Научная статья на тему 'Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального образования'

Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ФУНКЦИИ / PROFESSIOLOGICAL EXPERTISE / QUALITY OF EDUCATION / CRITERIA AND INDICATORS / VOCATIONAL EDUCATION / GENERAL EDUCATION / METHODS AND TECHNOLOGIES / TOOLS / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна, Мелехин Виталий Авенирович

В статье рассматриваются вопросы профессиологической экспертизы качества общего и профессионального образования. Приведены значимые функции профессиологической экспертизы качества образования: информационная, прогностическая, оценочная, развивающая, конструктивная, рефлексивная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна, Мелехин Виталий Авенирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiological expertise of general and vocational education quality

The article deals with the issues of professiological expertise of general and vocational education quality. Significant functions of professiological expertise of education are given: informational, prognostic, evaluational, developing, constructive, and reflective

Текст научной работы на тему «Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального образования»

С. И. Назарова, В. А. Мелехин

(Санкт-Петербург)

Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы профессиологической экспертизы качества общего и профессионального образования. Приведены значимые функции профессиологической экспертизы качества образования: информационная, прогностическая, оценочная, развивающая, конструктивная, рефлексивная.

Новые социально-экономические условия, развитая информационная сеть в обществе диктуют новые требования к образованию в целом, как к общему, так и профессиональному. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке «Образование: сокрытое сокровище» говорится, что современная информационно насыщенная среда создает уникальные возможности для человека по решению его профессионального и духовного развития. В указанной ситуации возрастают требования к содержательной и качественной стороне образования. Ответственность за качество общего и профессионального образования в первую очередь возлагается на учебные заведения, как базу реальной ответственности образовательной системы страны. В этой связи возрастает роль контроля качества образования. Цель в области качества - это конкретные и реально воплощенные на практике требования, предъявляемые к качеству результатов деятельности образовательных учреждений как общей, так и профессиональной подготовки.

«Качество образования» является интегральной социальной категорией, определяющей состояние и результативность процесса образования в обществе, а также соответствие потребностей и ожиданий различных социальных групп общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [1]. Результативность и эффективность деятельности учебных заведений общего и профессионального образования может быть повышена за счет создания и обеспечения системы взаимосвязанных процессов и управления этой системой. В этом случае важным моментом является процесс непосредственного

контроля над качеством выполнения предоставляемых заказчику услуг на всем протяжении технологического процесса выполнения заказа - от обоснования технического задания до получения и оценки качества выполнения услуг. Это означает, что учебные заведения должны стремиться к объединению процессов создания услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие предоставляемых услуг потребностям заказчика (государства, общества, личности] [2].

При системном подходе к комплексной интегрированной оценке качества общего и профессионального образования, которой является профессиологическая экспертиза, а также и к оценке качества управления образовательными учреждениями станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов по повышению качества предоставления образовательных услуг. Проведение про-фессиологической экспертизы в учебных заведениях общего и профессионального образования способствует повышению уровня образовательных услуг, а также своевременной корректировке и устранению выявленных недостатков. Профессиологическую экспертизу качества системы общего и профессионального образования мы рассматриваем через призму оценки качества педагогической деятельности в учебных заведениях. Иными словами, профессиологическая экспертиза качества образования - это комплексная интегрированная оценка качества общего и профессионального образования, профессиональной ориентации, профессиональных качеств личности педагогов, содержания и управления в целом процессом образования в учебных заведениях [3, с. 124].

Стратегические цели проведения профес-сиологической экспертизы направлены на проверку и анализ существующей документации по проектированию и разработке образовательных программ, содержанию учебных программ, экзаменов, тестирования, исследовательской и инновационной деятельности учреждения, словом, всего учебно-методического комплекса, от которого зависит качество основного образовательного процесса. Полученные результаты могут служить основой для определения стратегии, целей и задач учебного заведения в области качества образования, выделения наиболее проблемных моментов с целью корректировки и проведения предупреждающих действий.

Такая работа должна вестись контролирующей структурой непрерывно на основании разработанных положений об основных показателях и характеристиках рабочих процессов в области определения качества образования. При этом необходимо пользоваться системой их измерения с учетом мониторинга удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а также оценки качества полученных знаний обучающимися, включая процедуры текущего, промежуточного и заключительного контроля, а также проведения внутреннего аудита. Критерии и показатели профессиоло-гической экспертизы должны определять, с одной стороны, соответствие содержания образования государственному стандарту, а с другой - соответствие запросам потребителей образовательной услуги.

В основе профессиологической экспертизы качества образования может быть два критерия: критерий качества образования и критерий эффективности качества образования. При этом под качеством образования и его эффективностью понимается качество образовательного процесса и его эффективность. Качество образования (образовательного процесса] чаще всего оценивается качественным критерием соответствия результата (соответствия образовательной услуги государственным стандартам] поставленной цели. Эффективность качества образования (образовательного процесса] определяется соотношением достигнутого результата (соответствия образовательной услуги требованиям соответствующих стандартов, программ, спецификаций] и затрат на получение результата.

