дело. 1922. № 1 - 4. С. 3 - 10.

7. Обухова Л.А. Профессионализация кадрового обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации (социологический анализ) : автореф. дис. ... д-ра. социол. наук. М., 2007. С. 25 - 26.

Поступила в редакцию 28 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.