Научная статья на тему 'Профессионализация мышления преподавателя в условиях образовательной среды'

Профессионализация мышления преподавателя в условиях образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализация / мышление / субъект / преподаватель / ресурс / образовательная среда / professionalization / thinking / subject / teacher / resource / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапов М. М.

В статье рассмотрены особенности профессионализации мышления преподавателя в условиях образовательной среды. Обосновано, что базовые качества профессионального мышления педагога являются своего рода системными когнитивными детерминантами развития ресурсов субъектов образовательного процесса. Установлено, что структура этих ресурсов проявляется в отношении к возможностям образовательной среды. Учет данных ресурсов позволяет преподавателю адекватно и целенаправленно влиять на развитие мобилизационных способностей обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALIZATION OF THE TEACHER'S THINKING IN THE CONDITIONES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the features of professionalization of the teacher's thinking in the conditiones of the educational environment. It is proved that the basic qualities of a teacher’s professional thinking are a kind of systemic cognitive determinants of the development of resources of the educational process’s subjects. It is established that the structure of these resources is manifested in relation to the possibilities of the educational environment. Accounting for these resources allows the teacher to adequately and purposefully influence the development of the student's mobilization abilities.

Текст научной работы на тему «Профессионализация мышления преподавателя в условиях образовательной среды»

УДК 159.9:331.101.3

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ44 Кашапов М.М.

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»,

Ярославль, Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессионализации мышления преподавателя в условиях образовательной среды. Обосновано, что базовые качества профессионального мышления педагога являются своего рода системными когнитивными детерминантами развития ресурсов субъектов образовательного процесса. Установлено, что структура этих ресурсов проявляется в отношении к возможностям образовательной среды. Учет данных ресурсов позволяет преподавателю адекватно и целенаправленно влиять на развитие мобилизационных способностей обучаемого.

Ключевые слова: профессионализация, мышление, субъект, преподаватель, ресурс, образовательная среда

PROFESSIONALIZATION OF THE TEACHER'S THINKING IN THE CONDITIONES

OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Kashapov М.М.

Doctor of Psychology, Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the features of professionalization of the teacher's thinking in the conditiones of the educational environment. It is proved that the basic qualities of a teacher's professional thinking are a kind of systemic cognitive determinants of the development of resources of the educational process's subjects. It is established that the structure of these resources is manifested in relation to the possibilities of the educational environment. Accounting for these resources allows the teacher to adequately and purposefully influence the development of the student's mobilization abilities.

Keywords: professionalization, thinking, subject, teacher, resource, educational environment

Развитие общей одаренности как глубинной характеристики личность является ориентиром любой образовательной системы, поскольку в быстро изменяющихся социально-экономических условиях особо востребованы творчески мыслящие и действующие профессионалы. Именно они являются двигателями общественного прогресса, следовательно, необходимо создавать соответствующие условия для подготовки таких кадров. Талант обучаемого успешно развивается в той среде, в которой ему предоставлена ситуация выбора. Однако на практике образовательный процесс все еще остается ориентированным на становление личности с заранее заданными характеристиками, представленными в образовательных и профессиональных стандартах, в которых практически ничего не говорится о формировании творческого мышления субъект. Всё это определяет важность инновационного подхода к содержанию и организации педагогической деятельности.

Следует отметить, что сложившиеся традиции реализации образовательного процесса, в частности, структура учебных занятий, система педагогического оценивания, мало способствует созданию оптимальных условий для проявления и развития индивидуальности обучаемых. Отношения между преподавателем и студентами, в большинстве случаев, к сожале-

44 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00102а.

нию, все еще регламентировано основаны на авторитарности, на подавлении инициативы учащихся, блокировании их стремления к независимости в мышлении и самостоятельности в реализации принятых решений. Таким образом, в настоящее время назрело и все более осознаётся противоречие между необходимостью создания условий для проявления и развития индивидуальности обучаемых и реальной практикой, не обеспечивающей в достаточной степени условия для этого развития.

В.И. Пановым обоснована необходимость создания образовательной среды, благоприятно влияющей на развитие одаренности. Установлено, что не одаренные одиночки конструируют образовательную среду, а среда создает условия для творческого развития личности. Исследуя динамические характеристики педагогического общения и взаимодействия, автору удалось установить тенденцию средней возрастной группы преподавателей со стажем профессиональной деятельности от 7 до 20 лет к совместно-субъектному и субъект-порождающему типам взаимодействия. В контексте реализации данных типов создаются условия, благодаря которым обучаемые могут себя проверить и выяснить свои возможности, в т.ч. и творческие способности [8, с. 239-240]. Способность к саморазвитию, проявляющаяся в стремлении к самоизменению, позитивном преобразовании своей профессиональной деятельности, реализации творческих возможностей, представляет собой творческий ресурс для выстраивания взаимоотношений на новом уровне [7].