Необходимо отметить, что оценку качества образования и его эффективности можно провести только при окончании образовательного процесса или его заранее предусмотренного этапа и при получении результата соответствия образовательной услуги государственным стандартам. При этом для оценки эффективности качества образовательного процесса необходимо реально или виртуально провести или рассчитать несколько вариантов соотношений результат/затраты.

Эффективное управление всегда предполагает минимально необходимые затраты сил, средств, ресурсов и времени. Качество образования и его эффективность - многофакторные критерии, и их расчеты не должны замыкаться только на оценке образовательного процесса, они сложным образом соотносятся с другими важными показателями (качество жизни, воспитательный процесс, нравственное развитие личности, воспитание патриотизма и др.] [4].

Профессиологическая экспертиза (в дальнейшем, экспертиза] должна представлять собой комфортную среду, позволяющую раскрыть потенциальные возможности личности специалиста, помогая ему реализоваться в профессиональной деятельности. Весьма важно проводить экспертизу с применением современных технологий тестирования, смотров знаний, структурирования индивидуального набора задач и пр. При этом специально разработанные измерительные технологии оценочной деятельности, контроль и толкование результатов не должны являться источником психологических травм. В процессе профессиологической экспертизы важна также личная вовлечённость преподавателей в активную познавательную и личност-но-преобразующую деятельность, которую представляет собой экспертиза [5].

Большой пласт проблем экспертизы качества педагогического образования раскрыт в трудах доктора педагогических наук, профессора И. И. Соколовой. В частности, говорится, что аттестация педагогических работников рассматривается как институт, который задает систему установления качества профессиональной деятельности за счет:

- разработки и переоформления заинтересованными сторонами требований к профессиональной деятельности;

- формирования работодателем заказа на повышение квалификации работника в соот-

ветствии с требованиями к профессиональной деятельности;

- экспертной оценки качества профессиональной деятельности [6].

Оценивание профессиональной деятельности педагогов в настоящее время проводится в соответствии с «Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Следует отметить, что в качестве одного из приоритетов развития мировой системы оценки качества педагогического образования сегодня рассматривается необходимость в переносе центра тяжести с процедур государственного внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения (ОУ) на основе тех или иных моделей или использования потенциала общественной и/или профессиональной оценки их деятельности. Повышение роли и ответственности образовательных учреждений за качество образования может быть обеспечено за счет следующих мер:

- введение реального механизма ответственности образовательных учреждений за качество обеспечиваемого образования в условиях нормативного финансирования;

- совершенствование нормативной базы образовательной деятельности, в том числе за счет принятия ряда нормативно-правовых актов;

- оптимизация управления образованием, делегирование полномочий с федерального, регионального и муниципального уровней на уровень образовательных учреждений, устранение функционализма, опеки в управлении;

- обеспечение реальной финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;

- введение эффективных механизмов общественного контроля качества деятельности образовательных учреждений;

- изменение состава показателей, используемых в ходе оценки деятельности образовательных учреждений.

Исследователи отмечают необходимость формирования ряда новых процедур с очер-

ченным правовым статусом, в том числе самообследования образовательных учреждений по качеству образования, сертификации системы менеджмента качества образовательного учреждения, ежегодного контроля выполнения аккредитационных показателей, проведения конкурсов в области качества для образовательных учреждений с применением критериев и показателей, предлагаемых бизнес-структурами, общественными организациями. Достижению оптимального баланса в ориентации на процесс и результат призвано способствовать и применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в управлении образовательными системами [7].

Профессиологическую экспертизу качества системы педагогического образования, как уже отмечалось выше, мы рассматриваем через призму оценки качества педагогической деятельности в учебных заведениях общего и профессионального образования. Поскольку педагогический труд весьма дифференцирован по своему содержанию, показатели оценивания педагогической деятельности мы рассматриваем через конкретные профессии педагогического труда.

Разрабатывая критериальное оценивание профессиональной деятельности работников образования, педагогическую профессию мы брали в динамике ее развития и с учетом научно-практических достижений профессио-логии. В исследованиях А. П. Беляевой про-фессиология представляется как наука, интегрирующая комплекс наук о профессиональном образовании, профессиональной ориентации, о профессиональных качествах личности, профессиональном самоопределении, феноменах таланта, одаренности и т.п. Профессиология изучает профессии как вид деятельности в соответствии с уровнем образованности, воспитанности и культурного развития [8].