И.А. Баевой, в русле разработанного ею направления - психология безопасности, -обосновывается идея важности одновременного учета психологических условий окружающей человека физической и социальной среды и внутренних ресурсов личности [1, с. 69]. Значимость проведенного И.А. Баевой и И.С. Якиманской исследования определяется подходом к диагностике универсальных учебных действий воспитанников, обнаруженной связью уровня их развития с системой отношений между субъектами образовательной среды, их взаимодействием, согласованием целей и ожиданий [2]. При этом объективные параметры среды рассматриваются как внешние условия реализации творческого потенциала, а совокупность психологических ресурсов, которыми располагает субъект, - как внутренние условия. Тем не менее, по-прежнему остается актуальной необходимость выявления психологических механизмов конструирования условий образовательной среды как внесубъектных и интерсубъектных ресурсов.

Результаты, полученные В.Н. Дружининым, свидетельствуют, что с креативностью, прежде всего, коррелирует именно образовательная среда, а не интеллект, и даже не мотивация [3]. Коллектив учебного класса выступает как совокупность ресурсов субъекта. Однако вопросы технологий развития субъектных ресурсов личности и группы в основном рассматриваются в контексте решения других проблем, что повышает актуальность целенаправленного обращения к их специальному изучению.

В связи с этим можно отметить, что для обучаемого нужен креативный наставник, обладающий творческим профессиональным мышлением как средством создания психолого-экологических основ образовательной среды. В конструировании такой среды особую роль играет преподаватель, умеющий адекватно осмысливать происходящее и оперативно реагировать на возникающие внештатные изменения в педагогическом процессе. В этом случае особое значение приобретают такие качества его профессионального мышления как абно-тивность, надситуативность, событийность, ресурсность, прогностичность. Именно данные качества выполняют функцию оптимизации ресурсов [6].

1. Абнотивность означает умение найти в обучаемом «изюминку», которая поможет ему развиваться. В каждом человек есть, по мнению Сократа, «солнце», которому нужно дать светить, поскольку очень многие одаренные дети не могут или не умеют продемонстрировать свою неординарность. Они остро нуждаются в том, чтобы их заметили и оценили. Данная компетентность преподавателя, проявляющаяся в обнаружении творчески одаренного ученика, предполагает учет индивидуальности воспитанника. Абнотивность характеризуется не только адекватным принятием креативного ученика, но и умением оперативно находить новые способы работы с одарёнными обучаемыми. Важную роль при этом играют

именно личностные качества учителя. Абнотивность - способность преподавателя к адекватному восприятию, пониманию и принятию креативности ученика, способность заметить одаренного учащегося и оказать ему необходимую поддержку в развитии его творческого потенциала посредством конструирования такой образовательной среды, условия которой становятся средствами саморазвития обучаемого.

Как показали результаты проведенного нами исследования, лишь 18% педагогов общеобразовательной и высшей школы обладают данной компетентностью. В качестве диагностического средства нами использован опросник «Абнотивность преподавателя» (М.М. Ка-шапов, А.А. Зверева) [4].

В структуре абнотивности выявлен проектно-организационный компонент, который проявляется в разнообразных способах проектирования и организации образовательного процесса (конструирование творческих заданий; проектирование креативных занятий; инновационный стиль взаимодействия). В формирующем эксперименте, проведенном совместно Н.В. Дударевой, реализована программа обучения абнотивности (72 часа), имеющей следующие блоки: когнитивный; операциональный, методический; личностный (семинар-тренинг по осмыслению собственных ценностей, направленности).

Сравнительный анализ групп до и после обучения проводился с использованием критерия Манна-Уитни и однофакторного дисперсионного анализа. Установлено, что индивидуальная мера рефлексивности педагогов до и после курсов изменилась (Мх = 110,2 и 126,0 соответственно). Сравнение групп показало значимые различия на высоком уровне значимости - Б=20,8 при р<0,001. В уровне развития мотивации педагогов также произошли достаточно существенные изменения. Так, выявлено, что у педагогов вырос уровень «стремления к общению» (Мх = 133,5 и 149,1 соответственно) и понизился уровень «боязни быть отвергнутыми» (Мх = 125,0 и 114,3 соответственно). В уровне направленности личности выявлены статистически значимые различия Б-8, 064, р<0,005. Вырос уровень интернальности локус-контроля педагогов (Мх = 11, 6 и 12,4 соответственно), понимаемый не как уход от общения (это противоречит увеличению уровня мотива аффилиации «стремление к общению»), а как обращенность личности вовнутрь, к собственным переживаниям и мыслям. В уровне творческой активности учителей также произошли статистически значимые различия на высоком уровне значимости Е-9,2, при р<0,003, (Мх =33,1 -36,2 соответственно). Сравнение групп показало значимые различия - Б=20,8 при р<0,00 в уровне развития абнотивности (Мх= 69, 1 -46 соответственно) [5].

2. Надситуативность характеризуется умением выйти за пределы познаваемой и преобразуемой ситуации и адекватно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, а самое главное - формулировать цели, далеко выходящие за ситуационный рамки. Данное качество мышления помогает преподавателю выходить за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного. Применение батареи авторских методик позволило установить, что у педагогов первой квалификационной категории ярче проявляется надситуативное мышление, чем у педагогов высшей категории. Данный факт можно объяснить тем, что у педагогов первой категории ещё имеются перспективы в профессиональном развитии, поэтому они стремятся к дальнейшему саморазвитию. Установлено, что именно благодаря переходу с ситуативного уровня мышления на надситуативный происходит становления творческого педагогического мышления.