Профессиологический подход к разработке критериев оценки деятельности педагогов предполагает применение интегративного подхода как ведущего подхода в системном осмыслении критериального построения. Именно система критериев и их показателей наиболее полно и универсально позволяет оценить деятельность педагогов. Под механизмом выявления критериев и показателей оценки деятельности педагогов мы понима-

ем процедуры выявления специфических особенностей педагогической деятельности. Обязательны такие критерии и их показатели, которые выявляют личностные особенности педагогов и особо профессионально значимые. Различные критерии и различные показатели должны оценивать духовные способности педагога, его волевые качества, его психические состояния. Особое значение приобретают процессы критериальной оценки коммуникативной профессиональной деятельности педагога. Каждое оценивание деятельности преследует определенные цели и задачи, отметим только важность взаимосвязанной системы зависимости критериев и показателей оценивания педагогической деятельности от профессиональных компетент-ностей, видов профессиональной деятельности и профессиональных функций преподавателя. Профессии и должности, которые занимают педагоги, имеют очень конкретное поле деятельности, значит, виды профессиональной деятельности и профессиональные функции будут различны, также как и набор ком-петентностей педагога. Критерии и показатели оценки деятельности педагога многочисленны, но они будут зависеть от компетент-ностей, видов профессиональной деятельности и выполняемых профессиональных функций. Изучение научных источников профес-сиографического исследования (Н. М. Александрова, Э. Ф. Зеер, Р. Д. Каверина, Е. А. Климова и др.] показало, что критериальное оценивание профессиональной деятельности педагогов происходит по блокам деятельности: - управленческой (управленческая функция], организационной (организационная функция], диагностической (диагностическая функция], методической (методическая функция], контролирующей (контролирующая функция]. Существенным при этом является то, что оцениваются и функции и компетентности [9].

Важным элементом оценки качества образования является профессиологическая диагностика педагогической деятельности в системах общего и профессионального образования. Профессиологическая диагностика педагогической деятельности - это оценочная технология, направленная на изучение социально-психологических характеристик и ин-

дивидуальных особенностей педагогической деятельности с целью оценки ее качества и продуктивности. Это путь выявления степени соответствия деятельности педагогов, а также их профессиональной компетентности общественно установленным требованиям. Профессиологическая диагностика (в дальнейшем диагностика] педагогической деятельности многофункциональна. Для нашего исследования по созданию инструментария диагностики профессионально-педагогической деятельности существенными и наиболее значимыми оказались следующие функции: информационная, прогностическая, оценочная, развивающая, конструктивная, функция самоизучения и саморазвития [10]. Основу концепции создания инструментария диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогических работников системы общего и профессионального образования составили: идея частичной формализации, метризуемости, многомерности педагогической деятельности как системного, социокультурного феномена; идея адекватности оценочного инструментария и сложности объекта оценки; идея педагогической рефлексии; идея многообразия применяемых средств и шкал оценки [11].

Проверка и изучение специалистами-экспертами характера, продуктов деятельности педагога в ходе проведения профессиологи-ческой экспертизы имеет целью получение объективной информации для оценки качества, эффективности и результативности его деятельности с представлением мотивированного заключения об уровне профессиональной квалификации педагога и праве заниматься этой деятельностью, а также получение объективной информации для оценки качества образования в учебных заведениях общего и профессионального образования [12].

Профессиологическая экспертиза создает условия для профессионального роста педагогических работников и, что очень важно для качественного развития национальной системы образования, формирует инновационный кадровый ресурс из сотрудников, понимающих задачи модернизации образования и способных решать их на практике посредством инновационной деятельности.

Литература

1. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.

2. Богачек И. А., Онищенко Э. В. Управление качеством в вузе в условиях Болонского процесса : моногр. - М.: Экон-информ, 2010.

3. Назарова С. И., Мелехин В. А. Профессиологическая экспертиза качества общего и профессионального педагогического образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. - № 2. - С. 118-127.

4. Назарова С. И. Повышение качества образования - стратегический курс социально-экономического развития современного общества // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. (С.-Петербург, 24-25 октября 2013) / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - С. 59-66.

5. Ахтамова С. С. Оценка качества педагогического образования как условие его совершенствования : дис. ... канд.пед.наук : 13.00.01. - Красноярск, 2002. - 190 с.

6. Соколова И. И. Мониторинг качества педагогического образования: науч. отчет о НИР (промежуточный за 2010 год) ФГНУ. -СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2010. - 89 с. - № ГР 0120.08070010.

7. Граничина О. А. Основы мониторинга качества педагогического образования в контексте гуманитарных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 46-58.

8. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: ИПТО РАО, 1997.

9. Мелехин В. А., Назарова С. И. Проблема профессиологиче-ской экспертизы качества педагогической деятельности // Человек и образование. - 2014. - №1. - С. 85-90.

10. Назарова С. И., Мелехин В. А., Клюшкин В. И. Методология диагностики педагогической деятельности в системах общего и профессионального образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. -№ 2. - С. 128-137.

11. Панасюк В. П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования // Человек и образование. - 2013. - № 3. - С. 98-103.

12. Назарова С. И. Формирование системы менеджмента качества образования в высшем учебном заведении // Человек и образование. - 2014. - №2. - С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.