3. Событийность означает создание таких условий, которые становятся в процессе разрешения трудной ситуации средствами развития субъекта. Для него переживаемая ситуация является знаковым событием, привносящим в его жизнь существенные изменения. Трансформирование ситуации в событие в значительной мере обусловлено выявлением и реализацией ресурсных опорных точек. Данные точки характеризуются новыми возможностями, раскрытие которых даёт дополнительный импульс для преобразования ситуации в событие. Благодаря таким действиям условия ситуации становятся средствами её конструирования, позитивного изменения. Понимание и учет функционального параметра событийно-

сти позволяет своевременно распознать ресурсную точку выбора и принятия значимой ситуации, которая в качестве события выполняет разнообразные развивающие функции.

4. Ресурсность мышления выражается в умении найти в разрешаемой ситуации реперные точки, опираясь на которые субъект достигает намеченной цели. Важно отметить, что с одной стороны умеренный уровень оптимизма можно рассматривать в качестве ресурса, который обеспечивает выбор продуктивных стратегий. А с другой - операционная напряженность возникает в условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями, мысли о которых заставили бы человека заранее волноваться.

Ресурс является духовной опорой личности и выполняет инструментальную функцию в реализации задач развития личности. Рассматривая ресурсы как функцию, можно отметить, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует расширению границ опыта человека и появлению новых возможностей. В контексте становления будущего специалиста его личностные ресурсы являются источником данного развития.

5. Прогностичность характеризуется выявлением силовых линий в напряженном межличностном взаимодействии и перспектив их дальнейшего развития. Заблаговременное, оптимальное распределение ресурсов способствует планированию событий и управлению ими для достижения определенных целей.

Анализ выделенных качеств мышления преподавателя позволяет понять, каким образом конструируется образовательная среда. Если среда образовательная, то это означает, что она имеет такой потенциал, реализация которого способствует развитию субъекта. Если же потенциал не реализуется, то такая среда не будет образовательной, а станет всего лишь социальной, даже если она находится в образовательном учреждении.

Для создания собственно образовательной среды необходимо, во-первых, установление контакта между субъектами педагогического процесса; во-вторых, достижение конструктивного взаимопонимания; в-третьих, установление творческой атмосферы, благоприятно влияющей на проявление творческой активности.

Рассмотренные выше характеристики творческого профессионального мышления становятся ресурсом субъекта только при условии, если они «приложимы» к конкретной педагогической ситуации, в рамках которой этот ресурс может быть востребован для продуктивного решения задач. Ресурсы обеспечивают будущему специалисту конструктивность взаимодействия его личности и окружающей среды, адекватную самооценку, устойчивую позитивную мотивацию, нравственную основу поступков, чувство удовольствия и удовлетворенность от выполняемой деятельности.

Таким образом, можно отметить, что ресурс творческого мышления профессионала продуктивен, динамичен, гармоничен (позволяет жить в ладу с самим собой и с социумом), экономичен (помогает адекватно расходовать свой потенциал). Развитие вышерассмотренных качеств творческого мышления целесообразно рассматривать с точки зрения различных критериев его эффективности: быстродействия - через упражнения с лимитом времени, продуктивности - через обсуждение и анализ продуктов творческого мышления, рефлексивности - через интроспекцию процесса творческого мышления и т.д.

Список литературы

1. Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал. 2007. №1 (2). С.65-69.

2. Баева И. А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» 2013. № 1. - http://psyedu.ru/ аиШоге/а2992.р^ш1

3. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 541 с.

4. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореф. дисс. ... доктора психологических наук. М. 2000. - 48 с.

5. Кашапов М.М., Дудырева Н.В. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия «Педагогика и психология» № 2 (24). Москва, 2013. С. 67-76.

6. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.

7. Панов В.И., Селезнева М.В. Конфликтность/ неконфликтность взаимодействия в образовательной среде военного вуза: экопсихологический аспект // Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред. проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. С. 121-143.

8. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М. ; СПб. ; Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с.

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ45 Лактионова Е.Б.

ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,

Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования, направленного на выявление взаимосвязей между психологическими характеристиками образовательной среды и показателями психологического благополучия одаренных подростков, обучающихся в специализированных школах. Раскрывается взаимосвязь психологического благополучия одаренных учащихся и психологических характеристик образовательной среды.

Ключевые слова: одаренные учащиеся, образовательная среда.

METHODOLOGICAL BASIS AND EMPIRICAL RESULTS OF RESEARCH ON RELATIONSHIPS BETWEEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT INDICATORS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF GIFTED STUDENTS

Laktionova E.B.

The Hercen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the results of a study aimed at identifying the interrelationships between the psychological characteristics of the educational environment and the indicators of psychological well-being of gifted teenagers studying in specialized schools. The relationship between the psychological well-being of gifted students and the psychological characteristics of the educational environment is revealed.

Keywords: gifted students, educational environment.

45 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00410,«Образовательная среда как фактор психологического благополучия одаренных учащихся подросткового возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.